Бенедикт Нурсийский

Жанна Марова
    Возможно, данный отрывок поможет прочувствовать Дух Италии…

       Вы удобно расположились? Тогда я вам сейчас расскажу ещё о двух самых известных святых Италии, а то с темпераментом нашей путешественницы мне скоро слово негде будет вставить.
       Один из них – Бенедикт Нурсийский, его имя в переводе с латинского означает «благословенный». Он родился в 480 году в знатной семье сабинов, воспитывался не только в духе христианского благочестия и морали, но и в большой строгости. В 14-летнем возрасте был отправлен в Рим для завершения своего образования и, насмотревшись царивших там нравов, тут же воспылал отвращением к роскоши и праздности. Ему не только самому захотелось сбежать из сего порочного круга, он, видимо задумывался вообще о судьбах человечества. А если ещё добавить, что у него была сестра-близнец по имени Схоластика, давно уже посвятившая себя строгой аскезе и добившаяся значительных результатов, то вы поймёте, всю заманчивость для него дальнейшего пути по тропе смирения и уединения.
      Каждый истинный отшельник находит свою пещеру, нашёл её и Бенедикт.
      Но ведь когда для людей что-то становится очень привлекательным, то от них уже не скроешься нигде. Не получилось и у Бенедикта. После трёх лет высоких духовных исканий вне мирской суеты, когда он стал на «ты» с небесами и начал являть массу чудес здесь, на земле, его и одолели паломники.
      Слава о нём росла, количество желающих поглазеть всё увеличивалось. Покоя не было. А тут ещё монахи из соседнего монастыря после смерти своего настоятеля стали осаждать его просьбами - возглавить их общину. Он согласился. Но пришёл в их монастырь со своим уставом. А устав был очень жёстким. В принципе до конца своих дней Бенедикт Нурсийский считал, что жизнь следует проводить в постоянной молитве, неустанном физическом труде и безоговорочном подчинении вышестоящим. Он даже разработал целый свод правил, по которым следовало устраивать монастырскую жизнь.
      Но монахи, посмотрев воочию на собственные обязанности, решили, что это через-чур и, не заморачиваясь библейскими принципами, попросту подсыпали яду в бокал Бенедикта.
Номер у них не прошёл.
      Они элементарно не понимали, с кем имели дело, как моська, взирающая на слона. Когда рука Бенедикта благословляла сей кубок перед его принятием, ложь-змея не преминула вылезти наружу. Кубок лопнул, отрава оказалась на каменном полу, Бенедикт понял всё и немедленно покинул незадачливых монахов.
      Самое раннее изображение преподобного Бенедикта датируется VII веком и так и выглядит – в чёрном монашеском одеянии, с листком устава, который диктовался ему ангелом. И постоянно в его изображениях присутствуют: книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или его разновидность – кубок со змеёй.
      После этого случая всё встало на круги свои. Снова была пещера, опять – паломники и очередные монахи с просьбой заняться ими и признать своими учениками и сподвижниками.
       Бенедикт и на этот раз не отказал. Но устраивать монастырскую жизнь стал несколько иначе. Основав 12 общин и разместив в каждой по 12 монахов, оставив при себе лишь несколько учеников, он и руководил всей общиной.
      Всё пошло отлично. Но козни начали строить настоятели соседних монастырей и церквушек, просто умиравшие от зависти.
      И когда Бенедикту совсем было некуда деваться от жизни такой, некий знатный вельможа подарил ему земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы.  В этом местечке Монте-Кассино, на месте языческого святилища он, наконец, обосновал свой монастырь с новым уставом, превратил его в христианский храм, в христианство же обратил и всех местных жителей.
      На третий раз всё удалось! Слава монастыря летела по всему краю, количество братьев в общине быстро росло. Здесь получил своё начало орден бенедиктинцев. Свою идею – создать «школу служения Господу» Бенедикт Нурссийский воплотил в полной мере, став родоначальником всего западного монашества. Его Уставу до сегодняшнего дня следуют бенедиктинцы, цистерцианцы и картузианцы.
      Умер святой Бенедикт в 547 году в Монте-Кассино, сыграв важную роль в развитии и сохранении всей христианской культуры на протяжении раннего Средневековья.
      Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Бенедикта Нурсийского небесным покровителем всей Европы, но до этого, в 1939 году папа Пий ХII объявил святого Франциска Ассизского – полную противоположность Бенедикту, покровителем Италии и всех итальянцев.
      В Италии и по сей день очень много монастырей. Все они – действующие.
      А каждый итальянец, чтя своих местных покровителей, каждое воскресенье всем семейством обязательно отправляется в церковь или собор на воскресную службу. По возвращению домой долго перемываются косточки семейству напротив, которое обвиняется в том, что явилось в храм только для демонстрации костюмов, платьев и часов, купленных за прошедшую неделю. Совсем забыв, что сегодня утром они также тщательно готовились к встрече со священником, натянув на себя все обновки.
      Может, ничего страшного? Просто так проявляется дуальность человека? Как и вообще природы?
      Итальянцы – удивительные люди. Они могут долгими годами, иногда и всю жизнь заниматься чем-то незначительным, уделяя занятию только рабочие часы и ноль энтузиазма. Но если их что-то действительно захватило, то людей более страстных и готовых к самоотдаче вы не встретите. И пусть это бывает редко, но именно они умеют доходить до «последней грани», увлёкшись чем-то. И в аскезе, и в возведении прекрасного в культ.
      Сами себя они считают нацией святых, поэтов и мореходов.
Овидий, Гораций, Вергилий, Данте, Боккаччо, Петрарка – имена, прочно вписанные в нашу цивилизацию.
Христофора Колумба и Марко Поло знает каждый школьник.
А итальянская опера и итальянские композиторы до сих пор не имеют себе равных: Антонио Вивальди, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Николо Паганини.
      А современная мода?
      Короче говоря, у них на всё уже стоит столь высокая планка, что легче ничего не делать, чем её преодолеть. Может именно потому их глаза столь часто туманятся грустью?