Я вспоминаю. Об Андрее Вознесенском

Григорий Варшавский
         Эта удивительная по совпадению и грустная по обстоятельствам история произошла
в 1970 году. Осенью того года я по окончанию геологоразведочного института распределился в проектно-изыскательский институт. Изыскательский отдел, в котором мне предстояло работать, располагался  на тихой улочке Москвы в одном из новых многоэтажных жилых домов ;отдельно от основного здания института. Я сразу влился в дружный, как мне показалось, состав геологов и через короткое время уже был знаком с теми, кто в это время "камералил", т.е. обрабатывал в Москве материалы полевых изысканий и выпускал отчёты. Однажды, за выпуском одного из отчётов, мы разговорились, и я узнал, что завтра наша руководительница группы едет на дачу к поэту Андрею Вознесенскому. Меня это страшно заинтересовало. В то время Вознесенский был одним из самых известных поэтов страны. Для многих-кумир, а для меня один из моих, наряду с  Симоновым ,Евтушенко и Окуджавой, любимейших поэтов.
Ко времени, о котором я вспоминаю, мне дважды повезло: я слушал Вознесенского , выступавшего у памятника Маяковскому году в 1959-ом(помните сцену из фильма "Москва слезам не верит"), и я был на встрече с редакцией журнала "Юность"-это где то году в 1961-62-ом. Но тогда Вознесенский был молодым поэтом -модернистом, очень метафоричным, очень горячим и ярким. К 1970 году Андрей стал уже мэтром в поэзии, хотя по прежнему,
не всё воспринимал адекватно постановлениям партии и правительства. Надо кстати сказать, что Андрей Вознесенский и тогда и позже никогда не был противником советского строя. Да он его не славил, как это иногда проскакивало у Евтушенко, но он и не критиковал, как тот же Евтушенко. Вознесенский оставался поэтом-лириком, европейцем по тем культурным ценностям, которым поклонялся, и в то же время патриотом России. Мне особенно импонировал Вознесенский периода 1959-1969 годов. Я собирал вырезки из журналов и газет с его стихами(это я совершал и со стихами Евтушенко), я пытался купить его сборники стихов(это было бесполезно в Москве). Одним словом, творчество Вознесенского не было мне безразлично, впрочем, как и тысячам его поклонников.

        Поэтому, когда я услышал о предстоящей поездке нашей руководительницы, я стал расспрашивать, и вот что я услышал. В тот год журнал "Юность" опубликовал поэму Вонесенского "Лёд-69". Я её , кстати, прочёл. По моему, это был или сентябрский или октябрский номер журнала. Поэма показалась мне неровной и не произвела особого впечатления. Но теперь всё это выглядело совсем по другому. Оказывается, что девушка, которой была посвящена поэма, и судьба которой и явилась источником появления поэмы Вознесенского, эта девушка была родной племянницей нашей руководительницы. Оказывается, что эта девушка, студентка МГУ, в 1969 году(отсюда и "Лёд-69") во время зимних каникул находилась в туристическом походе в Карелии и замёрзла там в результате непродуманных действий студентов-туристов. Когда умершую девушку нашли, рядом с ней обнаружили сборник стихов Вознесенского, который она читала перед тем как замёрзла до смерти. После похорон убитые горем родители поехали к Вознесенскому, которого прежде лично не знали, привезли этот сборник и рассказали историю гибели дочери. А дальше родилась поэма "Лёд-69". и вот завтра Вознесенский решил собрать на даче близких погибшей, прочесть им поэму и подарить экземпляры журнала "Юность" с дарственной надписью.

         Собственно эта грустная история и не представила бы особого интереса вам, мои читатели, если бы не мой случай, связавший меня некоторым образом со всем произошедшим. А дело всё в том, что именно в том 1969 году, в те же самые зимние каникулы, там же в Карелии на расстоянии километров в 10-15 от туристической группы погибшей девушки из МГУ, шли мы студенты МГРИ. Шли точно в таком же турпоходе, на лыжах. Я до сих пор помню тот карельский холод, обманчивый при ясном солнце и полном безветрии. Мороз стоял 45-47 градусов, и мы, видимо потому что были студентами-геологами, решили не ночевать в палатках, которые тащили с собой, а останавливаться на ночь в деревнях. И это нас спасло. И ещё нас спасло, что как только мы останавивались в какой либо избе, мы тут же выпивали по чашке крепкого чёрного кофе со спиртом. Замечательно действовало это лекарство. Никто из нас даже не поморозился, правда налицах у нас были шерстяные маски с прорезями для глаз. Я теперь сотрю старые фотографии. и думаю, что всё таки геологи, пусть даже студенты-народ ушлый. А группа, в которой шла племянница нашей ру-ководительницы, ночевала в палатках: романтики им захотелось. Вот так и погибла девушка.

       Позднее, когда я уже много лет работал геологом, мне часто выпадали случаи, когда трезвый расчёт помогал избегать многих неприятностей, вплоть до спасения людей. Вы вот попробуйте остановить пьяных сотрудников, желающих искупаться в горной речке. А сколько было подобных ситуаций в различных полевых партиях и экспедициях,где люди гибли или становились инвалидами просто по собственной глупости или потому что их во время не остановили. И я всегда находясь в какой либо экстремальной ситуации , вспоминал случай в Карелии.

        я перечёл написанное. Конечно о Вознесенском здесь мало. Он лишь повод к написанию моих воспоминаний. Но без Вознесенского не было бы и моих воспоминаний. Ну не напиши он "Лёд-69", и кто бы прочёл мою историю.

                6 августа 2009 г