Отцовский след 7

Борис Рябухин
Борис Рябухин

Начало см. Отцовский след 1, 2, 3, 4, 5, 6
Продолжение следует


Борис – Володе
Без даты

Здравствуй, Володя!

То, что все Сливкины знали о тебе, говорит за то, что эта история для них интересна (и не только из-за почестей к Африкану), и говорит о том, что они могут все знать в подробностях, о  которых, может быть, не совсем человечно, по отношению к тебе,  рассказывать.  Но это лишь мое предположение.
А мне было бы интересно прочитать и твою автобиографию.
А как все-таки у вас произошла размолвка с братом отца Аркадием Васильевичем? Почему ты отказался переписываться с ним? У меня предположение, что он от тебя скрывает самое главное. Из его письма я понял, что он ушлый, не проговорится. Может быть, мы так и не узнаем, о чем он молчит. Наверное, боялся разыскивать Африкана, а мнение имеет на этот счет.
Пока эти вопросы.
Обнимаю, Борис.



Володя – Борису
Без даты

Дорогой Боря!

Аркадий Васильевич – это первый, с кем я вел переписку после его первого письма. Его первое письмо было самое лучшее  для меня в отношении информации, которая меня интересовала, – все узнать об отце.  В последующих моих письмах на все мои просьбы писать об отце, он старался их  как бы избегать.

(Африкан даже не знал в 1940 году домашнего адреса Аркадия, кстати, не только его.)

Написав пару слов об  отце, он в основном писал о своей современной жизни, о том,  как он строит себе дачу, как куда-то ездил, ходил, с кем говорил и т.д., и в таком же духе.
Я не выдержал и написал ему, что если он не может добавить ничего нового, то не имеет смысла дальше переписываться. Это я ему написал в письме, а сам в то время подумал, что, может, этот человек не хочет со мной переписываться, что, может быть, я слишком настойчив, в общем, мне не хотелось нарушать чью-то, может быть, спокойную жизнь.
Тебе, Боря, нужно понять один психологический момент в этом вопросе – мое  намерение, как можно больше узнать об отце, ведь никто еще  не знал, что я разыскал Сливкиных, а он почему-то не старался это сделать, это не понятно для меня до сих пор. Аркадий Васильевич  мне сам перестал писать, и больше я с ним не переписываюсь. А жаль.
Ты спрашивал об эпизодах встреч с семейством Аркадия Васильевича?
Я встречался, когда с Зоей ездил в Новосибирск. Он был на даче. Тетя Потя нас возила туда по Оби на «Ракете». Дача его на берегу Оби, в лесу, очень красиво, всю ее он сделал своими руками. Встретили хорошо, мы переночевали у них и уехали. Он водил нас к остаткам старой водяной мельницы в лесу.

(Для этого семейства мельница священна.)

Нина Ивановна, жена Аркадия, видимо, не любит первую дочь Аркадия –  Августу (Галю). Он тайком от жены  высылает подарки внукам. Более о нем, как об отце, я не могу ничего сказать. Как, впрочем, и о других Сливкиных.
Во дворе его дачи мы любовались белками, для нас, южан, это было необычно. Жена его мне не понравилась. Мне показалось, что ее приветливость ради ее дочери Натальи, которая хотела ехать в отпуск в Одессу отдыхать. Она и приехала потом в сентябре с подругой, но была у нас на Фонтанке (мы там жили) один день, потом сняла квартиру в Одессе. Почему им так захотелось, не знаю.


Борис – Володе
Без даты

 Здравствуй, дорогой Володя!

Извини за долгое молчание.
Меня не оставляет  спокойным вопрос: знает ли твоя мать, при каких обстоятельствах пропал отец, какой документ об этом она получила? Почему думает, что «он, может быть,  в Америке»?

Теперь о встречах твоих с Аркадием Васильевичем.
Каков Аркадий Васильевич, таковы и его жена и дочь Наташа – себе на уме, да с выгодой. Может быть, я не прав. 
Но задумайся над таким совпадением: Наташа приезжает к тебе в гости, и на другой день снимает квартиру,  ничего не говоря.  Сын твой Андрей уезжает после побывки у тебя – перестает тебе писать, хотя «повода для этого» ты ему не давал, а он обещал писать.  О Галине я не буду ничего говорить пока (мы еще не дошли до этого щекотливого вопроса). Чтобы Андрею с годами начать самому искать связи с тобой, нужно, наверное, это заслужить отцовским вниманием.
Я думаю, что твои аргументы (как, в свое время, и мое отношение к своим женам) не совсем убедительны.
Не по такой же ли причине, как в случае совпадения отчужденности Наташи и Андрея, перестал тебе писать Аркадий Васильевич? Не попробовать ли возобновить с ним переписку?

(А может, в письмах, разговорах Володи просквозила подозрительность его о вине Аркадия в измене матери с Рябовым?)

Внимание к людям обременяет нас. Не знаю, как ты, но я не могу отказать в участии кому-нибудь, хотя часто бурчу, что это отнимает время, которого мне всегда не хватает.
Только не обижайся.
Обнимаю. Пока.



Володя – Борису
Без даты

Здравствуй, Боря!

Этот «щекотливый вопрос» лучше разобрать при встрече в устном разговоре. Наташа сказала, что ей неудобно нас стеснять, ведь она была со своей подругой, а я думаю, им нужна была свобода. Представляешь,  они приехали отдыхать, развлекаться. И конечно, на наши уговоры остаться у нас – отказалась.
Я считаю, что здесь нет одной причины, а есть три разные причины. Я тебя понял, на что ты намекнул, что я сам виноват во всем этом. Не думаю, что это так. Почему Наташа не захотела у нас жить, я написал. Андрей больше поверил матери, чем отцу, ведь он живет и воспитывается у нее. И я надеюсь, что он со временем что-то поймет и начнет сам искать связи со мной (Галина очень эгоистичная и мечтательная женщина). А Аркадий Васильевич под пятой у своей жены, я бы хотел попробовать, может, даже не возобновить переписку с ним, а хотя бы задать ему несколько вопросов, чтобы он ответил на них, но пока не могу решиться.

Но мы отвлеклись от главной задачи – найти Африкана Васильевича.
Я с  тобой согласен в отношении поисков, но отец погиб, как я понял, в то время, когда их дивизия попала в окружение, и все документы того времени утеряны.  Если бы он был жив, он давно бы дал знать о себе. Такой человек не может не дать знать о себе. Поиски я прекратил в связи со смертью отчима.
А что касается матери, то когда я рассказал ей, как отца мучили, она заплакала и сказала, я этого не знала. Какой документ она получила о его смерти, не знаю, но не похоронка – это точно.

Будь здоров. Обнимаю. Вова.




ЧАСТЬ ВТОРАЯ







ПОИСК РАЗВЕДЧИКА























ГЛАВА I

ВОЛОДЯ – БОРИС


Володя – Борису
10.05.80

Здравствуй, Боря!

Давно я тебе не писал, очень давно. Поэтому не помню, что писал последнее.
После смерти отца ко мне приехала мама, я в то время был уже один, разведенный. Жил в своем доме.  Кажется, я писал тебе, как приехала жена беременная, как она ходила по судам, чтобы вселиться в дом, била мне стекла в доме в окнах,  а потом вдруг исчезла.  Весной 1979 года она приехала одна, опять суд, в общем, кончилось тем, что пришлось ей выплатить 4000 руб. за дом, лишь бы она отвязалась – она уехала к себе на Урал.
В июне 1978 года ко мне приезжал сын Андрей, побыл месяц, уехал, так ни разу не назвав меня отцом, а мать – бабушкой. Обещал писать, получил от него письмо, что доехал,  и все, больше ни слова, хотя я написал ему три письма. Обидно, конечно. О дочери я тоже ничего не знаю, и не знаю,  когда узнаю что-либо о своих детях.
Когда мать еще жила здесь, я ее познакомил с женщиной, которая потом стала моей женой, мать не могла и подумать, что такое может быть, женщина ей эта очень понравилась. Она  была шокирована, когда я сказал, что Зоя будет моей женой.  Мать хотела, чтобы я остался один, чтобы мы продали дом, и я один жил вместе с ней в Ленинграде, а тут все ее планы нарушились. Она уехала в Ленинград, ничего не сказав, но я ее понял, писем она мне почти не писала, а если, что и писала, то только то, что  она никому не нужна, что ей жутко одной жить.  Осенью 1979 года ее соседи дали телеграмму сестре Тане, что с матерью плохо, сестра, конечно, сорвалась, уехала к матери, мне и Ольге такой телеграммы не было.  Таня побыла у неё неделю – все было в порядке со здоровьем. В марте этого года мы с Зоей собрались в отпуск в Ленинград на неделю. Дней за десять до отпуска получаю телеграмму от тетки из Ленинграда, что матери плохо. Я, зная о поездке Тани,  решил не ехать, а когда приехал через десять дней, оказалось все в порядке. Мать приняла нас холодно, я узнал, что была телеграмма и Ольге, и она приезжала бесполезно.  В день отъезда был скандал, мать нас выгнала, сначала потребовав с меня 7000 руб. за дом.
Зоя – русская, одногодка, пять лет вместе работаем на одном участке, она разведенная, у нее сын 14 лет, однокомнатная квартира.  Живем очень хорошо – я впервые за много лет стал жить по-человечески. Сестры одобрили и были рады за меня, тетки – тоже.  Вот такие мои дела житейские, Боря.  А как у тебя, дела, чем занимаешься? Я сделал стереоусилитель, слушаю стереомузыку. Посадил огород, буду достраивать дом. Если будет возможность, приезжай в любое время.  Мы с Зоей будем очень рады. Приезжай.
Посылаю тебе  некоторые документы и ответы на мои запросы по инстанциям об отце.

Пиши, Володя.
270111, Одесса, пр. Добровольского, 148.


ДОКУМЕНТЫ СУДЬБЫ


Письмо Мордвинкина


Просмотрено цензурой В Ш / 12

ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА

Полевая почта 49
Красноярский край Карамузенский район село Качулька,  Сливкиной А.В.
Адрес отправителя: п.п.с.  493/  бат. Н.А.Л.   22.8.42 г.
Привет с фронта.
Здравствуйте, незнакомая для меня т. Сливкина, даже не знаю Ваше имя.
Ваш брат Сливкин Африкан служил вместе со мной, но в настоящее время прошло уже 45 дней как об нем ничего не известно.  Трудно сказать его судьбу. Что будет известно в дальнейшем, обязательно сообщу. Это  Вам дорогая А.  пишет незнакомый человек. Но я интересуюсь, как Вы живете, особенно студенческую жизнь, о которой я часто вспоминаю.  Веселая ведь, правда?
Пишите, будем иметь переписку о своей жизни. Я живу настоящей фронтовой жизнью.
Гвардеец, горжусь т.  Африканом.  Он был мой близкий товарищ по фронтовой жизни.
До свидания,  с дружеским приветом, Иосиф.

П.П.С. 493 бат. Н.А.Д.
Мордвинкину Иосифу.




Извещение

Ваш брат солдат  Сливкин Африкан Васильевич пропал без вести в августе  1941  г.
5/VIII–47 г. – №1/978.
Засельцовский Военкомат
г. Новосибирск.


Письмо с Красмаша

Красноярск, завод Красмаш
Отдел кадров

Гор. Одесса, с. Фонтанка, ул. Набережная, 43
Рябову В.В.

На Ваше заявление о розыске Вашего отца пришлось потратить много времени. Удалось разыскать т. Паклина П.К., который работал вместе со Сливкиным А.В.
Прилагаем архивную справку т. Паклина П.К. Его домашний адрес: г. Красноярск, ул.  Красноярский рабочий, 48.
Других товарищей установить не удалось.


Рук. группы учета
О.К. завода       (подпись) Марков.




Архивная справка Паклина


СПРАВКА

Т. Сливкин А.В. работал в Техническом Отделе завода в качестве ведущего конструктора (перед войной) опытного образца проходческого комбайна ПК-1 проекта Московского НИИ Углемашвостока.  Война помешала окончанию работ.
Т. Сливкин числился передовиком, и его фотография висела пред войной на Доске почета завода.
После ухода в армию от него было получено одно письмо, в котором он сообщал,  что находится в группе обслуживания самолетов аэродрома близ г. Воронежа.  Через некоторое время (несколько месяцев)  было получено  бывшим начальником К.Б.  т. Соловьевым  Б.И. письмо от его жены, в котором она сообщала, что ее муж пропал без вести.  Тов. Соловьев Б.И.  погиб на Севере, провалившись под лед р. Енисея.
660014, Красноярск, Красноярский рабочий, 48,
Паклин Петр Константинович.


Архивная справка Вивдича

Вивдич Григорий Трофимович
л. 102
Новоселова Анастасия Афанасьевна
3 июля  75

По частично сохранившимся 71–29 расчетным ведомостям на нашем предприятии работал Сливкин А.В. конструктором по (…)
В архиве есть приказ директора от 8.XII. 1937 г. за № 554.

§ 2
Конструктору технического отдела т. Сливкину А.В. устанавливается IV разряд с окладом 400 руб. в месяц с 1 декабря 1937 г.
Основ. Приказ Д/З от 13 л. 572
Работал техником отдела Основания Новых производств.
Согласно расчетным ведомостям со Сливкиным работали в отделе главным технологом Паклин П.К., Вивдич Г.Т. в 1941 г. апрель месяц, май, июнь (20 дней),  уволен.




ВОЛОДЯ – БОРИС



Володя – Борису
08.06.80

Здравствуй, Борис!

Твое письмо обрадовало и… огорчило. Видно, мало тебе жизнь задавала вопросов таких, на которые нет ответа для  человека, который считает, что хорошо знает жизнь. Тебе бы все услышать моими ушами и увидеть моими глазами, и я вполне уверен, что ты бы мне написал совсем другое письмо.  Ты знаешь только одну мать – свою. А ведь матери все разные, как нет одинаковых людей, так нет одинаковых матерей.  Ты можешь меня упрекнуть только в одном – о плохой матери надо молчать, ведь мать одна и другой не будет, а я тебе написал столько, что со стороны это выглядит неубедительно.  Да, я знаю, что такое взаимопонимание, и ищу его, как помню себя.  И все мое отношение к матери, к отцу строились на том, чтобы прийти к взаимопониманию, но я понимал, а они не хотели меня понимать, для них я всегда оставался мальчиком, ребенком, получалось одно понимание.  Так что взаимопонимание  должно быть взаимным, и оно также редко, как счастливый брак, например.
Здесь уместен вопрос не о взаимопонимании, а скорее  о том, как каждый из нас стремится к взаимопониманию, как каждый старается понять другого, пытается найти пути к этому пониманию.  А ты меня упрекаешь, что я не ищу путей. Что толку, что я буду их искать к человеку, который все делает для того, чтобы его понимали, а сам никого не хочет понимать, – это и есть семейный, родственный конфликт.  Было бы не так страшно, если этот конфликт с матерью был бы один у меня с ней. Но ее сестра, тетя Вера со своим мужем (они живут тоже в Ленинграде), очень хорошие люди, тоже ищут пути к пониманию матери, но она их не хочет понимать, и с ними –  конфликт. Моя сестра Оля, побывав в Ленинграде за неделю до моего приезда в марте, написала позже мне дословно: «у меня настолько велика горечь и обида от моего посещения Ленинграда, что я не могу даже писать об этом, у меня рука не поднимается написать тебе то, что я о ней думаю. Мать, есть мать,  я обязана ей помогать и буду помогать всегда, но как родной человек она для меня не существует. Очень сожалею, что не дала тебе знать о том,  как она собирается вас встречать». 

(И никто мать не пожалеет, несчастную, уже потому, что старая,  больная, нелюбимая своими детьми.)

Кстати, после того, как вы провожали меня из Астрахани в Сибирь, после того, как она увидела твою мать, моя мать очень плохо о ней говорила. Сейчас я тебе могу об этом написать. И о тебе лично был не лестный отзыв.
Ну, а теперь ты какое мне письмо будешь писать, опять нравоучительное, что мать моя всегда права, всегда готова заступиться, всегда верны ее слова.

(Цитирует мое раннее  слабое стихотворение о матери.)

Едва ли ты мне это опять напишешь.
Что у тебя – по-прежнему? Чем занимаешься, где работаешь? На что существуешь? С кем живешь? С кем общаешься?
Пиши. Будь здоров.
Вова.



Володя – Борису
26.11.80

Здравствуй, Боря!

 Я, как всегда, давно тебе не писал. Прости!
Нашел твое последнее письмо. Очень рад за твои успехи, что живешь полной творческой жизнью. Мне, наверно, такой жизни уже не видать,  всю работу на заводе делаю автоматически, каждый день одно и то же, никакой творческой мысли. И ведь так работают миллионы – только ради куска хлеба. Поэтому тебе можно только позавидовать – ведь ты сам располагаешь своим временем.  Рад за тебя, так держи! Молодец! И большое тебе спасибо, что не забываешь меня, старика.  Ведь у тебя, наверно, друзей много.  У меня нет. Меня, как всегда, волнуют мои личные, житейские дела.  В этом моя беда, от которой никуда не убежишь, – жизнь преподносит сюрпризы, на которые трудно найти ответ.
С третьей женой я живу очень хорошо, в этом мне, можно сказать, наконец-то повезло.  С матерью отношения совсем испортились, она сама обрубает все концы, к ней не подступиться,  со всеми перессорилась –  эгоистка в высшей степени.

(Может, болезнь прогрессирует? А дети и не догадываются.)

До слез обидно, что такая мать.  Сестре Ольге предъявила обвинение, что якобы после смерти отца она завладела его сберкнижкой, то есть обокрала свою мать.  (Ольга в прошлом году купила машину «Запорожец»), а я уверен, что никакой книжки не было. А мать требует с нее эти деньги.  А ведь Ольга с 1972 года ежемесячно высылает ей по 25 руб.  Разве это не ужас, страшно писать даже такое – вот тебе и житейский вопрос.

(А на какие средства жить матери – на крохотную пенсию?)

Или еще, живу в одном городе с  двоюродным братом, перед которым я ни в чем не виноват. Но он перестал со мной знаться, потому что он богат, – боится, что я буду просить у него денег, хотя сам он эти деньги не доставал – мать его обеспечила, живет ради сына, который, как сыр в масле катается.
Зачем я тебе все это пишу, потому что жизнь нужно видеть и слышать своими глазами и ушами.
Поступил к нам на работу отставник–полковник простым рабочим, умная голова (кончил военную академию), проработал меньше года, узнаем: жена его сонного в постели зарезала ножом. Жена – Заслуженный врач республики – как это понять? Что  людям нужно? Ради чего люди живут? И опять вечный вопрос, смысл всего сущего –  зачем  рождение, если такая смерть?  Да мало ли таких вопросов, на которые нет ответа, простых вопросов, а мы лезем в дебри, познаем тайны Вселенной, когда в самих себе разобраться не можем.
А наша система хозяйства стала в корне порочной – цены растут, нормы повышают. Куда ни посмотри, в какую область – торговлю, производство, транспорт, сельское хозяйство  – везде бардак и неразбериха, очковтирательство, обман, воровство. К черту все, лучше закрыться от всего, лишь бы не видеть и не слышать о социализме, коммунизме.

(Призрак капитализмы уже бродил по Восточной Европе? Вот так уже разлагали рабочих – и умные головы, готовили на заклание  при  грядущем диком бандитском капитализме.)

Случайно обнаружил в Москве своего одноклассника Михаила Крупинского. Советую с ним познакомиться, он окончил МГУ, журналист, знает итальянский, румынский, работал в ТАСС, был редактором  корабельной газеты на флоте, работал корреспондентом на БАМе, в газете «За рубежом», в издательстве «Знание», в «Аргументах и фактах». Сейчас нигде не работает, на вольных хлебах, занимается творческой работой, был дважды женат. Я ему написал о тебе, ответил, что охотно с тобой познакомится: Москва, ул. 3-я Песчаная, 3, Михаил Крупинский.
Пиши. Обнимаю, Вова.
Пришли какое-нибудь фото. Пожалуйста.



Володя – Борису
02.03.81

Здравствуй, Боря!

Что-то редко ты стал мне писать – одно письмо за полгода.  А на фото я тебя не узнал, вернее, конечно, узнал, но как сильно прическа меняет облик. Правда жизни всегда одна, но каждый понимает ее по-своему, в меру своих знаний, жизненного опыта, трагических жизненных ситуаций.  А сложившийся характер человека у всех людей всегда разный, и по-разному этот характер относится к правде жизни. У каждого не своя правда, а свой характер, свои взгляды на жизнь. И каждый приспосабливается, подделывается под правду жизни, как может,  как он сам того хочет.  О «бардаке» я с тобой тоже не согласен. Один завод – не целая Россия, и, если в каждой единице, ячейке общества, будет порядок, то и в целой России будет порядок. Если в каждой комнате 100-комнатной квартиры будет хозяин, то, в общем, везде будет порядок, а не «бардак».   Все это, конечно, примитивно, все гораздо сложней, но общие черты понять всегда можно.
Зря ты не хочешь познакомиться с Мишкой Крупинским, ведь набрал номер, а дальше все само собой. Кто его знает, может быть, он и поможет тебе опубликовать «Ивана Болотникова».  Кстати, я надеюсь получить экземпляр с автографом.
Живу хорошо, работаю, занимаюсь любимым делом. Сестра Оля, если помнишь, на своей машине приезжала летом. Встречи – всегда радость в нашей жизни, а они так редки, встречи с прошлым.  Родственники родного отца со мной связь не теряют. Зато брат, который здесь рядом в Одессе, меня знать не хочет – стал слишком богатым – машина, дача, как сыр в масле катается.
Ради Бога не обижайся на меня, если что не так пишу.  Обижаться глупо –  никто никому не хочет зла – это от природы заложено в человеке. А  если злой человек, нужно постараться понять причину злости, или причину обиды, которую тебе нанесли.
Пиши. Будь здоров.
Обнимаю, Вова.



Володя – Борису
11.06.81

Боря, здравствуй!

Короткая информация!
Буду в Москве проездом в Новосибирск 21 июня в воскресенье в 14.00, Киевский вокзал, поезд № 24, вагон № 1. В 21.00 с Ярославского вокзала в этот же день поеду в  Новосибирск. Так что с 14.00 до 21.00 я в Москве с Зоей и Сережей, ее сыном.
Если у тебя есть желание встретиться, тогда встречай. Не забудь – 21 июня.
Вова.




Володя – Борису
25.11.81

Здравствуй, Борис!

Я перед тобой виноват. Не буду оправдываться, бросил все дела и сел писать письмо.  Какие могут быть у меня дела? Самые простые, обыденные. Работа на заводе выматывает, выходной, как подарок, но дома находится всегда  масса того, что нужно сделать. Сейчас почему-то стал остро чувствовать дефицит времени и … О, как оно стало быстротечным! Я думаю, это возраст.

(Володя с 1939 года, ему 42 года.)

Был очень рад нашей, такой короткой, встрече, и остро почувствовал, что у меня не хватает такого друга, как ты, но, чтобы общаться с тобой каждый день, чтобы ты был всегда рядом.  И очень благодарен тебе за то, что ты, будучи далеко от меня, с 1962 года не забываешь до сих пор Рябова, такого далекого от поэзии, литературы, от искусства, наконец, от того круга людей, с которыми ты общаешься ежедневно. Старая дружба, интерес к моей судьбе, что еще может заставлять тебя поддерживать нашу связь. Чем может быть интересен тебе простой смертный, которых так много рядом, садись и пиши о любом.
Ты хочешь написать «Отца», и я обещал отвечать тебе на твои вопросы.  Если ты боишься, что я буду задерживать на них ответ, то зря. Буду отвечать сразу. И, если бы ты мне задал их еще летом, как только я приехал из отпуска, то это бы письмо не было таким поздним. А если бы ты смог приехать в Одессу, это было бы еще лучше.  Если не передумал то, что задумал, –  я к твоим услугам.
Мишке Крупинскому я тоже ничего не писал. Встречались ли вы еще, после нашей общей встречи?
Хотел бы знать, сам не знаю почему, как ты живешь, твой типичный рабочий день – от постели до постели (может быть, интерес вызван, чтобы сравнить небо с землей).
Какова судьба твоего «Ивана Болотникова»? Мне уже кажется, что ты его никогда не напишешь. Сколько лет ты о нем говоришь.  А хотелось бы его прочитать.
Напиши о своей маме, Капиталине Алексеевне, как живет, как вы с ней общаетесь, помнит ли она меня, если да,  то передай ей большой привет.
Письмо получилось короткое, не вини меня в этом, наверно, это от того, что общение наше стало тоже «короче».
Посылаю тебе некоторые ответы на мои письма к однополчанам отца и письма юных следопытов из школы-интерната. Они дороги мне. Начинаю новый виток поисков.
Будь здоров и, главное, не забывай, что наше сердце не любит перегрузок.
Обнимаю крепко, Володя.
Фото еще не успел сделать.


Володя – Борису
Открытка 26.11.81

Дорогой Боря!

Поздравляю с днем рождения!
Поздравляю также – с днем рождения Советской власти!
Всего тебе хорошего.
Был в отпуске, был план приехать к тебе, не получилось. Жди письма.
Будь здоров. Вова.



Борис – Володе 
1 декабря 1981 г.

Здравствуй, Володя!
Я очень благодарен тебе, что ты согласился поучаствовать со мной в поисках материала об отце. Сразу оговорюсь: не старайся отвечать литературно, не задумывайся над конструкцией фразы, хотя бы потому, что мне нужен твой живой разговор. А главное – ты не сможешь мне помочь или быть моим соавтором, потому что придется многое переделывать, исходя из моей точки зрения. Все, что ты будешь писать в ответ на мои вопросы, постарайся рассматривать через призму такой мысли. Сын – это часть отца, развивающаяся одновременно с развитием отца (если он жив), связанная с отцом различными связями, через которые идет взаимодействие отца и сына (физическое, духовное, психологическое, генное, телепатическое…), даже если отец и сын не живут вместе. Поэтому затруднен контакт с отчимом. Поэтому неполноценна жизнь «безотцовщины» – ребенка, разлученного с отцом войной, разводом и пр. И вот, в свете этого,  вопрос: вспомни, когда ты понял, что твой «отец» тебя не понимает, что не получается контакта (хотя тогда ты, под таким углом зрения, не размышлял над этим)? 
Опиши хотя бы один случай, но со всеми подробностями, какие вспомнишь. Если таких случаев в раннем детстве было несколько, опиши два самых ярких. Что произошло, где, в какое время дня, года, жизни? Кто участвовал в этих событиях и что говорили окружающие?..
Моя жизнь течет по-прежнему, по-видимому, по-пустому. Перевалил порог сорокалетия.  Под горку пошли. Теперь можно не торопиться, само все ускоряется, по инерции спуска с горы. Все больше людей впрягаются в воз с моей пьесой, но не могут сдвинуть с места. Жизнь моя внешне напоминает любою другую. Только ты – у  станка, а я – у  письменного стола. Встречи, в основном, – деловые, а друзей, таких, как в юности, нет. У каждого – корысть.
Мама побаливает. В Новом году приедет. Тебя она помнит по-доброму. Обнимаю, Борис.


ЮНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ

Богданова Вера – Володе
Без даты

443056 г. Куйбышев, 56, проспект Масленникова, 15,
Бутин Иван Иванович.

252053  г. Киев, 53, ул. Артема, 24, Шарабан Андрей Никитович.

г. Барнаул, ул. Новая, 10, Тирищев Евгений Андреевич.

Шкуренко, тел. 3-19-68

Здравствуйте, Вл. Валентинович!

Пишет Вам Богданова Вера.  В нашей школе создан музей Боевой славы 17-й гв. с. д. И, несомненно, письмо Ваше передали нам.  Мы начали поиск.  Пока что нам удалось установить расположение штаба. Части  и штаб дивизии в феврале–июле 1942 года находились  в районе г. Белого Смоленской области (восточнее, северо- и юго-восточнее). Штаб располагался в деревне Егорьево. Во время кровопролитных боев (июнь–июль) штаб перемещался несколько раз. Во время окружения находился в 1 – 1,5 км от деревни Солидолово, где был убит командир дивизии Горбунов.  После окружения (июль) дивизия вышла в район Петрищева лба. Дело в том, что у нас очень мало данных о Вашем отце.  Если Вам известно его звание (рядовой, офицер), род войск (пехотинец, артиллерист), то сообщите нам. Если сохранилось письмо  Иосифа Мордвинкина, то просим Вас, вышлите. В случае надобности, его мы можем вернуть.
Теперь пишите нам по адресу:
660055, г. Красноярск-55,
ул. Джамбульская, 24, шк-инт. 5,  9 класс,

Богдановой Вере.
Если есть фотографии, то это будет еще лучше.


Богданова Вера – Володе
Январь 1978

660055, г. Красноярск - 55, ул. Джамбульская
24,  Школа–интернат, Богданова Вера

Здравствуйте, Владимир Валентинович!

Извините, что долго не писала. Я болела и поэтому не могла вовремя ответить. Сообщаю, что в ближайшее время постараюсь выслать Вам книжку с адресами ветеранов 17-й гв. с. д. У нас в музее было несколько книг Сенкевича в запасе, но их мы все разослали, поэтому я не могу их Вам выслать сейчас.  В магазинах их продают очень редко.  Его книги называются:  «Дорогой памяти» и «Когда страна прикажет быть героем».  А еще  у него есть замечательная книга  «От Енисея до Эльбы». О Вашем отце выписать что-нибудь еще пока не удалось.  Те, кому мы написали о нем, нам еще не прислали ответов. Постараемся попасть в отдел кадров з. Красмаш. Может, они знают что-нибудь еще. Напишите, пришел ли Вам ответ из Подольска.
Ну, что еще написать? Сейчас у нас каникулы. Это полугодие я закончила без троек. Новый год встретила хорошо.  В этом, 1978 году нашему городу исполнится 350 лет. Напишите мне о Вашем городе, какой он сейчас.  У нас погода теплая. Вообще в этом году зима теплая, только недавно выпал снег.  Ну, ладно. До свидания. Буду ждать ответа.
Вера.


Богданова Вера – Володе
Без даты


ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА

Вл. Вал.!

Поздравляю Вас с Новым 1978 г.  Желаю Вам всего самого лучшего. Успехов в труде, счастья, радости, крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Вера.





Богданова Вера – Володе
Без даты

Здравствуйте В.В.!

Вот получила Ваше письмо и решила сразу же ответить.
Я собираюсь завтра ехать в отдел кадров завода, узнать о Вашем отце.  Пока ничего нового узнать о нем не удалось. Что можно написать о нашей школе? К 23 февраля должны присвоить звание 17-й гв. с. д.  В этом году ей исполнится 17 лет. В интернате я учусь с 4 класса.  До этого жила в Карелии в г. Харлу. Там родилась, и в 10 лет вместе с семьей переехала сюда.  Сначала было трудно с квартирой, поэтому поступила учиться в интернат.  Теперь все наладилось, но уходить отсюда в другую школу я не хочу. Ведь я уже привыкла, теперь, когда прошло шесть лет, как я учусь,  здесь сложился прочный коллектив. Все стали очень дороги. Кроме меня в семье еще старшая сестра Ира, но она в прошлом году вышла замуж, теперь у нее есть  свой сын, живут они в г. Рудном Кустанайской обл.  А младше меня  – два брата – Андрей  (он в 7 кл.) и Женя (он в 8 кл.) Ну, что еще?  Есть у меня подруга Жанна Алексеева. Я живу с ней вместе на одной остановке.  Знакома я с ней всего два года. Но она стала для меня так близка, что я даже не знаю, как была раньше без нее.
Теперь о нашем городе. В августе этого года исполнилось 350 лет со дня основания. В следующем письме вышлю фотографии с изображением города. Вообще город очень красивый.

(Читая это, Володя мог представить Красноярск. И он, может быть, любил бы его, если бы отец не пропал на войне.)

Ваш город располагается на берегу Черного моря. Вы, наверное, не раз видели море.
Напишите о нем. Ведь мне это очень интересно. Недавно пришло письмо в музей от Вашей тети.  Но что мы можем ей ответить? То же, что и Вам. Ну, что же, на этом я кончаю. Пишите обо всем, я буду очень ждать.

До свидания, Вера.




ГЛАВА II

ОДНОПОЛЧАНЕ

Шарабан – Володе
17.10.77

Уважаемый тов. Рябов!

На Ваше письмо сообщаю, что до июля 1942 года я был в 1-м дивизионе и людей штабной батареи не знал.  Фамилию Мордвинкина И. вспоминаю. Видимо, мы знали друг друга уже после июля 1942 года, когда я был в штабе полка.
Думаю, Вам надо связаться с людьми, которые служили в штабной батарее до  июля 42 года.
Дам некоторые адреса.
Военком штабной батареи сейчас проживает в г. Красноярске, 97, ул.   Маркса, 88. Павел Иванович Замотаев.
В этом же городе живет бывший повар штабной батареи, попавший в те дни в плен (и вернулся домой слепой). Он-то, видимо, знал всех людей батареи.  Красноярск, 62,  ул. Крупской, 28, Соломонов Александр Парфенович.
В Хабаровске проживает командир вычислительного взвода артполка Поленов Борис Петрович. Правда, он был в разное время, но, может, он знает Вашего отца или Мордвинкина.
Пытайтесь через них расширить круг людей, которые служили тогда  в штабной батарее и именно в топовычислительном взводе. Это дело нелегкое, но надо делать.
Желаю Вам всего доброго.
Примечание:  адрес т. Поленова Б.П. – Хабаровск-30, Пушкина, 13.
Кажется, т. Мордвинкин был в нашей полковой школе в 1940 г., где я был политруком. Жив ли он?
С уважением, А. Шарабан.
г. Киев.



Поляков – Володе
28.10.77

680030, Хабаровск-30, Пушкина, 13, Поляков Б.П.

Уважаемый тов. Рябов В.В.!

К сожалению, я вынужден разочаровать Вас.  Я был переведен в 26-й гв. артполк в октябре 1942 года, и поэтому не мог знать Вашего отца, который погиб, как Вы пишите, в июне 1942 года. Не знаю я также его фронтового товарища Иосифа Мордвинкина. Кроме того,  я служил не во взводе топографической разведки при штабной батарее. Топовычислительные же взводы  были при дивизионах полка. Поэтому неудивительно, что я вообще не помню упомянутых Вами фамилий.

С уважением     (подпись)






Продолжение следует.