Грех

Галина Лехман
- Как же я не хочу идти к нему на юбилей! - переодеваясь после рабочего дня в выходной костюм, говорила Зоя Петровна.
- А если к тебе не придут, как ты себя будешь чувствовать? - спросил Иван. - Он наш друг, мы просто обязаны поздравить его.
- А что Соне скажем? Как ей в глаза смотреть будем? Ты об этом думал?
- Нашей вины в их разводе нет. Соня мудрая, поймет. Поздравлять-то будем Саньку, а не его молодую жену. Поторопись, опаздываем. Впрочем, как всегда, - не повышая голоса на жену, ворчал Иван Васильевич.

К ресторану подъехали, когда веселье было в самом разгаре.
- Наконец-то, наконец-то приехали! – широко раскинув руки, навстречу друзьям шел Санька. В элегантном костюме, в белоснежной шелковой рубашке, с улыбкой, которой покорил не одно женское сердце, юбиляр выглядел намного моложе своего возраста.
«Хорош гусь,- отметила про себя Зоя,- где уж устоять нашему полу».
 Оценивающе посмотрела на мужа. «Прилично выглядит. И держится с достоинством. Может, тоже, как друг, седина в голову - бес в ребро?»
- Минуточку внимания! - прервал её мысли Санька, - меня пришли поздравить старые друзья, с которыми я съел не один пуд соли. И которых знаю лет двадцать, а может и больше. Это Зоя и Иван. Поприветствуйте их.
Под шум и аплодисменты Иван взял микрофон и начал говорить. Он привык держать слово, говорил долго, не торопясь, не волнуясь. Поздравлял и от себя, и от Зоиного имени.

 А Зоя рассматривала гостей. Новую жену старого друга не удостоила взглядом: «Обойдется».
 На Санькином ген. директоре с незнакомой девицей задержала взгляд: «Интересно, а жена знает, с кем её благоверный развлекается?»
А вот партнер по бизнесу, и тоже не с супругой. Рядом вертлявая дылда - редактор известного журнала.
 Знаменитый на весь город Моисей Моисеевич.Банкир. Денежный мешок. «Старичье - старичьем, а молодую девушку за локоток поддерживает. Чем старше - тем моложе подруга...»
Встретилась взглядом с мужчиной, что стоял в стороне у колонны:
 «Показалось? Не может быть... Славка?! Вот так встреча!»
Его взгляд, острый, пытливый, заставил Зою смутиться:
 «Только этого не хватало! Спокойно. Спокойно. Я давно не семнадцатилетняя девчонка, которая от твоих глаз теряла рассудок»
 Посмотрела в сторону Ивана: «Заканчивай же скорее свой мадригал. Мне нужна твоя поддержка».
 Наконец-то, муж идет с Санькой и Виолеттой - так величают новую жену друга.
- Не скучаешь? - загромыхал Санька. - Девочки, познакомьтесь. Надеюсь, как и прежде будем дружить домами?
- Я всегда рада друзьям Шурика, - нараспев произнесла Виолетта.
- Это кто Шурик? Это тебя, мужика под сраку лет, Шуриком называют? - Зоя зло рассмеялась.
- А меня, деточка, будешь называть Зайкой?
- Как скажите, так и буду, - растерялась та.
- Господи, ну и детский сад - штаны на лямках!
- Мы с Зоей потанцуем, - пытался сгладить Иван резкость жены и, крепко взяв её за руку, отвел к колонне.
- Кто мою женушку обидел? Кто ей на больную мозоль наступил? – от выпитого шампанского этот большой человек,  добрый по природе, становился совсем ручным. Но Зоя была настроена воинственно:
- Ты посмотри, кто у Саньки в гостях? Никто не пришел с женами! Здесь что, запланированное свидание с любовницами?!
- Ну, какая тебе разница, кто с кем пришел?! Я пришел с тобой! Со своей женой!
- Старой женой, - напомнила Зоя.
- Какая ты старая? Ты любимая! Остальное - неважно…
Зоя  погладила Ивана по руке.
- Бедный, бедный мой Ванечка, - тихо произнесла она.

- Зоя, здравствуй! – прервал их беседу Слава. - Это моя жена, Нина Максимовна.
Зоя выдавила из себя улыбку: «Вот, значит, какая она, эта Нина Максимовна. Ни рожи, ни кожи! Ни вкуса, ни макияжа. Как на таких мужики западают?!»
- Вот видишь, Зайка, не один я с женою пришел, - напомнил о себе Иван и протянул Славке руку.
- Вы уже познакомились? – это подошел юбиляр. - Вячеслав Степанович у меня правая и левая рука. Начальник охраны. Прошу любить и жаловать.
- Мы из одной деревни. Знакомы.
- Вот как? - удивились с Иваном Нина Максимовна и Санька.
- Да, - подтвердил Славка. - Зоя, сколько же мы не виделись?
Она не успела ответить, как Санька потащил Нину Максимовну и Ивана к столу с напитками.
- Пусть земляки пообщаются, а мы лучше выпьем, - объяснял он на ходу Нине, не желавшей оставлять мужа. Иван помахал Зое рукой, мол, я здесь, рядом.
«Вот так поддержал в трудный момент» - разочарованно подумала Зоя Петровна.

- Сколько же мы не виделись? - повторил вопрос Слава.
- Двадцать пять.
- Ты совсем не изменилась. Я тебя сразу узнал. Ну, как ты, что, где, расскажи?
- У меня все нормально. Живу, работаю.
- Дети, внуки есть?
- Дочь.
- Взрослая?
- Двадцать пять.
- У меня тоже дочь. Немного младше твоей. Светланой назвал. Помнишь, как мы с тобой мечтали нашу дочь Светкой назвать? А почему тебе нравилось это имя?
- Оно и сейчас мне нравится. Что-то светлое, теплое, как солнце.
- У меня Светлана черноволосая получилась.
- Ты таким в молодости и был, - Зоя посмотрела на Славину шевелюру.
 Все еще пышная, хотя немного поредевшая, седая с голубым отливом. «Как норка голубая, - мелькнула сравнение, - и как ему к лицу!»
- Расскажи про дочку. Чем занимается?
Зоя сделала вид, что не расслышала вопроса:
- Знаешь, мне нужно идти к Ивану. В следующий раз поговорим.
- А следующего раза может и не быть,- в глазах Славы мелькнула обида.
- Значит, не судьба, – пожала Зоя плечами и пошла к столикам.

 «Молодец! Хорошо держалась. Теперь уходи. Уходи. Не вздумай оглядываться», – командовала сама себе Зоя.
Надо же так. Столько лет она считала, что простила его, забыла, вычеркнула из своей жизни. А встретила - и все прошлое всколыхнулось из самых затаенных уголков души. Смятение, испуг, боль, обида - все перемешалось внутри. Зое захотелось заплакать, за выть, биться головой о стену. Ломать и крушить все вокруг: «Вот тебе! Вот тебе! Получай! Получай!»
 «Надо держать лицо! - сказала бы подруга Соня, - эмоции не уместны».
С каменным лицом ехала в такси. Поднялась на второй этаж. Молча разрешила мужу снять с себя плащ, туфли. Прошла в ванную комнату. Повернула дверной замок.
 Всё. Наконец-то, одна. И, прижавшись лбом к зеркалу, застонала тихо-тихо. Стон нарастал, усиливался. Она слышала голос Ивана, слышала удары в дверь. Но все это там далеко-далеко. А здесь, в груди, только боль, огромная, распирающая, разрывающая её на части. Боль, столько лет дремавшая, приглушенная семейными заботами, Светкой, вылезла наружу.
«И какого черта потащилась на юбилей! Ведь не хотела. Ведь предчувствовала неладное! Правду мама говорила, что от судьбы не уйдешь, не убежишь, никуда не спрячешься. Вот судьба и устроила эту встречу через четверть века».
- Зоенька, открой! Ну, что с тобой, родная моя? Расскажи, что случилось? - настойчиво тарабанил в дверь Иван Васильевич.

«Ваня, Ваня, что тебе рассказать? Как беременная вышла за тебя замуж? Что столько лет складно врала тебе? - сидя на полу с опухшим от слез лицом, мысленно отвечала Зоя. - Рассказать, что Светка, которую ты любишь до беспамятства, - копия начальника охраны твоего закадычного друга Саньки?!»
Через полчаса Зоя Петровна приняла душ. Прохладные струи воды приятно освежили кожу. Подставила лицо навстречу потоку. Хорошо-то как! И волнение улеглось, и мысли приходят в порядок.
- Всё прекрасно, - улыбнулась она Ивану, выходя из ванной комнаты. - Иди спать, скоро приду.
О чем они разговаривали, лежа в постели - Зоя не вспомнит. Он спрашивал, она отвечала, не вникая в смысл вопроса. Впервые за столько лет совместной жизни она хотела, чтобы Иван поскорее заснул.
 Муж уже давно спал на своей половине кровати, отвернувшись от Зои и чуть слышно похрапывая, а её не покидала тревога:
 «Встреча со Славкой не случайна. Семейному счастью конец. Светка ничего не должна знать. Рассказать правду Ивану? С чего начать?»

Воспоминания вернули Зою в далекое- далекое прошлое.
В начальной школе в их третий класс пришел новенький. Высокий, темноволосый мальчик в отутюженной школьной форме сильно отличался от деревенской ребятни. Не носился на переменах по коридору, не дрался, не дергал девчонок за косы. И этот пай - мальчик стал регулярно ждать одноклассницу за воротами школы. Брал у неё портфель и нес до самого Зоиного дома. Никакие насмешки и дразнилки не смущали его.
В старших классах они сидели за одной партой. На консультацию - вместе, в библиотеку - вместе, в местный клуб на танцы - вдвоем. «Жених и невеста» - так называли их и в школе, и в деревне.

После школы Славка поступил в военное училище, она - в институт. Писали друг другу нежные письма, клялись в вечной любви и верности.
 Через год, в августе у курсанта были каникулы. Тогда все и завертелось. Зоя потеряла голову, да и все остальное. Днем на лодке уплывали вниз по реке, подальше от людских глаз. Поздно вечером, тайком от матерей пробирались на сеновал Славкиного двора и ранним утром по холодной росе босиком, озираясь по сторонам, разбегались по домам.
Зоя, как тогда в молодости, почувствовала Славкино дыхание, сладкий привкус на губах от лесной малины и пьянящий запах подсыхающей травы, на которой занимались любовью весь август. Защемило сердце.
На том сеновале мечтали назвать свою дочку Светкой. Света, Светик, Светлана… Чистое и светлое имя, как их любовь.

А рассвет все не наступал. И казалось, не будет конца её переживаниям и волнению. Измучившись от бессонной ночи, с темными кругами под глазами, Зоя зашла к Соне перед работой. Бледность и воспаленные глаза подруга отнесла к вчерашнему торжеству:
- Много выпила?
- Как всегда – два бокала шампанского. Сердце всю ночь давило.
- Расстроилась, глядя на молодую жену друга?
Зоя знала, что подруга напрямую не спросит о Саньке: гордость мешает, но весь разговор будет крутиться вокруг да около.
- Меня это мало волнует, - заговорила Соня, - но было бы интересно узнать из твоих уст, подруга, на кого Санька меня променял?
- На детский сад.
- Значит, это серьезно. Он всегда хотел детей и внуков, чтобы было с кем нянчиться. Как я жалею, что сделала аборт по молодости… Знаешь, Зайка, я только сейчас поняла, как мне его не хватает. Белугой реветь хочется. И обидно, так обидно, ну почему не ушел, когда была молодая, а теперь даже назло ему не выйдешь замуж, никому не нужна!
- Не прибедняйся. Сколько студентов от тебя без ума! А где тот влюбленный юноша, который каждую неделю букет роз на кафедру посылает?
- Студенты - это дети мои.
- А как же «любви все возрасты покорны?
- Это не моя философия. Это философия моего мужа, которую он на практике и осуществил.

Зоя слушала подругу, соглашалась, сочувствовала. Но уже твердо знала, что делиться своей тревогой, рассказывать о встрече с первой любовью не будет. И спросить совета, как сохранить свою семью, если признаться во всем Ивану, она сейчас не сможет. Да и что её страхи, по сравнению с уходом Саньки от Сони!
«Может, я зря и паникую, - рассуждала она.- Двадцать пять лет никто, кроме меня и покойницы мамы, не знал, от кого Светка родилась, чего сейчас об этом рассказывать? Иван, точно, обидится. А Светка как отреагирует? Ну и что, что Славка появился? Он о моей беременности и не знал»
Внезапный звонок по мобильнику прервал её рассуждения.
- Зайка, это я. Как ты себя чувствуешь? - услышала голос Ивана.
- Намного лучше.
- Вот и хорошо. А то я пригласил твоего земляка к нам в гости.
Зоя на секунду онемела.
- Зачем ты это сделал? - упавшим голосом спросила она.
- Заинька, ты не сердись. Встретились у Саньки в офисе, поболтали о том, о сём, вот я и подумал, что тебе интересно узнать, какие перемены на твоей родине произошли, они совсем недавно летали в Сибирь.
Зоя с досады отключила телефон.

И следующая ночь была бессонной. Воспоминания не давали покоя.
В конце августа каникулы и у курсанта, и у студентки закончились.
 Весь сентябрь Зоя получала нежные письма. Как она их ждала! Перечитывала по несколько раз. Наизусть помнила каждую строчку. Отмечала в календаре день, прожитый без Славки.
В октябре писем не было.
Только  к ноябрьским праздникам пришел ответ: «Прости. Я женюсь. Желаю тебе счастья».
 
Намного позже от мамы Зоя узнает, что женился Славка на дочери начальника военного училища. И благодаря ему - влиятельному тестю, только что испеченного мл. лейтенанта с молодой женой Ниночкой отправят на службу в ГДР. Было чему позавидовать деревенским  девчонкам!
 А брошенной студентке в это время подтвердили её предположение. Она беременна. Что делать? Куда спрятаться от стыда и позора? Конечно, у мамы.
 Мудрая Анна Алексеевна сразу поняла, в каком положении оказалась её дочь:
-Ребеночка родишь, никаких абортов! Вырастим! А ты не будь дурой, пока живот не вырос - ищи мужа.
Муж нашелся сразу. Иван, Ваня, Ванечка.

Зоя Петровна повернулась к спящему мужу. Большой, сильный, надежный. За все прожитые годы они толком и не ругались. С ним просто невозможно было поссориться. «Заинька, я все понял. Сейчас исправлюсь», - увидев недовольное лицо жены, говорил он. Радовался, как ребенок, рождению Светки. Баловал, исполняя её капризы. И с тещей у него был мир да любовь. Зоя прижалась к нему всем телом.
Иван Васильевич чувствовал,  что Зайка его не любит. Всегда говорил ей: «Главное, я тебя обожаю. Моей любви хватит на двоих». И она отвечала ему благодарностью.
Но с появлением на горизонте Славы Зоя почувствовала беду.
 «Надо с кем-то посоветоваться, поделиться тревогой, иначе сойду с ума»,
 - после очередной бессонной ночи решила она.

Снова перед работой зашла к Соне.
 Та слушала, не перебивая. Долго молчала, тупо глядя на подругу.
- И что, в деревне никто не догадался, от кого ты родила?
- Никто.
- И сходства не обнаружили?
- Когда Славкина мать стала часто захаживать и присматриваться к Светке, то я перестала ездить в Сибирь. Вызывала маму к себе.
- Да я это помню. Теперь я понимаю, почему Анна Алексеевна так подробно рассказывала про своих черноволосых и черноглазых дальних родственников, когда Санька, смеясь, называл Светку цыганкой Азой.
- Это была наша с ней тайна, о которой никто не знал.
- Понимаю, понимаю.
Но по выражению лица было видно, что Соня ничего не понимает.
- А ты чего боишься-то?
- Боюсь, что, увидев Славку и Светку вместе, Иван все поймет. Он не простит мне обмана.
- И что, действительно, такое сходство?
- Как две капли.
- Ну и дела, подруга!
 И вдруг у Сони загорелись глаза:
- Есть выход! Они не должны встретиться! Придумай, куда отправить Светку на время его прихода, - подруга победоносно подняла голову. - Ну, какова идея?!
- Соня, ты умница. Как я сама не додумалась до этого.

«Слава Богу, Слава Богу, - шептала Зоя по дороге на работу, - гора с плеч свалилась. Как все просто, если включать мозги, а не брызгать эмоциями. Не так страшен черт, как его малюют».
Она знала, что теперь делать и как вести себя при встрече. Вечером сама завела разговор о земляке.
- Вячеслав Степанович с женой придет?
- Я его приглашал с Ниной Максимовной.
- Надо подумать, что приготовить.
Вмешалась Светка:
- На меня не рассчитывайте. Я уеду за город в субботу.
- Поезжай. Мы с папой справимся.
«Как все удачно складывается, - ликовала Зоя Петровна. - И выдумывать ничего не надо».

Ожидая гостей, Зоя долго и тщательно выбирала себе наряд. Ей хотелось предстать перед Славкой во всем блеске своего возраста. Выбрала блузку цвета морской волны, которая была ей к лицу, а особенно шла к её зеленым глазам. А главное - этот цвет нравился Славке в молодости. «Зачем я это делаю? Глупо ведь…». Но червяк ревности точил её, не давал успокоиться: «Пусть сравнит со своей простушкой. Пусть увидит, на кого меня променял»

 Красивая и элегантная вышла Зоя к гостям. И остановилась, пораженная.
 Молодая девушка, похожая на её дочь, улыбаясь, протягивала руку для приветствия.
- Здравствуйте, я Светлана. Мне очень захотелось познакомиться с папиными земляками. Он так увлекательно рассказывал о своей молодости, о школе. Вы ведь вместе учились с моим папой? - и, не дождавшись ответа, продолжала тараторить о том, какие они с папой друзья, и какой он замечательный отец.
Зоя не могла вымолвить ни слова. Она смотрела в карие глаза девушки и видела глаза своей Светки, лицо своей Светки, волосы своей Светки: «Нет, такого не может быть! Такого не должно быть! Не может быть такого сходства у детей, у которых разные матери! Это галлюцинация! Это волнение!».
Зоя перевела взгляд на Ивана: «А с ним что?»
Такого бледного она его не видела. Далекий, чужой он пристально смотрел Зое в глаза. Нет, это не её Ванечка.
От его уничтожающего взгляда она пришла в себя: «Он всё понял! Он догадался».
- Ваня, я тебе всё объясню, потом. Я давно хотела тебе все рассказать, признаться, - не обращая внимания на гостей, залепетала она, заглядывая ему в глаза.
 Иван снял с вешалки плащ.
- Ну, куда ты, на ночь глядя, пойдешь? - Зоя перехватила плащ и прижала к груди, - Прости меня. Прости, пожалуйста.
Иван молча отодвинул Зою от двери и в одной легкой рубашке вышел из квартиры. Зоя без сил опустилась на пуфик.

- Что случилось? Что с вами? Зоя, что с тобой? - Славка тряс Зою за плечи.
И тут её прорвало.
- Ненавижу, ненавижу тебя! Скотина! Дрянь! Продажная тварь! - Зоя замолотила Славку по груди кулаками.
- Дрянь, дрянь! - захлебывалась она слезами.
Славка растерянно глядел на свою жену и дочку:
- Не знаю, что с ней, - бормотал он.
- Истеричка! - произнесла Нина Максимовна, как приговор.
Зоя кошкой метнулась к ней и схватила её за ядовито-зеленый шарфик на шее.
- Это ты, ты разрушила мою жизнь! Я истеричка?! Ты сейчас тоже заистеришь!
Зоя дернула шарфик, и он затянулся узлом. Пока Славка опомнился и поспешил к жене на помощь, та, беспомощно махая руками, захрипела, оседая на пол. Светлана закричала не своим голосом и подбежала к матери.
 «Какая пискля, -  пронеслось у Зое в голове. - Хоть в этом моя Светка на неё не похожа».
- Вячеслав, увези нас домой от этой… - хрипела Нина Максимовна и, не докончив фразы,  посмотрела на Зою.
Совершенно разбитая, с растрепавшейся прической, с размазанной косметикой на лице, сгорбившись, Зоя сидела на пуфике в прихожей, раскачиваясь из стороны в сторону.
- Что делать, что делать, - шептала она.
Позвонили в дверь.
-  Вернулся! - Зоя кинулась открывать.
Возбужденная и радостная в дверях стояла Светка.
 Увидев заплаканную мать, незнакомых женщин, прижавшихся друг к другу, растерянного седого мужчину Светка протянула:
- Что-о-о здесь происходит?! Где папа?
Зоя обняла её, прижала так крепко, словно Светка отсутствовала долгие годы. И... почувствовала облегчение. Пришло спокойствие. Всё. Сегодня она избавится от лжи. Навсегда. Как бы трудно не пришлось ей дальше жить, она выдержит.
Светка уставилась на Славку, перевела взгляд на его дочь, долго рассматривала её лицо. Расширенными глазами Нина Максимовна и Славка глядели на Светку. Никто, кроме Зои, ничего не понимал. Две совершенно одинаковые девушки. Одна немного выше другой, отчего кажется худее. Темноглазые. Темноволосые.
- Мама, кто это? И почему мы с ней так похожи? - нарушила молчание Светка.
- Это твоя сестра, - как можно спокойнее произнесла Зоя. - Её, как и тебя, зовут Светланой. А это твой отец.

- Что она несет?! Что несет?! Какая сестра? Какой отец? - Нина Максимовна вышла из оцепенения.
 Зло прищурив глаза, скривив тонкие губы, она двинулась на Зою.
- Я тебя задушу, вот этими руками, шлюха деревенская, потаскуха!
-Не сметь оскорблять мою мать! – зазвенел голос Светки.
Голос прозвучал как выстрел и подействовал на жену Славки отрезвляюще. Она прислонилась к стене и заскулила.
- Я ничего не знал. Я ничего не знал, - оправдывался Славка и пытался погладить жену. Но та, повернувшись, звонко ударила его по лицу. Его дочь опять завопила и прижалась к матери.
 «Какая пискля! Слава Богу, у моей Светки голос приятнее», - опять пронеслось в голове у Зои.
Славка метался между женщинами. Затем наклонился к Зое.
- Ты все это выдумала? Скажи, что выдумала. Ты понимаешь, что со мной будет? Что меня ожидает?
- Конечно, выдумала, - безразлично произнесла она. - Оставьте нас одних.
- Да,да,да,- засуетился он. И, подхватив скуливших женщин, потащил их к двери.

Не включая электричество, Зоя и Светка сели на диван.
 Светка ждала слов от матери. Зое казалось, что всё и так ясно без объяснений.
 Молчание затягивалось.
- Свет, ты прости меня, - начала Зоя.
Светка тут же придвинулась к ней, обняла.
- Я все- все понимаю. Но как же папа? Где он?
- Он придет, вот увидишь. Обязательно придет, - уверенно сказала Зоя дочери. - А мы будем ждать.
И, прижавшись друг к другу,  женщины притихли. Каждая думала о своём.
 Молодая размышляла о странных, неожиданных поворотах судьбы, о нежданно-негаданной сестре. Старшая благодарила Господа Бога за свою дочь. За жизнь, прожитую, как ей казалось, с нелюбимым человеком. За любовь к нему одному, которую она осознала только сегодня.
Завтра она позвонит подруге Соне, и они вместе подумают, куда мог уйти Иван. Она объедет всех его друзей. Найдет его. Будет умолять вернуться.
 И он вернется. Обязательно вернется.