записки из черной тетради

Василий Чешенов
1

Как-то так неожиданно за завтраком пришла мысль,  что я  в   документальном фильме, которое сняли киношники  про меня перед  прошлым моим отъездом из России и где рассказывал о своём понимании искусства  и  его значении в жизни человека, я всё-таки пытался оправдать своё существование....
   Всё-таки сознание своей бесполезности давит исподтишка. Мучает
Часто думаю, что  я слишком нормален для того, чтобы быть настоящим Художником...
 
2

...не надо ждать никогда.
Не надо ждать хорошей погоды.
Нужного состояния.
Когда тебя поймут.
Не надо ждать выигрыша в лотерею.
Не надо ждать любви.
И вдохновения.
Пенсии не надо ждать.
Не надо ждать и утро,  Не надо его ждать хотя бы потому, что оно может не наступить...


3
...эти шаги   на улице  я слышу за  минуту до   того, как раздастся в квартире  звонок.
Они решительны и неприклонны, торопливы и даже, кажутся  злыми.
При этом звуке жаба,  которая сидит в  груди,  мгновенно раздувается и холодеет, мешая дышать, туманя от страха мозг.
     "Не то,  не так,  как тебе ... и сколько можно??" -  Это главное, что   я понимаю
И  глаза. Такие холодные, нанавидящие глаза....
  Уходящих шагов  уже не слышу. - жаба лопается и боль разливается по телу, проникая в мозг, легкие, сковывая  болезненной судорогой, не давая возможности дышать.
      Чтобы не умереть, чтобы ослабить эту боль,    хватаешься за сигареты, за бутылку  водки или, если есть,  гашиш.
 Это невозможно вынести, от этого можно сойти с ума..
 А  потом   два, три   дня  нужно  на то, чтобы прийти в себя...
                март, 2009.

4

...такая рань....
Кот мой-диетчик, не  дал спать. В пятом часу разбудит тем, что пытался из кармана моих джинс вытащить кусочки своего корма,  при помощи которого я его дрессировал вечером, пытаясь быть  Куклачевым.
Пришлось вставать и кормить его - совесть замучила.
   И только через час, вспоминая почему я так рано  поднялся,   понял - он меня же тоже вот так дрессирует -   стоит ему  начать рыться в моих карманах, как я   побреду на кухню, чтобы  достать для него жрачку....
Вот так и живём, дрессируя друг друга....


5

....он пробегал мимо, но затормозил :  Я, кажется, вас знаю.... -сказал. Я  не успел ответить, как он сказал - вы тот самый  фотохудожник, который сделал  замороженные работы!   Он был рад, что вспомнил меня (а это было несколько месяцев назад), и, сказав кучу комплименов, побежал с женой дальше.
Было, конечно же, приятно, что практически самый богатый человек в  нашем городе о тебе  вспомнил. Но вот  о том, что он тогда попросил после окончания выставки  оставить ему три моих работы, он забыл.....

...с ранней юности моим кумиром был академик Амосов. Своим  отношением к здоровому  образу жизни, желанием дожить до ста лет в ясном  уме и с хорошей памятью, он заражал и вдохновлял  - я делал почти всю жизнь зарядку, занимался в меру спортом, старался не курить и не пить.
   Опираясь на его взгляды я прожил долго, читая с энтузиазмом его новые книги,  интервью и статьи.
В девяностых годах как-то стало уже не до  всего этого - нужно  было не просто вести здоровый образ жизни,  а элементарно выжить.
  Ну а позже,  уже в другом веке, в русском магазине встретил его  новую  последнюю  книжку. Перед тем , как купить её,  открыл на первой попавшейся странице и прочитал.....
 Не буду писать о том, что прочитал, не хочу.
Книжку не купил.
И всегда, когда вспоминаю о его борьбе за долгожительство,  становится очень грустно....

...цветы я любил снимать всегда.
Лучше всего получались  дикие колючки.
Совсем не получались розы.
Уж не знаю почему.
После нескольких попыток я и перестал с ними работать.
А тут из галереи Баумгартен  попросили  у меня  для чего-то работы с розами. Сказали, что через три недели им нужно будет.
Ну я и взялся за них....
Чуть ли не сутками работал - все-таки такая галерея сделала заказ!
Не получалось какое-то время опять, но потом как -то так случилось, что пошли у меня настоящие шедевры - что ни снимок, то  красота!
Больше ста работ им записал на диск. Доволен сделанным был безмерно.
 Я их и в сети не показывал - кто знал какая работа им подойдет. а там всегда шла  речь в таких случаях об эксклюзивности.
А они ничего почему-то не взяли.
Я с расстрйства переписал эту сьемку на диск и убрал в архив.
Но вот с той поры нет-нет,   да снимаю их снова.
И скажу, что розы меня очень полюбили.  Особенно, я заметил, белые. Уж не знаю почему . 
Какие-то они особые.
Фигня все это, конечно же, но всё же....


6
....если была хорошая погода, то в субботу, когда наступали сумерки,  у озера собирались люди, которые обычно гуляли перед сном по этой аллее.
   К этому времени   к нему приходил старик  с небольшим красивым кораблем  и чемоданчиком в руках. Он  ставил корабль на воду, слегка подтолкнув  его в корму, и, пока тот плыл на середину озера, оставляя за собой легкие волны, поблескивающие  в наступающих сумерках, садился на ближайшую скамейку, доставал из чемоданчика пульт, похожий на микшер диджея, и через несколько минут корабль оживал....

     В нем начинал утробно  урчать двигатель, на палубе, мачтах и в иллюминаторах кают зажигался свет, а из динамиков, которые там были установлены, начинала играть музыка Штрауса....
   Что-то в этом было запредельно нереальное, сказочное.  В листьях кувшинок покрякивали от  недоумения спрятавшиеся утки, журавли невдалеке гортанно кричали. И Штраус....
    Почему-то никто из людей в это время ничего не говорил, они смотрели на корабль и улыбались, ощущая эту атмосферу и думая о чем-то, наверное, очень хорошем.
    Это было каждый год летом, когда вовсю цвели кувшинки, подрастали утята, и по вечерам над кустами порхали яркие светлячки.
  К концу лета люди уже принимали это  действие, как часть  атмосферы и целенаправленно по субботам шли к этому  озеру.
    Но однажды старик перестал приходить. Не  пришел он и на следующее лето.
Умер, - сказал  мне кто-то из знакомых....

6

 Давайте с вами договоримся, - сказала она, протягивая бумажку с номером телефона, - что в следующий раз, когда у вас возникнет  снова эта мысль,  вы сразу позвоните мне по этому номеру. В любое время.
  Я взял бумажку и, скаладывая её в портмоне,подумал -наивная какая! Неужели она действительно думает, что я позвоню?...
   Но номер действительно понадобился. Не мне.
Я позвонил несколько раз, но на другом конце все время отвечал автоответчк.
  Душу обдало холодом, я представил себе, что было бы, если бы стоял у черты...

7

...ехал в автобусе, вспоминал разговор: вы каждый раз делаете акцент на страхе, но вы понимаете, с какого-то момента я перестал чего-то в жизни бояться.  Уж настолько много  всего у меня в жизни было, что это чувство давно уже выморозилось в душе.
Хорошо, сказала она,  давайте называть это ощущение по-другому....

....сегодня пятница. наступают два дня выходных и душу захлёстывает...
Страх.
Не прав я был тогда.  Лукавил....

8

...она была Мисс  красоты в одной из республик бывшего СССР,    но заразила меня    банальным  трипером. Это было неожиданно и как-то очень обидно...

9



...у немцев принято выкидывать несвежий хлеб в мусорные баки. Часто целыми булками.
   А у меня какой-то генетический страх перед этим. Что-то на уровне Греха.
Поэтому, если он у меня сохнет, я его всегда крошу за балкон для птиц. И ко мне стали постоянно прилетать стайками воробьи, которых я очень люблю (они очень напоминают мне моё детство), и которых  ещё десять лет назад в нашем районе не было (я об этом  даже  писал).
  Они меня очень радуют, как радуют и моего кота, который тоже любит, сидя на балконе,  наблюдать за ними...
  Вот так и живем....

10


...есть  музыкальные  вещи, которые мне нельзя слушать.  Не готов.  Одна из них - Концерт для гитары с оркестром" Joaquin Rodrigo, его вторая часть.
 Чтобы проверить. работает ли диск с этой вещью, поставил на свой СД-проигрываветель и....
весь день душа, как рваная рана, которую плохо зишили и  из неё сочится кровь - иначе не скажешь....
 Спросить - да когда же это пройдет?,   я себя не могу...  Я думаю, если это пройдет, я буду совсем другим человеком.
Здоровым, сильным мужиком.
А хочу ли я быть таким - я не знаю....

11

....с утра дождик.... Хорошо это.

...как хорошо, когда с тобой твой Ангел....

...встретил очень грустную улыбающуюся девушку...   Неожиданно....

...вдруг вчера увидел, какими взрослыми стали наши дети,   и порадовался,  что  они  у нас  удались на славу!   А  Андрюшка  вообще  будет подарком  для любой  женщины...

...встречался с Лоттой. Что-то впервые за последнее долгое  и тяжелое время мне  стало её  очень жалко.... Прости её, Господи, ибо не ведает она что творит...

...заморозки свои притормозил делать. Уж лучше качество будет, чем количество.  И не тороплюсь  втыкать их сразу в народ . Хорошо это.
   Новые проекты есть. Совершенно новые.
Но.........

...ощущение жизни такое неожиданно острое, позитивное, что просто распирает поделиться   этим со всеми своими ближними.  Но грустно....

...и осень скоро... совсем скоро...


12

 ... слышал по телеящику, как Задорнов рассказывал, как он решил пошутить с зарубежными   таможенниками по поводу наличия у него наркотиков. Я думал, если честно сказать, это его писательская фантазия.

   Но вот недавно  слышу звонок в мою дверь. Открываю - стоит на пороге  наш хаузмастер     со списком в руках и ручкой, говорит    -   вы живете один в квартире?   Да, отвечаю. Протягивает листок, чтобы расписался, что один.  Я ему - а вообще -то со мной живет ещё кот,  мы вдвоем живем.
    Он на полном серьезе стал мне обьяснять, что он не может его занести в список жильцов нашего дома.
Я вообще-то был немножко удивлен...
Хотя, записывая этот случай, подумал  - а может и он так со мной пошутил...?

13

  ...это было в конце прошлого года. Меня пригласили на съемку в Женеву на открытие нового дома мод.
    И вот там я встретил эту девушку.
Она была так сильно похожа на ту женщину, которую я любил тридцать лет, что, увидев её, моё сердце заныло со страшной силой. Девушек было где-то человек сорок, я работал с ними почти до утра, и все время следил краем глаза за ней.
   Она была  постоянно в стороне от всех - не участвовала в щебетаниях, не обсуждала красивейшие башмаки, которые для этого случая предоставил дорогой бутик. Она как-то спокойно смотрела на все, и, когда к ней кто-то обращался, отвечала  улыбаясь. И улыбалась так, что сердце проваливалось в бездонную пропасть. Интересно,   но она ощутила мой интерес к ней. Это я почувствовал тогда, когда пришла пора работать с ней.
    Её родной язык был французский. Переводчица переводила то, что я просил, она уточняла, и тут я впервые понял, каким красивым может быть французский язык из уст женщины!
   Трудно передать то, что я испытывал. Самое интересное, что через какое-то время она стала делать то, что мне было нужно, уже сама, без переводчика. Я попросил спросить её - как она понимает меня?  Та пожала плечами, улыбнувшись так, что сердце опять бухнулось в пропасть, и сказала - я не знаю.
   Я очень люблю смотреть в женские глаза. Они бывают настолько красивыми, что нужно быть поэтом, чтобы рассказать про это. В глубине её глаз стояла грусть. Она была последней в нашей работе.         Выходили на улицу в морозное утро вместе, я попросил своего менеджера спросить, сколько ей лет, и отчего она такая грустная. Оказалось, что она гораздо старше моделей, с которыми я только что работал. У неё есть двенадцатилетний сын, с которым они живут вдвоем. И сегодня  её уволили с работы...  Мы проводили её к ожидавшему такси и отправились  за  своей машиной на стоянку... А через четыре часа я уже был в поезде, который вез меня обратно в Германию. Жизнь катком прокатилась по мне дальше, эмоции той поездки накрылись новыми эмоциями, и всё осталось в прошлом.
    К чему я всё это? Наткнулся в своём компьютере на папку с этой съемкой, где и встретил её портрет. Подумалось - как ты там поживаешь, французская девушка, и все ли у тебя хорошо? И стало  грустно на душе.
    Конечно же, кто-то скажет, что я бабник.  А я не знаю, как это можно назвать. Не-а. Я очень люблю красивых людей, независимо от того, женщина это или мужчина. Но которые красивы не той пластмассовой красотой, которую показывают в глянце. А той, которая идет в сочетании с душой.
     Бабник бы сказал - "приходи, красавица, на сеновал и без кузнеца". А для меня просто радостно встречать таких людей.
Странный я, я знаю...
 

 14

...это как же больно бывает, как же это больно, а отчего, а почему- да кто же его знает, может что-то не то и не так,  да кто его же знает,  может не до конца или вообще -не -да кто же это все знает....
Но жжет до слёз где-то в груди, хочеться просить у всех прощения кого обидел, кому что-то скахзал плохое и не сказал хорошее,  уткнуться в колени и сказать -я больше не могу так жить, как жил, а как жить, я и не знаю, а солнце жжет вовсю и нет от него спасения,  и люди кругом снуют, и глаза, которые так бесконечно стали дороги, в которые с каждым днем становятся все ближе и ближе, и ты попадаешь в зону, о которой, наверное всю жизнь мечтал, о которой читал только или слышал, да пропадите же вы все пропадом, которые лишали меня этого ощущения, как же я жил без этого, как же теперь мне это вынести  счастье и смогу ли  дать то, что  у меня есть, но выдержмишь ты это все, вынесишь ли, да и нужно ли тебе все это. ведь я уже проходил этот путь. ведь я же не вынесу если окажется, что не по силам....господи, выжить мне , выжить, остаться самим собой. и как хочеться любить, и как хочется быть любимым, чтобы просто толлько потому, что я есть, просто потому, что я не хочу никому ничего плохого, но отчего такая боль опять...или это страх, этот мучительный страх. который выковыривает всю душу своими язвами, я боюсь жить, я боюсь жить, я так хочу жить....