Я вспоминаю. О Евгении Евтушенко

Григорий Варшавский
         В моей жизни было много встреч с поэтом Евгегием Евтушенко: по телевизору, в кинофильмах, в его прозаических и поэтических сборниках. Но всем этим могут похвастать десятки тысяч его поклонников и поклонниц. Я хочу рассказать о том Евгении Евтушенко, которого я знал, если и не по личным встречам, то по рассказам моих товарищей, по встречам с поэтом не на многотысяных сборах, а в тихих аудиториях или небольших зальчиках.
        Евтушенко вошёл в мою жизнь в юности, в конце пятидесятых годов. Он ворвался в неё, как Лев Яшин(мой любимый футболист) раз и навсегда. И хотя Евтушенко 50-60-ых годов прошлого века, и Евтушенко более поздний и тем более теперешний- это, как говорят в Одессе-две большие разницы(в смысле поэтического творчества, но не общественной деятельности), но всё же, всё же без Евтушенко представить себе культурную жизнь СССР второй половины 20 века-невозможно. Он написал много. Многое можно было смело не публиковать в его последнем 8-томном собрании сочинений. Да он и сам, по моему, это знает. Но выбросить, но забыть родное дитя. А твоё произведение-это твой ребёнок. И каждый из нас, пишущих на сайте, сталкивался с подрбной проблемой. Да. Так вот. Конечно у Евгения Александровича не всёравнозначно. Но его лучшие стихи о любви к женщине, к Родине. Его гражданская лирика. Всё это останется надолго.

      Я вспоминаю 1961 год. Евтушенко в зените славы. Он много и охотно пишет на различные темы. Выходят его сборники стихов, которые невозможно купить. Он ездит по заграницам. Он негласный представитель нового поколения деятелей культуры Совтского Союза в мире проклятого капитализма. Евтушенко - поклонник ленинских методов управления государством, того, что потом ошибочно назовут "социализмом с человеческим лицом". Как будто сталинский период(к которому Евтушенко относится резко негативно)-это "социализм с нечеловеческим лицом". И вдруг, "Литературная газета" публикует его стихотворение "Бабий Яр". Напомню, что повесть Кузнецова о Бабьем Яре появилась лет через пять. Сама тема, упоминание слова "еврей" в газете(впрочем как и в журнале или в книге) впервые за последние 10-12 лет - произвели эффект разорвавшейся бомбы. Я помню, как пришёл к своей бабе Лене(часть воспоминаний моих о ней уже опубликованы на сайте), и застал её плачущей. На мой вопрос о причинах слёз, она протянула мне "Литературку" со стихотворением "Бабий Яр". И с тех пор Баба Лена стала Такой поклонницей Евтушенко. Да я думаю, что не только евреи благодарны Евтушенко за поэтическую борьбу против антисемитизма. Да многие другие народы, о которых с любовью писал и пишет поэт(а позднее и прозаик), могли бы сказать , что Евгений Евтушенко-настоящий интернационалист.

    (продолжение следует)