566 километр. ТРРЛ Север

Виктор Ковтуненко
Для лучшего понимания читателями  описываемых событий – небольшой рассказ о Системе Тропосферной Радиорелейной Связи ТРРЛ «Север».

До конца 60х годов большинство районов Крайнего Севера не имели устойчивой связи с Большой Землей. Ладно гражданские – перебьются, но отсутствие надежной связи серьезно влияло на обороноспособность.  Было принято решение: создать систему, обеспечивающую качественную и стабильную телефонную и телеграфную связь с районами Крайнего Севера.  А как? Кабели по тундре и вечной мерзлоте быстро не проложишь. Обычные радиорелейные станции УКВ диапазона требуют прямой видимости между собой, в обычных условиях это 60 – 80 км. На Севере реализовать подобное практически невозможно.  Поэтому была разработана система тропосферной загоризонтной связи «Горизонт-М».  Дальность 250 -425 км,  пропускная способность - до 60 телефонных каналов.

Для обеспечения устойчивой связи на такой дальности потребовалось сооружение гигантских антенн, с размерами зеркала 20х20 метров, или 30х30 метров. По две антенны на каждое направление. Поэтому многие, видившие наши точки считали, что это радиолокационные станции.

На самом деле – гражданская связь. Были, конечно, и военные каналы, но в основном - гражданская телеграфная и телефонная связь. Для очень многих населенных пунктов Крайнего Севера ТРРЛ "Север" была единственным средством связи.

По рассказам, первоначально планировалось, что систему будут обслуживать гражданские. Но эти «хлюпики», почему-то отказались от столь романтической работы. Замена нашлась быстро – станции сделали отдельными радиорелейными батальонами, нагнали солдат и офицеров (среди офицеров было немало выпускников гражданских вузов – двухгодичников или «пиджаков») – «простенко и со вкусом».

Фактически мы служили в «связистском» стройбате. Такие вот стройбатовцы – интеллигенты.
Учебная часть в Актюбинске готовила специалистов для ТРРЛ «Север», сержантов для кабельных батальонов связи - «кабельный стройбат», специалистов по армейской связи (радисты, радиотелеграфисты и так далее) «на случай войны». Последняя категория, после «учебки» отправлялась в те же кабельные батальоны связи, только рядовыми.

Комментарий Александра Титова3 :
В Актюбинске готовили радистов не в прямом понимании, а техников по обслуживанию приёмо-передающего, техников уплотнителей (телефонная связь) оборудования на станции, также дизелистов, сантехников для работы в дизельной-котельной. Был сержантский взвод, это те кто оставались в учебке. По крайне мере так было в 1969-70 г. Батальон стройбата стоял рядом с учебкой и общей была только столовая. Такого маразма, как описывается в рассказе, на площадках РРС не было. Я имею в виду дедовщину и отношение офицеров. На площадке всего было 30-50 человек из них 8-10 офицеров, остальные в основном сержанты. Поэтому отношения между всеми были нормальными. Я служил на РРС "Вена" это 20 км от посёлка Жатай, 40 км от Якутска, май 1970-ноябрь 1971 г. У нас линия была Якутск(Вена)-Магадан(Дракон) и мы работали с Драконом и никаких страшилок ни кто не рассказывал. Подобные страшилки были в батальоне связи, который стоял в поселке Марха, но это совсем другая епархия. Поэтому мораль не надо наводить тень на плетень и сравнивать службу в стройбате и на тропосферной радиорелейной станции. У нас это была нормальная работа в связи с тем, что гражданских на такие станции набрать не могли.

Более подробно о ТРРЛ «Север» - на сайте   http://www.trrlsever.org/SEVER/trrl_sever.html

Читать:
предыдущую главу http://www.proza.ru/2009/08/05/657
следующую главу http://www.proza.ru/2009/08/10/867