От Корсакова до Кишинёва

Лариса Сергеева
 
 г. Корсакову на Южном Сахалине посвящается.

 Во втором классе мне довелось... Нет,мне пришлось...Скорее мне посчастливилось получать
знания в трёх разных по уровню образования школах.

 САХАЛИН- первая школа.

 Начала я учебный год в своей первой школе на острове Сахалин,в Г.Корсакове,
расположенном в центре прекрасной бухты,на самой южной точке острова.
 В этом городе сначала мы жили в порту.Затем получили дом у подножия сопки.
Такие дома выделяли семьям офицеров:недалеко от порта,но не на территории его.
 Школа же находилась в центре города,или на другом конце от военного городка,
от порта.Это была красивая,двухэтажная школа,стояла на пригорке и была видна издалека.
Перед школой в несколько рядов были высажены рябины

 В сентябре,когда я,пройдя всю главную улицу от одного конца до другого,выходила на простор площади,я видела как наверху полыхают гроздья рябины на фоне белоснежной школы.
Это была моя первая,любимая школа.Там я научилась читать и писать,там было сделано много первых открытий:как буквы складываются в слова,слова -в предложения,предложения-в сочинения.Именно в первом классе к нам приходят интересные открытия по освоению речи,
и счёта.Потом,в следуюшие годы мы закрепляем полученные знания,расширяем кругозор,это уже труд,усидчивость,настойчивость.

 Помню,как на кружке пения,мы разучивали октябрятские песни:"То берёзка,то рябина ,куст ракиты над рекой..." и другие.Как после этих уроков,окрылённая,бежала через весь город домой,а мелодии продолжали звучать во мне.В школе мы получали и музыкальное образование.
При нашем желании,разумеется.У меня там,впрочем, как и везде,было много подружек.Не помню,были ли в нашем классе мальчики,думаю,что нет.Наверное,в первых двух классах,обучение было раздельное,а с третьего класса -смешанное.А,может,и были
в нашем классе мальчики,но их было немного.

 Помню,как на переменках,мальчики постарше бегали по корридору и шумели.А мне было непонятно их беспричинное веселье.Мне казалось,что радость можно было бы выражать разными способами,а не криками дикарей.

 Там я прочитала свою первую книжку:"Три толстяка"Юрия Олеша.Не помню,кто мне её подарил.
Нравились картинки,которых в книге было множество.Нравились несколько загадочные имена героев.Да и имя самого автора казалось необыкновенным.Нравились стихи,которые быстро запоминались,и которые я помню до сих пор.В этой замечательной книге трудно определить,
кто главный герой,этим особенно она мне была дорога.Сначала появляется доктор Гаспар Арнери,о котором дети поют:"Как лететь с земли до звёзд,Как поймать лису за хвост,Как из
камня сделать пар,Знает доктор наш Гаспар".Потом великолепное появление Тибула и превращение его в негра стараниями того же доктора.А приключения куклы с почти что японским именем Су-ок,завораживала меня тем,что маленькая девочка,моя ровесница,могла так искусно сыграть свою роль.Казалось бы,совсем второстепенная роль учителя танцев,
придаёт живость повествованию с его полётом на воздушных шарах,с приземлением
в огромном торте по случаю дня рождения наследника.И опять-таки песенка детей,которые дают ему несколько иную характеристику,чем доктору Гаспару:Учитель танцев Раз-Два-Трис
Смотрел обыкновенно вниз.Пищал учитель,словно крыса,Был у него длиннющий нос,И
вот к носищу Раз Два Триса Башмак соломенный прирос.Мне так нравилась эта книга,мне так хотелось,чтобы все мои подруги прочитали её,чтобы потом мы могли все вместе обсуждать перипетия главных героев,что я дала моё сокровище почитать одной моей подруге.Меня удивляло,что она это произведение,которое я прочла на одном дыхании,читает так медленно,но я стеснялась поторопить её в чтении и потребовать,чтобы она вернула мне книгу немедленно.

 Но вот в один прекрасный день...-Да,это был прекрасный день...-Мама сообщила мне и брату,что сегодня мы отплываем на материк.Это было так неожиданно,я не помню,чтобы мы готовились к от"езду,собирали,паковали вещи.Мне кажется,что мы всё оставили там и покинули Сахалин с одним небольшим саквояжем.Скорее всего,это была идея отца,который считал,что его семье не нужно ничего:чем проще жить,тем лучше.

 Весь день я бегала к подружке,чтобы вернуть своё сокровище,но она до самого вечера,до самого нашего отплытия не появилась дома.

 ТАТАРСКИЙ ПРОЛИВ.

 И вот мы всходим на корабль и происходит встреча с Татарским проливом,где всегда штормит,в любую погоду,в любой сезон года.А "Три Толстяка"остаются на покинутом нами берегу.Берег становится всё дальше и дальше...Кто  мог подумать тогда,что остров Сахалин мы покидаем навсегда.Во всяком случае,я не думала тогда об этом.Я плыла навстречу новым
ощущениям,навстречу новой жизни.Меня ждала встреча с моими горячо любимыми родственниками,о которых я много слышала от моей мамы:о дяде Ване,любимом,старшем брате мамы,о её сестре Марии,о моей бабушке Татьяне Ивановне...

 Мама тяжело переносила плаванье,её мучила "морская" болезнь.Она лежит в каюте вместе с моим братом Вячеславом. А я,гордая,что не подвластна этой слабости,вместе с отцом хожу по огромному пароходу.Он знакомит меня с его устройством,мы поднимаемся на капитанский мостик,спускаемся в кубрик к матросам,посещаем машинное отделение.На палубе он показывает мне зачехлённые шлюпки,которые спускают на воду в случае кораблекрушения.

 Мне казалось,что отец-самый главный человек на любом корабле.
Вечером мы рассказывали маме о наших приключениях на корабле,но мама не одобрила посещениями нами кубрика:кто же водит девочку 8 лет в кубрик к матросам.

 Был третий день нашего плавания.Мы,как обычно,вместе с отцом поднялись на палубу.
Шторм немного утих.Солнце стояло высоко.Я взлянула на горизонт.Вода в проливе искрилась на солнце,белой пеной были покрыты гребешки волн.Нос корабля вздымался на волнах,а потом резко опускался вниз.И я почувствовала,как ко мне подкралась болезнь,которой мне удавалось избегать даже в самый сильный шторм первых дней путешествия.
 
 Я поняла,что нужно смотреть только на палубу,только перед собой,чтобы не видеть,как ведут себя нос и корма судна.
 К счастью,наше путешествие подошло к концу.Мы прибыли в порт.Скорее всего,это был порт
Ванино.Короткая передышка,и вот уже мы на поезде пересекаем страну,едем с востока на запад.

 БАЙКАЛ.

 Это было незабываемое путешествие.собенно меня поразило озеро Байкал.
 Поезд шёл по самой кромке его,по самому краю его южного берега,повторяя все его изгибы.
И,когда бы мы ни взглянули в окно,всегда видели его живописные берега,его серебристую поверхность.

 Поезд ехал медленно,осторожно,как бы стараясь показать его необыкновенную красоту.
 Мы ехали вдоль озера,точнее, священного моряБайкал,целый день.До того,как за окном поезда появилось озеро Байкал,я думала о Сахалине.Как там начнутся уроки,а меня на уроках нет.Будут удивлённо спрашивать,где я,что со мной.Подружка будет горевать,что теперь не сможет вернуть мне книгу.Но после озера Байкал мои мысли  были уже о том,как нас встретит Москва.
 Хорошо,что Озеро Байкал развёрстывалось перед нами днём,при свете солнца.
 Было бы обидно,если бы мы проехали этот участок пути ночью:мы не увидели бы Байкал.
Совсем недавно моя подруга из Цюриха совершила путешествие по Сибири.Она проехала на поезде почти тот же путь,только в обратном направлении.Она ехала от Иркутска на восток.
Она не просто ехала,но непрерывно делала фотографии из окна поезда суперсовременным фотоаппаратом немецкого производства.
Она не могла сдержать своего восторга,когда демонстрировала мне эти фото.А я как будто снова встретилась с озером Байкал.Меня поразило,как мало что изменилось в тех местах за это время.Я видела каждую былинку,каждый кустик,запечатлённый
на её снимках,и вспоминала с какой нежностью взирала я на растительность этого края из окна вагона много лет назад,в послевоенные годы.
 
 Мне была хорошо понятна её привязанность к нашей Сибири.Она ждёт-не дождётся,
когда наступит время отпуска и она в купированном вагоне поедет со своей подругой по просторам Сибири.Она выучила русский и говорит на нём почти без акцента,она столько лет посвятила изучению русского языка,добиваясь правильного произношения и грамотного написания.И радовалась,когда её в Москве или Петербурге не принимали за немку.

 То,далёкое путешествие запомнилось мне тем,что мы всю дорогу были окружены доброжелательством наших многочисленных попутчиков.Многие восхищались красотой и умом моей мамы,хвалили меня,её дочку.Мой брат молчал.Отца я в поезде не помню.Видимо,днём он проводил время с проводниками всех вагонов,помогал им в их работе,как тогда на корабле,но меня не брал с собой,так как при движении поезда бродить по вагонам с ребёнком было небезопасно.

 МОСКВА-вторая школа.

 В Москву наш поезд прибыл торжественно,вечером.Нас встретил дядя Ваня.Я его сразу узнала.Он был именно такой,каким я его представляла по рассказам моей мамы.Погрузили чемоданы в машину и поехали от ярославского вокзала ,по улице Горького на Бутырский Вал,домой,к моей бабушке Татьяне Ивановне.Я жадно всматривалась в ночной,такой дорогой для меня город. Шёл 1947 год.Послевоенная Москва как будто ещё сохраняла ставшее привычным в тяжкие годы затемнение.Только кинотеатр "Центральный"на улице Горького был ярко освещён простыми лампочками ,расположенные квадратом,в котором сообщалось название фильма.

 Родители почти что сразу уехали к месту нового назначения отца,чтобы разведать обстановку там,где нам теперь предстояло жить.

 На время отсутствия родителей меня определили в школу,нелалеко от бабушкиного дома.
И вот я учусь в московской школе.то было нечто совсем другое,отличное от того,что я знала раньше.Как сейчас,вижу школьный корридор,который и корридором назвать нельзя.
 Он был такой широкий,как танцевальная зала.Солнечные лучи сквозь двусветные окна освещали паркетный пол,отражаясь в нём,как в зеркале.Нарядные девочки на переменках в
с менной обуви, чинно прогуливались парами,беседуя о чём-то своём.В заплетённых туго косичках нарядные пышные банты,белые манжеты и воротнички,школьные формы,пошитые с любовью,различных фасонов и расцветок от светло коричневого,до шоколадного или тёмно коричневого,фартучкис оборками.
 А просторные классы с грифельной доской,залитые светом.Созданы были все условия для плодотворных занятий.И были,конечно,уроки музыки,на которых звучали мелодии композиторов-классиков.На первых занятиях эти мелодии настолько расстрогали меня,что я не могла сдержать слёз.
 Теперь я понимаю,что столичные школы,с раздельным обучением,были устроены по образцу
до-революционных гимназий,и я счастлива,что мне довелось на себе испытать эту систему обучения.

 Но приехали родители,и мы снова отправились в путь.На сей раз,по европейской территории
Советского Союза,пересекая её с Севера на Юг.

 ОТ МОСКВЫ до КИШИНЁВА.

 Мы ехали двое суток.За окнами мелькали пейзажи,отличные от сибирских,ярко светило солнце
На вторые сутки,полная впечатлений от пребывания в Москве,я спросила маму:"Мама,а кто такой Бог?"Воспитанная в военном городке,я впервые услышала слово "Бог" из уст моей бабушки,и теперь пыталась уяснить смысл нового понятия.И мама ответила мне:"Люди считают,
что есть Бог,который живёт на небесах и видит всё,что происходит на земле.Он может наказы
вать людей,если они поступают плохо и благословляет их на добрые дела."-"Вы,мама,верите в
Бога?-"Я верю.А ты должна сама решить:верить или нет."
 Я была преисполнена гордости:мне доверили  с а м о й  решить...Но в глубине души я чувствовала себя покинутой в трудную для себя минуту.предоставить мне самой решать вопросы,в которых и взрослые-то не всегда могут разобраться,было равносильно тому,чтобы пустить меня плыть по воле волн в утлом судёнышке без руля и без ветрил.Но я добросовестно отнеслась к решению поставленной передо мной задачи.Прежде всего,я обратилась к своему брату с тем же вопросом.Был яркий,солнечный день,за окном в небе про
плывали огромные,пушистые,как бы взбитые облака.Я пыталась представить,что на них восседает Некто Всевидящий,Всемогущий,Величественный...В моём воображении мне удалось
у в и д е т ь  Его,как в последствии ,в реальности воспроизведен Бог на иконах.

 Я спросила брата:"А ты?Ты веришь в Бога?Я верю!"Потом поправила себя:"Мы верим!"Брат промолчал.

 В тот момент в поезде,мчавшемся в центре России,я подтвердила свою приверженность к
Православию,хотя и не знала тогда,что была крещена на 40 день после рождения,как это принято у верующих,не была брошена на произвол судьбы:родители позаботились обо мне изначально.Но мама не могла сказать мне об этом,опасаясь наказаний.
 У меня был Ангел-Хранитель,и произнося слова:"Верую!"-я не могла себе представить,как скоро мне понадобится его помошь и защита.
 Мы приехали в Кишинёв.

   К И Ш И Н Ё В - третья школа.

 Квартира,которую сняли мои родители,находилась за вокзалом,на окраине города или в маленькой деревушке рядом в Кишинёвом.После даже небольшого дождя пригорок,на котором
размывало водой,потоки грязной жижи стекали по его склону,пройти даже небольшое расстояние до школы бвло нелегко.Сама школа:небольшое приземистое здание,больше похожая на хату,с небольшим школьным двориком-не вязалась с тем местом,где люди должны были бы получать знания.
 На перемене с визгом и дикими воплями из школы выскочили черномазые пацанята,и с воинствующими криками стали прыгать по длинным неустойчивым скамьям,заполняющими всё пространство школьного двора.Стайка девочек,плотно прижавшись к друг другу,на небольшом возвышении,остающейся свободной,с ужасом взирали на это зрелище.
 А за покосившимся плетнём,курсировали маневренные локомотивы,перемещая тяжело гружённые вагоны:калитка в изгороди выходила прямо на запасные пути.

 В этой школе закончилось моё обучение во втором классе.

 И вот сижу и плачу о школе,о столичной,как о потере Рая.