Мечта Сон Dream

Юлия Дмитриевна Яворская
Мечта(Сон) / Dream
Южная Корея / 2008
Режиссер и сценарист: Ким Ки Дук
В главных ролях: Джо Одагири, На-йеон Ли
Жанр: драма


Азиатские и восточные фильмы очень отличаются от западных (европейских и, тем более, американских). Надо начать свое повествование с описания сюжета фильма. Но это крайне сложно. Однако попытаться стоит.

Молодой человек начал видеть очень яркие и предельно реалистичные сны. Однажды он решает пойти на то место, где только что во сне произошло ДТП. Там он узнает, что есть девушка, которая его сны проживает, находясь в состоянии лунатизма. Психолог, к которому они обратились, советует им полюбить друг друга, чтобы  стать единым целым: «Вы – две точки на концах одного вектора: то, что приносит счастье одному, делает несчастным другого» (Он во сне «приходил» к девушке, которую все еще любил; Она в состоянии лунатизма приходила к молодому человеку, которого ненавидела). Сначала они относятся друг к другу крайне насторожено: в такое поверить очень сложно.
Но потом, напуганные этим явлением, молодые люди пытаются помочь друг другу: единственное, что им приходит в голову – это постараться не спать, чтобы он не увидел во сне что-нибудь плохое, а она не пережила эту ситуацию в действительности (что, правда, удается им далеко не всегда). Долгое отсутствие сна начинает сводить с ума девушку и юношу. Но в то же время между ними возникает любовь. Однако однажды происходит несчастье: в этом опасном состоянии лунатизма Она убивает своего бывшего молодого человека, так как Ему это снится. Девушка оказывается в психиатрической больнице вследствие судебно-медицинской экспертизы. А юноша, боясь своими снами сделать ей больно, применяя все мыслимые и немыслимые способы, старается не уснуть. Мы все знаем, насколько губительно лишение сна для психики человека. Юноша принимает решение покончить с собой: «Если меня не будет, то не будет и снов». В то же время мысль о суициде приходит и девушке. Конец трагичен: Она, превратившись в бабочку и полетает на место Его самоубийства (он прыгнул с моста). Однако финальная сцена, где они лежат, взявшись за руки, дает нам надежду на то, что в ином, далеком для нас, живых, мире они наконец-то будут вместе и обретут покой, о котором они так мечтали.

Почему я писала выше, что сюжет описывать сложно? Причина проста: в этом фильме динамика сведена к необходимому минимуму, фильм очень статичный. В нем нет большого перемещения в пространстве, нет длинных диалогов. Даже течение времени тут показано крайне статично. Очень мало действия. Однако есть самое главное - ощущения.

На протяжении всего фильма неотрывно друг от друга идут ощущения Любви и Безысходности. Даже в самой, на мой взгляд, красивой и нежной сцене, когда герои впервые осознали, свои чувства, и они заснули вместе, прижавшись друг к другу, на фоне Любви мы осознаем и Безысходность: чувствуем, что не все так просто, как нам кажется на первый взгляд. Сцены же в храме, когда мы видим, как хорошо Ей и Ему вместе, помимо Любви говорят о Безысходности: четко понимаем, что, как бы ни были прекрасны эти моменты, они только приближают трагический конец этой красивой истории. Нельзя не вспомнить и то, что потом девушка исчезла из этого храма, по возвращению к искавшему ее юноше объяснив это тем, что она «пошла за бабочкой». Как мы знаем, именно в бабочку потом Она и превратилась, возвратясь к Нему, чтобы быть всегда с ним.

В фильме нет особых спецэффектов, трюков, нет внешней помпезности. Ничто не отвлекает нас от происходящего на экране. Музыкальные фрагменты, которые длятся довольно-таки продолжительное время, лишь помогают нам прочувствовать фильм. Его, на самом деле, не столько смотришь, сколько чувствуешь, буквально на физическом уровне ощущаешь эмоции главных героев. Мы проживаем эту историю вместе с ними. И в конце мы вместе с ними умираем, чтобы, как и они, воскреснуть и, возможно, начать жизнь заново.