Размышление первое

Феликс Эльдемуров
О ВЕРЕ,  НЕВЕРИИ  И  ЧЕРТОИСКАТЕЛЬСТВЕ

(размышления)


–  Вы  до  такой  степени   испорчены   вашей   семинарской философией, что во всем хотите видеть один только туман. Отвлеченные  науки, которыми набита ваша молодая голова, потому и называются  отвлеченными,  что они отвлекают ваш ум от очевидности. Смотрите в глаза черту прямо, и если он черт, то и говорите, что это черт, а не лезьте  к  Канту  или  к  Гегелю  за объяснениями.
Фон Корен,
(Антон Павлович Чехов, «Дуэль»)

Дьявол (от греч. diabolos, перевод евр. термина «Сатана») – главный символ трансцендентного высшего зла. Именуется также лукавым, нечестивым и т. п., у мусульман – шайтаном и Иблисом. Первоначально под дьяволом иудеи понимали ангелоподобное существо, в чьи обязанности входило удостовериться в верности людей Богу посредством их искушения. Затем, в период вавилонского пленения, под персидским дуалистическим влиянием дьявол из слуги трансформировался в противостоятеля Богу.
Из материалов Интернета



Кто есть Бог и что есть диавол?

«Дьявол есть то, чего мы не в силах понять в Боге» – устами одного из своих персонажей предполагает Станислав Лем.

И действительно, если Бог всемогущ*, непогрешим, и всезнающ, и всеобъемлющ, и благ, то каким образом вписывается в созданный им мир фигура диавола?

* Многократно обсуждённое «Элохим» – наименование Бога в Ветхом Завете, в чисто профаническом переводе означает буквально не «Бог», а «Боги». Этот тезис неоднократно приводят критики Библии, подводя читателя к языческим корням христианской религии. Однако заметим, что множественное число здесь должно означать отнюдь не множественность Бога, но многообразие наличествующих в Нём сил и проявлений. Бог все-могущ, все-силен, все-знающ и т.д.


В современной литературе, (в основном эзотерического, а чаще – псевдоэзотерического толка), встречается, например, такое рассуждение.
Мир, – а, следовательно, рассуждает автор, – и Бог состоит из двух противоборствующих начал, светлого и тёмного, Ян и Инь.
Значит, – продолжает он развивать свою дуалистическую гипотезу, – есть Бог с одной стороны – как выражение вселенского добра, и есть диавол, сатана и проч. – как выражение вселенского зла.

Заманчиво. Соблазнительно. Но так ли всё просто? И истинно ли?

Что, таким образом, всё доброе, светлое, чистое, истинное в мире оказывается равносильным, а следовательно – равноценным всему злому, тёмному, грязному? Получается, что чёрт равен Богу?

Увы, подобного рода рассуждения и выводы,  проходящие открытым текстом или явным подтекстом, можно встретить и в сочинениях, проповедях, высказываниях далеко не только новомодных «эзотериков», но и у иных, в том числе авторитетных «отцов церкви». Не говоря о многочисленных популяризаторах…
В чём же дело?
Неужто и впрямь всё обстоит так печально?

Надо заметить: подобного рода толкователи недостаточно хорошо знакомы с сутью исследуемого ими материала. Поверхностность – один из первых врагов истинности.

Ян – не есть что-то безусловно доброе. Это – то, что известно, это – динамика, энергетика, движение, устремлённость, активность, новаторство. Это – «мужские» черты характера, дух.

Инь, в свою очередь – не есть что-то безусловно злое. Это есть компенсация и необходимое дополнение Ян. Инь – то, что неизвестно (тайна), статика, информация, инерция, осторожность, пассивность, консерватизм. Это – «женские» черты характера, душа.
Инь, согласитесь, хотя порою и «мешает», но «мешает» вполне правомерно; а порою – и спасает.
Всякая машина да имеет регулятор скорости, а также тормоза!

Существует во Вселенной,  (хотя не все это, почему-то, знают, а тем более – принимают во внимание), и третья сила, третье начало, а именно – Дао (или Дэн, Дзен и проч.). Это, в изображении, извилистая граница между Ян и Инь, гармоничный регулятор их взаимодействия друг с другом.

Подытожив, примем вкратце: есть динамика-активность, есть статика-пассивность. Есть то, что приводит их непрерывное взаимодействие в состояние гармонии.
Всё это, очевидно, и есть добро.

«Постойте, постойте! – возможно, прервёт меня нетерпеливый читатель. – Получается, искомого сатаны-диавола попросту нет? Всё – добро? Или же пресловутый «князь тьмы» всё-таки существует?»

И что тогда зло?



РАЗМЫШЛЕНИЕ  I

1
У Даля читаем:
«ДОБРО – вещественно имущество или достаток, стяжание и т.д.
В духовном значении – благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина».

В примитивном понимании язычества, были, например, Белобог и Чернобог…
Попробуем пофантазировать:
«Вот пошли мы набегом на соседей. Пожгли, пограбили, конечно. Много ДОБРА взяли…
Это нам Белобог помог.
Правда, потом соседи собралися с силами, позвали друзей и родственников, да и вломили нам по первое число…
Это им Чернобог помогает!»

Вам ничего не напоминает этот текст?
А ведь это – образ мышления!
Вопрос: чей?
Потребителя. Искателя лёгкой наживы…
А грехи? Пустяки, замолим как-нибудь… Где там наш станок, что печатает индульгенции?

Чему «помогает Белобог»?
Чем «вредит Чернобог»?
И может ли вообще существовать Бог в таком понимании жизни? Не удобное ли, в данном случае, прикрытие – образ Бога для оправдания грехов и преступлений?

Сотворено изначальное зло! и вослед ему закономерно спешит зло ответное.
Действие равно противодействию, так, кажется?

Человеком было нарушено равновесие.

Человеку захотелось заполучить ДОБРА сверх обычной, заслуженной меры.
То есть, «Чудо! Чудо! Господи! Сотвори чудо!» – но сам я при этом не хочу пальцем о палец ударить, не желаю проходить какие-никакие испытания, и вообще, если Ты всемогущ (а мне так говорили!!!) – почему бы тебе не облагодетельствовать меня любимого?
Ну, а коли ты не спешишь, попробуем иные методы. Например, чёрную магию. Например, обратимся совсем не к тебе, а в иную инстанцию…
Да, совсем забыл. Вечной молодости и бессмертия не мешало бы выпросить!..

Есть Ян и есть Инь. Чрезмерное усиление любой из этих сторон бытия, неминуемо:
1. Ведёт к катастрофам, несчастиям, злу.
2. Порождает ответное зло.

Всё, что сверх МЕРЫ…
Получается, что это «сверх меры» и есть искомое зло?

«Как же, как же?» – возможно, возмутится кто-то. – «А вот мне действительно остро необходимо то-то и то-то. Еда, например. Например, лечение. Например, деньги…»

Ну, если речь идёт, например, о здоровье (тем более, кстати, даже не своём, а кого-то из родных и близких) – понять человека можно. Но… почему он сам не в силах поправить это?
Или о поиске работы… Почему он не может найти работу, которая была бы и в радость, и в достаток?
Или – о явно недостаточном доходе семьи, которая с трудом сводит концы с концами, не живёт, а выживает с натугой от зарплаты до зарплаты? («А нам бы хотелось ещё детей… но попробуй, проживи на это пособие!»)
Это тоже можно понять.
Но, опять же, почему, почему это всё-таки происходит?

А потому что Ваш лично кусок от общественного пирога кто-то уже не просто аккуратно надкусил, но и основательно обглодал.
И именно этому кому-то в социуме предоставлены с избытком, сверх МЕРЫ все те привилегии и блага, в которых по праву нуждаетесь Вы.

Социум как таковой, так уж получается, непрерывно порождает зло.
В противодействие этому явлению возникают:
1. В самом лёгком варианте – необходимые, хотя, чаще, весьма половинчатые реформы (с чужим куском пирога непросто расставаться),
2. Материализм и атеизм, а параллельно ему оккультные течения, чёрная магия и сатанизм (человеку свойственно обращаться к потусторонним силам, когда он совершенно ограблен – примерно так говорит Маргарита в романе у Булгакова),
3. Смуты, революции и войны.


2
Закономерный вопрос: а что церковь?
Церковь, в большинстве случаев, где-то добровольно, где-то вынужденно оказывается в положении «допущенной к кормушке».
Церковь выгодна.
Церковь (как, между прочим, и любой иной идеологический институт) равно стрижёт и тех, и других «овец».
Церковь состоит из людей – с теми же качествами, что и её паства…

И получается: проповеди, обличающие богатых, коим предназначено попасть в мифический «ад», равно и возвеличивающие бедных («Христос терпел и нам велел»), для коих уготован столь же мифический «рай»* остаются пустыми словами. Либо отцы церкви:
1. Признают за «власть имущими» право властвовать и грабить,
2. Лишают подвластных и ограбленных надежды хоть как-то изменить свою земную жизнь и, наоборот,
3. Внушают им идею некоей непроверяемой гипотетической компенсации, но уже на том свете,
3. Приводят разочаровавшихся к стремлению вырваться из нищеты каким-то ненормальным (криминальным, силовым) способом,
4. Вместе с правящим режимом, а также охлократическими и маргинальными кругами общества – перекладывают вину на инакомыслящих (ведьм и колдунов, еретиков и проч.), а порой – на инородцев и иноверцев («понаехали тут!»). Показательный пример – средние века, о которых речь впереди.

*«…Потом она стала проповедовать насчет преисподней, а я возьми да и скажи, что хорошо бы туда попасть. Она просто взбеленилась, а я ничего плохого не думал, лишь бы удрать куда-нибудь, до того мне у них надоело, а куда – все равно. Мисс Уотсон сказала, что это очень дурно с моей стороны, что она сама нипочем бы так не сказала: она старается не грешить, чтобы попасть в рай. Но я не видел ничего хорошего в том, чтобы попасть туда же, куда она попадет, и решил, что и стараться не буду. Но говорить я этого не стал – все равно никакого толку не будет, одни неприятности.
Тут она пустилась рассказывать про рай – и пошла, и пошла. Будто бы делать там ничего не надо – знай прогуливайся целый день с арфой да распевай, и так до скончания века. Мне что-то не очень понравилось…» (Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна», перевод Н.Дарузес).

И действительно, что делать в таком раю человеку деятельному, смелому, великодушному? Попусту бездельничать и петь псалмы?
Целесообразно ли это?
За этим Бог создавал человека?

Байки об аде, байки о рае… Усиленно нагнетаемый образ сатаны…
Говорят, что однажды студенты решили разыграть своего престарелого преподавателя, а им был не кто иной как великий Кювье, отец современной палеонтологии. Они нарядились чертями и, разбудив Кювье, который в это время мирно отдыхал в своём любимом кресле, сказали, что посланы диаволом и сию минуту его съедят.
Кювье… а что Кювье? он когда-то сам был студентом, он мигом оценил шутку и, лениво приоткрыв один глаз, ответил:
– Не-а. У вас, кажется, копыта и рога? Значит, вы – травоядные. А значит, съесть меня не сможете!
И, как ни в чем ни бывало, продолжал дремать дальше.

Словом, церковь, перенимая повадки тех, кого с таким усердием клеймит, зачастую пытается компенсировать ущемление своего влияния совсем не теми методами, которые широко освещены в той же религиозной литературе. И, увы, нередко, перетолковывая и искажая её на свой лад, всеми силами убеждать человека в острой необходимости подобного существования.
Навязывая ему необходимость жить в инфернальном социуме.
Человек вообще так уж устроен: если его убедить в том, что он служит себе и своим интересам, его можно легко заставить служить кому угодно и чему угодно.
Кому?
Якобы Богу. Или якобы вере. А в более земном плане – своему сословию, классу, вождю, авторитету, «отцу нации», партии…
Отнюдь не присущая учению Христа властность... Ложь и скрытое презрение к тем, кого, вообще-то, надлежит не просто «пасти», но и направлять в духовной жизни, в пути к Богу…
Ставшие, увы, обычными, тщеславие, лицемерие и ханжество, властность, жадность… да что там говорить…

Рассказ приятеля:
«Однажды я, отдыхая в одном из районов Подмосковья, услышал доносившиеся с холма возмущённые женские крики. Чьи-то дети, ничего не подозревая, осмелились, оказывается, собирать полевые цветы, и где? на территории местного монастыря! Вдобавок, о ужас, они ещё и щавеля нарвали с того же луга!
Детям грозили наказаньем Свыше, пугали адом и чертями, гнали прочь. Брошенные ими цветы и щавель так и остались увядать, брошенные на тропинке…»

Мелкий, незначительный случай? Но, к сожалению – показательный. Придут ли эти дети, повзрослев, в эту церковь?
Ну нет бы служительнице сказать: «Дети! Какое благо вам принимать дары Господни! Ещё Иисус Христос призывал пустить к нему детей! Бог вас любит! Приходите в наш Храм!»

Один из моих друзей разыскивал могилу своего далёкого предка, настоятеля монастыря. В местной епархии долго мялись, якобы не ведая месторасположения искомого захоронения. Потом вдруг как бы случайно перевели разговор на другую тему: «Ох-ох… Вот и крыша у нас прохудилась, а денег на ремонт не хватает…»
А между прочим, батюшка в этой конторе недавно приобрёл себе новый «Мерседес»…

Не желая впадать в тенденциозность, можем припомнить, разумеется, и иные примеры.
В одной телепередаче молодой монах рассказывал: «Отец настоятель не велит на голых досках спать, дабы не загордились!»
Честь и слава отцу настоятелю! Здоровья ему и долгих лет жизни!

В одном из небогатых московских соборов вёл службу совсем молодой священник. Надо было читать проповедь, он и пытался это, старательно припоминая заученные фразы. И вдруг сбился, что-то забыл. И… стал говорить просто своими словами. И это получилось лучше, искреннее, от сердца. Даже, казалось, воздух в Храме просветлел. Хотелось зааплодировать, но аплодировать в Храме не принято…»

Но мы, кажется, отвлеклись, простите.


3
«Когда угнетённые массы восстают, они всегда правы» – фраза,  многократно повторенная революционерами самого различного толка, от Ленина и Троцкого до современных анархистов.

Нередко в истории недовольства и восстания сопровождались, а порой и возглавлялись именно деятелями церкви. Вспомним Лютера, Яна Гуса, протопопа Аввакума…
Из церкви вышли Константин Философ (Кирилл) и Мефодий, такие деятели как Коперник, Ньютон, Свифт, Дарвин…

Безудержная роскошь аристократии породила столь же безудержный, кровавейший террор Французской революции. Кровь лилась рекой…
Якобинцев обвиняли в сатанизме, ставя знак равенства между атеизмом и сатанизмом.*

* Кое-кто из религиозно настроенных авторов помнится, дописался, что предтечей образа сатаны мог быть Прометей. Восстал, дескать, на Зевса-Деуса, якобы – предтечу образа Бога-Отца…
Ох уж это полузнание! В том числе и мифологии!
Прометей, как титан, был одним из предшественников Зевса.
Далее, устремления его не сводились к удовлетворению личных нужд, и наоборот – он пытался помочь только что созданным людям, влачившим существование без разума. Он устранил эту явную несправедливость, подарив людям похищенный им огонь, за что был распят на скале Кавказа.
По сути, здесь мы имеем дело с сюжетом пути отнюдь не сатаны, а совсем иного героя… И правоту этого поступка, в конце концов, понял даже властный Зевс…


И это можно понять.
Стремление к излишеству сверх заслуженного, желание чудесным образом получить «сразу и побольше», не приложив особенных усилий, характерно именно для сатанизма.

«Хочу вдруг написать гениальную музыку…»
«Хочу вдруг совершить научное открытие…»
«Хочу вдруг добиться славы и почитания…»
«Хочу вдруг разбогатеть…»
«Хочу вдруг добиться любви…»
«Хочу вдруг оказаться святее папы римского…»

Так и тянет вспомнить: «доктор,  доктор, дайте мне таблетки от жадности! И побольше,  доктор, побольше!..»

И, не дай Бог, всё это действительно достигается (каким путём – опустим). Что тогда?

А тогда – неизбежные тщеславие и гордость (незаслуженная; сиречь, вернее – гордыня).
«Я – сверхсущество!
Я – завоевал Париж (или Москву, или любой другой населённый пункт)!
Я – владыка мира (или, как вариант – его освободитель и спаситель)!
Моё имя останется в истории!»
А потом?

Потом – либо столь же стремительный крах, либо… самое дикое разочарование.
«А ты сидишь на берегу, тебе тепло и скучно…»
«Сбылась мечта идиота…»
Ставленник инженера Гарина, от нечего делать плюющий в телеэкран косточками от варенья.

Либо – и то, и другое вместе.
Далее следуют алкоголь, наркотики, разврат и… страшный вопрос: что делать дальше? Кто я? Что я? Хорошо ли мне? Зачем мне всё это?
Но из лап сатаны бывает так трудно вырваться…

Кто-то метко сказал: всякая революция – это свинья, которая пожирает собственных детей. Зло, которое стремились сокрушить, оборачивается иным, почти всегда – более страшным злом. Боровшиеся за правду и свободу… их частью также обвиняют и казнят, другой частью они превращаются в новых эксплуататоров. А народ? а что народ?
Безмолвствует… до поры, до времени, правда. Пока не затягивается потуже новая петля…

В восточных легендах есть одна, особенно показательная.
Представьте, что некоей страной, унижая и грабя население, правит дракон. Находится и удалец-батыр, который схватывается с этим чудовищем, и побеждает его. Затем он, обследуя замок дракона, натыкается на сокровища… Ведь это всё теперь его! Его!
Он забывает, зачем пришёл сюда…
И тут же превращается в нового дракона…


4
Кто-то из китайских мудрецов сказал так:
«Что толку будет оказаться сразу на вершине горы? Ты увидишь только облака…»

И действительно. Человеку, и это вполне правомерно, более всего дорого и интересно именно то, что он не просто даже заслужил, но ПРОЖИЛ, пройдя для этого путь испытаний, употребив заложенные в нём Богом таланты и способности, наработанные умения, знания, навыки, затратив при этом силы, здоровье, время жизни…
В диалектах южнославянских языков встречается интересное слово «истин!» – что означает: «иди!»
Истина – в пути к истине.

Нормальному человеку дорого добро заслуженное.
Это – не лёгкие деньги, не минутная утеха, не приносящая пользы и удовлетворения. Не что-то свалившееся пусть даже с неба, не выигрыш в лотерею и не находка кошелька на дороге.
То есть, не ДОБРО НЕЗАСЛУЖЕННОЕ.
То есть, именно то, что мы теперь можем с полным правом назвать злом.

В романе замечательного грузинского писателя Чабуа Амирэджиби главный герой – сильный, смелый, великодушный пытается, восставая против несправедливости, творить добро. Да, кое-что ему удаётся, например спасти кого-то от бандитов. Потом он начинает помогать неимущим – дарит им деньги и подарки. Потом заступается за людей, одураченных сектантом… Потом…
А потом его начинают просто бить и всё сотворённое им добро оборачивается злом.
Потом он, разочаровавшись, перестаёт творить добро, но тем хуже. Все привыкли, что придёт добрый «батоно Дато» и со всеми разберётся.
Окончательно он гибнет, убитый собственным сыном, на чьи доверчивые уши «добрые люди» навешали немало клеветы о его отце…

Что произошло? В чём дело?
Дата Туташхиа, подобно Дон-Кихоту, вторгся в жизнь людей. Людей, к тому не подготовленных. Людей, быть может, и не достойных его даров. Не ударивших пальцем о палец, чтобы эти дары заслужить. И потому – не могущих оценить ни их, ни их дарителя по достоинству.
«Сделай раз доброе дело – и тебе это поставят в обязанность» – так, кажется, звучит афоризм из книги Мерфи?

Предчувствуем закономерный вопрос со стороны людей творческой работы: а как быть с вдохновением? Озарением? Внезапно пришедшими строчками, художественными образами? Открытиями? Это ли не чудо?
Но… «Господь чудес не делает», сказал кто-то.

Дело в том, что вдохновение не приходит просто так.
Например, певец, даже если будет изначально, от природы, наделён сильным голосом, сразу, вдруг, гениальным исполнителем не станет.
Вспомним цитату из рассказа Севера Гансовского: «Теперь в результате операции у него родился чудесный по тембру могучий голос, но он открыл рот и заревел этим голосом, как осел...»
Потребовались месяцы трудов, старания, обучения, чтобы в результате на свет родился мастер…

Человек творческий тем и силён, что его мозг продолжает пусть незаметно, подсознательно работать даже в те часы, когда разум загружен совсем иными мыслями и заботами. Однако рано или поздно результат прорывается, выходит наружу. Человек творческий, будь то писатель, поэт, художник или музыкант удивляется этому, считает подарком Свыше, хотя истинный подарок ему – это возможность идти вперёд,  к истине, порой даже не замечая, что идёт…

Кто-то хорошо сказал: не осыпайте нуждающегося ни златом, ни богатством. Дайте ему возможность заработать своими силами, талантами, способностями всё то, в чём он нуждается.

Бог долго и терпеливо, миллиарды лет создавал Вселенную
Бог долго и терпеливо, миллиарды лет создавал Землю.
Бог долго и терпеливо, миллиарды лет проводил эволюцию живых существ.
Бог долго и терпеливо создавал венец Своего творения – человека.

Он создал человека по Своему образу и подобию. Создал его, сотканного им также из Ян и Инь, и вложил в него Свою Божественную искру – Дао.
ЗАЧЕМ он это сделал?
Неисповедимы пути Господни…

Завершил ли Бог строительство человека?

Мы привычно считаем себя царями природы.
Так ли это?
Если в своих устремлениях мы порой ставим себя выше Бога?