5 причин, по которым фильм инсайт не стал бестселл

Сестры Ивенс
отрывок из заметки

... Почему, собственно, «пять причин»? Их гораздо больше. Но назовем лишь пять, по аналогии с написанной героиней фильма и украденной ее любовником книги «Пять причин, по которым смерть является благом».
Весьма сомнительно, что зрители фильма смогут сформулировать эти причины: запутанность сценария не позволит им сосредоточиться на этой теме. Но мы свои причины попробуем обосновать доступно.

1. Название фильма.
Как учат в школе на уроках литературы, в названии произведения, как в малом зернышке, заложена идея всего произведения. О чем говорит рядовому зрителю название «Инсайт»? – Просто броское иностранное слово, долженствующее поймать зрителя на слух, как на крючок. На самом деле «инсайт» переводится с английского как «озарение».
Если бы фильм назывался «Озарение», какую идею следовало бы в нем искать? Именно «искать», потому что момент этого озарения в фильме не обозначен, как-то размазан и размыт. А ведь «озарение» - это не процесс, а краткосрочное явление, миг.
На кого должно снизойти озарение? – На героев фильма? На зрителей? В какой момент оно должно наступить? – Во время просмотра фильма? После просмотра?
«Все большие ошибки совершаются с формулировкой «благо». Эти слова главного героя фильма могут быть отнесены к самому фильму,
они могли бы быть заголовком и нашей статьи.
 
Вообще речь героя Б.Ступки изобилует тяжелыми афоризмами, как-то: «А мифы тем и хороши, что не требуют ни доказательств, ни опровержения» или «Умру, только тогда, когда меня простят». Кто простит, за что простит? – В момент произнесения этих слов зрителю сие не ясно. А произносит герой их потому, что в сюжете используется метод инверсии, долженствующий придать фильму детективный оттенок и вовлечь зрителя в процесс разгадки его слов.

2. Идея фильма.
Герои фильма неоднократно рассуждают о Боге. Причем эти рассуждения никак не связаны с поступками самих героев. Разве что озарение снизошло на героя, когда он получил письмо от своего друга по юности, из которого он понял, что вступает в любовные отношения с собственной дочерью? И именно мысль о Боге толкнула его под колеса паровоза? И вся дальнейшая (двадцатилетняя!) жизнь героя проходит под девизом «Умру, когда меня простят»? Что-то уж больно напоминает это евангельский сюжет о старце Симеоне: «Ему было предсказано Духом Святым, что не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лук.2,26)».
Уместно ли в мелодраму вводить духовные рассуждения? Духовность и нравственность не синонимы. Довольно бы было бы разобраться в нравственных проблемах героев. А для этого проблемы надо было сформулировать четче и решить их понятнее, убедительнее. А этому помешала

3. нагроможденность сюжета.
Обратимся к элементарному учебнику - Пособие сценаристу по Сегер. «Если Вы пишите сценарий, естественно, Вас что-то побуждает к этому, Вы что-то хотите сказать, выразить какую-то идею. Вы пытаетесь облечь эту идею в какую-то форму, ищите наиболее яркий и лаконичный способ выражения. Такая работа называется сюжетной разработкой. Основная функция сюжета заключается в придании сценарию объемности и смысла. СЮЖЕТ обогащает ФАБУЛУ – то есть придает художественную выразительность простой последовательности событий в Вашем сценарии.    
КАК ПРАВИЛО, в картине присутствует ТРИ основные сюжетные линии».

Что мы имеем в сценарии  фильма «Инсайт»?
1. Степан – Аня (в молодости),
2. Степан – Аня (в старости),
3. Аня – Олег,
4. двое влюбленных в лечебнице,
5. Аня – Таня,
6. Аня – ее подруги,
7. … и еще какие-то бразильцы с маракасами. Это уже перебор.

Достаточно ли ясна каждая сюжетная линия? По сценарию Аня – квалифицированный, успешный психолог. Как же она не видит мелкую, алчную сущность своего возлюбленного? Как же она так долго не узнает Степана? Как же она дает своему пациенту, ненавидящему свою тещу, совет: «А Вы убейте ее», который многими зрителями может быть воспринят как руководство к действию? Что она поняла в процессе общения с больным Степаном, если узнала, что он ее отец лишь из его посмертного письма?

4. Неубедительность образа главной героини фильма и, соответственно, неубедительность игры Ирины Розановой.
 
Как развивается характер героини на протяжении фильма? Почему так быстро, неоправданно и скомкано, произошло усыновление ею ребенка умершей Тани? – Ох, видно, маракасы, наконец, сыграли свою роль!
Да Бог ей судья! Главное, что зрителей не убедила увиденная история. Зрители не прониклись ни любовью, ни состраданием к героине, ни радостью за ее духовное исцеление. Увы! Значит, фильм не достиг поставленной цели.
Дуэта двух прославленных артистов – Богдана Ступки и Ирины Розановой не получилось. Запомнился только, как всегда чувственный и страстный, Богдан Ступка – такой Роберт де Ниро нашего кинематографа. А на статичную, закомплексованную, зажатую (ишь, как волосы уложены в ее прическе: волосок к волоску!) героиню Ирины Розановой так и не снизошел инсайт.

5. Невыразительность изобразительного ряда.
Режиссура фильма проста и бесхитростна, как тетрадь в клеточку. Движение сюжета обеспечивается движением автомашины, в которой ездит героиня. Поездка – эпизод, поездка – эпизод…. Старательно выстроенные бесстрастные кадры. В них нет души, нет индивидуальности режиссера.
 
«Если Вы пишите сценарий, естественно, Вас что-то побуждает к этому, Вы что-то хотите СКАЗАТЬ, выразить какую-то идею» (Сегер). Если Вы снимаете фильм, Вы пытаетесь облечь эту идею в какую-то форму, Вы обязаны что-то ПОКАЗАТЬ людям, ищите наиболее яркий, индивидуальный способ режиссерского выражения своей идеи. Режиссера у «Инсайта» нет.

Вот сделаны 5 заявленных замечаний к фильму. Все они маленькими ручейками стекаются в русло одной реки...

*Бестселлер это товар, пользующийся наивысшей популярностью и продающийся огромными тиражами. В советские времена словом «бестселлер», как правило, назывались популярные книги. Сегодня это слово применяется к любому товару, имеющему прекрасные продажи. Так, например, каждый новый iPhone становится бестселлером.