Кому на Руси жить плохо. Сиквел

Владимир Волконский
ПУБЛИЦИСТИКА

ИЗ СЕРИИ: «Наш ответ Бондарчуку и не только ему»


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ПЛОХО. СИКВЕЛ.

«Скажите, а когда было лучше жить, раньше или сейчас?»- задал свой дежурный вопрос очередной ребенок. Шла передача «100 вопросов взрослому». В гостях у нее был известный музыкант, лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Дети  задавали свои необычные вопросы, Макаревич давал свои необычные ответы. Уже спросил какой-то пацан лет восьми, обезоруживая гостя своей детской непосредственностью: «А какой вы национальности, Андрей?» И Макаревич, ни секунды не смутившись, ответил, что это он только по матери – еврей, а по отцу – он очень даже белорус. И я подумал тогда – ничего не меняется в этой стране, вот уж и в паспорте графу национальность отменили, а все продолжает мучить больной вопрос. С той лишь  разницей, что в мое время в 8 лет я еще не знал, что люди бывают разных национальностей. Мне казалось тогда, что мы все одинаковые в этом смысле, да и сейчас я так думаю, уж простите меня за это.

А передача шла своим чередом. Уже попросили гостя показать язык. И он показал. И вот этот вопрос: «Когда было жить лучше - тогда или сейчас?» И Макаревич, так, на полном серьезе, говорит: «Тогда было просто ужасно!» А сейчас, значит, наоборот?! И я теперь сижу и думаю, а что такого ужасного увидел там Макаревич, чего не видел я? Ну пусть он старше меня на 10 лет. Получается, что родился он в 1953 году, сразу после смерти Сталина, значит уже самого ужасного не застал. А на времена Хрущева и тем более Брежнева, вообще, пришлась хрущевская «оттепель» и брежневское самое спокойное время за всю историю Советского государства, уж чтобы там не говорили. Мне, по крайней мере, жаловаться не на что - у меня было абсолютно счастливое детство. Может, конечно, у нас не было тогда такого выбора, как сейчас. И в магазинах было всего два вида колбасы, а не 38. Но, что толку  людям от такого изобилия, если они и сейчас себе из этих 38 видов могут позволить только два, да и то по праздникам. Просто Макаревич должен был сказать, что это ему раньше хуже жилось. Это он, и вместе с ним еще процентов пять - максимум  процентов десять людей, смогли реализовать себя в этой жизни. А что делать остальным  90%. Смотреть и завидовать, или ненавидеть?

Ведь, что получается? Раньше я может и плохо жил, но я не знал об этом. Зато у меня была уверенность в завтрашнем дне, Я знал, закончу школу – поступлю в институт. Закончу институт – буду работать. Буду работать – буду зарабатывать деньги и буду жить, может, не лучше, но и не хуже остальных людей. А что сейчас получается? Даже работая, я не могу завести семью – я ее реально не смогу содержать. И в таком положении находится большая половина молодых людей. Я не говорю об олигархах, чиновниках-взяточниках и всяком жулье. Я имею в виду людей, которые хотят честно работать и честно получать за это деньги. Это у них нет перспективы и, как следствие, уверенности в завтрашнем дне. Кстати, уверенности в завтрашнем дне нет и у тех, кто находится по другую сторону баррикад – они не уверены, что за ними завтра не придет прокурор и дальше, как в песне: «И вот опять передо мной – параша, вышка, часовой». Поэтому все живут одним днем, как будто завтра не придет никогда. А это очень плохо! Я себя поймал на мысли, что уже лет 20 живу ожиданием, что вот еще чуть-чуть надо потерпеть и будет обязательно лучше. А лучше не становится, становится только хуже. А ведь в это время проходит моя единственная и неповторимая жизнь. И другой у меня не будет. И что делать? Как быть? Может тоже воровать, ловчить, «химичить», как те, которых мы постоянно видим на улицах в дорогих машинах, которые не на одну зарплату живут и по телевизору - в фильмах про нашу теперешнюю жизнь. И что особенно раздражает, что 90% людей, видя все это, испытывают раздвоение сознания – им показывают то, чего они в своей жизни реально достигнуть не могут (по крайней мере, честным путем), а очень хочется. И ведь есть же люди, которые достигли этого. Вот же они - ездят по тем же улицам, живут на той же Рублевке, а чем я хуже, думает та же девочка, мечтая подцепить какого-то олигарха или, на худой конец, его сына. А что делать остальным пацанам? Ведь подцепить олигаршу им не светит. Вот они и становятся перед нравственным выбором – либо счастливая богатая, но нечестная жизнь. Либо честная, но не всегда счастливая.  И выбор далеко не всегда остается за последним.

И что лучше в результате – отсутствие выбора тогда или свобода выбора между плохим и очень плохим сейчас? Вопрос риторический. А Андр. Макаревич - классный парень и я его очень уважаю. Он свои деньги заработал честным путем. И может спокойно сейчас наслаждаться результатами своего труда, почивая на лаврах собственной популярности. Но таких людей, к сожалению, меньшинство.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ. Японцы говорят: «Не дай вам Бог жить во времена перемен». Смысл этой поговорки до меня дошел только сейчас. Мы все сейчас живем во времена перемен, которые начались с развалом Союза, и которые, наверное, не закончатся никогда. За это время выросло уже целое поколение, которое ничего другого и не видело. Им не с чем сравнивать – для них так было всегда. А чего мы добились за это время – произошла резкая поляризация населения, появились 5% богатых и очень богатых людей и  95%  бедных и очень бедных. Так и не сформировался средний класс. Точнее он есть, но его практически нет. «Узок их круг и страшно далеки они от народа», - так писал Герцен о декабристах. То же самое можно сказать и о нашем среднем классе, к которому, по всей видимости, и относится Андр. Макаревич. А вместе с ним, к сожалению, его составляют чиновники-казнокрады и чиновники-коррупционеры, а также всякие, так называемые, «бизнесмены», живущие по принципу: «Не спрашивай меня, как я заработал свой первый миллион, а про второй я тебе уже все могу рассказать». Вот так и живем. У большинства людей из-за несовпадения их желаний с их возможностями развивается острое чувство неудовлетворенности и собственной неполноценности. Происходит раздвоение сознания из-за того, что они видят и того, что они себе могут позволить в своей реальной жизни. В результате, чтобы не свихнуться на этом, люди не строят планов на будущее, а живут сегодняшним днем, по принципу: «Будет день - будет и пища». Люди потеряли уверенность в завтрашнем дне, а с ней и способность мечтать. А это очень плохо.

На Западе водитель-дальнобойщик или профессор в университете, или любой другой не бизнесмен, может на свою зарплату спокойно содержать семью и это нормально, это никого не удивляет. У нас же представить подобное, это что-то из разряда научной фантастики. Люди у нас не могут себе пока позволить просто работать и просто получать за это деньги. Чтобы иметь право с уверенностью смотреть в завтрашний день нужно «крутиться», а не все это умеют и не у всех это получается. И те, у кого это не выходит, автоматически сливаются в «отстой», пополняя ряды  «лузеров». И таких «лузеров» пол страны. А это неправильно! И если так будет продолжаться и дальше – у такой страны нет будущего. И пусть Андр. Макаревич докажет мне обратное!