Шлагсдорфская история новгородского колокола

Александр Одиноков
               А.Одиноков – член Новгородского общества любителей древности.

               Ш Л А Г С Д О Р Ф С К А Я
               ИСТОРИЯ НОВГОРОДСКОГО КОЛОКОЛА.

      Как только пришло интернет-сообщение из Германии от Yulia Ochmann (Германия) и Аллы Одиноковой (Россия, Санкт Петербург), стало ясно, что нашелся, а вернее никуда и не пропадал один из старейших колоколов древнего Новгорода. В кирхе деревни Шлагсдорф, близ города Любека в Германии, висит и звонит уже около 4-х веков новгородский колокол XVI века. Вот информация с немецкого сайта: «Самый маленький колокол и самый старый, русский, 1559 года из Новгорода, приобретался присяжными Schlagsdorfer церкви Любекского торгового агентства в 1617 году. Следующий, купленный в Любеке колокол, разбился при транспортировке в деревню и расплавлен при изготовлении большого колокола в 1649 году».
 
     Если бы не знать, что колокол, которому 451 год (дата 1559 год указана, видимо, неточно – колокол датируется 1558 годом) уже около 150 лет известен как находящийся в деревне Шлагсдорф близ Любека, то можно было бы не поверить, что он пережил все невзгоды лихолетья гражданских и наполеоновских войн, Первой и Второй мировых войн и продолжает служить людям.

     По существу эта истории не имеет ни начала, ни конца. Изучая непростую деятельность одного из работников Новгородского музея – Александра Игнатьевича Семенова, в поле зрения попала газетная заметка, опубликованная в Новгородском комсомольце 11 мая 1968 года. «Новгородские колокола» так называлась статья А.И. Семенова, в которой он писал:
«Сначала на Руси не было колоколов. Их заменяли железные била (коромысла), в которые ударяли железной палкой. Первые колокола появились в XI веке и были иностранного происхождения. Один из таких колоколов, итальянской работы XII века, можно видеть в историческом отделе Новгородского музея. Весит он всего несколько килограммов.

     … Перед захватом Новгорода, в первой четверти XVII века, шведский военачальник Якоб Делагарди разбил свой лагерь при впадении Малого Волховца в Волхов за Хутынским монастырем.

     На речке Робейка, притоке Волхова, в лесу находился небольшой Ксенофонтов монастырь. В нем поместился один из отрядов Делагарди. Захватчики использовали монастырские продовольственные запасы и забрали наиболее ценные вещи. В их руки попал и семипудовый колокол 1563 года с надписью о том, что он лит в Новгороде Тимофеем масленником со Славковы улицы и его детьми Петром и Ерофеем. Плененный колокол был увезен в Швецию. Теперь он находится на колокольне церкви фон – Гиддинге (правильный перевод Хюддинге (Hudinge)- А.О.) близ Стокгольма.

В отряде Делагарди были наемники: шотландцы, французы и другие. Возможно, что они завезли в деревню Шлагсдорф, близ города Ратцебург, неподалеку от Любека, колокол 1558 года из новгородской церкви Сорока мучеников. Колокол лили известные мастера Власко да Юшко Поберешковы и Ян Дьячков.

     Фашисты во время войны сняли с немецких церквей много колоколов, металл которых пошел на военные нужды. Сохранился ли колокол 1558 года, неизвестно».

     Источником для А. Семенова, видимо, послужили Археологические описания церковных древностей Великого Новгорода архиепископа Макария, опубликованные в двух томах в 1860 году. Вот выдержка из его описаний: «В деревне Шлагсдорф близ Рацебурга, находится колокол, вылитый в Новгороде для церкви 40 мучеников в 1558 году, с надписью на нем:
             "Божиею милостью и святыхъ великомученикъ 40, лета, 7067 месяца сентября 2 день, святы колоколъ слитъ въ Великомъ Новегороде, святыхъ 40 мучениковъ, при великомъ цареъ Иванеъ Васильевичеъ всея Руси, и при царевичехъ Иванеъ и Феодореъ, и при митрополите Макарье всея Русии и при архиепискупе Пимине Великаго Новаграда и Пскова, повелениемъ рабъ Божиихъ уличанъ 40 десяцкаго прихода, не многи отъ мастеръ Власко да Юшко Поберешковы и Янъ Дьячковъ".

      Записки Имп. Арх. Общ. Т. VIII. 1856 г. Переч. Засед. стр. 165. Церковь 40 мученик, к которой принадлежал колокол, находилась на Соф[ийской] стороне на Яневе улице. Ист[орические] разг[оворы] о древн[остях] В[еликого] Новг[орода] стр. 82.» Макарий Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. II. М. 1860. С. 281. Прим. 231.

      Темой «новгородских колоколов» А. Семенов начал заниматься в юношестве. В 1922 году, когда ему было только 17 лет, в губернской печати Новгорода публикуется его статья посвященная новгородским колоколам. Как в Новгородском обществе любителей древности, так и позднее в новгородском музее он был, пожалуй, самый опытный человек по колоколоведению.

      Но, как оказывается не только А.Семенов был сведущ и интересовался историей колокольного искусства. В фондах отдела письменных источников Новгородского объединенного музея-заповедника с 1988 года хранится картотека Н.Г. Порфиридова, названная им: «Подборка надписей на колоколах с XVI – нач. XX в. из церквей и монастырей г. Новгорода и Новгородской губернии». Картотека включает описание 182 колоколов из 60 церквей и монастырей. Сегодня это единственный источник, характеризующий фонд новгородских колоколов до его разгромного уничтожения в 1929 - 1934 годах.
 
     Карточка на наш найденный колокол имеется в картотеке Н.Г. Порфиридова, и она также была заведена на основе материалов опубликованных Макарием.

     К сожалению, до нас не дошла церковь Сорока Мучеников, для которой был отлит колокол. По данным доктора исторических наук Э.А. Гордиенко «церковь была заложена в 1199/1200 годах Прокшею Малышевичем, возможно, в память об убийстве в Югре (Северный Урал) воеводы Якова Прошкинича, сына Прокши.В 1227 его же «многими трудами» церковь была расписана».

     В XIV - XV веках церковь не раз горела в пожарах. Предположительно место церкви в настоящее время может быть обозначено в парковой северо-восточной зоне кремля поблизости от фонтана и Летнего театра.

     В сочинении митрополита Евгения (Болховитинов) «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» М. 1808 . С. 82 находим запись сделанную из Описи Новгорода 1615 года: «На Яневе храм камень, 40 Мучеников, а у него два придела: Покровов Богородица да три Отрока Спевскин, Елевскин, Мелевскин». Более определенную информацию и максимально приближенную к нашей истории получаем от источника обнаруженного В.Л. Яниным, который называется "Опись Новгорода 1617 года". Появление нашего колокола в деревне Шлагсдорф – 1617 год,связано с событиями тех лет. Именно в 1617 году, по мирному Столбовскому договору между Московским государством и Швецией, шведские войска Якоба Делагарди, как правильно указывает нам А. Семенов, состоявшие из немцев, шведов, французов, англичан и наемников более мелких народов, обязались покинуть Великий Новгород, который оккупировали шесть лет. При попустительстве самого Делагарди, а быть может и по расчету, что нельзя исключать, ратники грабили церкви и жителей, принимая свой грабительский улов за оплату их ратного труда. Описью фиксируются кражи шведами церковного имущества, книг, колоколов и их дальнейшая продажа или священнослужителям, или торговым представителям, обслуживающим войска наемников на территории Новгорода.

     В Описи Новгорода 1617 года «церковь Четыредесят мученик Церковного строения с Щерковы улицы» также была разорена. Однако колокола в описи, по каким-то причинам, не упомянуты. Правда, в Описи неоднократно приводятся слова описывающих, что иногда нет людей, которые могли бы сообщить им о разграбленном имуществе.

     Надпись же на самом колоколе безоговорочно определяет принадлежность колокола к церкви 40 Мучеников.

     История новгородского колокола имеет продолжение, но уже с немецкой стороны. Вот что интернет-сообщение поведало нам в переводе с немецкого языка:

             «Особая достопримечательность Шлагсдорфской церкви – это ее колокола.
Первоначально имелось четыре колокола, но маленький колокольчик (подающий знак к началу молитвы) был снят во время Первой мировой войны и был использован при изготовлении пушек. Другие три были сохранены благодаря их художественной и исторической ценности.
Самый большой колокол был вылит лотарингскими литейщиками, которые обосновались в Любеке в 1649 году около Шлагсдорфской церкви.

             Второй по величине колокол относится к 1578 году, богато украшен по верхнему краю и снабжен надписями.

             Самый маленький колокол – старейший и в то же время с самой интересной историей.

             Он относится к 1559 году, был отлит в России и приобретен с 1617 году присяжным Шлагсдорфской церкви у одного Любекского торговца. Способ, как этот колокол попал в его владение, очень необычный.

             В Великом Новгороде в России была в 1541 году церковь «40 мучеников» разрушена большим огнем. Она сооружалась вновь, и для новостройки в 1559 году был отлит позднее Шлагсдорфский колокол.

             11 годами позже разрешил Иван Грозный грабить все церкви и монастыри в Новгороде.

             Любекские торговцы, которые имели там филиалы торгового предприятия, по всей вероятности купили 2 новых колокола у грабящих солдат и на корабле привезли в Любек. И оттуда они могли позже попасть в расположение поблизости Шлагсдорф. При транспортировке туда, разбился второй купленный русский колокол. Он был расплавлен при изготовлении большого колокола в 1649 году.

             Таким образом, звонит русский колокол с 1617 года в Шлагсдорфе с двумя другими колоколами по церковным поводам.

             Одной большой особенностью обладает Шлагсдорфская церковь еще в виде старых церковных часов. Которые являются одними из старейших часов в северонемецком строении. Они были упомянуты в 1587 году первым евангелистским пастором в Шлагсдорфе Иоханом Делингом в его церковной книге.

             В любом случае привлекательная деревенская церковь Шлагсдорфа достойна посещения, которое произведет впечатление на каждого знатока». (Перевод текста с немецкого языка Л. Афанасенковой).

     Это, безусловно, не конец, а скорее начало нашей истории. Необходимо уточнение данных колокола по надписи на нем, ее сопоставление. Надо иметь фотодокументы, чтобы поместить еще один новгородский памятник в картотеку «живых». И, конечно, очень хотелось бы услышать его голос. Наверное, мы плохие родители, раз наши дети-колокола на чужбине. Но как радостно сознавать, что он все- таки выжил и дожил до наших дней.
_______________________