Трудный случай

Сергей Шалинский
Заступаю на вечернее дежурство по районной больнице. Иду с обходом  по отделениям и у персонала спрашиваю о больных, оставленных под наблюдение дежурного врача. Всё как обычно,  ничего особенного.
В неврологическом отделении медсестра мимоходом пояснила, что полчаса  назад поступил больной.  Его осмотрели  терапевт - ординатор и заведующий неврологическим отделением: сделали назначения, под наблюдение не оставляли.
Попросил историю болезни. Читаю... Жалобы, осмотр больного, история заболевания, симптомы. Заочно,  не осматривая и не опрашивая больного,  ставлю другой диагноз - Ботулизм. Сходил к больному в палату и задал лишь один вопрос, ел ли он маринованные (солёные) грибы. Ответ  утвердительный. На то время, за моими плечами был семилетний опыт работы терапевтом,  но больных ботулизмом видеть не приходилось, однако молодость и самоуверенность сделали своё дело и в диагнозе я был уверен.
Перевожу больного в отделение анестезиологии и реанимации, вызываю на консультацию врача-инфекциониста. Он в свою очередь вызывает своего коллегу, и они вдвоём осматривают больного, опрашивают и заявляют мне, что ботулизма  нет. Да, больной непонятен, состояние его прогрессивно ухудшается, но клиники ботулизма нет. Их доводы меня не убедили. В связи с ухудшением состояния больной получает интенсивное, но не специфичное лечение, и через двенадцать часов  умирает. Проводим патологоанатомическое исследование. В кишечнике находим  грибной мицелий.  В бактериологической лаборатории СЭС выполняются  микробиологические исследования и биологические пробы на белых мышах. Определяется тип ботулинической палочки. Диагноз подтверждается.
Случай интересный, показательный и потому стал поводом для проведения патологоанатомической конференции. Историю болезни докладывали врачи-инфекционисты…
Итак,  молодой человек, инвалид 3 группы по детскому церебральному параличу, не поладил с девушкой и решил свести счёты с жизнью. Во время очередной пьянки в родительском доме он с целью самоубийства  выпивает 200 гр. водки, но остаётся жив(!?). Закусывал (?) тем, что было на столе: маринованные грибы, сало, хлеб. Через некоторое время у него появилась одышка, и родственники вызвали «скорую». После осмотра его привезли в приёмное отделение районной больницы, где был осмотрен терапевтом  и заведующим неврологическим отделением. Доктора поставили диагноз - Псевдобульбарный синдром неясного генеза. Через полчаса пришёл дежурный врач…
На конференции, врач-патологоанатом спросил меня, на основании чего был поставлен диагноз ботулизма... а мне и сказать-то нечего. Да было дело, когда на 4 курсе мы, студенты, изучали инфекционные болезни и одногруппник рассказал, что у его матери был ботулизм с нестандартной клиникой: в праздник, компания выпивала и закусывала среди прочего грибами, а потом его маму увезли в больницу и еле спасли. Он упоминал одышку, затруднение при глотании и попёрхивание. Когда я прочёл историю болезни, сработала ассоциативная память…  Вы можете представить ситуацию: на конференции присутствует более пятидесяти  врачей,  и я несу такой бред.
Умер наш больной от токсина редко встречающейся ботулинической палочки. Она может отравить всего лишь один гриб в банке и это будет смертельный подарок. Всем же остальным собутыльникам, в обоих случаях, ничего не сделалось. И потом, у алкоголя есть коварное свойство: вступая в непрочную химическую связь с ботулиническим  токсином, он даёт стёртую клинику отравления. Постепенно высвобождаясь,  токсин всасывается в кровь, вызывает паралич дыхательной мускулатуры и смерть.
В нашей больнице этот случай  стал классическим и когда кто-нибудь из докторов пытается убедить коллег в точности диагностики, мы ему напоминаем о случае ботулизма  двадцатилетней давности.