Дипломатия скифов Арианта и Мадия

Петр Золин
 

http://abuss.narod.ru/Biblio/Maps/map215.gif

http://abuss.narod.ru/Biblio/Maps/map126.jpg

http://abuss.narod.ru/Biblio/Maps/map253.gif

http://abuss.narod.ru/Biblio/Maps/map75.gif

Дипломатия скифов 7 - 6 вв. до н.э.

Конечно, официальная историография всякие свидетельства о многотысячелетней древности скифов не любит. Даже сравнительно емкие по информации исследования не убеждают: Аскольд И., Иванчик. Степные народы Евразии. Том 2-ой. Киммерийцы и скифы. ; Иванчик А И. Киммерийцы и скифы Степные народы евразии том 2 Культурно-исторические и хронологические проблемы археологии восточноевропейских степей Кавказа пред-и раннескифского времени на нем яз. ; Иванчик А И. Киммерийцы и скифы. ;Иванчик А И. Накануне Колонизации. Степные народы евразии том 3 ; Иванчик А И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Они тоже тяготеют при всех попытках объективности к омолаживанию, игнорируя ностратические и гаплогруппные истоки скифов. Да и почти не замечая усилия Марии Гимбутас и ее последователей. Хотя археологических свидетельств этой древности все больше.

И. А. Ладынин в статье “P;lin;rqeiA;gupto” (Еще раз о египетской царской титулатуре
Александра Великого: 2008) пытается рассмотреть проблему более объективно
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/2008/19.pdf

И.Н. Медведская в статье «О скифском вторжении в Палестину» доказывает, что в  рассказе Геродота о скифском вторжении в Палестину можно обнаружить (только) отголоски трех событий VII в. до н.э.: существование некой угрозы «с севера» для жителей Сирии и Палестины, осквернение палестинских храмов и экспансия Египта в Палестину. Эти события, сведения о которых дошли до Геродота разными путями, были им истолкованы в соответствии с его концепцией пребывания киммерийцев и скифов на древнем Востоке. Суть ее — в лидерстве скифов. По Геродоту, скифы, завоевав Мидию и распространив свое владычество по всей Азии, пошли на Египет. На пути туда, в Сирии Палестинской скифов встретил фараон Псамметих, уговоривший их не идти дальше. На обратном пути скифы разграбили святилище Афродиты Урании (Геродот, I.105). И общий вывод такой. «Рассмотренный с позиций одновременных событиям источников рассказ Геродота о скифском вторжении в Палестину позволяет предположить, что в нем соединены воспоминания о трех не связанных между собой эпизодах истории VII в до н.э. Причем одного из них — вторжения евразийских номадов — в действительности не было, существовала лишь многолетняя опасность киммерийского вторжения. Не было и покорения скифами Мидии. История же киммерийцев осталась, в сущности, неизвестной Геродоту (или не рассказанной им полностью)». http://annals.xlegio.ru/blacksea/skif_pal.htm
Здесь И.Н. Медведской и аналогичным авторам необходимо решить, а попадают ли в состав евразийских номадов (кочевников) киммерийцы. Да и все ли скифы были номадами, если помнить о земледелии сколотов ?! Чем же в сущности Геродоту осталась неизвестной история киммерийцев, о которой он кратко рассказал так ?:
«11. Существует еще и третье сказание (о появлении скифов в Причерноморье: П.З.; ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)[10].
С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины.
Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
12. И теперь еще в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа[11]. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.
13. Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного ?) моря, под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах.
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html
И.Н. Медведская знает, что Геродот девять раз упоминает киммерийцев, пусть в восьми случаях они и представлены изгоями - их изгоняют скифы или лидийский царь Алиатт. Правда, один раз Геродот сообщает, что киммерийцы дошли до Ионии и захватили Сарды, но тут же делает оговорку: «Нашествие киммерийцев ... не было длительным завоеванием, а скорее простым набегом для захвата добычи» (I.6, 15). Такое одностороннее толкование скифо-киммерийской истории было, по-видимому, результатом знакомства Геродота только со скифскими героическими преданиями. Киммерийской версии событий ему никто уже сообщить не мог. В. Паркер, показавший, что Геродот знал о киммерийцах гораздо больше, чем рассказал о них в своей «Истории», затруднился назвать причину умолчания Геродота. Можно предположить, что Геродот умолчал о киммерийцах потому, что сведения о них оказывались неуместными в свете его представлений о могущественных скифах.
Как это оценивать – вопрос спорный. Но все же у Геродота определенное отражение киммерийской истории явно есть.
Разведчик Ашшуррисуа информировал о событиях в округе Гамирры (киммерийцев на Кавказе) и Сина-хериба (705 — 680), сына Саргона II. Царь в 689 г. вновь разрушил Вавилон. Библия называет царя Сеннахиримом, полководцами которого были Тартан, Рабсарис и Рабсак. Рабсак владел арамейским и иудейским языками. При иудейском царе Езекии ассирийские войска во главе с наемниками входили в Иерусалим, о чем сообщает библейская книга «4 -я Царств». Рабсак на иудейском доказывал евреям, что любые цари и боги не могут противостоять Ассирии.
Иосиф Флавий (Древн. X, 1, 1)  восполняет библейский рассказ: "ассириец взял деньги, но и не подумал сдержать данное обещание, а отправившись сам войной на египтян и эфиопов, оставил своего военачальника  с двумя другими полководцами во главе огромного войска под Иерусалимом для разрушения этого города". Тартан, Рабсарис и Рабсак - нарицательные, а не собственные имена ассирийских военачальников и придворных.
Тартан (ср. Ис XX:1), ассир. turtanu, - высший полководец или военачальник; Рабсарис, с еврейского: глава евнухов (ср. 4 Цар XXV:19 сн. Быт XXXVII:36; XXXIX:1, 7); из еврейского же языка объясняется и Раб-шаке: начальник виночерлиев (Быт XL:2, 21). Место остановки ассирийских полководцев - у водопровода верхнего пруда (ст. 17, Ис XXXVI:2), - по обычному мнению, лежавшего на запад от Иерусалима в долине Гинномовой и отождествляемого теперь с прудом Биркет-Мамилла (в отличие от "нижнего пруда", Ис XXII:9, отожествляемого с нынешним Бирхет-Султан к юго-западу от Иерусалима, ср. Stade, Geschichte I, 591-593 Anmerk); здесь же, вероятно, надо искать поле белильника или валяльщика (кобес).
"Иерусалим был окружен селениями ремесленников. Так, на юге, от него было селение горшечников. На востоке и западе - селения валяльщиков. Были, конечно, и другие, о которых не было случая упоминать в св. книгах. Валяльщики не только выделывали грубые шерстяные материи, но занимались и мытьем сделанных прежде. Их поселения, по необходимости, помещались близ ручьев или значительных стоков воды" (проф. Гуляев, с 354-355). Об этой блокаде Иерусалима частью ассирийской армии Сеннахирим в своей надписи выражается, что он "запер Езекию в Иерусалиме, как птицу в клетке". Гордые успехами своего повелителя, военачальники Сеннахирима требуют для переговоров самого царя иудейского, но Езекия, считая это ниже своего достоинства (по И. Флавию, из трусости), выслал к ним для этой цели трех высших своих чиновников (о значении должностей - правителя дворца, писца и докладчика см. прим. с 3 Цар IV, и сл. ), о Елиахиме и Севне см. Ис XXII:15 сл.
Признается, что речь Рабсака - образец древнего дипломатического ораторства, построена она весьма искусно. Произнесена была на еврейском языке (йегудит - по-иудейски, ст. 26, - применительно к Иудейскому царству), а не на обычном в то время дипломатическом языке арамейском - нарочно - с целью произвести соответствующее впечатление на возможно большую массу народа (в большинстве не понимавшего арамейской речи, ст. 26-27). Раввины и блаж. Феодорит (вопр. 52) полагали, что Рабсак был евреем или предавшимся ассирийцам, или взятым ими в плен и затем возвысившимся до положения сановника. Указание Рабсака на слабость Египта и бесполезность союза с ним или даже вред его (ст. 21) даже по букве напоминает пророческое сравнение (Иез XXIX:6 и д. ), а по мысли вполне совпадает с одной из речей пророка Исаии (XXX:1-7). Весьма искусна и ссылка на отмену высот жертвенников Иеговы Езекией (ст. 22): выражая действительный факт (ст. 4), Рабсак этой ссылкой хотел набросить тень на искренность религиозности Езекии, его преданности Иегове (2 Пар XXXII:7), поколебать его авторитет в глазах народа, которому высоты те были всегда дороги.
В ст. 23-24 указывается на полную несоизмеримость сил ассирийских и иудейских, особенно конницы; последняя со времен Соломона (3 Цар IV:27 сл. ) была у евреев (Ис II:7), но, сравнительно с ассирийской конницей и колесницами, являлась ничтожной. Упоминание Рабсака, ст. 25, о том, что он - орудие в руках Иеговы, хотя и напоминает речь пророка Исаии (X:5 сл. ), но нельзя предположить, будто бы ассирийский полководец (если он не был евреем) был знаком с этим пророчеством или что он приписывал ассирийские победы помощи Иеговы (ср. ст. 35).
Желая расположить жителей Иерусалима к сдаче и полной покорности Сеннахириму, Рабсак, с одной стороны, указывает народу грозящую или уже наступившую крайность голода (ст. 27 сн. VI:25 сл. ), с другой - рисует картину благополучия в случае сдачи Иерусалима, хотя вместе намекает, что ассирийский царь, по обычаю, переселит часть жителей Иудейского царства в другую страну (ст. 31-32); заканчивается речь кощунственным апофеозом силы и могущества Ассирии, пред которой блекнет слава, в ничтожество обращается могущество богов всех народов: в доказательство этого ссылается на неоспоримые факты падения разных городов и царств (33-35). Об Емафе, Ивве (Авве) и Сепвкушенногоарваиме см. примеч. к XVII:24. Арпад (ст. 34) (LXX: ';;;;;, Vulg. : Arphad, слав. : Арфад в клинообразных надписях Arpadda) упоминается в Библии всегда в соединении с Емафом (4 Цар XIX:13; Ис X:9; XXXVI:19; XXXVII:13; Иер XСIX:23) и потому, вероятно, лежал в северной Сирии, близ Шафа, и ему, может быть, соответствует теперешний телл-Ерфад, к северу от Дамаска, близ Кархемыша, в 7 часах от Алеппо (Onomast. 133. Палест. Сборн. вып. 37, ст. 169). Ена (евр. Гена, LXX: ;;;, слав. : ана), и в 4 Цар XIX:13; Ис XXXVII:13 упомянутая в соединении с Иввою, вероятно, подобно последней, лежала в Месопотамии, на Евфрате, может быть тождественна с нынешней Ана (Onomast. 91).
Заключавшееся в последних словах Рабсака издевательство над Иеговой (35; ср. блаж. Феодорит, вопр. 52), совершенно противоречивое с высказанным им ранее (ст. 25), особенно удручающе подействовало на народ и на посланников Езекии, довершив тягостное впечатление всей речи. Гробовое молчание было ответом Рабсаку, ожидавшему, быть может, непосредственного действия на ум и волю слушателей. Народ молчал - просто под тяжелым впечатлением слышанного им, а послы царя, к тому же, имели нарочитое царское приказание не давать никакого ответа Рабсаку (Езекия, может быть, решение оставлял себе, и боялся открытием переговоров со стороны его послов увеличить требовательность ассириян). В разодранной одежде - в знак глубокого национального траура (сн. VI:30) предстали пред Езекиею и передали ему речь Рабсака.  http://slavdict.narod.ru/lop/txt2ki18.htm
Конечно, в рамках гипертрофии значения определенных сил в истории удобнее считать Рабсака евреем-предателем, продавшимся ассирийцам, и вести ононим от Раб-шаке - начальник виночерпиев. Но трудно было бы иудею добиться доверия у иноверца Сина-хериба. А вот Рабсак – как «раб из саков» (восточных скифов; потомков гиг-сосов,саков) вполне привлекает внимание. Тем более известен подобный блестящий скиф-дипломат, речь которого перед Александром Македонским (в Средней Азии или у низовий Волги) – вероятнее всего – даже попала в македонские архивы. Тартан – он и у саков «тархан», откуда и поздняя Тмутаракань (Тамарха). А Рабсарису шанс быть «царем рабов» (работников, трудяг, наемников с севера). Понятно, что это – версия, но не хуже вышеобозначенной популярной.
В одну из ночей иудейским агентам, верно, удалось отравить всю воду для ассирийского войска:
«И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господен, и поразил в стане Ассирийском 185 тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех (у славян в VI в. н.э. известен Ардагаст: П.3.) и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую (Урарту). И воцарился Асардан, сын его, вместо него» (4.Цар.19:35-37). Так бежавшие на север царевичи Адрамил и Шарецер указали на свои вероятные родственные связи, возможно, достигавшие земель и севернее Кавказа. Да и, по сути, привели к власти своего брата.
Пробиблейские версии трактуют события так: "Владыка, вняв прошению, ночью, во мгновение ока предал смерти сто восемьдесят пять тысяч ассириян" (блаж. Феодорит, вопр. 62). Что за поражение массы войска заставили Сеннахирима поспешно удалиться в Ассирию? Геродот (II, 141) рассказывает, что на войско ассириян во время египетского похода напало несчетное число мышей, которые перегрызли тетивы у луков и ремни у щитов и через то лишили ассирийское войско возможности продолжать войну. И. Флавий (Древн. X, 1, 5) почитает поражение чумой; это мнение и теперь преобладает в исторической, истолковательной и медицинской науке (см. у еп. Платона, с. 254, прим. 4, у И. Попова. Библейские данные о различных болезнях, с. 114). Но, по библейскому представлению, сверхъестественность поражения - вне сомнения; оно произведено было Ангелом-губителем (евр. гамашхит), который некогда поражал первенцев Египта (Исх XII:12, 18, 29), а также произвел массовое поражение Израиля после народной переписи Давида (2 Цар XXIV:15 сл. ).
Сеннахирим возвратился в Ниневию (столица Ассирии на восточном берегу Тигра, теперь селения Куюнджик и неби Юнус, Onomast. 749), где, по сказанию кн. Товита, излил свою злобу на пленных израильтян (Тов I:15, 18, ср. у проф. И. М. Дроздова, цит. соч., с. 111). По ассирийским памятникам, Сеннахирим после Палестинского похода жил еще 20 лет; умер насильственной смертью: при поклонении богу Нисроху (см. о Нисрохе у Пальмова, цит. соч., с. 472-476) в храме этого бога он был убит собственными сыновьями (имена их, видимо, тождественны с именами богов ассирийских; об Адрамелехе ср. XVII:31), бежавшими затем от народной ярости в землю Араратскую (Ис XXXVII:38 по LXX Армения (Onomast. 111, 129, ср. "Толков. Библия", т. I, с. 37-38). http://slavdict.narod.ru/lop/txt2ki19.htm
Так это или не так, но среди отравленных явно могли оказаться «евреи-оборотни» (если верить некоторым трактовкам) Тартан, Рабсарис и Рабсак. Последний с точки зрения истории дипломатии более интересен. И его усилия явно не прошли даром.
В царствование Манассии (698—642 гг. до н.э.), деда Иосии, в Иудеи возродились ханаанейские и израильские местные культы, расцвело идолопоклонство, апофеозом которого стало установление статуи Ашеры в Иерусалимском храме (2 книга Царей. 21:7). Манассия был покорным вассалом Ассирии и первым царем Иудеи, который ввел в ней ассирийские, арамейские и финикийские культы. Ранние христианские источники сообщали, что во времена Манассии и усиливается скифское присутствие в регионе, появляется город Скифополь.
http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=2228

По И.Н. Медведской, это вызвало сопротивление, и к концу его царствования в Иудее сформировалась антиассирийская партия, стремившаяся к искоренению чуждых влияний и освобождению от ассирийской зависимости,[26] что и начало осуществляться в царствование Иосии. Благоприятная внешняя ситуация позволила ему начать реформу, которая вылилась в беспрецедентную по масштабам борьбу с идолопоклонством:
«И повелел царь... вынести из храма Господня все сосуды, сделанные для Ваала и Ашеры и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедров». «И отставил жрецов, которых поставили цари иудейские, чтобы совершать курение на высотах иудейских и окрестностях иерусалимских, и которые кадили Ваалу, солнцу, луне и созвездиям и всему воинству небесному». «И вынес Ашеру из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрову и истер ее в прах, и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где ткали одежды для Ашеры» (2 книга Царей. 23). Поруганию подверглась и Ашторет (2 книга Царей. 23:13; Пар. 7:18).
Эти действия Иосии распространились и на Израиль. Исследователи расходятся в оценке действий Иосии в Израиле. Одни полагают, что его активность там ограничивалась только религиозной деятельностью, другие — что это было уже присоединение практически покинутых Ассирией территорий.[27] Согласно 2 книги Царей (23:15, 19), власть Иосии распространилась на территорию, более или менее совпадающую с территорией провинции Самария. Составленная позднее хроника утверждает, что борьба Иосии с идолами распространилась по всему Израилю вплоть до земли Неффалим/Галилея (2 Паралипоменон. 34:6, 7, 33). Считается, что это утверждение является поздним, тенденциозным расширением географического ареала реформ. Однако нет оснований исключать Галилею из сферы реформ Иосии и считать, что царь не делал попыток овладеть этой территорией, входившей в ассирийскую провинцию Маггиду.[28] В любом случае провинция Маггиду находилась севернее Самарии, но именно там возле г. Мегиддо в 609 г. до н.э. Иосия встретил войско фараона Нехо — и свою смерть.
Асардан (Казардан русского эпоса; Ас-арх-ад-дон: 680 — 669) вел более сложную политическую игру, лавируя между Киммерией (исходная территория киммерийцев превращалась в Скифию) и Урарту, где правил Руса II (685 — 645). Киммерийцы в 675 г. вместе с царем Фригии потеснили Ассирию.
В ту пору сложился союз скифов, киммерийцев, мидян и маниев — основных сил северян у юга Каспия — во главе с царем Кашкаритом, властвовавшим в городе Каркаши (в округе нынешнего Ирана). Союз, возможно, поддерживал царь мидян Мамитирас, один из многочисленных в истории «ирасов». Натиск Кашкарита позволял Мидии обособляться от Ассирии. Асархаддон убил царя скифов Ишпакая (Ишбак — один из шести сьшовей Хеттуры и Авраама), но вынужден был отдать свою дочь за его сына — Бартатуа (Партатуя, Прототея). Так один из скифских правящих родов получал возможность наследовать власть в Ассирии. И северяне своих шансов влиять на политику южных стран обычно не упускали.
Ишпакай поддерживал страну Мани (Манну), воевавшую тогда с Ассирией. Киммерийцы в 673 г. вместе с урартами защищают Шабрию (у озера Ван), но ассирийцы захватывают ее. Уже в 672 г. Асархаддон выдает Русе II беглецов, подчеркивает дружбу с Урарту, однако и запрашивает оракула своего бога Шамаша (Ра, Аполлона и т.п.) о тайных помыслах Русы. Скифы, помогая Урарту, Мидии и Вавилону, вели дело к краху Ассирии, хотя киммерийцы и другие скифы ей верно служили. И многие северяне с земель будущей России овладевали южными видами письма, достижениями южных культур, частью переносили их на север. Шло и активное взаимодействие экономик, о чем подробно рассказывают археологи.
 В анналах Асархаддона, составленных, по-видимому, в начале царствования (во всяком случае, до 676 г. до н. э., как показывает датировка одной из призм) и существовавших только в одной редакции, сообщается о разгроме войск Ишпакая-скифа (mi;-pa-ka-a-a uru A;(As)-gu-za-a-a)58. Эти события относят к 679-678 гг. до н. э. и хронологически связывают с сообщением вавилонских хроник о разгроме во второй год Асархаддона войска киммерийцев59, возглавлявшихся тогда Теушпой. Сообщение о разгроме Теушпы стоит в анналах непосредственно перед рассказом о поражении Ишпакая, значит, они произошли примерно одновременно. Между столкновением со скифами Ишпакая и последующим запросом к оракулу прошло никак не более 10 лет, так что Ишпакай в момент составления запроса мог еще возглавлять войско скифов. Более того, начало его имени, возможно, сохранилось в этом запросе. В строках Re. 2-3, судя по воспроизведению у Киудсона60, читается следующий текст: mIs/.../ lu-; ;u-; lu-; DUMU (maru)- ;u lu-; l;ER;Nme; (;;b;) I;-gu-za-a-a, т. е. <Ис..., будь то он сам, будь то его сын, будь то войско скифов... [нападет ли]". Имя главного врага не сохранилось, но его первым знаком является is, а поскольку речь идет о скифах, то логично восстанавливать имя вождя как Ispaka(ja) 61.
Считают, что имя Ispakaja имеет достаточно прозрачную "собачью" этимологию и должно было звучать Spaka или Spaka (протетический i добавляется, чтобы избежать запрещенного в аккадском двусогласного начала). Ближайшие аналогии имени скифского вождя можно найти в одной ольвийской надписи, где упоминается имя ;;;;;;62, и у Геродота (I, 110), сообщившего, что кормилицу Кира звали ;;;;;, и добавившего, что мидийцы называют собаку ;;;;;. Подобные имена были широко распространены в иранском мире, как и у других индоевропейских народов, что объясняется очерченным кругом представлений. Э. А. Грантовский63, убедительно обосновав и "собачью" этимологию имени, в качестве альтернативы предлагает толковать имя Ишпакая как отражение скифского Aspaka - "конник". Однако изложенный выше материал склоняет скорее к первому толкованию, хотя оба они равно приемлемы фонетически. Таким образом, вероятно, один из царей скифов, воевавших с ассирийцами, носил имя, которое однозначно истолковывалось из иранского (скифского или мидийского) языка как "пес".
Можно предположить в данной связи, что в запросе к оракулу Шамаша zibu - перевод имени Ишпакай. Если это верно, то очень близкую параллель дает один пример из русского фольклора. В известной былине об Илье Муромце и царе Калине за последним закреплен эпитет "собака", сохраняющийся и в самых почтительных по отношению к нему репликах, и даже в речи самого царя. Как показал Р. Якобсон, эта странная особенность объясняется тем, что былинное "собака Калин" является калькой монгольского No jai kalyn и отражает имя и прозвище знаменитого хана Ногая. Имя Ногая, как и Ишпакая, означает просто "собака" и, будучи переведено на язык носителей фольклорной традиции, превращается в постоянное наименование царя.
Это пример современных «ди-версий» в скифскую историю. Собаки все они…
Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию Либерея "Нового Геродота" http://liberea.gerodot.ru/a_hist/psy-voiny.htm
Правда, А.И.Иванчик все же старается быть и объективным (в сносках, 23). «Этноним Saka восходит не к названию собаки (Vindekens A. J. Les noms des Saces et des Scythes // Beitrage zur Namenforschungen. B. I. Heidelberg, 1949. P. 99), а оленя (Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. Т. 1. М.; Л., 1949. С. 179) или же к корню sak- "быть сильным, ловким" (Bailey H. W. Languages of the Saka // Hand-buch der Orientalist*. B. IV. Abschn. 1. Leiden; K61n, 1958. S. 133).
 Название каспийских саков Dah;, ;;;;, ;;;; происходит не от корня со значением "волк" (Kretschmer P. Einleitung in die Geschichte der Griechischen Sprache. G;ttingen, 1896. S. 213 ff, 338; Eliade M. Op. cit. P. 16), а от иранского dahyu - "область, поселение" и должно быть сопоставлено с хотано-сакским daha - "человек, мужчина" (Bailey H. W. Op. cit. S. 133). Этимология встречающегося в древнеперсидских надписях наименования Saka haumavarga неясна. Предлагалось толкование второго элемента слова haumavarga из vehrku - "волк" (Bartholomae Ch. Beitrage zur altiranischen Grammatik. V // Bezzenbergers Beitrage. 1888. B. 13. S. 77 ff.; Wikander S. Der Arische. S. 64), относительно чего можно заметить, что в скифском (сакском) языке происходил переход к в g в слове varka (Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. С. 187).
Если эта этимология ("волки сомы") верна, то мы имеем еще одно свидетельство о воинах-волках у скифов (о связи культа сомы/хаомы с мужскими союзами см. Widengren G. Hochgottglaube. S. 394 ff; Wikander S. Der Arische. S. 59 ff). По фонетическим соображениям вряд ли приемлема этимология от гипотетического *;varka, соответствующего хотано-сакскому aurgg;,org ; - "почитание, культ" (Duchesne-Guillemin J. Miettes iraniennes // Hommages a G. Dumezil. Collection Latomus. V. XLV. Bruxelles, I960. P. 97-98; cp. Bailey H. W. Dictionary of Khotan Saka. Cambridge, 1979. P. 47). Возможно также, что здесь следует видеть слово, соответствующее санскритскому varga - "группа, класс людей или предметов, сообщество и т. д." (ср. лат. vulgus: Monie Williams M A A Sanskrit-English Dictionary. Oxford, 1872. P. 890; указано С. В. Кулландой)».

Сыновья Асархаддона возглавили противоборствующие государства: Ашшурбанипал (669 — 633) — Ассирию, Шамашшумукин — Вавилон. Оказывались в противоборствующих лагерях и поддерживавшие их страны, этносы. Киммерийцы Ассирии в 668 г. усиливают давление на Фригию и Лидию, имевших особые отношения со Скифией. Да и в самой Скифии могли бороться разные царства.
И.Н. Медведская допускает, Геродот не знал, что киммерийцы были в Мидии. Знал или не знал – просто в его произведении этих сведений нет. По Геродоту, «киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта» (IV.12; «понт» - это иногда и общее обозначение моря, не обязательно Черного). Скифы, преследуя киммерийцев, заблудились и вторглись в пределы Индийского царства, когда Киаксар уже одолел ассирийцев и начал осаду Нина. Однако разгром мидийцев произошел не в Ассирии, а у Кавказских гор, затем скифы распространили свое владычество, длившееся 28 лет, по всей Азии (I. 103, 104, 106).
И.Н. Медведская считает, что клинописные источники позволяют восстановить иную картину. Киммерийцы появились в Азии в конце VIII в. до н.э., за сто лет до гибели Ассирии. Это не противоречит сути данных Геродота: «Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары».
И.Н. Медведская констатирует, что скифы известны в Иране не ранее 670-х годов. Они не только не преследуют киммерийцев, но, напротив, выступают совместно с ними. Киммерийцы и скифы, будучи союзниками мидян и маннеев, грабят, например, ассирийские отряды, посылаемые собирать дань; они же совместно совершают военные набеги на ассирийские провинции Бит-Хамбан и Парсумаш.[3] В конце 670-х годов в Иране вспыхнуло антиассирийское восстание, возглавленное мидийскими вождями. В нем участвовали также маннеи и киммерийцы[4], о скифском участии в восстании сведений нет. Восстание было успешным: не позднее 640-х годов Мидия завоевывает Урарту, затем Персию и становится политическим лидером в регионе.
Мидия в союзе с Вавилонией в 612 г. до н.э. разгромила Ассирию. Анализ военных операций Мидии и Вавилонии в 616—613 гг. до н.э. против Ассирии позволяет утверждать, что лидирующей силой в войне была Мидия. Если накануне восстания в 670-е годы скифы и не пытались завоевать Мидию, а предпочли быть ее союзником, то теперь, когда Мидия перешла к завоеванию Ассирии, они и не смогли бы это совершить. Невозможно совместить мидийскую экспансию и скифское господство. Существенным аргументом против скифского господства над мидянами служит молчание вавилонских хроник о скифах, особенно Хроники Гэдда, которая описывает события 616—609 гг. до н.э.
Если какие-то хроники о чем-то молчат (а Геродот на основе комплекса источников это упоминает), стоит ли трактовать такое молчание как отсутствие событий ?! О чем только не помалкивают всякие хроники, да и достоверны ли они ?!
И.Н. Медведская это понимает: «В действительности же мог иметь место военный инцидент на северных границах Мидии и даже локальный успех скифов, который позднее в их героических сказаниях преобразовался в гораздо более крупное по масштабам событие. Причем необязательно, чтобы эти события происходили именно в царствование Киаксара — в эпосе возможны временные смещения».
По Медведской, клинописные источники расходятся с данными Геродота и в оценке политического лидерства скифов. Начиная с VIII в. до н.э. в течение не менее 75 лет на территории от Ирана и Закавказья до Малой Азии в них упоминаются преимущественно киммерийцы. Скифы упоминаются в течение нескольких лет и только в Иране. Объяснять это только отрывочностью источников невозможно. Клинописные источники описывают современные им события и в целом не отражают значительной роли номадов в политической жизни древнего Востока за исключением одного случая, о котором речь пойдет ниже. Тем не менее среди многочисленных врагов Ассирии названы именно киммерийцы».[5]
Вновь стоит решить, попадают ли и киммерийцы в число номадов – кочевых всадников. Да и появление скифов в Иране около 670-х годов не указывает на их политическую активность ?! Выясняется, что Великая Скифия имела разноустремленные политические силы. И были скифы, которые не только не преследовали киммерийцев, но, напротив, выступали совместно с ними. Киммерийцы и скифы, как союзники мидян и маннеев, нападали на ассирийские отряды, посылаемые собирать дань; они же совместно совершали военные набеги на ассирийские провинции Бит-Хамбан и Парсумаш.[3]
О походе на Манну надписи Асархаддона говорят чрезвычайно бегло, скороговоркой, верный признак отсутствия настоящего успеха: «Я рассеял людей страны Маннеев, неусмиренных кутуиев, пробил оружием войска Ишпакая, скифа, союзника не спасшего их». Запросы к оракулу бога Шамаша показывают, что инициатива в этой войне принадлежала маннеям. Ассирийский царь запрашивает бога удасться ли маинеям захватить в свои руки ассирийские крепости Шарруикби, Дур-Эллиль и другие, названия которых в надписи не сохранились. Некоторые крепости, включая Шарруикби, маннеям не без помощи северян в действительности удалось захватить и ассирийцы смогли их вернуть себе лишь через много лет. Из запросов к оракулу видно, что к лету 674 гг. до н. э.Манна непосредственно граничила с Хубушкией, что предполагает занятие маннеями западного побережья Урмии и даже верховьев Большого Заба. А скифы союзники маинеев вторгались через перевалы Хуушкии на собственно ассирийскую территорию и создали угрозу захвата городов Харраниа (возможно то же, что и Харруна или Харрана в западной части Внутренней Замуа) и Анису (поселение в области Хабху).
В начале весны 673 гг. до н. э. «владыка поселения» Кар-Кашши («Колония касситов») Каштарити привлёк на свою сторону правителя Мадай Мамитиаршу и правителя Сапарды Дусанни и поднял восстание против Ассирии. Как видно восстание возглавили три равноправных вождя, но фактически, судя по тону запросов ассирийского царя к оракулу, беспорным было главенство Каштарити. Весьма вероятно, что он формально был избран военным вождем мидийского племенного союза. В надписях Асархаддона война с Каштарити, по всей вероятности отражена в виде следующей весьма неопределённой декларации: «Я растоптал страну Барнаку, коварного врага, обитателей страны Тилашурри, имя которых зовется в устах людей Мехрану «город Питану».
Известно, что Тилашурри находилась рядом с «Крепостью вавилонян» (Сильхази). Так как в 1-ом тысячелетии нередко смешивали понятия «касситов» и «вавилонян», то вполне вероятно, что «Крепость вавилонян» это тоже самое, что «Колония касситов» (Кар-кашши), а Кар-кашши была вероятно центром провинции Бит-Кари, т.е. район нынешнего Хамадана. Неопределённо-хвастливый тон сообщения не дает основания видеть здесь действительно ассирийскую победу. Как обстояло дело в действительности, показывают запросы к оракулу. Восставшие заключили союз со Скифским царством (вероятно с царем Ишпакаем) и с Манной (вероятно с царем Ахсери), что позволило повстанцам действовать сразу на нескольких фронтах. Восстание быстро распространялось и вскоре вышло за пределы первоначальных трёх провинций. Уже в самом начале месяца айяру (апрель — май) 673 гг. до н. э. Каштарити вторгся в соседнюю провинцию Кишессу и осадил её главную крепость того же названия, и уже тут в качестве его союзников выступили скифы, мидяне (т.е. люди Мамитиаршу) и маннеи. Дусанни сапардский тоже в это время осадил крепость, название которой, к сожалению, в надписи не сохранилось, причём он ожидает помощь от Каштарити. В запросе от 4 айяру (апрель — май), ассирийский царь выражает обеспокоенность о судьбе крепости Карибту и ещё одной крепости название которой сохранилось не полностью (может быть это Сибар или Сибур в районе современного Зенджана), осажденных повстанцами Каштарити. Запрос оракулу от 6 айяру (апрель — май) говорит, что нападению подверглась и крепость Ушиши.
В начале марта 672 гг. до н. э. ассирийцы попытались завязать с Каштарити мирные переговоры, но он был уверен в своей победе и отказался от них. Одновременно, пытаясь поссорить между собой союзников, ассирийцы ведут переговоры с каждым из них в отдельности. Скифский вождь Ишпакай, видимо, был убит в ходе этой войны где-то в конце 673 гг. до н. э.. Новый царь скифов Партатуа (Претотий) пошёл на переговоры с ассирийцами, женился на дочери Асархаддона и отпал от восставших. В результате измены Партатуа успех восстания не был полным. Ассирийцам удалось удержать в своих руках провинцию Кишессу, Хархар, и Бит-Хамбан, но на территории Бит-Кари, Мадай и Сапарда восстание имело полный успех и тут образовалось независимое Мидийское царство. Здесь важный факт истории скифской дипломатии, искавшей свои интересы в сложной международной обстановке тех лет.
На 10-ом году своего царствования (671 гг. до н. э.) Асархаддон – по путям гигсосов или царя Таная - повторил попытку завоевать Египет. Он осадил г. Тир, союзника египетского фараона Тахарки и двинулся через пустыню к Дельте. Египетско-кушитское войско потерпело ряд поражений и ассирийцы, через 15 дней после вступления в Египет, взяли Мемфис. Сомнительно, чтобы Асархаддон не привлек к походу часть скифов.
В плен к ассирийцам попали жена, наложницы, сыновья и дочери Тахарки, и, в том числе, его старший сын и престолонаследник Ушанхура. Сам Тахарка, видимо, бежал на юг Египта. Асахаддон не стал его преследовать, ограничившись, видимо, завоеванием одой лишь Дельты, хотя часть верхнеегипетских князей всё же принесла дань. Двадцать городов Египта (Буто, Саис, Атрибис, Бубастис, Бусирис, Себенит, Фарбаитос, Пер-Сопд, Мендес, Танис, Нато и др.) получили ассирийские наименования и там были поставлены правителями местные царьки из ливийских династий, среди которых следует назвать Нехо, правителя Саиса и Мемфиса.
Помимо местных правителей Асархаддон назначил ассирийских наместников, а также определил размеры ежегодной дани - 180 кг золота и 9 т серебра. Из Египта было вывезено в Ниневию 55 царских статуй. Хотя Асархаддон и пинял титул «Царь Нижнего и Верхнего Египта и (даже) Куша», однако он не короновался в Египте как фараон. Ассирийцы так и не смогли взять островной Тир, но царь Тира Баал после разгрома его союзника - Египта счёл более разумным покорится Асархаддону и не продолжать сопротивление. Тир лишён был всех своих материковых владений и уплатил огромную дань.
Внешнеполитические достижения Скифии базировались на существенной ресурсной базе.
Минула почти тысяча лет со времен наследников Зевса – Таргитая и его сыновей. Округу между Волгой и Доном до Кавказа во времена Асархаддона (образно: «царя-аса от Дона») контролировал, вероятно, царский род Ишпакая-Партатуа. Между Доном и Днепром властвовал Спаргапиф — основатель рода будущих победителей Дария I. А от Днепра до Дуная и Скифией в целом правил царь Ари-ант.
Чтобы узнать численность скифов, он под страхом смерти потребовал от каждого по бронзовому наконечнику стрелы. Из наконечников сделали бронзовую чашу с толщиной стенок в «шесть пальцев», вмещавшую 600 амфор жидкости (несколько кубометров, тонн). Это событие условно относят к 650 г. По подсчетам ученых, Скифию тогда населяли 6 —13 млн. человек, способных держать в руках оружие — мужчин и женщин. Огромный сосуд, как памятник Арианту и его державе, поместили у горького источника с привлекательным для славян названием «Эк(о) сам пей!» Это название было известно уже 25 веков назад «отцу истории» Геродоту. Акция Арианта могла быть попыткой сплотить народы Скифии во имя какой-то единой политики, что проявила бы страну, как ведущую державу античного мира — еще до крупных успехов Персии и Греции. Такая политика во многом удалась.
От времен Плина и Сколопита, Таная и Ахилла интересы индоевропейцев-скифов выражала и округа Лидии, тесно взаимодействовавшая с Фригией (Мешехом и Фирасом Библии). Примерно с 1187 г., с эпохи Троянской войны, меонами (будущими лидийцами) правили потомки Геракла и рабыни Иардана, мидянина. Греки от Геракла вели родословие и скифских царей. Династия лидийских Гераклидов включала десятки правителей: Манес, Атис, Лид, Алкей, Бел, Нин, Агрон... Кандавл, сын Мирса, завершал эту линию к 682 г. Его лучшим телохранителем был Гигес (скиф ?), сын Даскила, получивший от царя возможность увидеть его красавицу-жену обнаженной. Красавица увлекла Гигеса и склонила его к убийству мужа. Бывший телохранитель — после Мидаса, сына Гордия (царя Фригии), вторым из варваров принес дары в священные для греков Дельфы. До времен Геродота большинство серебряных вещей в Дельфах было связано с Гигесом. Особенно выделялись золотые и серебряные сосуды рядом с царским троном Мидаса. 6 золотых кратеров-сосудов весили 30 талантов (до 900 кг), что указывает на увлеченность гигантизмом во времена Арианта. Традиции времен мегалитов давали о себе знать, так проявлялись и технические возможности экономики той поры.
Через полвека после гибели Гигеса в 644 г. от рук киммерийцев пророк Иезекииль скажет в своей книге: «Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала» (или «Гог в земле Магог, князь Роша, Мешеха и Фувала»). Гогом и Магогом через несколько веков иудейские авторы будут называть народы Скифии, что позже по мере христианизации и станет Россией («рашен»), так как греки вместо Роша в своих текстах писали «Рос» (не знали «ш», заменяли на «с »). Этому слову находили десятки других созвучий и объяснений.
После воцарения Гигес выступил походом против Милета и Смирны, завоевал город Колофон, бывший опорным пунктом северных переселенцев. Около 648 г. выходцы из той округи основали город Борисфениды (Березань) в низовьях Днепра и Буга. Вероятно, они и спровоцировали натиск Киммерии на Лидию. Все это — имена и события древней российской истории. И этот момент античного прошлого россиянам стоит запомнить особо, так как он проявлялся и в экономике той поры, когда именно в округе Лидии начинали чеканить первые монеты. Киммерийцы и скифы явно этому способствовали, а примерно через век монеты стали чеканить и в городах округи Азовского моря. Свои монеты выпускали Пантикапей (Керчь), Феодосия, Танаис (низовья Дона)…
После гибели Гигеса к власти пришел его сын Ардис, вновь воевавший с Милетом. Он правил 49 лет, киммерийцы захватывали Сарды и при нем. Милет нередко противостоял в одиночку сыну и внуку Ардиса — Садиатту и Алиатту, а последний был прадедом Кира Великого по линии матери. И этим своим единоборством Милет лишь укреплял свою опору в северной державе, где милетяне уже создавали города.
Совместные походы скифов и киммерийцев на юг могли возглавлять Ариант, Спаргапиф или его сын Лик, Партатуа и близкие им по авторитету северяне. Их передвижения в сторону Египта по путям Таная нередко выводили и к округе Иерусалима.
Условно отмечается попытка захвата ими города около 630 г., когда вместо очередного Манассии там воцарил его внук Иосия, укреплявший иудаизм. Иосия уничтожал жертвенники, статуи, дубравы язычества, что были святынями еще и для Соломона. Тогда усиливались войны Египта и Ассирии, на стороне которой были заметны скифские наемники. Земли Иудеи и Израиля оказывались традиционными полями противоборств.
Заметное участие Киммерии и Скифии во всемирной истории VII в. до н.э., во взаимодействиях Ассирии, Урарту, Мидии, Лидии, Вавилона и еще ряда государств — реальное достояние мировой исторической науки, где мифы уже уступают строгим и неопровержимым системам доказательств. Уточняются даты и варианты имен, детали событий, но не их суть. При Ашшурбанапале (сыне Асархаддона) Ассирия, достигшая зенита своей мощи и могущества, была вынуждена комплектовать армию из скифских и киммерийских наемников. Постоянные сражения истощили страну, почти полностью уничтожив крестьянство, костяк его армии. После смерти Ашшурбанапала эти войска, перейдя восточные границы, покатились по всему царству.
http://legends.by.ru/wars/3.htm
В 7  веке рождаются видные скифские мыслители Токсарис и Анахарсис, первый из которых по возрасту мог быть старше и «первофилософа» Фалеса, а второй почти до наших дней включался в число первых десяти философов античного мира, был хорошо известен Сократу и Платону, Аристотелю и другим мудрецам. Эти скифы, особенно Анахарсис, выполняли и дипломатические функции. Они славили свою северную родину более 26 веков назад, во времена полумифических римских царей, в родословных которых есть и восточноевропейские корни. Они внимательно изучали другие страны и народы. Археологических следов международных связей той поры достаточно много во многих музеях, особенно южных регионов России.
Если верить Геродоту, около 612 г. до н.э. в Мидию у юга Каспия «вторглись огромные полчища скифов» во главе с царем Мадием, сыном Прототея (женатого на ассирийской царевне). Мадьяры (венгры) считают Мадия одним из финно-угров, но мог происходить царь и из индоевропейцев, будущих Модестов и прочих людей с созвучными именами. Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а «теперь вторглись в Мидийскую землю».
Путь от Азовского моря через Кавказ или вокруг Кавказа до Мидии занял два-три месяца. У низовий Куры или южнее «произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили свое владычество по всей Азии». Египетский царь Псамметих I (665 — 609) в округе Палестины дарами и просьбами склонил завоевателей не вторгаться в Египет. «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось».
Здесь есть некоторое лукавство. Так скифы явно мстили южанам за долговременные притеснения, сборы дани южными царями с северных народов. Скифы в 610 г. громят последнюю державшуюся ассирийскую крепость Харран, куда полторы тысячи лет назад уводил родных Авраам из халдейского Ура. Они помогли мидянам сокрушить последнего урартского царя Русу III (605 — 585) и, возможно, Русу 1У. Скифскими стрелами в 590 г. покрыта вся Тушпа, столица Урарту у озера Ван. 585 год принес крах Тейшебани — урартскому Санкт-Петербургу. Бога Тейшебу связывают со славянским Даждьбогом. Скифские наемники активно проявляли себя и в Вавилоне, где в 605 — 562 гг. правил Наву-ходоно-сор II, зять Киак-сара, которому служили некоторые скифские дружины (множество скифов Киак однажды пригласил на пир, напоил и убил).
Правда, скифские наконечники стрел нередко выполняли и роль денег. Поэтому нельзя однозначно трактовать их находки как результаты битв.
Вероятно, «вавилонские скифы» (периода скифского господства над всей Азией) помогли Вавилону разгромить египтян в 605 г. в Сирии при Кархемише, затем захватить и Палестину. Войска Навуходоносора в 601 г. подошли к границам Египта, позже грабили Аравию. Уже в 597 г. захватили Иерусалим и пленили более 3 тыс. иудеев. А в 587 г. вновь захватили восставший город и вывели в Вавилон (на земли нынешнего Ирака) свыше 9 тыс. пленных.
Среди них был и будущий библейский пророк Иезекииль, который оформил представления иудеев о могуществе северных воинов образом Гога в земле Магог, «князя Роша» (Роса у греков: не знали «ш» и меняли на «с »), со Скифией. Византийцы по мере христианизации и называли Скифию Росией. Этот сюжет для устойчивого запоминания надо повторять и повторять, чтобы противостоять диктату норманистских и прочих схожих теорий, лишающих россиян славных страниц реальной истории своих пращуров-земляков.
Если верить Иезекиилю и подобным авторам, войска «князя Роша» включали «многие народы», потомков Гомера (киммерийцев) и Фогармы (будущих армян или хазар), персов, эфиопов, ливийцев (африканцев из древних индоевропейцев). Там были многие тысячи «коней и всадников, (много) всех в полном вооружении.... в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами». Иудеи надеялись, что со временем бог пошлет «огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно». А полчища Гога, пришедшие «от краев севера», падут на горах Израиля. Семь лет луками, булавами, копьями, щитами и другим оружием дружин Гога жители городов Израиля мог ли бы топить свои очаги—древки шли вместо дров. Чем не сюжет экономики ?! Семь месяцев Израилю бы требовалось на похороны всех северных воинов, на очистку от них земли. Так иудеи надеялись, что «ограбят грабителей своих и оберут обирателей своих» (лозунг в виде «Грабь награбленное!» использовали большевики). Допускалось поедание «мяса мужей сильных» вперемежку с баранами, ягнятами, козлами и тельцами. Так складывался библейский образ «скифской (русской) угрозы» (ст-рашен). Он видоизменяется и умело используется врагами Скифии (России) тысячи лет. Каннибализм же «запуганных» очевиден – смешивать «мясо мужей сильных» с мясом скота…
Среди скифских наемников, бравших Иерусалим, возможно были Самгар-Нево, Нергал-Шарецер (известен и начальник магов-волхвов с таким именем), другие близкие вавилонскому царю лица. В эти годы в Афинах – как помним - проявляют себя скифские философы Токсарис и Анахарсис (Ана-Хорс), встречавшиеся с самим Солоном (638 — 559). Выходцы из Скифии заметны и в других странах.
Начальником евнухов (ими стала часть скифов в результате ограблений храмов Иштар) при Навуходоносоре оказался Асфеназ (Аскеназ, скиф, сын библейского Гомера). По воле царя он отобрал красивых и сметливых иудейских мальчиков для обучения и «годных служить в чертогах царских». Так Даниил, Ананий, Мисаил и Азарий получили от евнуха северные имена Валтасар, Седрах, Мисах, Авденаго. Даниил (Валтасар; Валта-Валда – древнее северное имя «могучих мужей», отсюда и «валтузить» – бить), позже известный как пророк, достиг высоких постов в Персии и провоцировал ее натиск — под флагом распространения веры в Яхве — на Скифию. Хотя кроме библейских есть и иные версии этого натиска: персы мстили северянам за древние походы на юг, персидские цари хотели породниться с царскими родами скифов, получать богатые дары от северян и т.п. Скифо-вавилонское Валтасар созвучно средневековым Вальдемару, Валдаю и подобным ононимам-именам (в частности, Валданис — название Кубани начала средних веков).
Когда Мадий пошел на юг, царем Скифии остался Спаргапиф или его сын Лик. Затем царствовал Гнур («Хряк», сын Лика), отец Анахарсиса и достигшего власти Савлия. Анахарсис встречался с царем Лидии Крезом (560 — 546), писал ему письма. Скифский философ погиб у низовий Днепра, когда проводил тайное почитание Матери Богов (Кибелы, Купалы), а официально Скифия чтила Гестию (Табити), Зевса (Папая), Ареса (Марса) и подобных богов. Анахарсиса убил из лука его брат, царь Савлий (имя встречается в новгородских берестяных грамотах). Сын Савлия и племянник Анахарсиса — царь Антир (Ид-ант-ирс) разгромил на просторах Скифии полчища Дария I. Многое о скифах той поры рассказывают «отец истории» Геродот, другие древние авторы.
Возможно, в честь прадеда был назван Спаргапис, сын царицы массаготов (массегетов) Томирис, отвечавшей за границы Скифии у Аракса. Масса-гетам и пришлось первыми показать укреплявшейся Персии силу державы «князя Роша». По ряду версий лингвистов, индоиранцы, близкие индоевропейцам, впервые уходили на юг вдоль Каспия в XXIII в. до н.э. Затем волны перемещений повторялись. Но скифский след в истории Персии почти не учитывается, хотя экономических и других взаимосвязей между мощнейшими державами древности было много. Сотни талантов (талант – мера денег, весом до двух пудов) золота, сотни мальчиков и девочек почти ежегодно шли от северян южным царям.
Северные силы, способствовавшие созданию Мидии (в память о мифической Медеи), привели и к формированию около 550 г. Персии (Парса, Фарса; рис. 30). Лидеры Персии нередко искали поддержку у народов, живших в округе Каспия и Приазовья. Первой реальной династией персидских царей стали Ахемениды (558 — 330), начинавшие род от легендарного Ахемена. Династия прекратилась при Дарии III, погибшем во время войны с Александром Македонским. Царский род персов более чем на век уступал по древности царскому роду скифов Ари-анта. Персия явно уступала Скифии по силе и влиянию в мире, но пропаганда родичей Даниила с веками, по сути, формировала антискифскую историю — замалчивая и искажая античное прошлое державы «князя Роша», пращуров-земляков нынешних россиян.
Скифы, бежавшие от Киаксара, попали под защиту царя Лидии Алиатта. Несколько лет с переменным успехом из-за этих скифов шла война, прекращенная солнечным затмением 28 мая 585/4 года. Затем был заключен мир, сын Киаксара Астиаг женился на Ариенис (Арине) — дочери Алиатта. Договоры скрепили клятвами и кровью. Этого Астиага, деда своего по матери, и низложил Кир II великий (558 — 529), реальный основатель персидской династии. Он же победил и Креза, а в 539 г. захватил Вавилонию.
С чего начинал Кир ?!
Астиаг выдал свою дочь за перса Камбиса, спокойного нравом, среди персов знатного, но по знатности «гораздо ниже среднего мидянина». Царская дочь Мандана (часть имени перешла в русское ругательство) и родила Кира, но воспитывали его пастух Митридат(имя типа Митрофан и подобных) и рабыня Спако («собака»; славянизм) в долинах «по направлению к Евксинскому Понту» (Черному морю), на путях из Скифии к Мидии. Здесь явно были богатые пастбища, контролируемые и северянами. Это вскоре и определило судьбу Кира.
Будущий царь мужал в конфликтах с родом знатного мидянина, «руса»-барина, Артембара, сына которого во время игры велел избить плетью. Затем Киру удалось противопоставить мидян и персов, а среди последних выделялись земледельцы — пасаргаты, марафии, панфиалеи, дерусиеи, германии... Так Мидию сменила Персия, вынужденная тоже определять свою политику по отношению к могущественной державе «князя Роша», наследников Арианта и Мадия. После победы в 546 г. над Лидией, имевшей особые отношения со Скифией, «Кир стал владыкой Азии», как таким владыкой за полвека до него был приазовец Мадий. Единым божеством Персии утверждался Митра (солнце), якобы ежегодно рождавшийся в самый короткий день. Культ позже был принят армией и частью знати Рима, в форме «рождества Христова» ныне известен христианству. А «митры» теперь носят священники.

Научно признается, что активность киммерийцев и скифов отразилась в ряде книг Библии.
ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИЕРЕМИИ (VII—VI е. до н. э.) LI, 1—2, 27—28
Так говорит Яхве: вот, я воздвигну на Вавилон и на живущих в средоточии противников моих губительный ветер. И пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его и опустошат его землю; ибо в день бедствия они нападут на него со всех сторон ...
Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него племена; скликайте на него царства Арарата, Минни и Ашкеназа, поставьте против него полководца и нагоните коней, как саранчу щетинистую.
Вооружите против него царей Мидии, военачальников ее, и всех градоправителей ее, и всю подвластную ей землю.

Хотя это пророчество Иеремии относится к более позднему времени (после разрушения Иерусалима Навуходоносором в 586 г.), но, как убедительно доказал Иеремиас (ор. cit., стр. 260), оно является воспроизведением более древнего оракула, появившегося еще до падения Ниневии. Здесь перечисляются как раз те народы, которые в VII в. угрожали Ассирии: урартийцы (Арарат), маннеи (Минни) и скифы (Ашкеназ). Иеремия использовал популярные поэтические описания одного из своих предшественников, применив их к новой обстановке и поставив на место Ниневии Вавилон. Это было тем более легко, что Мидия в царствование Набонида была врагом Вавилона, и Астиаг, накануне своей гибели, угрожал самому существованию Нововавилонского царства. Но упоминание урартийцев и маннеев является уже явным архаизмом. После падения Ниневии (612 г.) они уже никакой самостоятельной роли не играют и их области превращаются в простые провинции Мидийского царства.

V, 15—17 Вот, я приведу на вас — дом Израилев, народ издалека, говорит господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит.
Колчан его, как открытый гроб; все они люди храбрые. {273/19}
И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.
I, 11—16 И было слово Яхве ко мне такое: что видишь ты, Иеремия? А я сказал: вижу трость из миндального дерева.
Тогда Яхве сказал мне: ты хорошо видишь, ибо я бдительно смотрю, чтобы исполнялись слова мои.
Потом в другой раз было слово Яхве ко мне: что ты видишь? И я сказал: вижу кипящий котел, обращенный к северу.
Тогда Яхве сказал мне: от севера закипит бедствие на всех жителей сей земли.
Ибо вот я призову все племена северных царств, говорит Яхве, и придут они, и поставят каждый свой престол у ворот Иерусалима, и кругом всех стен его, и у всех городов иудейских, на которых я произношу свои приговоры за все злодеяния их, за то, что оставили меня, курили фимиам чужим богам и поклонялись изделиям рук своих.
IV, 5—8
Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме, проповедуйте и трубите трубою по земле; взывайте громким голосом и говорите: «Соберитесь и пойдем в укрепленные города. Поднимите знамя в Сионе, бегите, не останавливайтесь, ибо я приведу с севера бедствие и великую гибель.
Лев восходит из своей чащи, и губитель народов поднимается и выступает из своего места, чтобы обратить твою страну в пустыню; города твои будут разрушены и останутся безлюдны.
И так опояшьте себя вретищем, плачьте и рыдайте, ибо пламя гнева божия еще не отошло от нас.

Хотя в этих пророчествах враги, угрожающие Палестине, не названы точно, но, по общепринятому мнению, здесь имеются в виду скифы, которые как раз в то время, когда Иеремия писал вышеприведенные строки (в царствование иудейского царя Иосии — современника Ашшурбанипала и последних царей Ассирии), начали свое движение на юг и опустошили ряд стран Передней Азии, в том числе и Палестину, где они ограбили храм Астарты (у Геродота названа Афродитой) в филистимском городе Аскалоне и получили подарки от самого египетского фараона Псамметиха I (Герод. I, 105).

ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ЦЕФАНИИ (VII—VI в. до н. э.)
I, 7, 14—18 Умолкни пред лицом господа бога, ибо близок день господень: уже приготовил господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать.
Близок великий день господа, близок, и очень поспешает, уже слышен голос дня господня, горько возопиет тогда и самый храбрый.
День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы.
День трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.
И я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против господа, и разметена будет кровь их, как прах, и плоть их — как помет. {274/20}
Ни серебро их, ни золото не сможет спасти их в день гнева господа, и огнем ревности его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит он над всеми жителями земли.
Этот текст, напоминающий отчасти вышеприведенный текст Иеремии, также имеет в виду, как предполагают, скифское нашествие.
http://ossnet.info/latyshev/scythica1.html

ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ (VI в. до н. э.)
XXXVIII, 1—8И было ко мне слово Яхве такое:
Сын человеческий! Обрати лицо свое к Гогу, в земле Магога, князю Роша, Мешеха и Тубала, и изреки на него пророчество. И скажи: так говорит бог Яхве: вот, я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Тубала (локилизуются в округе касказского Гомера: П.З.).
И заставлю тебя блуждать, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в одежде с багряными оторочками, полчища великое, в латах и со щитами, всех, вооруженных мечами: персов, кушитов и пунтийцев с ними, всех со щитами в шлемах. Гомера со всеми отрядами его, племя Тогармы с северных пределов, и все отряды его, многочисленные народы с тобою.
Приготовься и выстройся ты и все сборище твое, собравшееся к тебе, и будь для них передовой стражею. После многих дней ты будешь вызван; в последние годы ты придешь в землю, свободную от меча, к народу, собранному из многих племен, на горы Израилевы, постоянно бывшие в запустении, коих жители выведены будут из народов, и все станут жить безопасно.
XXXIX, 1—6
И еще, сын человеческий, изреки пророчество на Гога, и скажи: так говорит бог Яхве: вот я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Тубала. И заставлю тебя блуждать, завлеку тебя, и выведу тебя из северных пределов, и приведу тебя на горы Израилевы.
И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей.
На горах Израилевых падешь ты и все отряды твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение хищным птицам всякого рода и полевым зверям.
На открытом поле падешь; ибо я определил это, говорит Яхве вездесущий.
И пошлю огонь на землю Магога и на живущих в безопасности по островам, и узнают, что я — Яхве.

Хотя Иезекииль жил и проповедывал в VI в., но нарисованная здесь картина, как указывает Иеремиас (ор. cit., стр. 258), относится к более ранним временам. Здесь описывается то же движение скифов на Палестину, о котором говорит Иеремия. Упоминание Мешеха и Тубала вполне понятно, поскольку скифы проходили через Малую Азию. Киммерийцы (гомер) как враги скифов известны нам также из ассирийских текстов и Геродота. Странным оказывается упоминание персов, кушитов и пунтийцев (Пут). Иеремиас (ор. cit., стр. 258) считает данное место интерполяцией, сделанной под влиянием «Таблицы народов»». Однако Иеремиас не учел того, что персы в «Таблице народов» отсутствуют, а у Иезекииля упоминаются в другом месте (XXVII, 10) как наемные воины Тира, притом опять наряду с Путом. По-видимому, Иезекииль упоминал персов и пунтийцев каждый раз, когда хотел указать на крайний восток и юг, наряду с крайним севером (гомер) и крайним западом (лидийцы в XXVII, 10), что являлось вполне логичным. Загадочным географическим термином является Рош. Делич отождествляет его с Раши (Эламский округ), но географически это не подходит к описанию Иезекииля. По мнению Иеремиаса (ор. cit., стр. 258), здесь мы имеем дело с глоссой (евр. ro; означает главу, начало) и переводит не «князь Роша», но «великий князь». Конечно, разрешить этот вопрос очень трудно, но, во всяком случае, следует упомянуть, что этническое название, напоминающее Рош, имеется в западном Закавказье — область Руишиани, властителя которой зовут Рашуни (Мещанинов, ор. cit., стр. 31 и 38). Да и полиэтничные войска известны в регионе хотя бы со времен шумеров и хеттов.

ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ОБАДИИ (VI в. до н. э.) I, 20
И переселенное сонмище сынов Израилевых наследует землю Хананейскую до Сарепты, и переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, наследуют города южные.

Считается, что упомянутый здесь Сефарад соответствует Сапарде, названию одного из скифских племен (Тураев, ор. cit., II, стр. 78).

http://ossnet.info/latyshev/scythica1.html

Уже в первое тысячелетие нашей эры Великая Скифия – по мере христианизации ее народов – получила от византийцев и других соседей наименование Росия , именно в память о библейском Роше (Росе).
Этот сюжет норманистскому официозу, пока доминирующему в современной России, крайне не нравится. Но что поделать ?! Реальную историю под всякие политические заказы переписывать невозможно.

Просто Скифию 7 – 6 вв. до н.э., ее дипломатию надо знать и тщательнее изучать. Могучее было государство у царя Арианта…
Вспомним речь Рабсака или политику Партатуа, переговоры царя Мадия с египетским царем Псамметихом (610 г.), дипломатическую активность скифа Анахарсиса, роль скифов в событиях 585 г. и т.п.