Соль православия или ностальгия...

Татьяна Лестева
        "СОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ" ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ ПО КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКЕ?   

        Пару лет назад, занимаясь историей своей семьи, просматривала  я «Орловские епархиальные ведомости» за 1899 год. Но как-то не обратила внимание на то, что это год столетнего юбилея А.С. Пушкина. Было трудно совместить дела религиозные с юбилеем вольнолюбивого поэта. Как вдруг в разделе Хроника читаю: « В три часа пополудни 14 февраля с.г. Его Преосвященнийший Епископ Никанор присутствовал в Доме Дворянства на собрании по поводу празднования столетия со дня рождения А.С. Пушкина. Владыка председательствовал на сем собрании, открыв его призванием благословения Божия на предстоящее дело достойным и назидательным образом почтить память «творца русскаго слова и великаго гениальнаго художника – поэта» по поводу грядущей столетней годовщины со дня рождения».
С нарастающим интересом продолжила чтение. Далее детально излагалась программа предстоящих торжеств, разработанная собранием. Как же предполагалось отметить это событие сто восемь лет тому назад? Цитирую:
«1. Подготовительные лекции за несколько дней до наступления дня юбилея.
2. 26 мая:
а) торжественная литургия и панихида в Соборе;
б) соединённое торжественное заседание обществ;
в) безплатное чтение для взрослых в читальнях и других помещениях;
д) дневной безплатный детский праздник-гуляние, шествие и игры;
е) литературно- музыкальный вечер в дворянском собрании».
Подробная программа, имеющая своей целью сделать этот день праздником всего населения города! Но орловчане не ограничились этим. Собрание пожелало отметить столетний юбилей А.С. Пушкина «… чем-либо таким, что постоянно напоминало бы орловцам о великом поэте…» А ведь Орёл обычный русский губернский город, я даже не припомню, бывал ли когда-нибудь там поэт. Но чтобы увековечить народную и церковную (!) любовь к поэту, собрание «постановило открыть в Орле публичную библиотеку в память А.С. Пушкина, причём заслушан был проэкт предполагаемой библиотеки, который и подписан был, начиная с Преосвященнейшаго Епископа Никанора ещё 80-ю лицами».
Безымянный хроникёр епархиальных ведомостей закончил эту статью высоким стилем:
«Пушкин! Имя сие знакомо и дорого и нам, питомцам духовных школ, а теперь и пастырям церковным! Не пройдём безучастно и мы мимо собирающихся почтить память великого поэта, который и в нас чувства добрые своею лирой пробуждал. Помолимся о поэте 26 грядущего мая, побеседуем о нём, и особенно с детьми: жизнь и поэзия А.С. Пушкина для сих бесед даёт много материала, ибо это поэт народный. Примем участие и в других, не противных нашему званию и служению, способах чествования великаго писателя».
После смерти  в год 100-летнего юбилея А.С. Пушкина прошло 63 года - время, когда Обер –прокурором Святейшего Синода был К.П. Победоносцев.  Я подумала о том, как быстро и умело происходит перестройка в церкви: забыто и прощено вольнодумство, его (или приписывемая ему)«Гаврилиада», эпиграммы на Фотия и т.п., как тонко священнослужители используют любой повод и любую трибуну для того, чтобы быть ближе к пастве, не упуская ни единого повода упрочить своё влияние. Но вернусь к епархиальным ведомостям.
26 мая «…в День Вознесения Господня Его Преосвященство божественную литургию совершал в церкви духовной семинарии, а после литургии было чествование памяти Пушкина. В тот же день в 2 часа по полудни состоялось открытие библиотеки», при котором «…был отслужен молебен с водосвятием. По окроплении присутствующих и всего помещения Его Преосвященство сказал речь, в которой высказал пожелание, чтобы дух А.С. Пушкина витал над вновь открытым детищем и утолял бы духовную жажду всех приходящих в неё с запросами тех или иных знаний».
Но, подчёркивая запросы «тех или иных знаний», епископ Никанор сделал крупное пожертвование библиотеке не светских, а богословских книг, положив в ней начало богословскому отделу. Год спустя 25 мая 1900 года в речи при открытии библиотеки «…Владыка указал то направление и ту цель, какую книжные сокровища должны сообщать мысли человеческой, именно стремление мысли человеческой к первоисточнику света, истины и разума – Бога». Не думаю, что сии глубокомысленные слова можно отнести  в полной мере как к роли библиотек, так и к оценке творчества А.С. Пушкина. Но, конечно, нужно отметить, что церковь несла не только духовность, но и культуру в массы, хотя с её трактовкой произведений Пушкина, в которой подчёркивалось божественное начало, богоискательство, вряд ли можно согласиться. Ан нет, не умерла идейка-то, оказалась живучей, возродилась из праха. Но об этом чуть позже. 
       В юбилейный 1899 год «Орловские епархиальные ведомости» посвятили не одну страницу А.С. Пушкину. Здесь и разбор его творчества, и хроникальное описание юбилейных торжеств, полностью приведена речь епископа Никанора, даже опубликованы стихи священника законоучителя Илии Ливанского «Памяти Пушкина», в котором есть такие строки.
« О, Пушкин, Пушкин! Узнаю
Я музу дивную твою.
Светлеет ярко предо мною
Её приветный чудный лик.
И сладостной всегда мечтою
Пред ним склоняться я привык.
…….
Ты наша истинная слава,
Национальный наш поэт!
Тобою Русская Держава
Красуется уж много лет.

И ты звездою лучезарной
Вновь для поэзии блеснёшь
И светоч яркий, жизнедарный
В наш прозаичный быт внесёшь».
     Да, надо отдать должное Русской православной церкви  - не упускала она ни одного случая упрочить своё влияние на паству. Конечно, советское время – это время террора по отношению к церковно слуителям. Когда же грянули роковые и лихие девяностые, рухнула атеистическая марксистко- ленинская идеология и pas de mieux ( за неимением лучшего), оглянувшись в зияющую вокруг идейную пустоту, увидели власть- предержащие церковные купола, сияющие самоварным золотом, бросились они во главе с первым президентом России отбивать поклоны, замаливая, надо полагать иудин грех.  Разумеется, я ни в коей мере не хочу оскорбить чувства истинно верующих людей – свобода совести неприкосновенна, её гарантирует и Конституция РФ, впрочем, равно как и свободу атеистического мировоззрения. Но, с горечью следует признать, что страна погружается в тупик религиозного мракобесия и темноты. И каждый новый день приносит всё новые, увы! тому подтверждения.  Вот  и сто девять лет спустя возродилась идейка о том, что свободолюбивый Пушкин оказался «православным поэтом» вкупе с Лермонтовым, Тютчевым и другими классиками отечественной литературы. Конечно, православные! Их ведь родители крестили! Значит… - вывод однозначен. И не жалеет наша православная церковь средств на издания монографий и сборников, авторы которых в рамках официальной правительственно-религиозной доктрины с пеной у рта доказывают, что да, это именно так: православные и только. Даже в советское  идеологизированное время официальные проповедники марксизма всё же не доходили до того, чтобы доказывать, что Александр Сергеевич или Михаил Юрьевич были потенциальными идейными сторонниками марксисткого учения! А сейчас? Вот и до Рубцова дошла очередь. «Ну, и что же, что некрещёный? Ну, и что же, что нет у него ни одного стихотворения на церковную тему? Ну и что же, что и образ жизни его был далёк весьма от христианских заповедей, - провозглашают современные апологеты религиозного православия из числа быстренько соориентировавшейся «писательской интеллигенции», чутко определяющей, откуда ветерок подул . –Да наш он, наш! Православный поэт!».  И продолжается оболванивание читателя. А поскольку подобные опусы «рядовой читатель» вряд ли будет читать, то нужно подбросить эту идею и в многотиражные издания. И вот уже  обозреватель «Литературной России» Александр Трапезников льёт не воду, а поток елея на мельницу фанатических религиозных мракобесов, фальсифицирующих не  историю (это сейчас немодно – президент Медведев погрозил пальчиком в их сторону), а историю литературы (на эту тему пока официального запрета не высказано).  В гневе  обозреватель топает ножкой, обрушивая сель нечистот на голову осмелившегося высказаться против разрастания клерикализма  доктора философских наук В. Рыбина, «спинозы», выпестованного кафедрой марксизма- ленинизма (Надо полагать, что сие определение г-н Трапезников адресует именно Рыбину?) : «Заявлять подобное – значит окончательно и бесповоротно расписаться в собственном скудоумии и невежестве» (« Лит. Россия» №31-32, с. 15).  И далее, демонстрируя широту и несомненную оригинальность ума, г-н Трапезников пытается в очередной раз вбить в голову заблудшим овцам сей выод: «…Николай Рубцов, несмотря на внешнюю удалённость от Церкви, всё-таки был православным поэтом, как не может не быть православным русский писатель». Вот это да! Вот оно откровение! Кем только оно послано г-ну Трапезникову? А как же нам быть с Львом Толстым и его сложными отношениями с РПЦ, с Д. Мережковским и его церковью Третьего Завета? Неужто исключить их из числа русских писателей? Вот иВладимир Мисюк  в порыве православного смирения выражает «соболезнование всем жителям города Челябинска в связи  с тем, что на их славной земле земле проживает некто В. Рыбин» (автор статьи «Клерикальный перебор», Л.Р. №30 от 31.07.09). Вот она православная христианская любовь ко всем жителям Челябинска со стороны «маленького» («Я маленький. Господи Боже…», «Я маленький. Слышишь. /Не надо,/ Не надо меня обижать…» - В. Мисюк ) поэта, который чистосердечно признаётся: «Не умею ни петь, ни плясать,/  Только пить до бесчувствия./  Только горькие рифмы бросать…». Нет, пожалуй, такое самоуничижение не слишком свойственно В. Мисюку. Звучат как фанфары  и воинственные нотки в его «христианской отповеди» «неуважаемому доктору философских наук, который на всю Россию «БЕЗНАКАЗАННО» (!!!) несёт ахинею. Наказать! Немедленно! Только как? Лишить его учёной степени? Отлучить от РПЦ?  Или  организовать доносик в соответствующие органы, дескать, не следует такой-то философ официальному президентско-правительственному курсу на православие? Да ещё в тот самый момент, когда г-н президент Д. Медведев подписал указ об очередном эксперименте по преподаванию в светской (!!!) школе религиозных основ «в порядке эксперимента».
          Хотелось бы верить вместе с Г. Муриковым («Вера или сомнение», «ЛР» №31-32, с.15), что не сумеют  «замечательного русского поэта ревнители  православия … загнать под свои рубрикации». Но сомнения, увы! не безосновательны. Однажды (впрочем, однажды ли?) в  каминном зале петербургского отделения Союза писателей России презентация одного из альманахов началась …с коллективной молитвы прямо под портретом Пушкина. Вошла православная поэтесса Татьяна Егорова,  весьма воинственная женщина, несмотря на внешнюю хрупкость, и приказным тоном изрекла: «Сегодня  великий православный праздник. Помолимся»».  С этого же действа  начинаются и поэтические встречи под руководством А. Грунтовского… Да только ли? Злые языки утверждают, что теперь и ещё ряд поэтесс начинают  свои поэтические встречи с «молитовки», даже те из них, кто совсем недавно возглавлял партбюро своей организации или, как минимум, был заместителем парторга. Всё закономерно: сменилась идеология, следовательно, нужно радикально изменить или, как минимум «подкорректировать» свои взгляды. А если завтра (не приведи господи!) официальной религией станет, например,  ислам или синтоизм, то тогда услышим мы хор тех же «историков от литературы», что Пушкин и Рубцов – апологеты именно этой религии, конечно, они при жизни их не исповедовали, НО… (духовно они  были к ним близки)…
       И ещё раз вернусь к Владыке Никанору,  который организовал   столь блистательное празднование юбилея «православного поэта» Пушкина, указующим перстом направив муз к церковным поэтам, например к Илии Ливанскому, отрывок из стихотворения которого приведён выше. Забыты они, незаслуженно забыты! Почему же публикаторы серии «Православных поэтов» не листают православные епархиальные ведомости, выискивая шедевры истинно православных поэтов. Что это невежество, нежелание руку приложить к старым манускриптам? Или это хорошо спланированная идеологическая диверсия, направленная на возвращению русского народа из ХХI века в тенеты средневекового мракобесия. И не с этим ли связан вот такой факт. Однажды я присутствовала на встрече Н.М. Коняева с читателями. В фойе была организована продажа книг. Беру в руки красочно изданные сказки Пушкина (цена, впрочем, значительно превосходит качество издания!). На первой же странице крупным шрифтом красочный анонс извещает  потенциального покупателя о том, что сие издание осуществлено милостью митрополита такого-то. Знайте, детки, кто несёт вам сказочный свет поэзии Пушкина, не забыв, разумеется, и о своих весьма не духовных интересах по набиванию карманов рясы  звонкой монетой. Куда уж дальше?! Благотворительностью здесь и не пахло. А вот если бы некий публикатор действительно собрал  произведения поэтов и писателей, принадлежащих к клиру, а некое издательство их издало, тогда, надо полагать, что не только воцерквлённый православный люд, но и атеисты с интересом прочитали бы  эти творения.
         Но, как говорится, «отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божие».   (Мф, 22.21), то есть Илию Ливанского - верующему люду РПЦ, а Николай Рубцов пусть останется достоянием   русского народа.
          И в заключение пару слов о том негодовании, которое вызвал главный редактор В.В. Огрызко  у поэта Владимира Мисюка, возмущенного его всегдашним стремлением «пощекотать нервы читателям». Позволил, видите ли  «неуважаемому доктору философии» «нести полную ахинею со страниц всероссийского еженедельника» «БЕЗНАКАЗАННО(!!!)». От этой пресловутой свободы слова, дарованной россиянам перестройкой, назад - к единомыслию и лагерям. Не ностальгия ли у ревностного защитника православия о колючей проволоке? Не в ней ли он видит саму «соль православия»?
             Санкт-Петербург
08.08.2009 года