Как писать, чтобы найти своего читателя

Татьяна Чехова
       Я  не такая уж дока, но мне интересно порассуждать на тему:  писатель-читатель, как писать, чтобы найти своего читателя и т.д.  И я с удовольствием попытаюсь.

       Не помню, где прочитала, что по статистике природа рождает 2% дебилов,14% умственно отсталых, 68% людей со средним интеллектом,14% умственно способных и 2% сверхспособных. Для кого пишем мы? Разрешите и себя причислить к этой когорте людей, для которых есть желание отразить свои мысли на бумаге, и хочется, чтоб прочитали, и поняли, и оценили.

      Думаю, что пишем не для 2% дебилов и 14% умственно отсталых, хотя и там есть в этом необходимость. Но это архисложно. Это почти подвижничество, опустить мозги до их уровня, до их интереса. Да и задача неблагодарная, вряд ли, оценима, а ведь каждому писателю, что греха таить, хочется понимания и признания.

     Думаю, что пишем не для 2% сверхспособных или попросту гениев. Хотя, эту задачу не надо игнорировать, а даже, может быть, и приветствовать. Только, ведь гении они такие, кто  знает, что их интересует. Хотя, читают же они, и почему бы не предположить, что именно наше чтиво окажется этим самым.Вот и получается, что пишем мы  для 82%.

     Теперь другой вопрос. Будут ли они нас читать? Нам бы хотелось, но ведь не заставишь и никакой анонс на главной странице «Проза.ру» не выполнит этой задачи. Нет, один раз, а может начало  текста – вполне возможно прочтут большинство, кого заинтересовало название. Это очень важно -  название. В наше конкурентное время кино и интернета,  название  должно зацепить глаз и заинтересовать полюбопытствовать – а что там?

     Соответствие содержания названию – обязательно, ведь из-за этого открывали. Я говорю о первичном читателе. Постоянные то читатели не так придирчивы к названию, они уже идут на имя. Тема, сюжет? Желательно, чтобы как-то, каким-то боком было отражена в названии.

     Если название явно из области эротики, ужаса, мистики, на худой конец на тему любви – можно сказать, что откроют. Дружбы, других чувств, природы, истории и др.? Вряд ли. Массового читателя на это не дождешься. И, тем не менее, насколько интереснее,  заманчивее, и мне кажется, ценнее изложить это так, чтобы, может быть, от скуки ради, открыв, прочитали до конца, а если еще и перечитали – то какой элей на душу писателю, так облизываешь себя со всех сторон и говоришь себе всякие приятности. 

  Как написано? Слова, хоть и сказанные для людей с достаточным интеллектуальным уровнем, должны быть понимаемы, не специфичны, обязательно грамотны, правильно передающие смысл. Фразы не длинны. Смысл понятен. Кто ясно мыслит, то ясно излагает. Тут лучше слов недобрать, чем перебрать. Не будем столь горделивы, чтобы себя причислять к гениям литературы, но равняться  на них  и в пример их  брать никто нам не запретит. Потому и написаны их творения для всех, что понятны абсолютно всем прочитавшим и кажется, что писано для него. Что уж, знаем мы, ленив наш читатель и не будет особо вчитываться и задумываться над мыслью писателя. Так уж надо стараться, чтобы написано было так, чтобы понятно было и не сильно утруждались наши читатели, а то ведь закроют и все.  А стремиться, когда мысль понятная вызывает полет мыслей у читателя обязательно. Но это уже – помечать.  Это ближе к гениям литературным.

   Важна правда жизни, знание материала. И, особенно, если материал исторического характера. Вопрос- возможно ли интерпретировать исторические факты в соответствии со своими взглядами - дискуссионный.  Думаю, что однозначно интерпретировать - нет, а изложить со знанием дела  и  возможно с отражением своей  точки зрения - да. Это ведь ответственность большая. Литература - инструмент формирования взглядов.

   Не знаю, как назвать эту составляющую текста, но мне, кажется, она также важна и от нее зависит, будет ли  читатель  и в дальнейшем читать наши произведения. Поясню. Есть оптимисты и пессимисты. Есть воспевающие дружбу, любовь, жизнь, как нечто прекрасное даже если и описывают страдания, невзгоды и лишения на пути к этим чувствам. Короче - жизнеутверждающее. Есть же  произведения, где:  все  в жизни тлен: любовь и дружба, и клятвы верности навек, где все судьбой предрешено, где человек жалкий раб, тень без лика  и т.д. и т.п. И тут уж кто есть кто -  тот и выбирает, что ему по душе. Смею надеяться, что первых гораздо больше, а может, так думаю, что себя тоже отношу к ним. Еще и потому приверженница жизнеутверждающих текстов, что навсегда, еще с юности,  приняла и усвоила, что главное все- таки предназначение литературы: сеять разумное, доброе, вечное.

     Важна эмоциональность. Цепляет или нет. Не важно,  согласен ли  читатель  с позицией автора или нет. Важно, что она понятна и читатель не равнодушен к ней.Еще необходима искренность,которую всегда чувствует умный наш читатель.

   Уверенна, что этими составляющими не ограничиваются требования к пишущему.
   Вот и делаю вывод, вот и понятно мне, что как не анонсируй, а все предрешено.
Мы пишем, а его величество ЧИТАТЕЛЬ, для кого мы это делаем, вправе выбрать. И как же хочется, чтобы выбрал.

    P.S. Цикл "Помощь молодым. Быть рядом"
1. Просто о сложном. Грамотность.
2. Литературные термины. Техника написания.
3. Полезное для публикующихся на сайте.
4. Опыт литераторов.
5. Литературное. Для души.
6. От авторов сайта о литературе.
7. Издание. Опыт. Советы.
8. Об авторах сайта.
9. Знакомимся. Новые имена.
10. Новичкам. Советы. Ответы на вопросы.
11. Немного о критике.