Арысь-поле

Аз Русь
       Зверь был в лесу нашем славный - Рысь-мать. Молвил люд, что девушку колдунья-мачеха превратила из завести в рысь и прогнала в лес. А дочь свою нарядила платьем ее, и никто отличить не мог ее от девы той, ни отец, ни муж. Лишь мать старая, заподозрила неладное, но боялась сказать.
       Ходила мамка каждое утро на край леса, да кликала:
       - Арысь - поле! Дитя кричит, дитя кричит, пить-есть хочет.
       И где бы то не находилась Арысь - поле, прибегала незамедлительно на зов матушки, будь-то другой край леса или же озеро, что спрятано в глуши тайги, прибегала и сбрасывала шкуру рыси с себя и кормила ребенка. Держала ребеночка она с любовью, любовалась им, чувства теплые питала к нему, ведь это ее ребенок был.
      Как накормит дева дитя, надевала шкуру рысью и убегала в лес на охоту, что бы завтра накормить ребенка своего.
      И долго продолжалось то. Долго Арысь-поле скиталась по лесу. Была она предводителем стаи звериной. Редкий зверь мог оскалиться ей, редкий хищник не делился с ней добычей, редкий зверь решался напасть на нее. И боялись ее в лесу и уважали.
      Но увидел отец, что мамка к лесу ходит с ребенком, да проследил за ней. Видит из-за деревьев рысь, да идет на мать. Испугался он, выбежать хотел, да прогнать ее. Но увидел, как она сбросила шкуру звериную, да превратилась в дочь ее. Тут и понял отец, что кормить бегает мать малютку. Подкрался он незаметно к шкуре, да спалил ее.
       А Арысь-поле чувствует горелый запах, да спрашивает:
       - Ах, горелым, что-то пахнет. Не моя ли шкура это горит.
       - Верно дровосеки лес подожгли, -отвечала мать.
       И как сгорела шкура, вышел отец из-за деревьев, да накрыл ее рубахой своею им сказал:
       - Свободна теперь ты от чар колдовских.
      А колдунью ту с дочерью прогнали всею деревней в лес.