Путешествие с Заходером по Австрии-часть третья

Кенга
1982год

Из Америки прилетел наш друг Саша Некрич – «младший брат» или «братец», как называет его Борис. Саша «достался в наследство» Борису после гибели в войну своего старшего брата Володи, с которым Борис дружил и учился в одном классе.

8-12 июня. Мы втроем на арендованной машине поехали «куда глаза глядят». На 127 километре от Вены увидели надпись: «Stubenberg zum See», свернули туда и сняли в домашнем отеле 2 комнаты с завтраком. Тишина и чистота. Озеро теплое. Купаемся. Ездим по горам, обедаем в разных харчевнях. Боря сочинил на ходу:

Два братца
До Gratz-а
Не могут
Добраться.

Посетили частный зоопарк графа Харденберга. Борис и Саша бродили по зоопарку, а я ничего, кроме «города» сусликов, не захотела смотреть. Суслики-часовые в дозоре – стоят столбиком, приложив «ладошку» ко лбу, словно бы защищаясь от солнца. Суслики-няньки стерегут малышей, играющих на полянке беззаботно, как в детском саду. Няньки сидят в норе, положив сложенные «ручки» на края ямы, словно на подоконник, и, опустив на них подбородок, зорко следят за игрой детей. Остальные суслики – члены сообщества - заняты беготней по своим делам – каким, не поняла. Коммунистическая мечта?
 Вечером втроем выходим прогуляться вдоль шоссе, почти пустынного. Кругом горы. Во время прогулки наблюдаем таинственную картину: большая собака бегущая в темноте перед освещающей ей путь машиной. И так каждый вечер, как только наступят сумерки. Всегда в одном направлении. Через некоторое время машина возвращается с притушенными фарами – собака сидит в машине.
Светлячки, кваканье лягушек по ночам, летающие лебеди и утки – просто сказка.

Записано Борисом.
Реки не текут в горах
Они летят на всех парах!
 
 Горы по сторонам, будто в тумане, а в середине – резко и ясно. Небо соперничает по красоте с горами. Галя прекрасно сказала: они выглядят так, будто начали снимать переводную картинку.

13 июня. Вена. Вернулись.
19 июня. Умер Курт Юргенс. На Burgs Theatre вывешено черное знамя. По телевизору – фильмы с его участием. Юргенс – грандиозен.
20 июня. Были в музее истории искусств. (Рубенс – портреты!)
У принца Чарльза родился сын с голубыми глазами. «Он уже похож на человека», – сказал принц. Принц все время находится при Диане. Родильная комната была приготовлена заранее, оснащена передовой техникой на все неординарные случаи. Когда принц первый раз увидел все эти инструменты и аппаратуру, ему чуть не стало плохо в тревоге за предстоящие роды. Народ приветствует его и бабушку – королеву.


 В гостях у Пауля и Али Шольц.
Анекдоты и правдивая история, рассказанные Паулем о своей стране

Американец:
- У моей жены такие ноги, что когда она ездит верхом, то сбивает траву. Но это не потому, что трава такая высокая, а потому что у нее такие длинные ноги.
Японец:
- А я у своей жены могу сомкнуть пальцы на талии. Но это не потому, что у меня такие длинные пальцы, а потому, что у нее такая тонкая талия.
Австриец:
- А я когда ухожу на работу, то хлопаю свою жену по заднице. Когда я возвращаюсь, то она еще трясется. Но это не потому, что у нее такая мягкая задница, а потому, что у нас такой короткий рабочий день.

На футболе яблоку негде упасть, а одно место пустует.
Человек обращается к соседу:
- Безобразие, билетов нет, дерут за билеты втридорога, а тут пропадает место!
Тот отвечает:
- Видите ли, это место моей жены, но она умерла.
- Простите, вышло неудобно. Но все-таки скажите, почему вы не отдали билет какому-нибудь родственнику, племяннику?
- Это невозможно, – ответил вдовец, – все родственники на похоронах моей жены.

Австрийский канцлер – толстый.
Австрийский министр иностранных дел – тонкий.
Приехал Хрущев, спросил министра, почему он такой худой. Тот ответил, что хороший петух никогда не бывает толстый. Тогда Хрущев подошел к канцлеру и сказал:
- Ты – не кукареку!

 Помимо нас были Шпитцы – Атя и Хайне.
Трехэтажная вилла, бассейн и пруд с рыбками. Сестры Аля и Атя (71 и 72 года) в детстве считали себя кошками. Смотрели, растут ли у них уши, хвост, шерсть. Все кошки назывались именами царей: Петр I , Екатерина и т.д. А потом, когда у них появились свои дети, называли детей по имени кошек. И теперь все они при встрече мяукают.
 Пока шла беседа на немецком языке (Боря просто "купается" в языке, так ему он приятен и интересен), я занялась рукодельем. Накануне купила себе белые брюки из шерстяной рогожки и решила соорудить к ним топ, чтобы уж сразу и надеть, для чего реквизировала у мужа белую майку. Я знала, что доставлю ему двойное удовольствие – он любит мои обновки и радуется, когда я надеваю его вещи. Отрезала от майки бретельки, край обшила золотой тесьмой. Примостившись уютно в глубоком кожаном кресле, начала вышивать золотой нитью незамысловатый узорчик. Женщина с иголкой в руках чуть не довела Пауля и Хайне до слез умиления. Зрелище, которого они лишены совершенно. Мужчины не могли наглядеться на меня. Однако спросили, почему я просто не купила себе то, что мне нужно. Их жены так поступают. Пришлось объяснять, что у нас вообще трудно что-нибудь купить. Мы все «достаем». Проще сшить самой. Да к тому же у меня будет «не как у всех».
«И вообще, – разъяснила я, – недостатки советской торговли побуждают нас к творчеству. В частности – меня. Может быть, благодаря этому я стала если не художником, то творцом собственных туалетов, украшений для дома. То же и в приготовлении пищи». Я сказала, что меня пугают продукты, которые вижу у них в магазинах, даже не знаю, что с некоторыми из них делать.
И чуть ли не на следующий день я оказалась перед подобной проблемой.
Все Шпитцы и Шольцы уехали на какую-то семейную встречу. Нам с Борей предложили пожить эту неделю на вилле Шольцев. Прислуга будет приносить для нас продукты и даже готовить, если мы пожелаем. Маруся отдохнет от нас и может приезжать к нам в гости, что она и делала.
В первый же день приветливая фрау Анна, загрузив в холодильник продукты, выложила на доску большой кусок мяса и спросила:
 – Мадам сама приготовит или приготовить для вас?
Про меня говорят, что я хорошая хозяйка, но тут смалодушничала. Вы мне дайте то, что в наших магазинах называют мясом (аргумент продавцов: «мясо без костей не бывает»). Вырежу кости, из мякоти приготовлю котлеты, из костей сварю бульон, да еще и собаке достанется кое-что. Я не подала вида, что испугалась, однако попросила приготовить. И правильно. Мясо вышло отменное.
Не помню, что делал на вилле первый день Боря, - кажется, как и все прочие дни, читал немецкую литературу, - но я, вырядившись в бирюзовое бикини, улеглась возле бассейна с рыбками, вообразив себя голливудской звездой. Надо мной свисали вишни каких-то небывалых размеров. К вечеру начался ветер, который срывал листья с деревьев. Утром следующего дня весь сад был завален листвой. «Голливудской звезде» быстро наскучило валяться возле бассейна – ее охватила жажда деятельности. Нашла грабли, большую корзину и стала сгребать листья. «Вот приедут хозяева, а у них все убрано».
 Прервалась, чтобы понять, куда же сваливать собранную листву, но прежде решила выпить кофе. В окно увидела, что возле корзины стоит человек и с недоумением рассматривает итог моих трудов. Оказалось, садовник.
Да, трудно быть «голливудской звездой». Надо уметь.

Впоследствии Пауль и Аля навестили нас в Комаровке. Я подарила им свою лоскутную картину, Боря – книги. Капустный пирог, испеченный мною, произвел впечатление. Меня похвалили как хорошую хозяйку, и тут я рассказала им, как эта хорошая хозяйка не решилась приготовить хорошее мясо в их доме.