Русский каравай - околофилософский стих?

Константин Царенко
Новый стиль, околофилософский стих.
 «Философская башня из фундаментов русских
смысловых и буквенных значений и их повторений».
Автор стиля и стиха Константин Царенко

                ОДА
                "Русский Каравай"

           Я вижу царский стол и на столе том много сдобы!
         Но выше всех тех яств на том столе  я вижу каравай,
         Прошедший через печь, как богатырь сквозь боя пламя!

          Прошедший через тысячи, а может много больше лет!
          Египетских жрецов амбары*1 и Киевской Руси тока,
          Не потерявший сквозь века свой символ насыщения!

           Не потерявший солнца вид и запах наслаждения!
       О, русский хлеб, ты всех людей вскормил, как паляница,*2
        Сошедшая с горнил печей трипольских пахарей*3, славян!

       Сошедшая с небес, как Бога Свет и солнца отражение!
    И память о тебе есть в сердце каждого из нас на всей Земле,
  Как та молва, которая идет от зернохранилищ и амбаров древних Эль Фаюме*4!

      Как та молва, которая идет от Нила до Днепра - там есть твоя вся сила.
     Красота твоя перевоплощаясь в вид и звон колоколов Пасхальных,
         Преображая весь рецепт на молоке в медовый вкус!

        Преображая мед в изюм и трав, и масла в пряный вкус*5!
     И хмеля для опары*6 добавляя, всяк русский есть знаток того,
   Что Силу Каравай, паля огня вбирал как Силу Света он с Молитвой!

     Что Сила Света есть Русский Дух и Дух возрос на КаРаВае!
    И знали все рецепт его всяк древний азиат и арий, и жрец и волхв,
     Воспитанный на чистом хлебном каравае любой тартарин!

   Воспитанный на том, что известил в свой век философ Геродот*7!
    Сказавший мощно, вторивший ему наш северный народ, что Ка -
Есть Сила, Ра – есть Солнце или Бог, а Ва – есть Жизнь, и смысл ее вращение!

        Есть Хлеб - войти в знаменье Солнца путь, поэтому КаРаВай так чтут!
   Соединив три буквы, соединив их в круг и получив всю Силу Солнца Жизни - Дух,
         И КаРаВай тому есть знак и Душ далеких Пращуров*8 послание
                И ДРЕВНЕЙ ВЕРЫ, ЗНАНИЙ НАМ НАПОМИНАНИЕ!

    Читающим! СпасиБо!

*1. Согласно преданиям Древнего Египта первый каравай испек первый доденастический царь Осирис (III в.до н.э.). Поэтому Осириса изображали поросшего пшеничным зерном, которое называли «жезлом жизни», а на царских гробницах рисовали выпечку круглой формы и коричневого цвета. В то же время факты указывают на более ранние - после потопные времена обнаружения злаковых хранилищ НАШИХ ПРАЩУРОВ.

*2. Паляница – буханка хлеба в славянских языках, это название происходит от украинского слова «пал» и глагола «палить» («печь») – «обдавать сильным жаром», «обжигать пламенем». Известный языковед В.И. Даль с ударением на первую букву «а» слову «пАляница» давал и другое значение – «богатырь».Отсюда слова "Палица" - холодное, ударное оружие богатыря.

*3. На территории Украины были найдены зернохранилиза Трипольской земледельческой культуры предположительно VI – III (?) тысячелетия до.н.э. Они технически и визуально повторяли один в один амбары Эль Фаюме (!).

*4. Археологи из США в Эль Фаюме (Египет) нашли зернохранилища, которым 11 000 лет (!).

*5. Приведен состав царского хлеба фараонов. До нашего времени дошли записи заказов на чистую пшеничную муку для выпечки на стол фараону. Такую муку смешивали с молоком и в тесто добавляли масло, мед, пряные травы, изюм. Рецептура эта также была известна трипольцам, а ныне применяется в России при выпечке пасхальных куличей. Обычный каравай наши пращуры пересыпали  кусочками слегка прижаренных желудей или ореха лещины это давала караваю еще более приятный сладковатый вкус.

*6. Предположительно Древние Египтяне около 11 000 лет назад сумели регулировать «дикое брожение» теста. Газ от брожения собирается в пузырьки, отчего тесто подымается; от жары печи газ улетучивается и выпеченный хлеб получается легким, пористым и сладковатым. Наши пращуры для регулирования брожения использовали хмель, вещество, которое тормозит быстрое скисание. Пять горстей размолотых шишек хмеля заливали в половину воды и кипятили 10-15 минут. На это количество брали столько же горстей пшеничных отрубей и для связки горсть муки и перемешивали в кашицу. В пол горсти из этой кашицы делали комочки. Затем их высушивали на воздухе – это было подобно современным дрожжам. Срок хранения в закрытой посуде, в прохладном месте около 3 месяцев. Для выпечки обычного каравая шло 5 комочков дрожжей. Их заливали на 20 – 40 мин теплой, кипяченой водой, процеживали, удаляя волокна шишек хмеля, и получали настой -  закваску для теста. Заправленное ею тесто ставили на ночь, а утром  добавляли муку, и ждали, пока тесто поднимется перед замесом. Рецепт для выпечки 2-3 кг каравая был таков: Шло 10 комочков дрожжей. Готовую хмельную закваску заливали теплой сывороткой, смешивая ее с горстью пшеничной муки, для связки и оставляли на 10 минут. Затем эту смесь добавляли к другой – залитой кипящим молоком пшеничной муке – для образования опары. Опару ставили в теплое место для «подъема». В готовое тесто вливали небольшими порциями растопленное сливочное масло, вымешивали и пекли. Так как хмель обладает обволакивающим действием, то приготовленный на нем каравай не раздражает пищевой тракт человека и нормально переваривается.

*7. «Отец Истории» Геродот, который, как известно, посетил V в.до н.э. берега Нила и Днепра, заметил «земли, заливаемые этими реками весной в половодье, самые лучшие для выращивания хлеба». Египет тогда называли «хлебообильным» -  как сегодня черноземную Украину. В земледельческих районах Древнего Египта и Триполья три тысячи лет на прибрежных почвах, обладавших естественным иммунитетом к насекомым-вредителям и инфекциям, собирали хорошие урожаи зерновых. Роднила эти далекие земли и культура пшеница – полба двузерновка. Та самая полба, о которой упомянул Пушкин в своей «Сказке о попе и работнике Балде», выращивалась на украинских полях вплоть до XX века. Хотя встречался в Крыму и более древний, практически дикий злак – пшеница – однозерновка.
     Полба (или спельта, Triticum spelta) — широко распространённая на заре человеческой цивилизации зерновая культура, вид рода Пшеница. Полба, выращенная в США, продаётся в России под торговым наименованием «камут». К полбе относят дикую двузернянку (Triticum dicoccoides), одноостую однозернянку (Tr. boeticum), двуостую однозернянку (Tr. thaoudar), пшеницу Урарту (Tr. urarthu), двузернянку (Tr. dicoccum) (наиболее распространена в культуре), пшеницу спельта (Tr. spelta), пшеницу маха (Tr. macha), пшеницу Тимофеева (Tr. timofeevi). Отличается зерном с невымолочиваемыми плёнками, ломкостью колоса, кирпично-красным цветом, неприхотливостью. Область происхождения (предположительно) — Средиземноморская зона. Введена в культуру более 5000 лет до н. э. Выращивалась в Древнем Египте, Вавилоне и др. местах. Позднее была вытеснена хоть и гораздо более требовательной к климату, и менее устойчивой к болезням, но значительно более урожайной пшеницей твёрдой (Triticum durum) и в настоящее время занимает незначительную долю мировых посевных площадей. Интересна структура этого золотого колоса. В нём каждые 2—3 зёрнышка укутаны чешуйкой несъедобной мякины. Эта «броня», доставшаяся в наследство от предков-сорняков, как нельзя лучше защищает зерно от вредителей, от внешних загрязнений, от потери влаги — почти от всех напастей. Она же защитила этот сорт от пристального внимания селекционеров, позволив тем самым сохранить свои выдающиеся питательные качества. Органические производители зерна разработали специальные методы, позволяющие эффективно очищать зерновую массу от мякины и при этом никак не воздействовать на само зерно. Поэтому все «полезности» полбы полностью сохраняются при сборе и переработке урожая. Полба богаче протеином, ненасыщенными жирными кислотами и клетчаткой, чем обычная пшеница. Содержащиеся в ней особые растворимые углеводы — микополисахариды (mucopolysaccharides) — обладают способностью укреплять иммунную систему. Полезные вещества, содержащиеся в спельте, имеют высокий уровень растворимости, поэтому они легче и быстрее усваиваются организмом. Содержание клейковины в полбе примерно такое же, как и в обычной пшенице, если не больше. Однако она отличается по структуре составляющих ее аминокислот, и поэтому воздействует на человеческий организм иначе, чем пшеничная. Клейковина полбы в половине случаев не вызывает аллергии у людей, чувствительных к этому элементу в пшеничном зерне. Некоторые учёные утверждают, что она, напротив, помогает бороться с глютеиновой болезнью. Эти же особенности клейковины делают муку из спельты великолепным продуктом для выпекания полезного хлеба. Изделия из этой муки отличаются хрустящей корочкой, плотным мякишем и непередаваемым ароматом и вкусом. Тесто поднимается почти в два раза быстрее, чем пшеничное, и это приходится учитывать при подготовке опары или выпечке хлебобулочных изделий в электрических хлебопечках. Полба содержит практически все питательные вещества, в которых нуждается человек, в гармоничном и сбалансированном количественном сочетании — и не только в оболочке зерна, а равномерно во всем зерне. Это означает, что она сохраняет питательную ценность в готовом хлебе даже при тонком помоле.

*8. Значение (расшифровка, интерпретация)слова "Пращур" - буква "П" - "Покой"(смотрите наименование древнеславянских, русских букв), Буквосочетание "Ра" - солнце или свет во многих мифологиях, включая славянскую, русскую, отсюда слова ра-д-у-г-а, ра-до-с-ть, имя Ра-д-а, ра-й, ра-с-а, ра-с-в-е-т, Бог Солнца - Ра и т.п.); Буквосочетание "Щур" - "Сур" - "Царь" или "Родитель, отец, предок. Родство потомственное, прямое, нисходящее или восходящее, по мужскому колену." (смотрите Чирков Д.Ш."Смысловые корни славянских древних имен").
     Интерпретация автором слова "ПраЩур" - Покой света в наших царях - предках.
     Апокрифтический источник "Влесова книга" (Дощечка 1, 1-й абзац): "Вотсще оупамятохом добля наша стары часы, да iдемо камо не весте. А такось мы зремо воспять а рщемо, же бо есьмы стыдiхомся Наве, Праве (i) Яве знатi а обаполо тьрла ведете а доумiтi. Се бо ДаБо створящ нам(о) ове i це, яковоже iесте Свет Зоре наме сяще. I во тыя безоднi повесi ДажьБо земе наше, абi тая удьржена бя тако. Се дуще ПраЩурi соуте."

*9. Тесто
     Людям свойственно впадать в зависимость от многих привычных вещей. Лично я, помимо любви к курению, очень люблю еще и хлеб, практически не могу жить без него. Однако, в путешествие от Каратайки до Амдермы, стремясь минимизировать наш груз, мы хлеба не взяли.   Сперва я полагал, что быстро привыкну к отсутствию этого продукта, но буквально через неделю я понял, что жизнь без хлеба, равно как и без табака, становится серой и унылой.
Да, ни сухарей, ни других хлебобулочных изделий у нас с собой не было, однако, у нас имелось большое количество муки, из которой мы собирались печь оладьи. Оладьи и блины, прямо скажем, в изготовлении трудоемки, а хлеба они собой заменить не способны. Поэтому, на наших долгих стоянках в ожидании погоды я решил поэкспериментировать с хлебопечением.
      Мне казалось, что хлеб это продукт, изготовление которого требует каких-то очень сложных технологий. Навороченных печек, духовок, непростой рецептуры, и так далее. А ведь у нас с собой не было даже дрожжей — только пшеничная мука. И в самом деле, первые эксперименты по приготовлению лепешек на углях давали отрицательный результат. Лепешки эти не пропекались, подгорали, и были, по сути, простым переводом продукта. Но я не унимался.
     Результаты предыдущих опытов говорили о том, что хлеб нужно выпекать при относительно невысокой температуре. Ясное дело, что открытый огонь для этого не годится, и требуется тут, скорее, поток горячего воздуха, или просто тепловое излучение, постоянно идущее от источника к выпекаемому продукту. Что-ж, надо попробовать.
     Не долго думая, я подготовил простейшее тесто, состоящее из пшеничной муки, воды и соли. Сделал из этого теста несколько лепешек под размер сковородки. Затем я развел на гальке большой костер из плавника, и, дождавшись пока большие бревна превратятся в угли, с подветренной стороны я просто поставил сковородку с лежащей в ней лепешкой. Для поддержания нужной температуры я иногда подкидывал в костер мелкие палочки. Как я и предполагал, скоро лепешка начала подрумяниваться, и, к моему удивлению и счастью, она стала даже подниматься. Через 10 минут я перевернул лепешку другой стороной и довел ее до нужной кондиции таким же образом. Когда я снял лепешку со сковородки и разрезал ее, то результат превзошел все мои ожидания: получился самый настоящий лаваш, да еще и такой вкусный, что мы с Наташкой прямо-таки обалдели.
     Опьяненный своей кулинарной удачей я решил немного усовершенствовать процесс и следующие лаваши выпек, устанавливая сковородку под углом к земле, так, чтобы тепловое излучение падало на лепешку под углом, близким к перпендикуляру. Процесс еще более ускорился и упростился.
     Таким образом, получается, что хлеб является одним из самых простых в приготовлении продуктов. От кулинара здесь требуется только положить заготовку на сковородку, установить сковородку у костра, и просто ждать. Главное, вовремя перевернуть готовящийся лаваш так, чтобы он не подгорел. Оптимальной температурой приготовления я решил считать такую температуру, при которой уже невозможно держать голую руку на месте установки сковородки. Рецепт теста элементарен: соль бросается на глаз, примерно половина чайной ложки на полкило муки; вода подливается маленькими порциями до достижения оптимальной консистенции, при которой из теста легко лепятся лепешки. Чтобы лепешки не прилипали к сковородке, их, конечно, надо обсыпать мукой. Приготовление одного лаваша занимает порядка 15 минут, а поднимается тесто прямо в процессе готовки, за счет образования водяного пара под действием жара костра. Единственный минус такой технологии — это большой расход муки, однако, путешествуя на лодке, ее можно взять очень много.
     Источник: sevprostor.ru.
*10. Как добыть хлеб в лесу?
     Вы попали в экстремальные условия: заблудились, авария-катастрофа произошла и так далее. Как добыть хлеб в лесу? Не паниковать - и искать белую лилию. Ну или кувшинку. В общем, большой белый цветок с округлыми листьями, плавающий по воде.
     Нашли? Выдергиваем - и моем корень. Сушим, растираем и промываем муку в проточной воде. Снова сушим и получаем отличное средство для изготовления лепешек или супа.
     Нет кувшинок? Ищите желуди или корни одуванчиков. Тоже моем, сушим, дважды вымачиваем и мелем в муку. И этого нет? Ну может хоть рогоз имеется? Камыши так называемые...
     Есть? Отлично - тогда добываем корень, моем, сушим, мелем. Даже не вымачивая. Если обжарить корни и смолоть - получим суррогат кофе. Бодрит! А еще можно молодые побеги рогоза - похожее на спаржу блюдо получится. Как раз к лягушачьим лапкам :)
      rusich.moy.su

*11. Как выжить человеку в лесу

     Все мы считаем, что с нами ничего не может случиться. Что наш поезд никогда не сойдет с рельсов, машина не остановится посреди дороги с пробитым колесом, а поход за грибами закончится удачно и тропинка приведет прямо к дому. Обычно, в 99,9% случаев, именно так и бывает. Однако каждому тысячному все-таки не везет. Если думать об этом постоянно, проще сидеть дома и не высовывать нос за дверь, распрощавшись с походами и путешествиями. Хотя для того, чтобы благополучно выпутаться из подобной передряги, на самом деле, нужно совсем немного: взять с собой карту местности, запаску и ремкомплект, когда выезжаешь в путь, спички и нож, когда отправляешься за грибами. Правила, как не заблудиться, очень просты. Выжить, заблудившись, тоже несложно - настолько, что даже девочки из средней школы, отстав от группы, способны провести несколько дней в лесу, и благополучно дождаться, пока их найдут спасатели.

     О том, как построить шалаш и обзавестись простейшей посудой, мы уже писали. Но гораздо более важно - чему обучают всех летчиков и космонавтов и что стоит знать всем туристам, все равно, предпочитают они экскурсионные или индивидуально-походные путешествия - это ответ на вопрос: как найти пропитание в лесу.
     Наши предки с удивлением смотрели на людей, не умеющих выживать в лесу - месте, которое испокон веков кормило людей. Но сегодня подавляющее большинство туристов, оказавшихся в экстремальных условиях, способно умереть с голоду, проходя мимо богато накрытого стола лесных яств. На самом деле, самая питательная и простая белковая пища находится у любого путешественника прямо под ногами. И для ее поимки вовсе не нужны ружье или нож. Достаточно лопаты или, на худой конец, палки-копалки. Потому что эта богатая белками еда - дождевые черви.
     Для того, чтобы выжить, придется питаться ими. Достаточно накопать гость червей и поместить их на несколько часов в проточную воду, чтобы из них вышла переваренная земля. Смотреть на такую еду практически невозможно, но есть вполне реально. Они даже вкусом обладают - далеко не изысканным, но все-таки. Еще лучше прополосканных и отмоченных червей сварить - в таком виде употреблять в пищу их намного приятнее.

     Следующее лесное-мясное блюдо - частый гость в ресторанах, особенно французских. Конечно, наши лягушки далеко не так крупны, как те, которых подают во Франции, но и их есть можно, ведь на вкус они почти как курятина, да и встречаются в лесу весьма часто. И наловить их не сложно. Главное - снять кожу и насадить лапки на палочки, чтобы обжарить. Можно есть и сырыми, но человек больше привык к горячей и приготовленной пище.
     Мышей добыть труднее, но тоже возможно. Наблюдения за полярными волками и последующие эксперименты на людях, описанные Фарли Моуэтом, показали, что человек, который ест полевых мышей целиком, вместе с внутренностями, получает полный комплект необходимых для жизнедеятельности веществ и даже может не страдать от авитаминоза.
     С мясным меню разобрались. Второе, необходимое для человека блюдо, это хлеб. Конечно, турист может набрести на заброшенное, но засеянное поле или подобрать краюху, брошенную сорокой, но на самом деле, хлеб в лесу можно добыть гораздо проще. Особенно, если встретишь реку или озеро.
     Большие белые похожие на лотос цветы, округлые листья - так выглядит кувшинка или белая лилия. Сейчас их осталось не так уж и много на российских водоемах, Но если речь идет о жизни человека, выбирать не приходится. Корневище кувшинки на 49% состоит из крахмала, на 8% - из белка и еще около 20% приходится на сахар. Конечно, прежде чем его грызть, придется высушить, растереть в муку и вымочить в проточной воде, чтобы удалить дубильные вещества. Зато потом, после просушки, эту муку можно использовать для выпечки над костром хлеба или тестяных полосок, накрученных на палки, или попросту забелить ей суп-болтанку для сытности.
     Кстати, подобную муку можно сделать из желудей и даже корней одуванчика, вечного сорняка и грозы дачных участков. Правда, их тоже придется сперва высушить, потом дважды вымочить и лишь затем, снова высушив, смолоть в муку или крупу для создания каши, но, когда голоден, особо привередничать не приходится.
     Сгодится на муку и корневище рогоза - того самого, из которого ребятня делает копья, называя его камышом. Причем его корень можно уже и не вымачивать, просто нарезать на куски, высушить, размолоть и печь-варить, сколько хочешь. А если обжать кусочки корней - так еще и кофейный напиток из них соорудить можно. Не арабика, конечно, но в походе бодрит, а что от камыша еще желать? Еще можно набрать молодых побегов, отварить их и подать к лягушиным лапкам - вкусом побеги напоминают спаржу. Отдаленно, разумеется. Но меню для лесного «французского» ресторана практически готово.
     Исландский лишайник, который встречается в средней полосе России в сосновых борах, тоже съедобен. И не только для оленей. В нем содержится 44% растворимого крахмала лехенина и около 3% сахара. Для того, чтобы его есть человеку, необходимо лишить лишайник горьких веществ. Поэтому исландский мох вымачивают с содой или поташом в течение суток. Для тех, кто не привык носить с собой соду в промышленных масштабах, можно посоветовать залить исландский мох настоем золы. Примерно 2 столовые ложки золы на литр воды, добавить еще два литра воды и можно вымочить грамм сто исландского мха. Через сутки мох нужно промыть, и еще сутки вымачивать в простой воде. А после либо сушить, молоть и добавлять к прочей муке, либо разваривать в студень и заливать холодец из добытого мяса или желе из лесных ягод. Кроме того, хитроумные шведы гонят из исландского лишайника спирт. Так что лес не только готов накормить и приютить любого заблудшего туриста, но и дать умелому возможность повеселиться и согреться изнутри.
     Из других зеленых съедобных растений, о которых обычно забывают, стоит упомянуть лопух. Корни его лучше всего собирать ранней весной или поздней осенью, но и летом они вполне способны накормить туриста. Их можно есть в сыром, вареном и еще лучше в печеном виде. Вполне заменяет картофель, морковь или сельдерей. А если уваривать очищенные и нарезанные корни лопуха с кислицей или щавелем, можно получить отличное кисло-сладкое варенье.
Привычное и, казалось бы, бесполезное растение мокрицу тоже можно есть - в салатах, супах или даже пюре. Точно так же поступают с кислицей, сныткой и «заячьей капустой». А молодило вполне заменит брюссельскую капусту в лесных зеленых супах или в печеном виде, как гарнир.
     Лесной стол не так привычен, как наш обыденный, но гораздо богаче, чем представляют обычные туристы. Когда с собой есть консервы и крупы, им можно пренебречь, но знать о нем все-таки нужно непременно. И уж потом, в экстремальной ситуации решать: стоит ли погибать от голода рядом со столь изысканными блюдами.
     activeclub.com.ua