Апсны - страна души

Сергей Ульянов
      ...Горное ущелье мне, жителю средней полосы, показалось огромным.   Его  почти    вертикальные  стены, заросшие  деревьями и кустарником, поднимались  вверх на полукилометровую высоту.В основании стен наклонными рядами в «ёлочку» лежали плоские плиты известняка.Миллионы  лет назад  эти серые «кирпичи» были  живыми организмами,  обитавшими  в доисторическом      море.               
    
     Местами над головой опасно нависали каменные карнизы. Удивительно, но  с  некоторых  из  них деревья  росли  вниз кронами!  Кружилась голова от крутизны гор и чистейшего воздуха.   Дно ущелья  было  нешироким,  и по нему пролегала извилистая  асфальтовая дорога. В самом узком месте,  у моста через горную речку,  лежал большой  камень    –  «Мекка»  туристов. 

       Шла вторая неделя моего отпуска -2008  в  Адлере, и в один из июльских дней  я отправился с  автобусной  экскурсией в Абхазию. Эта была моя вторая поездка в «страну мандаринов».   А первая состоялась ровно два года назад.  Тогда путешествие оставило у меня тягостные впечатления. Повсюду были видны следы войны. Вдоль дороги среди буйной зелени  -  коробки сожжённых и брошенных домов.  Так и  не смыли дожди чёрную копоть над пустыми оконными глазницами.  Скромные придорожные обелиски напоминали о погибших.  В  1992 году  Абхазия подверглась нападению банды грабителей и  головорезов.  Прискорбно, но среди бандитов были  представители славянских национальностей. Абхазы выстояли и победили, заплатив за независимость тысячами жизней. Этот гордый народ уже тогда выбрал к  себе в союзники Россию.

      Что же заставило меня два года спустя опять поехать в эту страну?   Величественные горы, прекрасные  Гагра и Пицунда, озеро Рица и  Симоно - Кананитский   монастырь.  Но прежде всего  меня покорили гостеприимные и  симпатичные  местные жители.   Люди  с открытыми  душой  и  сердцем.   Известно, что  слово  « Абхазия», «Апсны»  переводится  как  «страна души». Несмотря на сложную обстановку, связанную с провокациями в Кодорском  ущелье и на грузино-абхазской границе, россияне приезжали к своим друзьям.

      …Наш автобус  остановился у знаменитого камня.  Согласно легенде,  если приложить к валуну ладонь и загадать желание, то оно сбудется. Вокруг  расположились многочисленные торговые палатки, где предлагали местные деликатесы и разнообразные сувениры. Продавцы громко приглашали туристов,  угощали их вином,  выражая  искреннюю радость гостям.  Вился  дымок с ароматным  запахом шашлыка из импровизированного  «кафе» у скалы. Играла народная  музыка и слышались красивые абхазские песни.
 
     …Я не заметил, как ко мне подошёл пожилой абхаз.  Он поздоровался и, глядя мне в глаза, спросил:   «Вы не оставите нас?  Ведь не оставите?»

     Сразу понял, о чём идёт речь. Почему он выбрал меня?  Наверное, потому, что в группе приехавших  я  выглядел самым  старшим.  Господи,  кто я такой,  чтобы отвечать на подобные вопросы?

    …Его глаза продолжали смотреть в  упор. Он ждал ответа.  Я выдержал его взгляд и,  подумав, ответил:  « Вы знаете, главный вопрос  в американцах. Они сюда нагло лезут». И больше от души, от сердца,чем руководствуясь разумом, убеждённо заверил:  «Не оставим мы вас. Нет, не оставим».

     А через две недели последовали известные события на Кавказе. Спасибо всем, кто помог нашим друзьям! Спасая их, мы защищали и себя.

  Фото автора.