Горькая философия от Совершенного Человека

Магда Шибуневская
Мне хотелось бы написать обо всем – о Любви, которая вела меня вперед, оставаясь при этом одинокой и непонятой. О Красоте, которая воспитывала меня, уча совершенству, но своей холодностью пугавшей меня, об Искусстве, которое раскрывало передо мной тайны человеческой души, заставляя меня отворачиваться от людей. Любовь, Красота и Искусство – это то единственно ценное, что есть в жизни. Но все их объединяет Страдание. Что такое Любовь без Страдания? Дешевая подделка. Что такое Красота без Страдания? Нелепая безвкусица. Что такое Искусство без Страдания? Ничто.
Страдание – это единственная чистая нота этого мира. Мучительная нота, но в ней  невозможна фальшь. Посмотрите в глаза страдающего человека – в них бездна боли, мучительных воспоминаний и невысказанных слов. Этот человек наполнен своим Страданием до краев. Оно не оставило места пустоте – той пустоте, которая прочно обосновалась внутри человека, заняв место, где должна быть душа, пустоте, которая прикрывается лоскутками цинизма, презрения и нарочитого благодушия. Всему этому нет места в Страдании!  Искренность – вот синоним Страдания!
Как мучительно жить, когда каждая нотка твоей души корчится от невыносимой боли, от притворства, от лицемерия, от бесконечной лжи! Как мучительно искать маленький родниковый источник, но раз за разом находить грязные лужи, кишащие разнообразными паразитами! Ни слова лжи я не произнес за всю свою жизнь, но ежедневно, ежеминутно, я купался в лжи, обволакивающей меня с головы до ног, мне иногда даже казалось, что я ощущаю как она течет по мне – липкая, холодная, склизкая…. Почему люди постоянно лгут, притворяются, лицемерят? Я смог найти только один ответ – потому что больше им нечем занять пустоту, которая живет в каждом из них. Я никогда никого не предавал, не обманывал, не обижал. Но со мной так поступали много раз. Сколько было людей, называвших себя моими друзьями, столько было и разочарований, потому что они одним за другим доказывали мне, что их различие только внешнее, а внутри они одинаковые – та же бездушность и бессердечность, та же пустота, заставляющая их жить по ее правилам. Я никогда не злился ни на кого из них, прощать я научился еще раньше, чем узнал, что такое обида. Жалость – вот то чувство, которое я испытываю к ним, жалость и стыд. Мне стыдно
за них. Они врут – а я краснею, они лицемерят – а я мучаюсь, они смеются над чужими бедами – а я за них плачу.
Так кто же я? Я должен был родиться птицей, чтобы парить в синеве небесной выси, но мне не дали крыльев. Я должен был родиться дельфином, чтобы разрезать собой лазурную  поверхность моря, но мне не дали плавников, я должен был родиться цветком, чтобы тянуться к небу, но у меня нет корней. И я родился человеком – Человеком, Который Чувствует. Чувствует чужую боль, страх, пустоту…
Я не могу помочь этим людям, потому что нельзя объяснить им то, что они даже не способны представить – Любовь без Похоти, Дружбу без Корысти, Прощение без Камня за пазухой, Душу без Пустоты, Жизнь без Равнодушия.
Человечество слишком стремится ко всему упорядоченному, привычному. Даже для ночного неба они придумали какие-то ограничения, которые назвали созвездиями, и создали целую науку, названную астрологией. Для меня же звезды каждую ночь принимают все новые формы, танцуя свой необыкновенный танец, и я не смею даже в своем воображении загонять их под шаблоны,выдуманные когда-то человечеством, потому что для меня невозможно.
Прекрасное должно быть свободно – Звезды должны танцевать под неслышную нам небесную музыку, Цветок должен расти в земле, а не медленно умирать в вазе, Фламинго – жить по своему усмотрению, а не в зоопарке. Человек считает, что он покорил природу, но это не так - он просто запер ее в клетку. А узники иногда сбегают, озлобленные и пылающие жаждой мести.
Уже сейчас мы слышим тихий ропот природы, который может превратиться в лавину, неожиданно обрушившуюся на загрязненный, задыхающийся мир. Я отличаюсь от других людей – я не могу обманывать, и чувствую ложь других. Если можно жить с одной из этих двух черт, то совершенно невозможно нести их совместный груз. Нельзя уважать людей, и в то же время пылать к ним законным презрением, нельзя любить мир, и в то же время заслуженно его ненавидеть, нельзя жалеть себя, понимая, что жалости достойны другие. Парадоксы… Парадоксы – это сама основа нашего существования. За каждым утверждением можно поставить «но» и продолжить фразу.
Люди жестоки, циничны и безжалостны. Они отталкивают бездомного бродягу, выгоняют детей из дома, избивают своих жен, предают своих друзей, бросают своих старых родителей. Ах, если бы они только замерли на месте и посмотрели вокруг себя! Посмотрели на то, что они сделали своими собственными руками – на то, что они разрушили и чего так никогда и не создали. А ведь будучи детьми, все мы хотели стать добрыми, отважными и честными! Чтобы, как рыцари в сказках, служить благородному королю Артуру, спасать прекрасных дам, и  убивать злых и подлых врагов. Но жизнь, как оказалась, совсем не сказка. И за красивыми женскими лицами прячется не любящая и нежная душа, но коварство и измена, за благородством короля – жажда славы и богатства, а злые и подлые враги вовсе не ходят в черной одежде, злобно смеясь: «ух-ха-ха, какой же я злодей!», а подчас являются самыми близкими людьми.
Не из-за этого ли люди оставляют свои мечты в детстве, бережно проращивая в себе зернышки цинизма и жестокости?
        Но самое главное – это деньги. Они убивают людей, превращая их в чудовищ. Вот простое доказательство: если вам необходима помощь, и вы находитесь в чужом городе, где у вас никого нет – то чем беднее будет дом, в который вы постучитесь, тем вероятней, что вам откроют дверь. Бедные, несчастные люди поделятся с вами последним куском хлеба, ничего не прося у вас взамен. Просто потому, что вы нуждаетесь в нем не меньше, чем они. А набитые деньгами тени, даже если и обратят на вас внимание, то выплеснут на вас столько презрения, что в нем можно будет захлебнуться. Деньги пахнут эгоизмом и  разложением. А доброта и мудрость пахнет черным хлебом и кислым вином.