Азовский герой

Марианна Либерте
 «Высшая задача таланта –  своим произведением
дать людям понять смысл и цену жизни».
 Историк В.Ключевский.


Почему-то принято считать с самых древних времен, что среди творческих людей: поэтов, писателей, музыкантов, актеров –  не может быть добрых с полным отсутствием зависти личностей. А ведь между тем талант - это и есть добро .
Но здесь сразу, же напрашивается вопрос: «а талантлив ли тот, кто не обладает добротой к себе подобным?!». Можно привести сотни примеров проявления зависти, но мне бы хотелось вспомнить несколько наиболее ярких .
Публий Овидий — создатель бессмертных «Метаморфоз», нашедший свое место при дворе Римского императора Октавиана Августа.
 Поначалу Октавиан восхищался и наслаждался поэзией придворного властителя пера, но недолго смог сдерживать себя. Зависть, прежде всего, является страстью, пороком, грехом, страстями сложнее всего управлять.
Не только войны забавляли правителей тогдашней великой Римской Империи, но и поэзия, верная спутница всех цезарей. И достаточно было сделать один неверный шаг поэту, чтобы Август сослал его к берегам Черного моря. А сколько в мире жертв таланта? Люди страдают за то, что Бог дал им чуть больше, чем другим…
Таланты следует развивать, ибо тот, кто зарывает свой талант, совершает грех.
Современность не только не уступает, но даже    и усиливает влияние «учителя на ученика», «покровителя на талант».

Невозможно представить себе мировое кино без режиссера, сценариста Василия Шукшина и его педагога Михаила Ромма.
Однажды Шукшин обратился за поддержкой к Ромму, перед этим он дал прочесть ему одну из своих работ. Ромм не просто отказался помочь Шукшину, но и прогнал Василия Макаровича. Что же это? Зависть? Непонимание?
 Зависть была всегда. С момента сотворения Господом Вселенной. Именно сей первородный, библейский грех лег в основу трагедии между двумя родными братьями — Каином и Авелем. Была также зависть
одной из основополагающих причин борьбы между композиторами Моцартом и Сальери. «И почему к Моцарту музы приходят по ночам, а ко мне лишь сон идет вместо озарения?» — терзал себя вопросами Сальери.
 Порой зависть так сильно поражает сердце человека, что он сам себе не рад и болеет на физическом уровне, душевное состояние же 
завистника – полное опустошение.

Какое же нужно иметь сердце доброе и мышление абсолютное, чтобы оставаться светлым человеком во мраке сложившихся отношений в творческой среде!
Вероятно, стоит сделать своего рода надлежащие выводы: «Там, где истинный талант, места нет порокам». Но насколько возможен такой тезис? И не сродни ли
он гипотезе?
Скорее всего, я бы и оставила в покое этот дискутируемый вопрос или забыла со временем. Но мне суждено было встретить человека, который раз и навсегда подтвердил результат моих философских исканий. И сделал их доказуемой истиной.

Игорь Гарри Бондаренко   — озорное, необычное имя, закралось мне в сердце в холодный ноябрьский вечер. Но не только имя меня удивило, но и маститость моего героя!
Как-то случайно я оказалась на авторской странице писателя Игоря Михайловича Бондаренко.
Его глаза, такие искренние и лучистые, смотрели на меня с черно-белой фотографии военных времён.
Мое удивление было сильно, в особенности после вот таких  строк:
«Я был всем: сыном "врага народа", малолетним узником гитлеровских концлагерей (№ 47704), участником Движения Сопротивления (французского, 1943-1944гг.). Участником Великой Отечественной войны (после побега из лагеря), солдатом 6 лет, студентом, учителем, шофером 1-ого класса, преподавателем автодела, журналистом, писателем, одним из учредителей Союза российских писателей, ответственным секретарем журнала "Дон" (1962-1991). Председателем областной Ростовской писательской организации. Владельцем независимого книжного издательства «Мапрекон» (1991-1998), миллионером, главным редактором журнала "Контур", свободным художником...».

До этого момента мне казалось, что лишь у Хемингуэя и Гессе была столь удивительно разносторонняя жизнь.
Как бы странно ни звучала моя мысль, «не по-русски» многое прошел, достиг и написал Игорь Бондаренко.
В биографиях русских и советских писателей XX-вв. всё более скупо и однообразно представлено, за редким исключением.
Какими были М.Шолохов, который попал в плен к Нестору Махно, волей судьбы, тот его оставил в живых,Александр Исаевич Солженицын, и его тяжелый путь к  великому, через арест, лагеря, болезнь.
Бондаренко  тоже выстрадал свой талант.

Сам Господь своей судьбоносной десницей направил его в русло писательской деятельности с помощью всевозможных жизненных трагедий.
Трудно признать ту мысль, даже, может, и жестоко, но, возможно, если бы не случилась вся жизненная тяжесть в детские годы Игоря Бондаренко, что-то было бы иначе.
Уже после о Бондаренко скажет замечательный советский писатель Юрий Бондарев: «Дорогой Игорь Михайлович! Биография Ваша — это не один, а несколько романов. То есть это история нашего современника, история военного поколения, которое невозвратно».
действительно, жизнь начала испытывать Бондаренко с ранних лет.
Казалось бы, ничего не могло омрачить мальчика Гарри Пиля, так в шутку и любя называла будущего писателя мать, Ксения Тихоновна Бондаренко, в честь американского киноактера, который ей был симпатичен.
  По сей день Гарри Михайлович, часто подшучивая над своими друзьями, подписывается: «ваш Гарри Пиль».
День за днем Гарри бегал к пристани и долго всматривался в морскую гладь. Морской ветер по-дружески трепал русые волосы мальчика, будто бы подбадривал его. Море завораживало Гарри и пробуждало в нем мечты: «С детства я мечтал стать капитаном дальнего плавания, но судьба …».

Бондаренко Гарри Михайлович родился в городе Таганроге 22 октября 1927  года,
в интеллигентной семье.
Отец будущего писателя, Михаил Маркович Бондаренко, был вторым секретарем Таганрогского горкома с 1935-го года вплоть до 1937-го года.
Из воспоминаний писателя:
«Судьба готовила мне и всей моей семье совсем другую участь. 6 декабря 1937 года отец мой, Михаил Маркович Бондаренко, был по телефону «приглашен» зайти в НКВД на
улице Ленинской, пошел туда и не вернулся…». В 38-м году его расстреляли как «врага народа».

Эта первое страшное испытание для маленького Гарри, потом в августе 1938-го последовал арест матери, она была выпущена в ноябре того же 38-го, но взята НКВД под надзор как «социально опасный элемент».

В 1956 года дело по обвинению Бондаренко Михаила Марковича было пересмотрено Военной коллегией Верховного Суда СССР. Бондаренко М.М. реабилитирован посмертно. Только в 1989 году с матери писателя, Ксении Тихоновны, снимутся все обвинения как с жертвы необоснованных политических репрессий 30-х.
Все эти страшные события нужно было как-то пройти и выдержать, и Гарри смог; тяжело передать чувства 10-летнего мальчика.
В 1942 году мать писателя и самого Гарри ждала новая волна страшных исторических событий. Вот как Бондаренко напишет после: «17 октября 1941 года Таганрог был взят дивизией «СС» «АДОЛЬФ ГИТЛЕР».14 октября танковые части генерала Клейста вышли к Азовскому морю в районе села Приморка и перерезали дорогу на Ростов….».

В 1942-м году Бондаренко был угнан гитлеровцами из оккупированного Таганрога в Германию, в город Росток.
Мальчику присвоили лагерный номер 47704. Судьбоносный и решающий момент 1945-го года Гарри бежит из лагеря и вступает в ряды Советской армии.
Снова и снова испытывает судьба на прочность Бондаренко, и, наконец, фортуна понимает, что пред ней волевой и сильный человек. 9-мая наступает долгожданное
счастье.
Для каждого русского человека этот день ознаменовался Великой Победой над фашисткой Германией.
После войны и всех перипетий Гарри не дают покоя образы, герои теснятся в голове.
Все произошедшее с ним мучает его, он больше не желает сдерживать своих героев, он начинает писать. Замелькают друг за другом, как звездочки, произведения Бондаренко. Более 30 книг выйдет из-под пера автора.
В романе «Такая долгая жизнь» прототипом главного героя романа, Михаила Путивцева, является отец писателя. Бондаренко Игорь Михайлович пишет четко, ровно, мастерство его отточено до малейшей детали. Его романы способны понять все, от комбайнера и председателя сельсовета  учителя и ученого.
«Жёлтый круг», «Красные пианисты» - роман-хроника, изданный в Воениздате, — это лишь некоторые работы писателя. Стиль написания тонок и многогранен, без надуманных и умозрительных витиеватых подходов.
Его герои интересны, они разнообразны. Каким бы ни был опус писателя, его хочется читать дальше.

За годы творческой деятельности писатель получил более 60-ти тысяч писем от восторженных поклонников.
Боль и тяжелые обстоятельства закалили Гарри Михайловича, но не сделали его жестоким. В его книгах нет бессмысленных сцен насилия, зверских выходок героев, он эстет.
 Ему неинтересны законы жанра, он профессиональный писатель и жанр выбирает сам.
22 октября 2008 года писателю исполнился  81 год, в это сложно поверить.
Секрет его молодости прост: с его лица не сходит улыбка, а сердце открыто навстречу людям и добродетельно.
Он настоящий джентльмен, достойный представитель своего поколения. Много лет он живет в Таганроге и не так давно стал почетным гражданином этого города.
 
Мое душевное счастье очевидно: я нашла ответы на все свои вопросы «о таланте и добре», произошло все это в процессе моего творческого  общения с Гарри и его наставнического труда относительно меня.
Теперь я знаю, что истинно талантливый человек, какой бы профессии он ни был, — добродетелен и милостив, он делает все с Божьей помощью, у него нет времени на зависть, бесконечные пороки.
Он созидает свой внутренний мир, ценит его и заботится о нем, чтобы потом донести до читателя или зрителя не собственное «я», а время, отражающие суть всего происходящего.
Именно чувство самого времени и его ощущения способно оставить след в истории. Разве не это главное для талантливого человека?!

Мое новое интервью с писателем  http://proza.ru/2012/08/16/64

На фото писатель Игорь Михайлович Бондаренко.Париж ,отель Баярд
Литературная страница моего наставника и доброго друга Гарри Михайловича Бондаренко. http://www.proza.ru/avtor/ineka