Евгений Евтушенко Сон разума должен прерваться...

Владимир Попков
Улица Гоголя в подмосковном  Переделкине… Этот адрес известен не только любителям поэзии. Сюда многие годы шли и продолжают приходить сотни писем из самых дальних  уголков  России, всего огромного мира. Люди хотят получить ответы на самые насущные вопросы: о любви, о детях, о том,  как пережить предательство близких, как выстоять в кризис, прочих житейских бурях…  Пишут не в Совет министров, пишут сюда. Потому что здесь живет Поэт, которому верят,  с чьими стихами, хранящимися на книжных полках, наряду с  главными фамильными ценностями,  подросло-прозрело  не одно поколение. 
Без  творчества Евгения Евтушенко уже невозможно представить не только отечественную, но и всю мировую литературу ХХ-ХХI веков…
               



-  Евгений Александрович! С юбилеем Вас!

-  Что-то ты путаешь, дорогой Володя. В прошлом году отмечали.

-  Знаю,  конечно.  Даже был, как Вы помните,  у вас в Политехе, писал об этом. О другом юбилее речь. С шестидесятилетием первой публикации! В  достопочтенном «Советском спорте» в достопамятные времена. В 1949 году  у Вас  вышло стихотворение «Два спорта». Жаль, мне только год тогда  исполнился и я не читал  «Советский спорт». Но ныне - чем не информационный повод?

- Господи!  Да…да… Точно.  Ну, ты, я думаю, с лихвой возместил это двадцать восемь лет спустя, когда в 77-м на журфаке МГУ  писал  дипломную  работу  по моему творчеству. Знаешь, я очень гордился этим   стихом. Ведь первое – всегда первое. Поэтому - незабываемое.

-  И  сколько после  -  сделано-переделано?  Будет, наверное,  что вспомнить, оглядываясь со  взятого 76-летнего  рубежа?

- День рождения -  это   километровый столбик  на жизненном пути,   юбилей – некая  веха. Этакий,  придорожный валун, на который принято, присев, оглянуться, осмыслить  пройденное.   После тостов, пожеланий и здравниц, придя в себя, как-то  резче и свежее видишь все окружающее - новым взглядом воспринимается  то, что осталось за плечами….

-  Говоря словами  песни,   на вечере будет  снова  пройдена,  немалая уже,  «путь-дорожка»?

- Конечно,  нельзя не оглянуться и не вспомнить пройденный  путь. Хотя бы пунктиром чтения...   Зигзагообразный, ухабистый, весь в воронках от  снарядов и бомб  сверху.  Не считая, конечно,  отравленных завистью,  пуль со всех сторон... Да, это была,  в полном смысле «путь-дорожка фронтовая».  Но, как  там  в песне поется -  «не страшна нам бомбежка любая!» Мое  поколение - дети Великой Отечественной,  мы ко всему привычные.

- У Вас на вечере всегда, наряду со стихами, уже ставшими классикой - премьеры. Их всегда  ждут поклонники Вашей поэзии. Как на этот раз?

- Никогда заранее  точно не планирую,  что буду читать,  но  скажу -  будет много нового.  В частности -  презентация  книги «Моя футболиада». Футбол - метафора  нашей жизни. Думаю,  одни  из моих  лучших  -  стихи  «Матч СССР-ФРГ  1955». Я читал их  и в США, и в Праге, и в Венгрии, и в Германии, и в Петербурге.  В  Москве, в кинотеатре «Эльдар», одном из истинных центров нашей культуры -  в присутствии самого Рязанова. Во время выступлений  (как сейчас принято говорить)  в  Украине,  люди стоя  аплодировали этому произведению.  Как когда-то - «Бабьему Яру»... Через футбол можно многое сказать родине, человечеству. Но это надо слышать. Увы,  наше министерство спорта – оказалось глухим, там  «слабослышащие» чиновники  замотали  книгу, хотя мы заранее о ней договаривались.

- Тяжелая духовная контузия, так это, видимо, называется  Известно, что за годы нашей,  резко «демократизированной»  в 90-е годы, жизни, это  сословие увеличилось  почти в 15 раз. В  спорте, где учреждено специальное министерство, клерков расплодилось  еще больше.  В СМИ – баталии вокруг договорных матчей, бесконечно, как в Вашем стихе,  разоблачают физкульт-функционеров, тех кто «на ногу не чист»…

-  К сожалению,  все происходит потому,  что не только с желанием  слушать и  умением слышать  стихи, но и  с элементарной  «культур-мультур»   у многих  чиновников  - большие  проблемы.  Спорт для  - них это только деньги,  торговля чужими ногами.   Искусство и  литература    для этих людей попросту -  не  существует.  Складывается впечатление,  что единственные книжки, которые они держали в руках, это их собственные,  чековые… Вообще,  печально, что у нас сейчас в различных ведомствах и департаментах  вовсю процветают,  лишенные  минимального   интеллекта,  ушлые  «стололазы»,  чья единственная идеология  -  деньги...  Я вот,  выступал месяц назад в Полтаве. И  полтавчанам  так понравились мои стихи о  легендах  советского футбола  Боброве, Хомиче, Стрельцове, что   они взяли  и за  месяц выпустили эту уникальную книгу. Она,  уверен,  будет интересна не только болельщикам, но и нужна  нашим юным футболистам,  тем, кто  только входит в жизнь.  И уверен -  доживу до того дня, когда они  станут  чемпионами мира! Потому что, слава Богу, есть еще  на свете идеалы, как у наших великих футболистов прошлого, которые  - выше денег...

- Если «сорокалетье – строгая пора», то каково сейчас? С  «бруствера», почитай, вдвое более высокого?

- Ну, как в  другой любимой  старой песне   – «мне сверху видно все, ты так и знай …» Все, не все, но гораздо лучше видишь  и горизонт - дальше…  А главное - более трезво  понимаешь: надо спешить, не лениться. На это попросту не осталось времени.  И нет ничего хуже, чем незавершенные дела…

- Вы вот,  сейчас такую глыбу на себя взвалили. Не страшно?

- Ты про «Строфы века»?

- Ну да. Все-таки это чужие стихи, не Ваши.

-  Чужих стихов, как и чужой,  боли не бывает, Володя!  Тем более – как могут быть чужими стихи Брюсова, Ахматовой, Цветаевой?  Я не хочу, чтобы при всех обстоятельствах,  их  занесло песком времени. Тогда, впереди, нас ждет,  неизбежное: «распалась связь времен»… Я  каждые две недели печатаю в «Новых Известиях» полосу, представляя   русских поэтов. Мы не должны  позволить некультурным  чинушам,  путающим личный бизнес с государственным,  продолжать гнуть  линию преступного   равнодушия к России. К ее  поэзии,  духовным основателем  которой был  Пушкин. У нас в Москве столько лет уже не проводятся  фестивали поэзии - ни   международные, ни национальные. До сих пор депутатами не введен в календарь  День Поэзии.  Исчезли былые регулярные симпозиумы  с  участием крупнейших писателей мира.  В то время,  когда почти все региональные университеты  проводят поэтические вечера, наша любимая столица Москва, к сожалению,  является  в этом отношении - самым отсталым городом. Это - при наличии в правительстве города целого управления культуры! Что, интересно, делают его чиновники, чем управляют? Или литература с поэзией – не культура, или эти граждане  случайно оказались в своих креслах. Тут уже – вопрос аутентичности.  Я,  например,  как мы вспоминали, в последний раз читал  стихи  в МГУ,  в  «высотке» на Ленинских горах  лет 35 назад, еще во времена твоей учебы там.  Представляешь?

- Разве забудешь, даже посчастливилось  где-то, буквально, «на люстре повисеть»... Видимо, не случайно, что именно тогда – книги поэта могли быть темой дипломной работы на журфаке университета.  Нынче описание чьего-либо творческого пути  именуют новодельным  словечком «пиар» …

-  Творческий путь, как таковой,  бывает  полноценным и достойным описания, только когда ты, действительно, движешься.  В прямом смысле  -  любишь быть в дороге. Я, наверное, из таких непосед. Постоянно  выступаю от имени России   и ее столицы  Москвы во всем мире  и  регионах нашей страны. Занимаемся организацией выступлений сами.  У нас, к великому стыду, до сих пор,  ни в Москве, ни в  России нет, столь необходимой организации, как  лекционное бюро «Писатель-читатель», которое устраивало бы творческие встречи на  предприятиях и учебных заведениях, пропагандировало  поэзию.

-  Когда-то в Москве читали стихи у памятника Маяковскому. Я прекрасно помню Ваш поэтический вечер в Лужниках, переполненный десятитысячный Дворец спорта. Вы - один у микрофона возле столика с рукописями,  на огромной  сцене…  Никаких декораций,  «антарексов» и световых шоу.  И тысячи людей, что называется – «затаив дыхание»…

- А сейчас, со ссылкой на экономический кризис поэтические  выступления -  отменяются. Или их,  попросту, превращают в  салонно-маргинальные сборища.  Поэзия при этом  теряет свою главную ценность - духовность. Что, Россия настолько поглупела, что ее ничего, кроме  глянца с  гламуром уже интересует? Сон разума  должен прерваться, наконец. Согласно всем известному закону диалектики,  количество - неизменно когда-то переходит в качество. И мы, практикуя подобное, имеем все шансы в одно прекрасное утро проснуться  неандертальцами в шмотках «откутюр». Но не по «дресс-коду» же определяется  - что у человека в голове? Дальше так продолжаться не может!

- К сожалению, рамки газетного интервью не позволяют более широко охватить все проблемы, волнующие нас сегодня.  Но мы вынуждены говорить именно о них. Хотя, конечно же, хотелось с большим поэтом  говорить  о литературе, о стихах… «Московская правда» много пишет  о произволе чиновников, коррупции,  как может,  защищает простых москвичей и их права. И коль уж,  «поэт в России – больше, чем поэт», Ваше слово на газетной полосе,  поверьте, очень весомо.

- Я давно и глубоко уважаю «Московскую правду, как родную газету москвичей, всегда ценил ее доброе   внимание к моему творчеству. Ваша газета, в отличие от многих других изданий, не  подхватила, столь распространенную в 90-х болезнь - «желтуху», осталась  незыблемой в своих главных позициях: правдивости, бесстрашии, умения бить не в бровь, а в глаз самым  высокопоставленным сановникам. И еще хорошо, что вы так много внимания уделяете искусству и литературе, в частности. Даже единственные,  наверное,  целую полосу  «Книга в Москве» печатаете.  Это во времена повальной коммерциализации и бездарной рекламы – дорогого стоит.

- Евгений Александрович, не  взыщите, коль не дождетесь  «архиоригинального» журналистского  вопроса о творческих планах. Спрошу по-другому. Чем займетесь наутро после дня рождения?

- Планов превеликое множество.  Но среди самых  важных  и  неотложных дел  -   постановка совместного чилийско-российского фильма по моей поэме «Голубь в  Сантяго»,  направленной против состояния упадничества и пессимизма, страшного явления  -  массового суицида среди молодежи.  Это – кровоточащая тема, требующая немедленного вмешательства. Здесь, как  на «скорой» - надо бросаться спасать, а не рассуждать о том, как это трудно делать.

- Ваш  вечер в  Политехе – уже  семнадцатый по счету. В своем роде – рекордное постоянство.

- У нас  договор  с  Политехническим музеем на проведение ежегодного вечера в зале, где  наши лучшие поэты делали  первые шаги со времен Маяковского и Есенина.  Контракт  на 25 лет, выступление,  именно -  в день моего рождения. Заметь,  "с правом пролонгации" (улыбается).  Мы его, как видишь, неуклонно выполняем.  Многое  изменилось в  жизни России за  эти  семнадцать лет. Очень  непростых, часто  – определявших дальнейшую судьбу страны. Но я очень рад,  что даже в самые трудные годы, когда больше о еде думали, а не о стихах,   эта встреча оставалась  постоянной. Дирекция  Политеха, несмотря на экономические кризис и все трудности, переживаемые сейчас  музеем, и в дальнейшем не собирается  нарушить  традицию, к которой привыкли москвичи. Так что, видишь, ни место празднования моего дня рождения, ни время - никаким силам изменить нельзя (улыбается).