Мертвец. Шедевр Джима Джармуша

Бадди Фазуллин
"Разговор с мертвецом"

Трудно рассказать в трех словах о своем любимом фильме. Проще обойтись лишь одним словом, либо наоборот: набрать побольше воздуха перед защитой диссертации по теме «Разговор с Мертвецом».

Я знаю этот фильм практически наизусть. Я долго искал адекватный его перевод, в результате чего имею в фильмотеке несколько вариантов локализации. Скажу больше: фильмотека в основе и состоит из этих вариаций.

Скажу также, что предисловие к первому показу фильма на Первом канале от Аркадия Кийвовича Троицкого про шаманские пляски во Дворце съездов и камлание на Красной площади глубоко врезалось в память. Сравнение с другим культовым фильмом того времени «Чтивом», как бульварщина (pulp fiction) отличается от настоящей игры воображения «Мертвеца» (fiction), с финальным резюме мэтра: «Тарантино отдыхает!», как нельзя лучше отражает основной посыл фильма – Великая Игра Воображения!

Можно взять любой эпизод фильма, любой кадр, любую фразу, любой звук и это будет отдельное произведение искусства, причем – шедевр!

О любой составляющей фильма можно говорить часами. Это и контрастное цветовое решение, отсылающее нас к старинным дагерротипам, это и аутентичная, пронизывающая навылет музыка Нила Янга, это и диалоги, в которых игра слов рождает целую вереницу образов (- Кто с тобой? – «Никто».), это и совершенно новое прочтение и сплетение жанров от «вестерна» до «роуд-муви», это и многочисленные аллюзии к другим образцам мирового искусства, вплоть до библейских сюжетов…

И конечно, мистическая сторона фильма, рождающая потусторонний мистический трепет перед сплетением времен, судеб, культур. Этот странный черно-белый мир, созданный Джармушем, неторопливо и неотступно проникает в вас. И вы заражаетесь этим неторопливым повествованием. С каждым новым кадром, с каждым новым болезненным пробуждением Блейка по Дороге в Вечность, вы начинаете чувствовать, что также смертельно больны… или ранены?.. или уже мертвы?..

Гул в ушах, расплывающиеся в болезненном бреду лица и события.

Кто мы? Зрители или смертельно раненный бухгалтер из Кливленда? Или дух самого Вильяма Блейка, великого мистика, поэта и художника, вселился в нас?

Кто разговаривает с нами такими странными и непонятными образами? Отверженный обществом и своим племенем индеец-отшельник или это уже Харон сопровождает нас в Царство Мертвых?..

Мертвые бумажные цветы: букетик или венок в петлице?..

Когда человек становится мертвецом: попав под шальную пулю или когда он безропотно идет каждое утро на металло-перерабатывающий завод города Машин?..

Мир, созданный Джармушем настолько глубок и многовариантен, что можно навсегда уйти в него, чтобы уже не вернуться. И кто возьмется ответить: по какую сторону жизни и смерти мы сейчас оказались?..

…чтобы увидеть мир внутри себя не нужны очки…

Baddy El Joerrigo, 07.08.2009

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/