Башкирка

Утяганова
«Башкирка»
(основано на исторических событиях)




Действующие лица:

Айгузель, дочь вождя, 18 лет
Рахимьян — вождь племени
Зулькай — его жена
Ильяс — правая рука вождя, воин, 28-30 лет
Гайса — сын вождя, 12 лет
Амина — 1-я жена Ильяса (нац-сть не указ-ся, дочь какого-то тюркского хана)
Враг — вождь вражеского племени (без имени)
Воины, женщины, дети.

I



Айгузель и Гайса.

Гайса. Похоже, в разгар лета выпадет снег — моя сестра встала раньше солнца! Уверен, воины с длительного похода оценят твой жест.
Айгузель. Глупости! Отца не было дома полгода, я соскучилась, и хочу первой встретить его.
Гайса. Но не раньше меня! Отец обещал привезти мне нового жеребца!
Айгузель. (забывается в мечтах) А мне всё равно, что он мне привезёт, главное, что он будет здесь, рядом, со мной…
Гайса. А для кого это ты так нарядилась вдруг? Нашему отцу всё равно, сколько на тебе украшений…
Айгузель. Разве это наряд? Так, просто, одежда… Я их вижу! Вон, они! Они едут!
Гайса. Где, где? Я не вижу, сестра!
Айгузель. (показывает в другую сторону): Да, вон же, смотри! Бежим, кто первый!
Гайса вглядывается в сторону, которую указала сестра, а Айгузель убегает в другом направлении. Гайса бежит за ней. 

Рахимьян, Ильяс, Амина и воины.

Рахимьян. Что ни говори, родная земля и на ощупь самая мягкая, и на вкус сладкая, как свежий хлеб, и дыхание у неё тёплое, прохладное, как руки матери.
Ильяс. Верно, говоришь, друг. Мир огромен и удивительно прекрасен, но, когда твоё сердце согрето теплом домашнего света, где бы ты ни был, ты всегда найдёшь родную тропу.
Рахимьян.. Ну, здравствуйте, горы и равнины, реки и леса, вот мы и вернулись!
Вбегают Айгузель и Гайса.
Айгузель. Гайса. Папа! Папа!
Рахимьян. Айгузель, дочка! Гайса, сынок! (обнимает, целует) Ну, зачем встали ни свет, ни заря? Думаете, я забыл дорогу домой, сам не доберусь?
Айгузель. Папа, я так соскучилась!
Рахимьян. Я тоже по вам очень сильно соскучился, всё время думал только о вас. Ну-ка, дай я на тебя посмотрю: какая красавица выросла, уже и замуж пора.
Гайса. Да, кто её возьмёт! Она же, как мальчик, все женщины занимаются хозяйством, а она с нами на охоту ездит, из лука стреляет!
Ильяс. А кто её учил? Ну, здравствуйте, сестрёнка, Гайса. (треплет мальчика)
Айгузель. Я вам не сестрёнка вовсе! Тем более, я теперь взрослая, мне весной исполнилось 18!
Ильяс. Ну, хорошо, хорошо, извините, Айгузель ханум.
Гайса. А у моей Йондоз уже есть два жеребёнка, только пока ещё маленькие. А вы мне привезли коня? А  подари мне свой нож. Пожалуйста!
Ильяс. Нож? Вот этот что ли? Ну, держи!
Айгузель (с вызовом). А мне что подаришь, Ильяс?
Ильяс. А что ты хочешь, красавица?
Айгузель. Стрелу твою хочу. На память.
Все смеются. Ильяс вытаскивает стрелы.
Ильяс. Выбирай любую. Какая нравится?
1-й воин. Никак вторую жену собрался брать?
2-й воин. Правильно, раз нож подарил, значит, назвал его сестру невестой.
Айгузель. Вторую жену?
Воины расступаются, выходит девушка, видно, что в положении.
Ильяс (нежно берёт её за руки). Вот, познакомьтесь, моя жена, моя бабочка. Три месяца, как женился. Привёз её из жаркой дальней стороны, хочу, чтобы сын родился у себя на родине.
Айгузель с ужасом смотрит на девушку. Гайса, видя её состояние, идёт ей на помощь.
Гайса. Какая добрая новость! У нас сегодня двойной праздник. Пойдёмте же скорее, столы давно накрыты, все только и вас ждут!

Музыкально-хореографическая композиция. «Башкирский праздник». В центре — Рахимьян и Ильяс. За ними ухаживают женщины, девушки танцуют.
Рахимьян. Да, Гайса, ради этого стоит жить!
Ильяс. Что нужно человеку для счастья: мирное небо над головой, родная почва под ногами и любимая!

Появляется Враг со своей свитой. Веселье прекращается.
Враг. На этот раз ты перешёл все границы, Рахимьян! Ты увёл у меня лучших коней, твоё племя охотится на моей территории…
Рахимьян. (прерывает). Постой, если ты помнишь, то, что ты называешь своей территорией, испокон веков принадлежало нашему роду, и именно твои предки прогнали нас с родных мест. А коней я увёл, после того, как ты увёл моих овец!
Враг (не слушая его). Но я не позволю делать из себя посмешище! Вы украли у меня невесту!
Ильяс. Во-первых, она никогда не была твоей невестой, во-вторых, мы не варвары, вроде тебя, чтобы красть себе жён, я женился на ней по её согласию!
Враг. Все знали, как я заключил договор с Надир-ханом, что, когда его дочь достигнет совершеннолетия, она станет моей!
Ильяс. Ты заключил договор с её отцом, но не с ней! Мы с первого мгновенья полюбили друг друга и Надир-хан благословил наш союз.
Враг. Я не привык отдавать то, что  принадлежит мне, даже если она носит твоего ублюдка!
Враг достаёт нож, все расступаются. Начинается поединок. Ильяс побеждает, но не убивает соперника, а помогает ему встать. Враг нелепо падает, все смеются, он уходит со своей свитой, разъярённый.
Ильяс. Надо же, руки ещё помнят оружие (обнимает жену) Не бойся, моя бабочка, всё будет хорошо.
Невеста обречённо смотрит мимо него.
Зулькай. Ну, конечно, всё будет хорошо, наши мужья вернулись! Солнце взошло над нашим домом! Сегодня же праздник, так, давайте же, забудем все печали и будем веселиться.
1-я женщина. А что это наша невестка не веселится, не танцует? Или мы плохо встречаем?
2-я женщина. Да, пусть невестка станцует нам, как у них это делают.
Хором. Пусть невестка станцует!

Невеста танцует танец своего народа. Все восхищаются. Айгузель в слезах убегает, никто не обращает внимания.

Гайса. Отец! Отец! Там все повозки с добром увезли! И коней тоже! Скорей!
Рахимьян, Ильяс и все воины вскакивают с мест и берутся за мечи.
Хором. Догнать! Догнать! Спасти богатства! Надо вернуть наших коней!
Мужчины убегают. Женщины копошатся. Раздаётся дикий крик. Амина  хватается за живот. Женщины бросаются к ней.
1-я женщина. Нашей невестке плохо!
2-я женщина. Она перенесла трудную дорогу в таком положении, как бы с ребёнком ничего не случилось.
Женщины уносят девушку.

Входят Рахимьян, Ильяс и воины.
Рахимьян. Часть добра всё равно уже не вернуть…
Ильяс. Ладно, кони целы…

К ним навстречу выходят женщины в белых одеждах, в руке одной свёрток. Они молча идут вперёд.

Ильяс. Что случилось, Зулькай апай? Почему вы в траурных одеждах?
Зулькай. Горе пришло в наш дом, сынок… Крепись.
Ильяс. Какое ещё горе, о чём вы говорите?
Зулькай. Упорхнула твоя бабочка от нас на небеса. Теперь её нежные крылышки навсегда останутся в нашей земле…
Ильяс. Что вы такое говорите? Я вас не понимаю! Где моя жена? Что с моим ребёнком?
Зулькай. Всевышний забрал нашу невестку и твоего сына к себе в рай… Она была слишком хрупкая, слишком неземная для этого мира.
Ильяс. Нет! Этого не может быть! Я этому не верю! Это не правда!
(убегает)

Айгузель и Зулькай.

Зулькай. Вот ты где, дочка! А мы тебя обыскались! Пойдём, посмотри, какие красивые украшения привёз тебе отец.
Айгузель. Не нужны мне никакие украшения. Что от них толку?
Зулькай. Вот так да! Что это с тобой?
Айгузель. Мама, а я привлекательная?
Зулькай. Что за вопросы? У меня нет не красивых детей!
Айгузель. Да, нет!  Я могла бы понравиться… ну, например… кому-нибудь?
Зулькай (осторожно). Уж не влюбилась ли ты?
Айгузель.  Я?! Никогда! … Да, кто он такой, чтобы в него влюбляться? Бесчувственный баран, дальше носа не видит! Пусть у меня ноги в ссадинах, зато я в скачках обгоню любого лихача и со мной хоть разговаривать можно!
Зулькай (ещё осторожнее). Кто он, доченька? Скажи своей матери…
Айгузель (сквозь слёзы). Не могу! Не имею права! Ему сейчас так… Я полгода ждала его возвращения, а он там … а потом ещё и… Ах, мама, всё не так! Мне жить не хочется!
Айгузель убегает в слезах. Заходят Рахимьян, Ильяс и Гайса.
Рахимьян. Жена, что это с нашей дочерью?
Зулькай. Ничего страшного, просто пчела её укусила, вот и плачет…
Ильяс. Плачет из-за пчелы? Что-то это совсем не похоже на неё.
Зулькай (смотрит внимательно). Вот такая большая и бессердечная пчела!
Оттолкнуа, уходит прочь.
Рахимьян. Да что с вами со всеми сегодня?
Ильяс. Я не могу оставить этого просто так! Мы должны наказать этого негодяя!
Рахимьян. Успокойся, Ильяс, в тебе говорит не разум, в тебе говорит сердце, твоя боль. Мы можем просто вернуть украденное, но зачем поднимать войну? Нам и на этой земле не плохо живётся, где дом, там и родина, Гайса.
Ильяс. Мой отец, твой отец, наши деды погибли, сражаясь за эту землю. Мы были слишком маленькими, чтобы защищать свой дом. Пришло время отвечать за свои злодеяния!
Рахимьян. Друг мой, говорят, время лечит. Твоя боль — моя боль, я разделяю её с тобой. Но война ещё никогда не приносила добра людям. А я хочу мира.
Ильяс. Кроме мира на земле есть место и для справедливости. Сколько можно терпеть вероломство этого негодяя? Он топчет наши земли, разворовывает наше добро, скоро у нас ничего останется, если мы сейчас же не защитим своё будущее, свои земли для наших потомков!
Рахимьян. Я согласен с тем, что нам нужно вернуть украденное. И всё. Остальное — дело Всевышнего. Но у них большое войско, к тому же они находятся под защитой пограничной крепости.
Ильяс. Не забывай, мой друг, что мы там выросли. За полем находится сосновый лес, мы нападём на них на заре, пройдём поле с добычей и растворимся в лесу. А в родном лесу нас никто не найдёт!
Гайса. Да! Ура! Мы их победим!
Рахимьян и Ильяс смеются, начинают шутливо бороться с хохочущим Гайсой. Гайса валит обоих и убегает.

Айгузель с луком и стрелой, преследует дичь. Целится. Но кто-то опережает её. Выбегает Враг с воинами, с интересом разглядывает её.

Враг (друзьям). Кажется, мы здесь не одни!
Воины. Надо же, добыча сама к нам прибежала!
Враг. Да ещё какая сладкая!
Айгузель. Не про тебя добыча, разбойник!
Враг. Ух, ты! Какая смелая! Только, знаешь, ты находишься на моей территории, а всё, что попадает ко мне — моё.
Айгузель. Я — Айгузель, дочь Рахимьяна. Убери руки, убийца!
Враг (реагирует). Как же я сразу не догадался. Я не буду тебя трогать, ты мне не интересна. А своим передай, что они ещё легко отделались. Со мной воевать не надо. Если кто-нибудь ещё раз позарится на то, что принадлежит мне, очень пожалеет, клянусь! Я вас в порошок сотру…
Враг и воины уходят, Айгузель смотрит им вслед в испуганном оцепенении. Вбегает Гайса.
Гайса. Сестра, скорее, сестра!
Айгузель. Что случилось, Гайса?
Гайса. Война, сестра, ура! Все наши готовятся напасть на врага! Совсем скоро, мы двинемся в поход!

Композиция «Война».

Рахимьян лежит раненый. Рядом Зулькай, Ильяс, Айгузель и Гайса.

Зулькай. Муж мой, не уходи от нас, не оставляй меня молодой вдовой!
Рахимьян. Зулькай, дети, рана слишком глубокая, на этот раз не выкручусь, сам чувствую. Идите ко мне ближе, и ты, мой верный друг…
Айгузель. Папа! Ты нам нужен!
Рахимьян. Зулькай, наши дети уже взрослые, а ты ещё очень молода. Если ты захочешь, выходи замуж, не оставайся одна, я тебя прошу.
Зулькай. Зачем мне жить на свете без тебя?!
Рахимьян. Ильяс, друг… Пообещай мне, что будешь заботится о моих детях… И… живите в мире, война никогда не приносит… добра…
Рахимьян роняет голову, в этот миг Зулькай издаёт крик и падает ему на грудь. К ней бросается Ильяс, бьёт по щекам, трогает пульс.
Ильяс. Будьте сильными, у вашей матери остановилось сердце. Вот она — вечная любовь… Ваши родители, словно лебеди, слишком сильно любили друг друга, что даже смерть не смогла их разлучить.

Занавес.

II

Ильяс сидит. Заходит Айгузель.

Ильяс. Как Гайса?
Айгузель. Заснул… Он держится.
Ильяс. Он храбрый мальчик, справится.
Айгузель. Что теперь будет, Ильяс? В целом мире мы остались только вдвоём, как жить?
Ильяс. Вы не одни, ты знаешь.
Айгузель. Но ты не можешь вечно с нами нянчиться, когда-нибудь ты захочешь завести свою семью…
Ильяс. Нет! Я никогда не возьму вторую жену!
Айгузель. Ты и сам прекрасно понимаешь, что нельзя жить прошлым. Всё, что с нами происходит, было предопределено с самого начала… Ты думаешь, мне не страшно? Мне так страшно, что хочется взять брата, спрятаться с ним в какой-нибудь маленькой пещере, укрыться папиным плащом и никогда не выходить к людям… Мне хочется убежать в лес и выть, выть, выть!!!… пока голос не сорвётся и останется только пустота внутри, чтобы ничего не чувствовать больше…
Ильяс подходит и обнимает её.
Ильяс. Ты сильная. Ничего не бойся, у тебя большое доброе сердце, у тебя есть брат, есть я, есть целое племя, для которого ты всегда останешься дочерью вождя.
Айгузель начинает плакать.
Айгузель. Но я не хочу быть сильной! Я просто хочу, чтобы мои любимые люди были счастливы!
Ильяс. Очень скоро, мы все будем счастливы, обещаю тебе. Когда враг будет наказан…
Айгузель в ярости отскакивает.
Айгузель. Нет! Ты не посмеешь вновь это сделать! Нет!
Ильяс. Я должен! Слишком велики были потери, ради чего?
Айгузель. Ты и сам знаешь ради чего! Если бы не твоя жажда мести, мои родители сейчас были бы живы!!!

Ильяс потрясённо замолкает. До Айгузель  доходит смысл её слов.
Айгузель. Прости, прости, пожалуйста… Я не это хотела сказать, я, вообще, так не думаю… Просто, вы — всё, что у меня осталось, и я не могу потерять и вас тоже…
Ильяс. Всё в порядке, тебе не нужно извиняться. Ты – права, я слишком увлёкся. Это я должен просить у вас прощения.
Айгузель. Никогда так не говори, слышишь? Ты потерял любимого человека, я знаю, что ты чувствуешь. Ты словно стоишь на краю чёрной бездны и тебе уже не страшно сорваться, когда по эту сторону тебя держат всё меньше и меньше людей…
Ильяс. Как же это не правильно — ты такая красивая девушка, ты должна радоваться каждому дню, а вместо этого у тебя такие мысли…
Айгузель. Давай, уедем отсюда! Давай, всё бросим и уедем, втроём, прочь из этих неблагодарных мест. Нельзя цепляться за прошлое. Мир огромен — и для нас троих в нём обязательно найдётся место!
Ильяс. Ну, что ты такое говоришь, я тебя не узнаю! Разве этому учил тебя Рахимьян — сбегать? А кем станет твой брат, когда достигнет зрелого возраста без земли, без корней, без имени, на чужой земле — рабом?! Согласится ли он тогда с тобой?
Айгузель. Наши корни, наша история всегда будут жить в нашем сердце…
Ильяс. Ошибаешься, вся история — в этой земле, ни в памяти людей, ни в сказаниях, она здесь под нашими ногами. Вот наше место, которое было приготовлено специально для нас, и нигде больше! Если бы все твои прадеды думали, как ты, у тебя бы сейчас не было своего дома. Поэтому мы не имеем права отнимать дом у наших детей, поэтому мы должны сохранить эту землю для потомков!
Айгузель. Но почему именно мы? Почему не кто-нибудь другой?
Ильяс. Вы — дети вождя племени, вам и продолжать род. Тебе скоро замуж…
Айгузель. Ну, уж, нет! Вы не заставите меня выйти замуж за одного из этих павлинов! Я имею право на любовь!
Ильяс (улыбается). Любовь приходит со временем. Тебе пока не известно это чувство, но оно обязательно придёт к тебе.
Айгузель. Да, что тебе известно обо мне?! Посмотри на меня — я уже давно не маленькая девочка, я повзрослела… и я умею любить… я умею любить по-настоящему.

Появляется Гайса.
Гайса. Сестра, сестра, где ты?
Айгузель. Гайса, что случилось, почему ты встал?
Гайса. Я видел сон… Мне приснились родители, словно они сидят  на вершине белой горы и смотрят на нас. И папа спускает мне верёвку сверху, я начинаю карабкаться, а он тянет меня, а сам плачет и говорит, чтобы я возвращался обратно… А я стою и не знаю, куда идти, мне хочется к маме, но папа не разрешает… И я проснулся, а тебя рядом нет…
Айгузель. И это тоже пройдёт, Гайса…
Гайса. Мне очень страшно, сестра…
Айгузель. Ты боишься, потому что не знаешь, что будет дальше. Ты боишься неизвестности. Посмотри на всё по другому, братик: каждый раз, когда ты чего-нибудь боишься, у тебя появляется возможность постичь для себя что-то новое. Знай, что мы всегда будем рядом с тобой, поэтому ничего не бойся.
Ильяс. Мы всегда будем вместе, а сейчас, иди, спать. Уже очень поздно.
Гайса идёт спать, но резко пятится обратно. Появляется Враг со своими воинами.

Враг. Я вижу, все в сборе. Тем лучше.
Ильяс. Что тебе здесь надо?
Враг (подходит к Айгузель). Так, ты ничего не передала в тот день своим, да? Или твои близкие глухие? Я же предупреждал, что не надо со мной воевать!
Айгузель прячется за Ильяса, тот нежно обнимает её. Это замечает Враг.
Враг. А ты недолго горевал. Хорошо устроился, молодец! Не пойму только, зачем, вообще, нужно было её привозить? А может быть ты хотел сразу на двух стульях усидеть? Девка-то, я вижу, не возражала бы…
Гайса. Выбирай выражения, когда говоришь о моей сестре!
Враг. Сестра? А ты у нас, значит, младший… Наследник! Когда ж вы повымираете все?..
Ильяс. Убирайся прочь отсюда, пока я…
Враг. Пока что?! Что ты мне можешь сделать? Ты уже показал свою несостоятельность, неудачник! Я приехал сказать, чтобы вы убирались отсюда. Уходите по-доброму, иначе прольётся кровь…
Гайса. Ты никогда не будешь хозяйничать на моей земле!
Враг. У тебя нет земли, щенок. Твоя земля — давно моя! И не пытайся идти против меня, иначе кончишь, как твой жалкий, ничтожный отец! У вас очень мало времени!
Враг уходит. Гайса убегает след за ним.
Айгузель. Гайса, постой!
Ильяс. Не надо, пусть побудет один, ему это необходимо.
Айгузель. Мне страшно! У меня дурное предчувствие…
Ильяс. Если ты так хочешь, мы можем уехать. Отправится путешествовать.
Айгузель. Правда?
Ильяс. Это не в моих принципах, но если тебе так будет спокойнее…
Айгузель. Но я не могу так с тобой поступить. Эта земля так важна для тебя.
Ильяс. Она и для тебя важна, ты это сама скоро поймёшь. Но когда придёт время, я вновь завоюю для тебя все земли мира!
Айгузель. Мне не нужны все земли, а только та, где похоронены мои предки и по которой будут бегать мои дети.
Ильяс. Я должен сказать тебе… Может быть, сейчас не время…
Айгузель. Что сказать?
Ильяс. Это… трудно объяснить… Словно давно забытая, построенная самим собой стена рухнула под лучами солнца и взору открылся иной мир, иные горизонты…
Айгузель. Я не совсем понимаю тебя…
Ильяс. Я… я не могу это сказать!
Айгузель. Почему не можешь? Скажи мне!
Ильяс. Я спрятал эти чувства давным-давно за глухой стеной, положил запрет. Но истинная любовь, всегда найдёт выход из любой темницы…
Айгузель. Истинная любовь?..
Ильяс. Да, да! Я пытался скрыться в дальних походах, искал покоя в объятьях другой женщины… Но я не в силах сопротивляться этому…
Айгузель. Зачем… зачем ты сопротивляешься любви? Разве можно заточить своё сердце в тюрьму?
Ильяс. Тюрьма для моего сердца — это ты! Я люблю тебя!
Айгузель. Ты любишь меня?
Ильяс. Да, да! Люблю! Я люблю тебя!
Айгузель. Я тоже! Я тоже люблю тебя!


Айгузель и Ильяс.
Айгузель. Как же долго я тебя ждала!
Ильяс. Жизнь удивительна — она способна отнять и сразу же подарить.
Айгузель. Ты был послан мне небесами, ты пришёл вовремя…
Ильяс. Ты счастлива?
Айгузель. Я словно обрела почву под ногами…

Раздаются крики, появляются люди.
Айгузель. Что случилось?
Народ. Горе! Горе! Гайса…
Айгузель. Гайса, а что с ним? Где он?
Народ. Убили! Убили нашего мальчика! Горе!
Айгузель. Убили? Что вы такое говорите! Вы бредите! Он спит!
Народ. Он убежал на рассвете в сторону левого берега. Рыбаки нашли его тело на нашем берегу. Его поразили стрелой в сердце…
Айгузель. Вы все с ума сошли!!! Это не он!!! Гайса спит!!! Я сама его укладывала!!! Гайса! Гайса!
Ильяс пытается успокоить Айгузель.
Айгузель. Отпусти меня! Я докажу вам, что это не он! Он никогда бы не убежал, не предупредив!
Ильяс. Его нет в юрте…
Айгузель не понимающе смотрит на него.
Айгузель. Что? Ты тоже за них? Вы меня с ума свести хотите? Зачем ему на левый берег??? К кому?
Ильяс. Он побежал тогда за ним… Бедный мальчик не вытерпел обидных слов…
Айгузель. Нет!!! Этого не может быть! Он же ещё совсем ребёнок! Зачем? За что?!! Гайса, Гайса!!! Зачем ты меня оставил здесь одну?!! Я не верю! Он ребёнок! Ребёнок! У кого, у какого гнилого человека поднялась рука на ребёнка?! Будь проклят этот человек, будь он проклят и весь его род!


Появляется Айгузель в мужском костюме воина, шлем полностью закрывает лицо. Вслед за ней Ильяс с войском.
Ильяс. Любимая, война – не женское дело. Мы сами разберёмся с врагами.
Айгузель. Я не выдержу ожидания. Я хорошо стреляю, дерусь на мечах, ты сам меня учил.
Ильяс. Меня тревожит твоё спокойствие.
Айгузель. Моя голова абсолютно ясна, во мне не осталось места для чувств, боль, горечь затопили всю мою внутреннюю суть. Я буду драться, и никто меня не остановит!
Ильяс. Если с тобой что-нибудь случится…
Айгузель. Худшее уже произошло. Свою смерть в честном поединке я приму, как избавление.
Ильяс. Тебе сейчас тяжело, но так будет не всегда, ты ещё так молода — у тебя вся жизнь впереди!
Айгузель. Мой отец, моя мама, мой брат — все погибли по вине этого негодяя! Я не собираюсь сидеть и ждать, пока он не разберёт меня по частям!
Ильяс. Вспомни последние слова твоего отца: война не приводит к добру!
Айгузель. Разве не ты говорил, что это земля наших детей! Разве не ты говорил, что пришло время наказать злодея? Сколько можно терпеть бесчинства на своей земле?! Если ты боишься, я пойду одна! Пусть я умру, это всё же лучше, чем прожить всю жизнь в страхе и унижениях! И я всегда останусь — дочерью вождя! Я поведу войско навстречу врагу! Мне нечего терять, поэтому я ничего не боюсь!
Композиция «Война»
Ильяс. Со стороны леса движется ещё одно войско. Надо отступать!
Айгузель. Я не отступлю!

Войско Айгузель постепенно уменьшается. Идёт поединок между Врагом и Ильясом. Враг убивает Ильяса..
Айгузель с криком бросается на него.
Айгузель. Убийца!
Враг пугается странного воина, но продолжает бороться. Оставшихся воинов берут в плен, Враг обезоруживает главного.
Враг. Казнить всех, никого не щадить!
Пленных уводят.
Враг. Этого смельчака последним. Снимите с него шлем!
С Воина снимают шлем, волосы распускаются по плечам.
Враг. Девушка? Ты?! Но как ты… Ты сумасшедшая! Меня чуть не убила девушка?! Но зачем? Зачем?
Айгузель (едва слышно). Ты отнял у меня всё, семью, родных… любимого человека, и хочешь забрать единственное, что у меня осталось — землю …
Враг. Неужели этот клочок земли так важен для тебя, что ты готова умереть ради неё?
Айгузель. Тебе не понять этого, твоё сердце никогда не знало любви, для тебя — это просто территория, которую можно отнять или продать, для меня же — это часть меня, здесь лежат мои самые близкие люди…
Враг. Я не стану тебя убивать, более того, я оставляю это все тебе — ты потрясла меня. Я всегда буду помнить этот день, девушка-воин. Прощай!
Враг уходит в сопровождении оставшихся воинов. Лежат мёртвые в белом. Айгузель подходит к каждому, закрывает им глаза. Диалоги с призраками.
Айгузель. Мама, папа, простите ли вы меня когда-нибудь за то, что я ослушалась вас, и обрекла всё наше племя на смерть. Ведь было ещё не поздно всё остановить…
Рахимьян, Зулькай. Не казни себя, дочка, ты проявила храбрость и мы гордимся тобой. Верь, никто из нас не сожалеет о случившемся, мы знаем, что наши жертвы были не напрасны, и мы сейчас воевали для того, чтобы через сотни лет на этой земле в счастье и согласии жили наши потомки…
Айгузель. Гайса, мой младший брат, ты не познал вкуса первой любви, ты не держал в руках своего сына… Твоё солнце закатилось, ещё не успев достичь своего зенита… Как, наверное, тебе сейчас холодно там…
Гайса. Не плачь, сестра. Меня согревает тепло родной земли и надежда, что когда-нибудь придут другие молодые юноши и девушки, и им никогда не придётся терпеть обиды и унижения от непрошенных гостей в своём доме…
Айгузель. Любовь моя, мой единственный… Винишь ли ты меня за то, что я настояла на своём? Может быть, действительно нужно было уехать, и ничего бы не произошло! Как мне пережить теперь одной всё это? Куда деть это сердце, истекающее кровью, в котором не осталось сил, чтобы биться? Не осталось сил, чтобы дышать?!
Ильяс. Ты сама говорила мне, что нельзя цепляться за прошлое, нужно идти вперёд, нужно жить. Ты должна жить ради меня, ради брата, ради родителей, ради всех, кто сложили свои жизни за твоё будущее, и за будущее нашего ребёнка…
Айгузель. А я и не цепляюсь за прошлое. Всё мое прошлое, настоящее и будущее находится здесь, рядом с вами. И пусть я не совершила ничего героического, пусть я проиграла в этой битве, но я не проиграла войну. Ведь сейчас у меня под сердцем бьётся сердце будущего моего племени. И пока я чувствую его пульс, меня никто не заставит уйти отсюда, ни меня, ни моего ребёнка, никогда! Запомни, сынок, слова своего отца: вся наша  история — в этой земле, ни в памяти людей, ни в сказаниях, она здесь под нашими ногами. Вот наше место, которое было приготовлено специально для нас!


Актриса. Эта битва произошла осенью почти триста лет назад. Мы не знаем, как всё было на самом деле, как началась эта история. Всё, что дошло до наших дней, это легенда о бесстрашной башкирской девушке, которая возглавила войско, но в битве потерпела поражение.  А враги, узнав, что она девушка, даровали ей жизнь, и она до самой зимы хоронила своих соплеменников. Она провела остаток своих дней на этой земле, и с тех пор, люди звали эту деревню «Башкирка».