Марфа семенкова полтавская

Архимандрит Аввакум Кременчуг
Жизнь человеческая скорбь и мрак. Немного выглянет того счастья человеку, аки солнце из тяжелых свинцовых облаков, а то больше скорбь и мрак и борьба с болезнями, обстоятельствами, тяжелой чредой сумрачных будней. Но, посреде великого пессимизма, так уж устроен мир, произрастают ростки и великого оптимизма. Люди, на трудном жизненном пути поддерживая друг друга, делают поистине потрясающие духовные прозрения, открытия. Народное присловие гласит: не стоит село без праведника а город без святого. В Болгарии была Ванга, в Москве Мотрона, а в Полтаве был Семен болящий.

 С людьми постоянно, что то надо делать. Люди, как малые дети, постоянно жаждут внимания к своим нуждам и проблемам. Они подчас даже требуют, что бы с ними возились, о них заботитлись. Так уж устроен человек. И это может быть к лучшему. Бог немощное и буее избрал, да посрамит мудрое. В жизни людей есть потрясающие примеры подтверждения этого евангельского спасителевого слова.

Марфа Семенкова. В начало пребывания моего в Полтавском епархиальном управлении, поселили нас в маленьком старом флигеле. Он и до сих пор стоит. Кушать приготовлять надо было самим. Ну, хлопцы, шахтари донецьки хлопци молодецьки, как мы там себе готовили. Марфа Семенкова приносила нам есть. Худенькая изможденная женщина, суть из евангельских жен мироносиц, тащила нам сумки с едой и это было неоднократно. Если я и представлял жен мироносиц и буду представлять впредь, то именно по Марфе Семенковой. По ее образуи подобию, типажу как теперь говорят. Жила она на базаре, дом окнами выходил прямо на рыночную площадь и место где когда то стоял собор.
 
Досматривала ухаживала за болящим Семеном(Семенком) народным прозорливым, коляска которого спустя много лет по смерти продолжала стоять у нее в квартире. Я видел ту знаменитую коляску стоявшую в 80е годы в углу комнаты уже пустой. К тому времени Семенко прозорливый уже ушел от земли живых. И вот о нем слово то же надо сказать. Полтава ведь благодатный город и праведных людей в нем было не мало, да и в будущем будет довольно. И как то к слову всех хочется вспомнить ибо они составляли эпоху…

Епископа Серафима в Полтаве долго помнили. Когда я появился в Полтаве в1980 году, в граматках несмотря на то что прошло 20 лет со дня его перевода за штат, его имя встречалось довольно часто.
Владыка Серафим Шарапов, у которого для всех было теплое слово, взял ее за голову обоими руками, не печалься. Жалуюсь: Вот я пошла в храм, а у меня дома мама болящая лежит, я так за нее боюсь. Владыка ей и говорит: Не бойся иди смело домой она тебя встретит здоровая. Я иду домой и думаю, гадаю как это она не поднимающаяся с постели может меня встречать? Так и случилось.

Пророчества болящего Семена. Лежал в коляске маленький, ножки и ручки у него едва были развиты, да еще и скручены, прилипшие к туловищу, но голос был зычный и грубый, проникающий в саму суть души приходящего вплоть до пробуждения, до озарения. Люди бывавшие у болящего Семенка выходя от него говорили: Это поистине человек, похожий на святого. Побывав у него, выходишь и будто на свет заново народився! Аж розвиднилось!» Мама Вадима, раба Божия Вера, я ее знал, пошла со своим мужем, тогда еще пламенеющие любовью друг ко другу, с представляющимися самыми розово-радужными горизонтами предстоящей долгой жизни. Приговор Семена: «Жаль, жаль, однако жить вместе вы не будете». Вышли от прозорливого озадаченные. Так оно впоследствии и сталось. Мы жаждем слышать пророчества какими бы они горькими не были. Потом вспоминаем.
 
Вот его пророчество,  простые безыскусные слова о времени прошедшем настоящем и будущем: «Отож… Знайте… Революцию на нас попустил Господь за грехи царя и церкви. Шо тепер закрывають и взрывають. Понимаете? Священники армейские, як почалась перша война, выпивая с офицерами, говорили в пьяном состоянии: «спаси Господи офицеров, а этого гноя, показывали на солдат, хватит и еще хватит!!!» От этих слов оступился Бог от царя, церкви и нерадивых священников отступившихся и прозябающих в пьянстве и бесчинствах. Законы святы, да законники супостаты. Да! Так, так… Сейчас остается остаток святых и верующих, которые в обозначенный Богом час возсоздадут церкви и монастыри, в которых будет избранное благочестие. Но, на малое время откроются. Повторяю, на малое… В Полтаве над орлом(это в центре на кругу) огненный столп увидят. То, на перемену жизни. Спасська церква увеличиться и стане размеров розобранного колись собора…»

Еще подробности… Тут, как рассказывал Иван Григорович Гайдамака, пономарь собора, идет крестный ход, а тут коляска Семенкова, его полностью обступив народ. Власти неодобрительно сетовали, что это такое народ собирает! Но сделать что либо не могли, так как имели дело с инвалидом, немощным.
Люди шли и шли к болящему собор на базаре и жил он здесь же невдалеке. От властей приходили к нему и грозили, что будет пророчествовать, собирать людей, заберем в психиатрию если к тебе будут идти люди! Что делать? Не принимай, отказывай! И забирали по дороге за Семенком. Дабы свезти его на Шведскую(Психоневрологическая лечебница), поднялась буря, вихрь скорая помощь попала в автокатастрофу. «Скора помощ так спишила шо ще двох задавила!»- народная шутка. Посылают следующую. Следующая бригада медиков скорой помощи отказалась наотрез ехать к нему. Шофер говорил: «Оце робить зо мною що хочете, хоч увольняйте, но я бильше не поиду за ним!»

Неудачный арест коляски. Это почти детективная история показывающая какими никчемными способами власти боролись с религией и в частности с верующими людьми. Это по украински называется: «У старця однять торбу». Ситуация с милиционером получилась поистине комичная. Милиционер «дядя Степа великан», против неподвижного инвалида. Видимо, был послан властями конфисковать коляску Семенка, что бы его бабы не возили в церковь, и не собирался возле него народ. Борьба началась. Но, в то воскресенье пошло все не так как планировал участковый. Марфа уехала со службы ранее обычного, что то там срочно домой понадобилось. Коляска с Семенком удачно и вовремя скрылась под сводом кирпичной арки(въезд во двор Марфиного и Семенкового двора обрамляла красивая арка с кирпичным сводом). В этот момент на то место возле собора подъехала другая женщина с похожей коляской, взяла ребенка и пошла по торговым рядам. Посланный милиционер, ну, при добросовестном исполнении служебных обязанностей, конфисковал пустую коляску женщины. В этот момент, надо же такому случиться. Женщина оглянулась и странно «чудо диво», что видит, милиционер уводит ее транспортное средство. Эдакого еще не было. Не было бы так удивительно если бы уводил транспорт какой то вор, бомж, пяница. А то милиционер. Побежала за милиционером обругала его, едва глаза не выцарапала. «Хай вам лыхо самашедшим бабам и вашим коляскам! З вами звязуваться, лиха не обберешся!»

Страдания одних, имеют психологическое свойство поддерживать, воодушевлять других людей на трудном жизненном пути. Это отличительное свойство православно верующих народов. И не только…