Дипломатия царицы скифов Томирис

Петр Золин
 
Лидия, Египет, Мидия и Нововавилонское царство ко времени образования Державы Ахеменидов
 
Держава Ахеменидов

Дипломатия царицы скифов Томирис

Как помним, скифство как мировоззрение (для христиан – ересь) «от дней Ноя» (отчасти и допотопных) создавалось и в тесных контактах с семитами времен Фалека и Рагава, что близко участию «нарцев еже суть словен» в строительстве Вавилонской башни, если верить русским летописям http://proza.ru/2009/05/28/262 И в дальнейшем индоевропейцы и северные семиты взаимодействовали в рамках единых государств в округе Кавказа многократно. Не чурался такого взаимодействия и библейский герой (и вместе с тем реальная личность) Кир Великий. Результатом симбиоза северян и южан могли стать знаменитые халдеи, отчасти связанные с почитанием Халди (Лада ?), а отчасти тяготевшие к Мардуку.

Кир, царь Кир Великий (559-530 гг. до Р.Х.), основатель Персидского царства, многократно упоминается в Библии (2Пар 36:22 и след.; Езд 1:1; 3:7; 4:3; 5:13,14,17; 6:3; Ис 44:28; 45:1; Дан 1:21; 6:28; 10:1). В персидском языке его имя звучит как Кураш, в еврейском  - как Корэш, в греческом - как Кюрос. Но стоит помнить и русское сленговое кореш – близкий друг.
Уже в предсказании Исаии Господь возвестил о Кире как о Своем пастыре, который исполнит Его волю, восстановит Иерусалим и заложит основание нового храма; как помазанник Божий, Кир был обязан покорить народы и царей ради народа Израиля.
В 539 г. до Р.Х. он и покорил Вавилон (где хватало выходцев из Скифии http://www.kulichki.com/~gumilev/MOB/mob03.htm ), а в следующем году позволил изгнанным иудеям возвратиться в Иерусалим и начать строительство храма. Царь был заинтересован в том, чтобы при подготовке к войне с Египтом можно было положиться на народ, населявший Палестину. Правда, если в библейском указе, обращенном к евреям, Кир говорит о Боге (Езд 1:2 и след.), то в другом документе – из персидских архивов - он столь же естественно приписывает свою победу над Вавилоном богу Мардуку:
"Мардук искал праведного князя по сердцу себе, чтобы повести его за руку. Кира, царя Аншана, он призвал по имени и определил ему властвовать над всей землей. Он привел его в свой город Вавилон, и вместе с ним пришло большое войско, бесчисленное, как вода в реке. Без борьбы и сражений он дал ему войти в Вавилон и избавил город от разрушения. Царя Набунаида, который не боялся его (Мардука), он предал в его (Кира) руки" (ср. TGI, S.82-84). http://www.soteria.ru/board/51-1-0-1375
Версия о Мардуке иудеев не особо привлекает, но за восстановление храма в Иерусалиме вечный почет почти богоизбранному обеспечен.

Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Ещё Набонид титуловал Кира царём Аншана, то есть одной из областей на юго-востоке Элама, это же делали и вавилонские жрецы, составлявшие так называемую хронику Набонида и Кира. В своем воззвании к вавилонянам сам Кир называл «царями Аншана» своих предков: «Я — Кир... сын Камбиса, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, великого царя, царя города Аншана».
Если помнить о киммерийском царе Теушпе, то Кир явно попадает в число индоевропейцев http://www.kladina.narod.ru/ivanchik/ivanchik.htm
Провозглашение Кира царём эламской области Аншан, упоминаемой в вавилонских текстах с древнейших времен даёт повод подумать, что Кир был эламитом. Современные Киру памятники искусства указывают на влияние в древнейшуюю пору Персидского царства эламской государственности и искусства. Однако точно доказанно, что Кир был арием. Связь его с Аншаном не совсем понятна, единственным объяснением, возможно, является то, что Кир явился с востока, из государства, заменившего Элам, поэтому в официальной торжественной надписи он и именуется царём Аншана.
И сам он ухватился за этот освящённый древностью термин, который сообщал ему в глазах вавилонян большее почтенности, а, кроме того, нёс в себе программу наступления на запад — ведь некогда цари Элама владели Вавилоном. Нося титул царя Аншана, владыка новоявленной монархии становился наследником древних эламских царей со всеми традициями и другими выгодными последствиями этого наследства. Однако дело осложняется тем, что трудно доказать употрибительность понимания Аншана в общем смысле, как и вообще точно локализовать его, а также тем, что в хронике Набонида Кир, после покорения Мидии, титулуется уже царём Персии (Parsa). Это обстоятельство дает повод прямо отождествлять Аншан с Персией, считая эти термины равноупотребляемыми, или — нооборот, указывает, на их различие, считая упоминание в титулатуре персидских царей Аншана отражением более древней стадии их могущества, а титул царя Персии — следующей его ступенью. Как бы там ни было, точно известно, что пасаргадские цари Аншана были вассалами Мидийской империи вплоть до восстания Кира.

Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Опасаясь, что его внук станет царем вместо него, мидийский царь Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у неё родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребёнка пастуху, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда этот пастух принес младенца в свою хижину, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребёнка. Родители решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребёнка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого пастух доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царём. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нём черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток пастуха, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему ещё опасность со стороны внука. Те ответили, что предсказание уже сбылось, поскольку Кир был избран царём во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Но и сам Геродот не выдавал свою версию за единственную — он говорил, что существует ещё четыре других. Его версия действительно была не только не единственной, но и не первоначальной, — он допустил рационализм. Например, у него собака, вскормившая по словам Юстина и в аналогичных рассказах, Кира, когда он был оставлен на съедение диким зверям, превратилась в жену пастуха, которую по-гречески звали Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако).

Ещё одна версия, записанная Ктесием весьма интересна, она дошла до нас через Николая Дамасского и, обнаруживая несомненные признаки большей первоначальности, является одной из немногих ценных страниц у Ктесия. Она гласит, что Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кир_II_Великий
Персы и скифы как бы оказывались родичами по якобы единому для них индоиранскому языку. Хотя явно далеко не все полиэтничные скифы попадали в это родство.
http://www.elbrusoid.org/content/publications/p898.shtml
http://turan.info/forum/showthread.php?t=6043
http://www.runitsa.ru/kat_100.php
http://forum.eurasica.ru/topic3134.html


Попытки надавить и покорить северную державу со стороны властвовавших в разные периоды соседних и не очень соседних империй имеют историю в несколько тысячелетий. Картинка из Интернета – по данным Птолемея – отражает округу Северного Кавказа около 20 и более веков назад.


Как-то незаметно проходят величайшие юбилеи в ратной истории пращуров-земляков россиян и их соседей – народов Великой Скифии (держава задолго до нашей эры объединяла земли от нынешних болгар и румын до Алтая и почти Амура). По сведениям античных авторов, эта полиэтничная страна десятков народов властвовала в Европе и Азии (тогда границей континентов признавался Танаис-Дон) еще за 2800 лет до основания Рима. Скифы как полиэтничный народ, достигший цивилизованности – по сведениям тех же авторов - раньше египтян, контролировали земли от низовий Дуная до Сибири. Этому событию можно было отметить привлекательные 5555 лет в 2002 году. Или менее привлекательные 5560 в 2007. Не вышло…

Примерно через век после основания Рима скифский царь Ариант решил подсчитать население с помощью наконечников стрел – по одному от каждого жителя. Ученые определили, что около 650 г. до н.э. державу населяли 6 – 13 млн. человек. До десятой часть населения всей планеты той поры. Достойный человеческий потенциал для разнообразных исторических достижений. И этому событию можно отметить 2650-летие даже сегодня. Нет заинтересованности. Хотя полиэтничный характер Великой Скифии мог бы способствовать и укреплению СНГ.

Примерно со времен Арианта в единой державе уже несколько царств (со своими царями) стремились к относительной свободе – агафирсы, андрофаги, тавроскифы, невры, гелоны (выше их меланхлены), будины, савроматы… Но крупных исторических успехов народы Скифии достигали только едиными действиями.

Или более круглый юбилей. http://proza.ru/2009/08/09/596
Только что говорилось, приазовский царь Мадий в 612 – 584 гг. в ответ на завоевательные походы Ассирии ввел скифские войска на земли южнее Кавказа – в сторону Египта и Индии. Ассирия в итоге пала. Существенно изменилась вся военно-политическая обстановка в регионе. После ухода скифов и отчасти при поддержке оставшихся скифов началось формирование Великой Персии – самой мощной державы античного мира вплоть до походов Александра Македонского. 26-вековой юбилей геополитических побед приазовских войск Мадия – хорошая основа и для осознания исторического единства народов России и Украины, их соседей..
То есть этим походам исполнилось 2600 лет – 26 веков. Но соседи России то исходное единство не всегда вспоминать любят, а националисты Украины хотели бы всю Великую Скифию связать лишь с нынешней украинской территорией. Лишить - в частности - «скифства» румын и молдаван (вероятных античных агафирсов), белорусов (невров), прибалтов (будин и андрофагов), праславян Европейской России (меланхленов-смолян, еще одних Будинов, гелонов и т.п.), финно-славян (фисса-гетов), финно-угров (иирков), тюрков (восточных скифов, саков) …
Свидетелем ратной силы северян 26 веков назад оказался юный Иезекииль (затем пророк), который представил силы северян в образе войск Гога и Магога, князя Роша (Роса).
Это было коалиционное войско (с участием даже африканцев) из
« коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами,
Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах,
Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы» (Иезекииль. 38. 4 – 6).
Много позже по мере христианизации народов Великой Скифии византийцы и другие соседи стали именовать державу Росия (затем появилось и второе «с»).
Всадники-рыцари (катафракты) северян в античности, действительно, имели доспехи типа «брони». Интернет заполнен картинками с изображениями катафрактов. http://ru.wikipedia.org/wiki/Катафракт

Мало осознается, что наши пращуры-земляки «от пределов севера» задолго до нашей эры по своей оснащенности нередко превосходили средневековых рыцарей. Хотя эффективны были и сравнительно легковооруженные ратники, с копьями и луками. Напоминал большой кинжал скифский меч – акинак (обычно длиной от 40 до 60 см.).
http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/skifskie_dospehi2.html

Защитное вооружение скифа составляли щит, чешуйчатый панцырь и шлем. Щит был небольшой и делался из кожи. Панцырь состоял из медных, а впоследствии из железных пластинок, которые нашивались на кожу так, что пластинки одного ряда закрывали до половины пластинки другого ряда. Такой панцырь плотно прилегал к телу и не стеснял движений воина2.
Боевой порядок скифов состоял из отдельных ватаг (родовых отрядов), которые выстраивались в одну линию. Несколько отрядов высылалось вперед для засад и в резерв для поддержки частей боевого порядка, теснимых противником. Глубина боевого порядка была неопределенной; большое внимание уделялось равнению по фронту и сомкнутости строя, часто имевшего форму клина. Бой вели в конном строю и никогда не спешивались.
Нередко скифы старались победить своего противника не силой, а военной хитростью. Бой обычно начинали вечером действиями дальних засад, обходами противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки. При успешном исходе боя скифы преследовали противника до полного его уничтожения или рассеивания. Потерпев поражение, они не отказывались от борьбы, а продолжали ее до тех пор, пока окончательно не были разбиты наголову или не добивались перелома в свою пользу.
Скифы постоянно ощущали недостаток в пастбищах. Но главное, что ослабляло силу их сопротивления, — это межплеменная рознь.
Еще генерал Е.А.Разин до войны с фашизмом вслед за другими историками констатировал, что ратные достижения скифов имели большое значение для развития военного искусства. Их методы ведения войны и боя свыше тысячи лет привлекали внимание врагов и друзей державы, оказывали существенное влияние на военное искусство древних рабовладельческих государств, включая и Грецию. Древние военные теоретики, изучая военное искусство скифов, рекомендовали учитывать его особенности и пользоваться им.
Геродот различал племена скифов по способу их занятий: скифы-пахари жили в долинах Буга и Днепра, скифы-кочевники к востоку от Днепра; кроме этих племен, Геродот упоминает «скифов царских», живших у низовий Дона и в округе Приазовья. Скифы скрывали сведения о своих внушительных городах. Но об одном из них Геродоту удалось узнать. Деревянный город Гелон имел площадь в 36 км2 Конечно, у скифов было развито скотоводство и особенно коневодство, что и обеспечивало ресурсами лихую конницу. В могилах скифских царей находят десятки и даже сотни скелетов лошадей, принесенных в жертву и захороненных вместе с преданными царю людьми.
Чаще с Гелоном связывают Бельск под Полтавой. Но археологи находят подобные крупные городища и на землях России.
Ресурсы Скифии все больше привлекали владык Персии, которые брали под контроль земли от Каспия до Египта и Индии. Уже ко временам Геродота персы с завоеванных земель ежегодно собирали тысячи талантов (талант до 2 пудов; 32 кг) золота. Чтобы противостоять противнику, скифы должны были иметь соответствующие ресурсы. Со времен Арианта и Мадия в окружающем мире за монеты принимались скифские стрелы с тупым концом. Персия стала чеканить золотые монеты современного типа – круглые.
До нас дошли некоторые тактические подробности о войнах скифов за свою независимость как в Средней Азии, так и в Северном Причерноморье.
Завоевав почти всю Малую Азию, персидский царь Кир Великий – его славит Библия - двинул свое войско через Аракс вдоль Каспия. Округу Каспия тогда контролировало царство массагетов, бывшее в союзе с Великой Скифией. Персидское войско в 529 году до н. э. форсировало реку и хитрым маневром разбило один из передовых скифских отрядов, которым командовал сын царицы – Спаргапиф (ононим типа Василев-Василив).

Массагеты-саки делились на две большие группы: 1) северные саки – «большие саки» проникли в Среднюю Азию с севера, вероятный тюрко-индоевропейский симбиоз; 2) саки-амиргийцы (перс. сака-гаума-варга – «хаому изготовляющие») большинством жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки, преимущественно тюрки с азиатскими чертами лица, но были среди них и европеоиды. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/130320
http://www.mtss.ru/img/adji/asker.gif

В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах Геродот учитывал две версии (аккадскую и скифско-эллинскую). Согласно скифско-эллинскому источнику, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры. Реку Аракс, через которую наводил мосты с башнями Кир, Геродот описывал по аккадскому источнику, указывая ее на западе от Каспия. Эту убедительную версию всемирный исторический официоз всячески старается дискредитировать – не допуская вероятности сражения массагетов с войсками Кира западнее Каспия. Но эта версия, понятно, привлекает хотя бы Азербайджан.

Царицей массагетов была Томирис (ее условных изображений в Интернете хватает) - супруга покойного царя. И вот здесь немало дипломатических сюжетов истории Великой Скифии.

Кир отправил к царице скифов послов под предлогом сватовства. Но Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. То есть хитрость дипломатии персов не сработала.

Тогда Кир, не добившись цели хитростью , открыто пошел войной на массагетов. Через Аракс строили понтонные мосты, а на судах, из которых состояли мосты, воздвигнуть башни.

Наблюдая работы персов, Томирис предприняла свой дипломатический шаг. Через глашатая передала Киру:

“Царь мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов. Оставь это, царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты, конечно, не захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать как угодно, но не сохранять мир. Если же ты страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, так как мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути (до 120 км). А если ты предпочитаешь допустить нас в свою землю, то поступи так же”.

Это один из первых примеров отечественной дипломатии – общение через глашатаев. Тоже как-то в российскую историю ныне сие не попадает.

По версии Геродота, хорошо знавший Скифию лидийский царь Крез («приятель» скифского мыслителя Анахарсиса) рекомендовал Киру перейти реку и подвинуться вперед настолько, насколько отступит враг, и только после того попытаться одолеть его. Считалось, что массагеты не вкусили благ цивильной жизни, и им не знакомы большие удовольствия. Поэтому Крез научил зарезать множество скота и приготовить угощение в своем лагере, поставить в изобилии чаши чистого вина и всякого рода яства и оставить в лагере негоднейшую часть войска, а с остальным возвратиться к реке.
Тоже пример дипломатических игр.

Кир предложил Томирис отступить, так как он сам вступает в ее владения. Царица отступила согласно обещанию. Кир отошел от реки Аракса вперед на восемь дней пути (до 300 км). Затем приготовив «пир на весь мир», отступил. Третья часть войска массагетов напала на покинутых воинов Кира, перебила их не без сопротивления и, заметив приготовленное угощение, расположилась пировать.

«Русская наивность» - после победы над врагом наелись досыта, напились и легли спать. Тогда персы и напали на них, многих умертвили, но гораздо больше взяли в плен, между прочим и сына царицы, предводителя массагетов - Спаргаписеса (Спаргапифа и т.п.).

Здесь уже был сделан устрашающий шаг скифской дипломатии. Узнав об участи войска и сына, царица послала к Киру вестника со следующими словами:
"...Не гордись, что столь коварно, такими средствами овладел ты моим сыном, а не в сражении и не военною доблестью. Теперь послушай меня, потому что советую тебе благое: возврати мне моего сына и удаляйся из нашей страны, свободный от наказания за то, что так нагло ты поступил с частью моего войска. Если же не сделаешь этого, клянусь солнцем, владыкою массагетов, я утолю твою жажду крови, хоть ты и ненасытен".

Кир не обратил на это внимания. Сын царицы , протрезвев и осознав глубину позора, просил Кира освободить его от оков и, получив свободу и возможность располагать руками, тотчас умертвил себя.

Томирис в ответ на сообщение об этом собрала все военные силы Прикаспийской Скифии и напала на персов. По Геродоту, сражение это было наиболее жестоким из всех, в каких когда-либо участвовали варвары. В начале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда стрелы были истощены, перешли в рукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна сторона не обращалась в бегство; но в итоге массагеты победили.

Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Она погрузила голову поверженного в мешок с кровью и сказала: "Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отняв у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала".

По другим версиям, царица заманила врагов вглубь своей территории - в ущелье, заранее выбранное в качестве ловушки (не исключено не землях Азербайджана, России – Дагестан, Чечня, или Грузии). Там было истреблено все персидское войско. Римский историк Юстин на основе античной традиции сообщал, что скифы уничтожили 200 тысяч персов. Возможно, цифра преувеличена. Но и десятки тысяч поверженных в античном сражении – несомненный успех обороняющихся.
В дальнейшем Томирис (Тмирис и т.п.) стала привлекательной героиней для многих скифских народов, не исключая и славян.

Описывая раннесредневековых славян, Прокопий Кессарийский в 6 в.н.э. утверждал: «Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени (скловен и антов) называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много».
http://his95.narod.ru/doc00/prokop.htm
Эти сведения Прокопия – нож острый для неонорманизма и его сторонников.
Считалось, что столица Малой Скифии Томы («домы-дома», «части селения»; ныне Констанца) хранила память о Томирис, контролировавшей земли от Волги до Дуная. Средневековые авторы иногда называли славян просто гетами.
Образ Томирис дожил до средних веков и признавался символом справедливого суда, о чем немало публикаций в Интернете. Персы выкупили прах Кира и погребли его в большой гробнице, что сохраняется вплоть до настоящего времени.

Гробница Кира в Иране.
http://visitiran.narod.ru/gallery/images/cyrus.jpg


Интерес представляет и устойчивый тактический прием скифов, отчасти напоминающий и прием персов — преднамеренное отступление с целью заманить противника в ловушку (например, наполненный припасами лагерь) и уничтожить его.

Вплоть до Александра Македонского существенных попыток вторжения с юга в Скифию в округе Каспия не было. Но власти Персии решили ударить по державе через низовья Дуная, где - прежде всего - покорили гетов. На землях гетов, которых в начале средних веков относили и к славянам, и складывался город Томы – ныне поглощенный румынской Контанцей.
А вот подобные эпизоды потерь слишком бесшабашных голов новым покорителям России – не помнящим и печальных примеров Наполеона и Гитлера – стоит напоминать и напоминать.
http://www.proza.ru/2008/08/22/275


Следов скифов немало на Кавказе. Но немало их и в Средней Азии.
Археологи, исследовавшие курганы и другие памятники скифского времени в Хорезме и в Приаралье, нашли многочисленные подтверждения существования здесь некогда могущественных и богатых кочевников. Согласно Геродоту "Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи…Железа и серебра у них нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.
Саки и массагеты обитали на северных границах великих азиатских государств древности — Персии, Согдианы, Парфии. Они в III—I вв. до н. э. участвовали в создании Парфянского и Кушанского царств и, может быть, их первые царские династии были связаны с саками или массагетами. Кушан и Парфия использовали мобильность и воинственность кочевников в войнах против Персии и Индии, постоянно расширяя свои владения. Сами же воины постепенно изменяли свои привычки, смешивались с другими группами населения государств и постепенно растворились в них. Когда в III в. н.э великие среднеазиатские государства распались, о саках и массагетах уже никто не слышал.

Контекст сообщений Геродота о событиях времен Томирис следующий
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/01.html (Книга 1)

201. После покорения этого народа Кир задумал подчинить массагетов. Эти массагеты147, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем.
202. По рассказам некоторых, Аракс148 больше Истра; другие же, напротив, считают эту реку меньше. На Араксе, как передают, много островов величиной с Лесбос. На этих-то островах живут люди, летом питающиеся разными кореньями, выкапываемыми из земли. В летнюю же пору они собирают спелые плоды с деревьев и затем сохраняют их про запас. Там есть будто бы также и другие деревья, приносящие особого рода плоды. Собравшись толпой в одно место, массагеты зажигают костер и затем усаживаются вокруг и бросают эти плоды в огонь. От запаха сжигаемого плода они приходят в состояние опьянения, подобно тому как эллины пьянеют от вина. Чем больше плодов они бросают в огонь, тем сильнее их охватывает опьянение; пока наконец они не вскакивают, пускаются в пляс и начинают петь песни149. Так рассказывают об образе жизни этого племени.
Река же Аракс берет начало в Матиенских горах, откуда течет и Гинд, который Кир разделил на 360 упомянутых выше каналов. Аракс извивается, [образуя] 40 рукавов, из которых все, кроме одного, теряются в болотах и топях. В этих-то болотах, по рассказам, обитают люди, питающиеся сырой рыбой150 и обычно носящие одежду из тюленьих шкур. Одно единственное устье Аракса течет по открытой местности, [впадая] в Каспийское море. Каспийское же море — это замкнутый водоем, не связанный ни с каким другим морем. Ведь море, по которому плавают эллины, именно то, что за Геракловыми Столпами, так называемое Атлантическое и Красное море, — все это только одно море151.
203. Напротив, Каспийское море — это море совершенно особого рода. Длина его — пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте — восемь дней. На западе оно граничит с Кавказским хребтом — самой обширной и высокой из всех горных цепей. Много разных племен обитает на Кавказе, большинство которых питается дикими древесными плодами. В этой стране есть, как говорят, деревья с удивительными листьями. Из этих-то листьев изготовляют краску, растирая их и смешав с водой152, и затем наносят ею узоры на свою одежду. Узоры эти не смываются, а истираются только вместе с шерстяной [материей, на которую их наносят], как будто бы они были вотканы в материю с самого начала. Совокупление у этих людей происходит совершенно открыто, как у скота.
204. Так вот, с запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают упомянутые массагеты, на которых Кир задумал идти войной. Много было у Кира весьма важных побудительных причин для этого похода. Прежде всего — способ его рождения, так как он мнил себя сверхчеловеком, а затем — счастье, которое сопутствовало ему во всех войнах. Ведь ни один народ, на который ополчался Кир, не мог избежать своей участи.
205. Царицей массагетов была супруга покойного царя. Звали ее Томирис. К ней-то Кир отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы сделать ее своей женой. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир, так как ему не удалось хитростью добиться цели, открыто пошел войной на массагетов. Для переправы войска царь приказал построить понтонные мосты153 через реку [Аракс], а на судах, из которых состояли мосты, воздвигнуть башни.
206. Пока войско Кира было занято этими работами, Томирис велела через глашатая сказать Киру вот что: “Царь мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов. Оставь это, царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты, конечно, не захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать как угодно, но не сохранять мир. Если же ты страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, так как мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь допустить нас в свою землю, то поступи так же”. После этого Кир призвал к себе персидских вельмож на совещание, изложил им дело и спросил совета, как ему поступить. Все единогласно сошлись на том, что следует ожидать Томирис с ее войсками здесь на этой земле.
207. Присутствующий на совещании лидиец Крез не одобрил, однако, это решение. Он высказал свое возражение в таких словах: “Царь! Я уже раньше (после того как Зевс предал меня в твои руки) обещал тебе сколь возможно отвращать всякую беду, грозящую твоему дому. Мои столь тяжкие страдания послужили мне наукой. Если ты мнишь себя бессмертным и во главе бессмертного войска, то мое мнение, пожалуй, тебе бесполезно. Если же ты признаешь, что ты только человек и царствуешь над такими же смертными людьми, то пойми прежде всего вот что: существует круговорот человеческих дел, который не допускает, чтобы одни и те же люди всегда были счастливы. Так вот, в настоящем деле я держусь другого мнения, противоположного мнению твоих вельмож. Ведь если ты допустишь врагов в нашу собственную землю, то вот какая грозит нам опасность: потерпев поражение, ты погубишь всю свою державу. Ведь совершенно ясно, что, одолев тебя, массагеты не побегут в свою сторону, но вторгнутся в твои владения. В случае же победы над врагом твой успех, думаю, будет вовсе не так велик, как если бы ты победил массагетов в их стране и стал преследовать бегущих. Я хочу сравнить твои преимущества и их: ведь, разбив неприятеля, ты сможешь прямым путем вторгнуться во владения Томирис. Да и, кроме того, Киру, сыну Камбиса, было бы постыдно и нестерпимо подчиниться женщине и позволить ей вторгнуться в твою страну. Так вот, по-моему, нам следует перейти реку и затем проникнуть в глубь страны, насколько враги отступят, а затем попытаться одолеть их, поступив вот как. Как я узнал, массагетам совершенно незнакома роскошь персидского образа жизни и недоступны ее великие наслаждения. Поэтому-то нужно, думается мне, устроить в нашем стане обильное угощение для этих людей, зарезав множество баранов, и сверх того выставить огромное количество сосудов цельного вина и всевозможных яств. Приготовив все это, с остальным войском, кроме самой ничтожной части, снова отступить к реке. Ведь если я не обманываюсь [в своем суждении], то враги при виде такого обилия яств набросятся на них и нам представится возможность совершить великие подвиги”154.
208. Так мнения советников разошлись. Кир же отверг первое мнение и принял совет Креза. Царь велел объявить Томирис, чтобы она отступила, так как он намерен переправиться в ее владения. И царица отступила [с войском], верная своему прежнему обещанию. Тогда Кир вверил Креза своему сыну Камбису, которого он назначил своим наследником. При этом царь настоятельно внушал сыну почитать Креза и покровительствовать ему ( в случае неудачи переправы и похода в страну массагетов). С таким поручением Кир отпустил Камбиса и Креза и отправил их в Персию, а сам с войском начал переправу через реку.
209. После переправы через Аракс уже на земле массагетов ночью Кир увидел вот какой сон. Царю представилось, что он видит старшего из сыновей Гистаспа155 с крыльями на плечах, осеняющим одним крылом Азию, а другим Европу. Самым старшим из сыновей Гистаспа, сына Арсама, из рода Ахеменидов был Дарий, в то время еще юноша около двадцати лет (юноша оставался в Персии как негодный еще по молодости лет к военной службе). Пробудившись, Кир стал размышлять о смысле сновидения. Царь решил, что сон имеет важное значение. Он велел затем позвать Гистаспа и без свидетелей сказал ему: “Гистасп! Сын твой уличен в кознях против меня и моей державы. Мне это точно известно, и я скажу тебе откуда. Боги пекутся обо мне и заранее открывают мне грозящую беду. И вот теперь прошлой ночью я видел во сне старшего из твоих сыновей с крыльями на плечах, причем одним крылом он осенял Азию, а другим Европу. Во всяком случае из моего сновидения совершенно ясно, что твой сын посягает на мою жизнь. Поэтому возвращайся как можно скорее в Персию и позаботься представить твоего сына к ответу, после того как я покорю эту страну и возвращусь домой”.
210. Кир говорил так, полагая, что Дарий имеет против него злой умысел. Однако божество этим сновидением желало лишь открыть, что царь примет смерть здесь156, в стране массагетов, а его царство перейдет к Дарию. Гистасп же отвечал царю такими словами: “Царь! Лучше бы не родиться тому персу, который посягнет на твою жизнь! А если есть такой, то да погибнет он и как можно скорее! Ведь это ты из рабов сделал персов свободными и из данников другим народам — владыками всех. А если сновидение возвестило тебе, что сын мой замышляет мятеж, то я отдаю его в твои руки: поступай с ним как тебе угодно!”. Такой ответ дал царю Гистасп. Затем он, переправившись через Аракс, возвратился в Персию, чтобы [в угоду Киру] схватить и держать сына под стражей.
211. А Кир между тем проник с войском за Аракс на один дневной переход и затем поступил по совету Креза. Оставив на месте только слабосильных воинов, сам царь с лучшей частью войска снова отступил к Араксу. Тогда третья часть войска массагетов напала на оставленных Киром воинов и, несмотря на храброе сопротивление, перебила их. [После победы], увидев выставленные в стане персов яства, массагеты уселись пировать. Затем они наелись досыта, напились вина и улеглись спать. Тогда пришли персы, перебили большую часть врагов, а еще больше захватили в плен. В числе пленников был и сын царицы Томирис, предводитель массагетов, по имени Спаргапис.
212. А царица Томирис, узнав об участи своего войска и сына, велела отправить вестника к Киру с такими словами: “Кровожадный Кир! Не кичись этим своим подвигом. Плодом виноградной лозы, которая и вас также лишает рассудка, когда вино бросается в голову и когда вы, персы, [напившись], начинаете извергать потоки недостойных речей, — вот этим-то зельем ты коварно и одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. Так вот, послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли, после того как тебе нагло удалось погубить третью часть войска массагетов. Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен”.
213. Кир, однако, не обратил никакого внимания на слова глашатая. А сын царицы Томирис Спаргапис, когда хмель вышел у него из головы и он понял свое бедственное положение, попросил Кира освободить его от оков. Лишь только царевич был освобожден и мог владеть своими руками, он умертвил себя. Так он скончался.
214. Томирис же, узнав, что Кир не внял ее совету, со всем своим войском напала на персов. Эта битва, как я считаю, была самой жестокой из всех битв между варварами. О ходе ее я узнал, между прочим, вот что. Сначала, как передают, противники, стоя друг против друга, издали стреляли из луков. Затем исчерпав запас стрел, они бросились врукопашную с кинжалами и копьями. Долго бились противники, и никто не желал отступать. Наконец массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир. Царствовал же он полных 29 лет. А Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать среди павших персов тело Кира. Когда труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех. Затем, издеваясь над покойником, она стала приговаривать так: “Ты все же погубил меня, хотя я осталась в живых и одолела тебя в битве, так как хитростью захватил моего сына. Поэтому-то вот теперь я, как и грозила тебе, напою тебя кровью”. Из многих рассказов о кончине Кира этот мне кажется наиболее достоверным157.
215. Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.

216. Об обычаях массагетов нужно сказать вот что. Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими женщинами сообща. Ведь рассказы эллинов о [подобном] обычае скифов относятся скорее к массагетам. Так, когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине, то вешает свой колчан на ее кибитке и затем спокойно сообщается с этой женщиной. [Никакого] предела для жизни человека они не устанавливают. Но если кто у них доживет до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть — для них величайшее блаженство. Скончавшегося же от какого-нибудь недуга они не поедают, но предают земле. При этом считается несчастьем, что покойника по его возрасту нельзя принести в жертву. Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это — солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете.

[146] 146. . Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки – жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки-вавилонянки.

[147] 147. . Массагеты-саки делились на две большие группы: 1) северные саки – «большие саки» (т.е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) саки;амиргийцы (перс. сака;гаума;варга – «хаому изготовляющие») жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско;эллинское). Согласно скифско;эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры.

 [148] 148. . Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р. Аракс (совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо;востоке Мидии), затем главная река течет с Бингoл;дага (в совр. Армении) и, наконец (совр. Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По скифско-эллинскому источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи – Узбой).
По Геродоту, Аракс никак не оказывается Сыр-Дарьей.

[149] 149. . Здесь, по;видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки-массагеты (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 30).

[150] 150. . Имеются в виду саки-массагеты (от иранск. «масья» – рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды».

[151] 151. . Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко.

[152] 152. . Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L.}.

 [153] 153. . Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга.

[154] 154. . Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота.

[155] 155. . Гистасп (перс. Висташпа) – почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 38).

[156] 156. . В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 65).

[157] 157. . Кир пал в 530 г. до н.э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашел смерть после 9-летнего царствования «в долине Даас», т.е. «в стране даха-даев» (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего Востока. II. Л. , 1954, с. 118).
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/01.html#_ftn147

Версии о битвах Кира в Средней Азии отражены здесь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Томирис
http://afield.org.ua/ist/tomiris.phtml
А. Серкебаев "Томирис" (опера в 2 - х действиях) | ГАТОБ
Много лет правит народом Томирис, завоевывая любовь и уважение народа мудростью и бесстрашием перед врагами. Но далеко не все согласны с ее правлением.Вожди племен тохаров и аланов давно затаили злобу на царицу.
www.gatob.kz/ru/node/602
Особенно интересно А. И. ЛЕВШИН. ОПИСАНИЕ
КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ О РЕКЕ ЯКСАРТ ИЛИ СЫРДАРЬЕ, И ЗЕМЛЯХ, К НЕЙ ПРИЛЕГАЮЩИХ

При любых описаниях и локализациях речь идет о дипломатии Великой Скифии времен царствования Томирис у массагетов, которые контролировали округу Каспия.
Массагеты – народ полиэтничной Скифии, защищавший прикаспийские рубежи единой державы. И понятно стремление Дария 1 (тоже Великого) нанести удар по Скифии от низовий Дуная. Судьба Кира, погибшего в округе Каспия, его не вдохновляла.

Современные оценки событий, с учетом разных источников, заметно различаются.
Вот версия А.М. Пастухова "Шах Куруш Бузург и его загадка" (ТОМИРИС НЕ УБИВАЛА ЦАРЯ КИРА???)http://kungrad.narod.ru/1/129.htm

На данный момент существует 3 (три!) письменных версии судьбы шаха Куруша, причем не согласованных между собой. Какую из них выбрать - будет видно далее. Геродот писал труд, который можно охарактеризовать, как политический памфлет. Поэтому он использовал только те факты и именно в той редакции, какие ему было выгодно. Поэтому версию Геродота можно рассматривать наравне с другими.

По версии Геродота (кстати, не отражающей политическую и религиозно-психологическую ситуацию) шах Куруш послал угрожающее посольство к сакам-массагетам, перешел через Яксарт, заманил в засаду отряд массагетов во главе с царским сыном и полностью его истребил. Потом он резко ответил посольству Томирис и вступил в бой с ее войском. В бою, длившемся весь день, Куруш погиб и был обезглавлен. Подробностей боя не передается.

Достоверность передачи событий может быть оценена следующим образом: у Геродота есть два варианта описания штурма шахом Курушем Вавилона.

По версии Ксенофонта – шах Куруш завершил свой жизненный путь в кругу домочадцев. Границы были крепки, власть в Азии прочно удерживалась персами. Ксенофонт был профессиональным военным, затушевывать дела Персии ему было не к чему. Пусть его “Киропедия” и считается художественным романом с многочисленными несоответствиями историческим реалиям, но, касательно судьбы Куруша он не имел цели приукрасить события. Свое осуждение в адрес персидской империи он выразил с солдатской прямотой в послесловии к роману. Таким образом, он являлся наиболее объективным писателем.

По версии Фронтина – шах Куруш выступил в поход против каких-то горных племен под руководством царицы Томирис, был заманен в ущелье, где и погиб со всем войском. Но в Средней Азии это могло произойти только на Памире. Многотысячная конница в Памирских горах? Верится с большим трудом. Да и интеграция памирских государственных образований в империю Ахеменидов происходила по несколько иной схеме – зависимые от царств равнинной части Турана по причине недостаточности собственного сельского хозяйства, они вынуждены были просто примкнуть к победителю равнинных народов, дабы не умереть голодной смертью. А штурм Вавилона, приписанный шаху Курушу у Геродота, стал у Фронтина подвигом Александра Македонского. Вавилоняне вели себя очень странным образом – наступили на одни и те же грабли по меньшей мере два раза! А момент с выставлением угощения для заманиваемых в засаду врагов - это общее место в стратагемах античных военных теоретиков. Там, где Фронтин говорит о своей боевой практике, он вполне заслуживает доверия, но там, где он компилирует из греческих источников - правдоподобности нет и на грош. Так, Перикл делает один и тот же тактический ход (вплоть до совпадения предложений в описаниях) в двух совершенно разных ситуациях против одного и того же врага. Битва при Фермопилах описывается в оскорбительных для арийского войска и его полководцах тонах, но уже следующее поражение греков у Фермопил (на этот раз от римлян) при полном совпадении деталей боя – это признак гения римского полководца! Все это говорит само за себя и в дальнейших комментариях не нуждается.

Так какая версия все же предпочтительнее? Геродота или Ксенофонта?

Безусловно, Ксенофонту можно более доверять при описании дел в пределах Персии - ведь, в отличие от Геродота, он сам побывал в Персии, дошел с войском до Кунакса и вернулся к греческим портам Малой Азии через Армянское нагорье. А легенда о путешествиях Геродота легко развенчивается путем более тщательного анализа сообщаемых им данных. Просто стоит вспомнить тот момент, где Геродот рассказывает о дойке кобылиц у скифов!

Фронтин же основывается на Геродоте, но дает несколько иное описание событий. Генерал Е.А. Разин, автор “Истории военного искусства” в 5 томах, в томе 1 указал, взяв за основу сообщение Фронтина, что шах Куруш погиб в горном ущелье с 200 тысячным войском. Но, приводя это сообщение, он сам оговорился, что с трудом верит этому сообщению хотя бы с точки зрения числа потерь.

Из всего вышесказанного следует один логический вывод - можно рассматривать сведения о походе шаха Куруша, не опираясь исключительно на сведения, приводимые Геродотом.

Логика вещей указывает на определенную последовательность событий.

1. С покорением Лидии и Вавилона мир в Передней Азии был восстановлен. Народ-войско должен был отдохнуть от бесконечных войн. Постоянное войско персидского царя насчитывало 10000 воинов-“бессмертных” (анализ ситуации показыват, что это, по всей видимости, профессиональное войско, а не личная гвардия шаха), 1000 телохранителей-секироносцев, 1000 тяжеловооруженных катафрактариев и 1000 серпоносных колесниц. Защищать с этим войском границы было весьма проблематично.

2. Массагеты решили воспользоваться ситуацией. Это, видимо, и есть та самая “скаити” (то есть “скифщина” - грабительские набеги туранцев на Иран) из “Географической поэмы” в “Вендидаде”. Особенный драматизм событиям мог придать тот факт, что кровавые жертвоприношения скота были запрещены Заратуштрой. До сих пор сохраняется двусмысленность в ситуации с культом Хаомы. Родственные иранцам туранские племена, эмоциональные и прямолинейные, легко было поднять религиозными лозунгами типа: “Персы изменили Вере!” А ритуал кровавых жертвоприношений скота с массовыми возлияниями отмечен и у иранских ариев, и у индоариев. Сложно предположить, что во времена индоиранской общности саки, персы и инды придерживались разных ритуалов. Главным богом племенных дружинников считался Индра (иран. Андар), отвергнутый Пророком по причине полного отсутствия этики в его действиях. Позднее, в “Бундахишне” Андар упоминается как один из самых главных дэвов. Так что религиозная подоплека войны вполне могла иметь место. Тем более, что победители получали вполне реальных пленников и скот.

3. Шах Куруш пытался решить дело миром, послав к царице Томирис посольство. Кстати, вопрос о Томирис очень интересен - была ли это царица времен матриархата или царица-регентша? Если массагеты жили в условиях матриархата, то это не сильно вяжется с уровнем развития их производительных сил. А послы должны были сохранить престиж Эраншахра, не делая уступок. Поэтому тон послов был угрожающим. Другим он просто быть не мог.

4. Посольство вернулось без результата. Пришлось поднять все наличное войско, собрать ряд территориальных ополчений и выдвинуться к Яксарту. Войско шаха Куруша было хорошо подготовлено и вооружено, имело “понтонные” части. Участие шаха в походе показывает, что угроза была немалой - шах не должен сам идти в бой в случае, если от этого не зависит судьба вверенной ему страны. Это уже из области этнопсихологии индоевропейцев. Очень хорошо это показала Мэри Рено в художественной реконструкции мифа о Тезее.

5. Факт завлечения крупных сил врага в засаду при помощи припасов, брошенных в качестве приманки, вполне реален. И в позднейшее время азиатские народы были склонны к грабежу добычи. Так, безусловная победа Дарьявауша Кодомана при Гавгамелах превратилась в поражение, когда саки, вместо того, чтобы успешно завершить разгром македонских войск, занялись грабежом обоза. А увлечение винопитием приводило к полному уничтожению упившихся вояк. Об это часто пишет Фирдоуси, опиравшийся в своих творениях на более ранние письменные источники на пехлеви.

6. Обращение с пленным царевичем также следует общевоинскому кодексу тех времен. Ведь когда шах Хшаярша приказал отрубить голову павшему царю спартанцев Леониду, это вызвало ужас и возмущение не только у побежденных греков, но и у победителей-персов. Так что описание отсечения головы шаху Курушу - это не соответствует психологии воинского сословия тех лет, особенно у ариев. Кроме того, тело убитого царя или военачальника могло быть предметом торга. А за надругательство над телом могла следовать только беспощадная месть.

7. Далее идет упоминание о бое. Рассмотрим его внимательнее. Персы всегда были сильны в рассыпном строю, в стрелковом бою. Они знали строй и с блеском его применяли, но условия боя на холмистой равнине предполагали разделение отряда на ряд тактических групп, сопровождаемых мобильными обозами, гружеными стрелами и дротиками. Сведения об этом можно найти и у Плутарха, и у Фронтина, и у Псевдо-Маврикия (что особенно важно, так как он имел тесное общение с военачальниками византийского войска, чьим главным противником были вовсе германцы или славяне, как утверждают наши историки, а именно персы!). Бой в степи имел примерно тот же рисунок, что и битва при Каррах - ряд очагов боестолкновений, мало связанных между собой, преимущество стрелкового боя над копейным. Как показывает опыт войн в эпоху Сасанидов, конные тяжеловооруженные сипахи вводились в бой крайне редко - все решало стрелковое оружие (как со стороны ромеев и федератов, так и со стороны персов). Лев Тактик даже писал: “При современном развитии стрелкового оружия рукопашный бой стал просто невозможен!” (Забавное утверждение: какое развитие - более тугие луки и арбалеты?). Рисунок боя также согласуется с данными “Ядгар Зареран”, когда зороастрийцы вступают в бой на разных участках с разными по численности и обученности войсками хьяонов, причем бой в разных местах идет с переменным успехом. Нечто похожее находим и у Фирдоуси - шах находится в ставке, укрепленной частоколом, высылает в разные места на подмогу слонов или сипахов, или лучников. Однако бой мог протекать как встречный, когда войско, следующее в походном порядке, было атаковано с разных сторон. Не без улыбки можно отметить, что здесь имеет место прямая аналогия с морскими боями 17 века (Рюйтер против Руперта, англо-голландские войны), недаром же верблюдов называют кораблями пустыни! Группы боевого охранения, части арьергарда, авангарда, главных сил, подвергались нападениям по отдельности, чтобы не иметь возможности оказать помощи соседнему подразделению. Таким образом, бой распространялся на большую площадь, распадался на несвязанные между собой очаги. Особенно важную роль играло боепитание - если к сражающимся стрелкам вовремя подходили обозники с вьюками стрел, в данном месте сражение могло продолжаться дольше. Тотального поражения быть не могло - мобильная конница всегда могла оторваться и уйти в степь. Это относится как к персам, так и к сакам. Победа считалась по количеству голов павших врагов и по состоянию армии после боя (могла она продолжать поход или нет). Возможно, в одной из стычек был убит и шах Куруш. Однако это не могло повлиять на общий исход боя. В пользу общего (в большинстве ключевых точек) поражения саков-массагетов говорят следующие факты: после “победы” над войсками шаха Куруша они практически не упоминаются в связи с Ираном. От эпохи армянского царя Тиграна, при котором “маскуты” (возможно, массагеты) вторгались в Армению вместе с грузинскими племенами, и до Прокопия Кесарийского, где массагетские всадники идут в авангарде Белизария по ливийской пустыне, упоминания о них крайне разрознены и малочисленны. Кроме того, если победили массагеты, почему персы смогли поставить Хорезм в вассальную зависимость от своей империи и распоряжаться большими контингентами конных лучников-туранцев? Туранцы сражались и в Балканской Греции, и против Александра Македонского. Есть еще одно косвенное свидетельство, что мог быть убит кто-то из крупных военачальников, но не сам шах Куруш - похороны Куруша имели место. В отдельной гробнице-устодане на территории Персидской империи. Причем на территории собственно Фарса. Правда, есть мнение, что это - гробница Куруша Младшего, но это лишь гипотеза. Далее, после гибели царей в державах, подобных Персидской империи, неизбежно начинался бунт. Походы Дарьявауша и Бисутунская надпись - яркий пример тому. После “гибели” шаха Куруша больших мятежей не зафиксировано. А ведь поражение на войне царям в те времена не прощалось. И, поскольку бунта не было (во всяком случае, о распадении державы мы не слышали), шах остался в живых. Тут можно рассмотреть еще один пример - аналогично в битве на Косовом поле, когда султан Мурад был убит сербским юнаком Милошем Обиличем, его сын Баязет Йилдерим скрыл факт гибели султана от войска и удержал дисциплину, что привело к гибели царя Лазара Хребеляновича и поражению сербов. Но скрывать все это Баязет смог лишь до конца битвы. В отношении к Курушу и его гипотетической гибели могла иметь место такая ситуация - Камбийе скрыл от войск факт гибели отца, заключил с массагетами сепаратный мир и отвел войска в пределы империи, а потом совершил форсированный марш на Парсогард и провозгласил себя шахом. Но подобная коронация идет вразрез с обычным правом ариев, когда наследник назывался шахом перед смертью в присутствии представителей всех трех сословий - артештаран (воинов и чиновников), атраван (духовенства), и вастриошан (земледельцев, скотоводов, торговцев и ремесленников). Значит, должен был иметь место бунт, но его мы не наблюдаем.

Вывод: скорее всего, массагеты действительно убили кого-то из приближенных царя, возможно, такого ранга, как брат Кави Вишатаспы Зарер. Его тело могло быть использовано для политического торга с персами, но, когда стало ясно, что остается или погибнуть, или сражаться насмерть, тело подверглось надругательствам, чтобы все, причастные к этому злодеянию, бились насмерть (что тоже является особенностью палеопсихологии). Шах Куруш довел войну до конца, уничтожив ядро массагетских войск и заставив массагетов признать свою зависимость от Ахеменидов и добившись согласия не пытаться вмешиваться в дела империи. Вскоре после похода шах умер в Парсогарде, завещав престол своему сыну Камбийе. Некоторые современные зороастрийцы считают, что шах был тяжело ранен в бою, но войну выиграл и вернулся в Парсогард, где объявил своим наследником Камбийе и умер так, как описывал Ксенофонт.

Влияние Ирана на Туран было временно подорвано после мятежа Гауматы, но восстановлено уже при шахе Дарьявауше Вишатаспе, представителе побочной ветви рода Ахеменидов. После ухода основной массы персидских войск на войну на Балканы массагеты вновь пытались вторгнуться в Иран. В то же время выступили инды, опиравшиеся на бактрийских сепаратистов. Однако шах Хшаярша показал пример редкого мужества и самообладания, завершив войну в Греции и восстановив порядок в Иране. О том, что шах Хшаярша был вынужден покорять отпавшие провинции, существуют недвусмысленные упоминания. Возможно, массагеты и другие саки на время вышли из-под руки Ирана, но уже при Артахшатре (Артаксерксе) Охе влияние Персии вновь распространилось на Туран. Возможно также переселение массагетов в Месопотамию, откуда они в позднейшее время могли попасть на земли, оккупированные Римской империей.

Вот, в общих чертах, возможная разгадка “гибели” шаха Куруша. Остается добавить только одно - арийские властители не боялись гибели в бою. Примеры тому - личное мужество шаха Камбийе, поход шаха Дарьявауша Вишатаспа, блестяще решившего стратегическую задачу по уничтожению греческой житницы – славянских городов и селений в Северном Причерноморье, что достаточно четко показал академик Рыбаков, шаха Хшаярша, воевавшего в Греции и не спасовавшего перед лицом мятежников, сражение при Гавгамелах, когда последнего шаха из династии Ахеменидов, Дарьявауша Кодомана с трудом увели с поля боя телохранители, шахиншаха Пируза Сасанида, павшего в бою против белых гуннов и, наконец Йездигерда Сасанида, последнего шахиншаха-зороастрийца.

Да, есть несколько версий тех или иных событий.
Включая и сообщения о Томирис (Тмире и т.д.).
Но было бы большой ошибкой упорно гипертрофировать ту или иную
в ущерб аргументации остальных версий.
Нередко отвергнутые официозом факты осказываются самыми правдоподобными.