111 градусов. Талые воды

Павел Лобатовкин
45. ТАЛЫЕ ВОДЫ.


Мне трудно писать эту главу.

Простите меня те, чью память я потревожу.
За неточности простите, за то, что вообще об этом пишу – простите. Пожалуйста.

Погибли трое: командир, солдат и ребёнок.

Командир: капитан Хабибуллин. Хабиб. Настоящий МУЖИК. Настоящий КОМАНДИР.
Не такой, что «делай, как я сказал», а – «делай, как я». НАСТОЯЩИЙ.
Солдат: рядовой Дашкевич. Вовка. Ему служить-то оставалось всего ничего.
Ребёнок: пятилетний сынишка одного из офицеров. Покататься поехал.

Они на ГТТ (гусеничный транспортёр-тягач) к соседям поехали.
Запчасти, доски – договорился командир, чтобы с нами поделились.

Есть в тундре летом ручейки-переплюйки – перешагнуть можно. Между сопками струятся, к речке спешат. Но когда снег тает – на несколько дней в бурный поток превращаются, глубокий, полноводный.
Талые воды.

ГТТ плавать умеет.
Да вот грузы длинномерные были. Зачерпнули бортом… И – камнем.

Пять метров глубины.

Выжил только водитель, Даманский фамилия.
Дождался, пока тягач на дно ляжет, снял сапоги под водой, вынырнул и босиком по снегу несколько километров до части.
Даже не обморозился.
Потрясение…

Чужих много прилетело. Кто – тягач вытаскивал, кто – связь держал. Мы никакие были. Почти все.

Запомнилось: утренний развод; прапорщик докладывает прапорщику (никогда такого не было ни до, ни после; всегда хоть один офицер, но на разводе присутствовал): дежурной смене – на смену, остальные – по плану. И мы, «остальные», ВСЕ идём по нычкам каким-то, забиваемся по углам и НИЧЕГО не делаем.
Чужие видят, свои видят, но не трогает нас никто – понимают: плохо нам.

Плохо…

Забрал их Север.

СВЕТЛАЯ  ПАМЯТЬ.


P.S. Потом установили: командир до конца пытался ребёнка спасти.
А Дашкевич плавать не умел.


На фото: с баяном - капитан Ринат Хабибуллин. КОМАНДИР.


Читать дальше:
http://www.proza.ru/2011/10/12/1487


Андрей Руднев: Насколько это возможно между командиром и подчиненным, мы с Ринатом дружили. Плюс оба знали, что я буду принимать у него Графит, плюс любили преферанс. Почти каждый свободный вечер садились за пулю: командир, Валентин Пиляев и я.
Т.к. каждый сыгранный мизер обязан сопровождаться выпиванием, бутылки водки хватало на 2-3 вечера.
Здесь начинаются странности: на Хабибуллина состоялся приказ Волны 410 Дракон-1. Однако он так и не был реализован. Ходили мутные слухи, что новому назначению Рината активно противодействовал Дед Савин (410-й Дракона-2).
Июль 1985г. Прилетаю в Москву - отпуск. Ребята встретили, стол, все такое...
Снится сон: приходит Ринат - "если тебе скажут, что я погиб - не верь".
Проснулся в недоумении.
Перед завтраком моя тогдашняя жена поделилась: какой-то странный сон!? Видела Хабибуллина. Он просил не верить в его гибель.
Удивились и забыли - блажь какая-то...
В обед меня нашёл 305-й Волны. Вот так вот просто, в Москве, хотя никто не знал, где я, у кого - можем, когда захотим!
305: срочно прибыть в Управление. При себе документы, в готовности вылететь в Тикси!
Обалдеть... Один день в отпуске...
На всякий звоню через Волну на Амур-1. Нашел Румиевского (410-й Амура-1).
Р: сиди у телефона, не отходи.
Я: приказано прибыть на Волну?!
Р: выполняется последнее приказание - сидеть!
Ну, сижу. День, второй... Уже всё знаем. Состояние наихреновейшее, особо когда стали известны подробности. И этот сон ...???
Не отпустил Рината Графит. Вечная память! Нашему доброму товарищу...

Владимир Румиевский: С Севером шутки плохи. Мне пришлось пережить смерти на Горьком, на Графите и Малахите. О Горьком я писал, вечная память погибшим. О Хабибулине, таких мало. заслуженным уважением пользовался у командования Амура-1. Но это не главное, у него на Графите было ощущение, что ты находишься в большой семье. За личный состав говорить не могу, не правильно, но от себя: мало, очень мало командиров, причем молодых, без достаточного жизненного опыта, ставших не только командиром, старшим товарищем, но и во многих вопросах отцом для личного состава. Мало кто за несколько дней до сдачи должности еще метушится и старается еще и еще что-то хорошее сделать для вч, для людей. Когда его нашли, в руках был ил, он нырял и искал с ним утонувших, старался ценой своей жизни спасти других людей.Он вель знал, что в такой воде более 3-5 мин не протянешь, смерть от переохлаждения. Очень жаль, что мы больше знаем о политиках, о певцах и прочих артистах, а вот о героях почти ничего.