Диалог с Достоевским - 11c

Геннадий Кагановский
ВООБРАЖАЕМЫЙ ДИАЛОГ С Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ

О национальном самосознании
и межнациональных отношениях,
о вере и неверии, мире и войне

[1978-1979]

Часть одиннадцатая (окончание)

Ф.М. Что ж, попробую вас хоть отчасти просветить. Николай Яковлевич Данилевский - тот, что написал лет десять назад превосходную книгу «Россия и Европа» - недавно напечатал ряд статей о будущей судьбе Константинополя. После превосходных и верных рассуждений, например о том, что Константинополь, по изгнании турок, отнюдь не может стать вольным городом, не рискуя сделаться гнездом всякой гадости, интриги, убежищем заговорщиков всего мира, добычей жидов, спекулянтов, - Данилевский решает, что Константинополь должен стать общим городом всех восточных народностей. Все народы будут-де владеть им на равных основаниях, вместе с русскими. Справедливо?

По-моему, такое решение удивительно. Какое тут может быть сравнение между русскими и славянами? Как может Россия участвовать во владении Константинополем на равных основаниях со славянами, если она им не равна во всем: каждому народцу порознь и всем им, вместе взятым? Великан Гулливер мог бы уверять лилипутов, что он им во всех отношениях равен, но ведь это было бы очевидно нелепо. Зачем же напускать на себя нелепость до того, чтоб верить ей насильно?

Константинополь должен быть НАШ, завоеван НАМИ, русскими, у турок и остаться нашим навеки! ОДНИМ НАМ он должен принадлежать, а мы, конечно, владея им, можем допустить в него и всех славян и кого захотим, но это уже будет не федеративное владение. Россия будет владеть Константинополем и его необходимым округом, равно Босфором и проливами, будет содержать там войско, укрепления и флот, и так должно быть еще долго, долго!

О, подхватят и закричат многие: «Стало быть, служение-то России славянскому делу было не столь бескорыстное!».  На это легко отвечать именно тем, что служение России славянам теперь еще не кончится, а будет продолжаться в веках, что ею только, великой центральной силой ее, славяне и будут на свете жить; что за такое служение никогда и ничем нельзя будет заплатить, а займет Россия Константинополь единственно потому, что у ней, в задачах ее и в назначении ее, есть кроме славянского и другой вопрос, самый великий для нее и окончательный, а именно Восточный вопрос, и что разрешиться этот вопрос может только в Константинополе.

Федеративное же владение Константинополем разными народцами может даже умертвить Восточный вопрос. А между тем, вопрос этот связан с судьбою и назначением России и разрешен может быть только ею. Не говоря уж о том, что Константинополь может послужить камнем раздора во всем славянском и восточном мире, что помешает единению славян. Спасение именно в том, что Россия займет Константинополь ОДНА, ДЛЯ СЕБЯ!

Россия может тогда сказать восточным народам, что ни единый из них, ни все они вместе не доросли до Константинополя, а она, Россия, доросла. Константинополь - центр Восточного мира, и глава его есть Россия! Владея Константинополем, она будет стоять как бы на страже свободы всех славян, всех восточных народностей. С уничтожением мусульманского владычества у них, у славян, вдруг выпрыгнувших из гнета на свободу, может наступить страшный хаос. Единительной силой для них и будет Россия, именно тем, что твердо встанет в Константинополе. Она спасет их друг от друга и будет стоять на страже всего Востока!

И, наконец, она же, и лишь она одна, способна поднять на Востоке знамя новой идеи.
Восточный вопрос есть в сущности своей разрешение судеб православия. Важно тут заметить еще, что, быть может, никогда еще не было и не будет такого выгодного для нас момента для взятия Константинополя, как теперь, именно в эту войну, ввиду теперешнего положения Европы.

Что же касается славян, которые вас так интересуют, могу сказать следующее.

Между балканскими славянами лежит вечная рознь. Несомненная и страшная рознь. Они хранят ее в своих преданиях, песнях. Без единящего своего центра - России - не бывать славянскому согласию, да и не сохраниться славянам без России, вовсе исчезнут они без нас с лица земли, как бы там ни мечтали сербские интеллигенты или разные цивилизованные по-европейски чехи.

Много у них еще мечтателей. Да почти все еще мечтатели. Минувшая сербская война, в которой мы, русские, так помогли сербам от всего сердца, кончилась, мне кажется, тем, что сербы расставались с нами еще с большим недоверием, чем с какою встречали нас в начале войны. Можно тоже заключить, что недоверчивость эта к нам будет увеличиваться всё время, пока они будут умственно расти и развиваться - стало быть, очень долго.

Нам прежде всего надо не обращать внимания на это и делать свое дело как сами знаем. Увы, не только славяне, но и вся восточная райя, хоть и зовет Россию на помощь, но боится ее, может быть столько же, сколько и турок. «Хоть и освободит нас Россия от турок, но сама поглотит нас и не даст развиться нашим национальностям» - вот их неподвижная идея.

А сверх того у них всё сильней разгораются национальные соперничества - начались они чуть лишь просиял для них первый луч образования. Все эти четыре века гонений и гнета предстоятели Восточной Церкви всегда слушались советов России. Но освободись они завтра от турецкого гнета и окажи им покровительство Европа - они тотчас же заявят себя в других отношениях к России.

Кстати, скажу одно особое словцо о славянах и о славянском вопросе. Давно мне хотелось сказать. Дадим волю нашей фантазии и представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены и Балканский полуостров свободен, живет новой жизнью. Трудно предречь, в какой именно форме явится эта свобода славян, однако можно и теперь наверняка знать вот что. По внутреннему убеждению моему - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, народцы и народики! И не возражайте мне, не кричите, что я преувеличиваю, что я ненавистник славян!

Я, напротив, очень люблю славян, но всё точно так именно сбудется, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, а потому, что такие вещи на свете иначе и не происходят. Начнут же славяне, по освобождении, с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, именно в защиту от России это сделают. И убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью - напротив, от властолюбия России, мол, они едва спаслись: не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же. Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстие России и великое, святое, неслыханное в мире, поднятое ею знамя  Величайшей Идеи из всех идей, которыми жив человек и без которых человечество коченеет, калечится и умирает в язвах и бессилии.

Нынешнюю русскую войну, войну всего русского народа, с Царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей - когда освободим их и они устроятся - признают ли они эту войну за великий подвиг ради их освобождения? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как истину, что не будь освободительницы-России, так они бы давным-давно сами освободились от турок.

Особенно приятно будет им трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. Все эти освобожденные землицы с упоением ринутся в Европу и, прежде чем постигнут хоть что-нибудь в своем особом славянском призвании, будут вечно ссориться между собой, друг другу завидовать, друг против друга интриговать.

Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России. Чувствовать-то они всегда будут инстинктивно, что Европа враг их единству, была врагом и всегда им останется, и что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что есть огромный магнит - Россия, - который, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сохраняет их целость и единство. России надолго останется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже обнажать за них меч.

В чем же тут выгода России, из-за чего она бьется за них, жертвует кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтобы пожать ненависть и неблагодарность?

России нечего брать у славян - ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, России придется еще долго бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся.

Кроме того, напомню, после разрешения славянского вопроса России предстоит еще окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне - что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно словом и делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. Но для чего это всё, наконец?! Зачем брать России на себя такую работу? Извольте - скажу.

Для того чтоб жить высшей жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания - вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите.

Если нации не будут жить высшими бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые ставит перед собой Россия, служа славянам и не требуя от них благодарности, служа их нравственному, а не только политическому, воссоединению в великое целое.

Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству. Выше таких целей не бывает ничего на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собою эти цели, всё более и более уяснять их себе самой, и всё более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.

Г.Г. Нечего сказать, высоко вы парите. И все-таки в словах ваших… искренней и действительной любви - ни к славянам, ни к человечеству, ни хотя бы к самой России, к народу русскому - откровенно говоря, ни на грош. Одна только великодержавная спесь да мания величия.

[Продолжение следует – см.: Диалог с Достоевским - 12]