Хроники племени Оди

Валерий Сергиенко
Толковый словарь Оди

Основные понятия

Оди ; дети огненного дождя (название племени) также каждый из племени зовётся Оди. Оди едины по происхождению, по Одине.

Одина ; земля Оди.

После того, как Оди поссорились, возник раскол и получилось два племени:

Вары  ; племя ящериц.
Каяры ; племя змей.

Духи покровители Оди
Шара ; Земля-Мать.
Оир ; Воздух-Отец
Добыр ; дух озера (старший сын Оира и Шары).
Антивак ; страж и защитник (младший сын Оира и Шары)
Добыр (вода) ; (Старший сын Оира и Шары)
Бодрун ; дух праздника, здоровья, хорошего настроения.
Рох ; дух охоты (средний сын)
Ибайка ; дух забавных недоразумений, казусов, всякого баловства с непредсказуемыми последствиями (внебрачный сын Оира).

Воо ; дух Оди, дух отца Оира. Во живёт в сознании каждого из Оди от рождения.

Каа ; дух племени Каяров, тотем ; змея.
Ня ; дух племени Варов, тотем ; ящерица.
Ка-Ня-Ка-Ня ; Оди призывают своих покровителей, но это также может истолковываться как некое приветствие ; няка-няка-, или ещё что, например ; коня- коня-  (типа, ну, счас что-то будет).

Ка и Ня ; духи матери Шары.

Злые духи болота:

Куяк ; несчастный случай
Блудь ; сбивает с пути мешает правильно выбрать направление
Непруха ; не везёт, не складывается.

Наиболее часто употребляемые слова и словосочетания

Быр ; вода, озеро.
Вак (ваки - мн. ч.) - чужой человек, потенциальный соперник, враг, конкурент, незнакомый человек, ваки - другие люди (не Оди). Уст. сочетание - Няка-вак - няма-вак, что в переводе означает: хороший вак - съеденный вак.

Няка ; что-то вкусное, приятное, полезное, хорошее. Няка-няка (доброе утро).
Вака ; наоборот плохое, не хорошее.
Хрясь ; дерево, ветка что-то связанное с деревом, лесом в целом.
Тутун ; место общего сбора.
Бай ; жилище. Баить - что-то делать в жилище в т.ч. спать.
А-аж ; место общего пользования.
аажить ; бояться, прятаться.
быр-Бодрун ; говорящая вода.
Бум ; ударять, убивать и т. д. Бум-куяк ; что-то типа, всё будет хорошо.
Куяк ; дух олицетворяющий несчастный случай, главный над злыми духами.
Отсюда пошло: куячить ; делать что-то не так; куякнуться ; навернуться и т. д.
Чу ; внимание, потише и т. д. Отсюда Чу-ваки.


Эпические имена Оди:

Племя Варов:

Кош ; вождь племени (знак орла).
Буй ; неистовый огонь.
Ер ; победитель.
Ле ; пчела.
Еа ; шаман племени (поющая ящерица).
Ия ; тихая ящерица.
Ша – последний герой.
Кунь ; молния.
Ляна ; воин несгибаемый.
Ёу ; одуванчик.
Йона ; острые зубы.

 
Племя Каяров:

Яй ; вождь племени (Мудрый Яй).
Яисть ; охотник
Мрак – шаман; Мраков хрясь и Мраковская хрясина. Есть легенда, что в этом страшном хрясе сосредоточена сила каярского шамана.
Вун ; крепкий орешек (первый шаман племени)
Ября ; двуликая танцующая обря (обря та же ября).
Яда ; тихая.
Ойра (Петровна) ; бесшумная смерть вака.
Юя ; ниндзя.
Чиа ; огонёк.
Льга ; два быстрых оленя.
Ляля ; оди-мох.
Ри ; большие глаза.

Эти имена прослеживаются на протяжении всей хроники Оди, они неизменны и символизируют души предков. Когда Оди погибал то его имя передавалось тому, к кому, по мнению шамана, переходил дух умершего. Поэтому если мы встретим, скажем,  Буя на заре Одинской цивилизации, то мы встретим также Буя и много веков спустя. И кто знает, может это и есть тот самый Буй? 
Кто знает…


Происхождение племён

Вары считали, что все люди островов произошли от ящерицы. Что Оир собрал ожерелье из жемчужин которые доставал с самого дна большого быра и пока собирал так устал, что уснул богатырским сном, оставив ожерелье рядом на камне. Тогда Ибайка из ревности, или по другим никому неизвестным причинам, обернулся птицей и выкрал ожерелье, но когда он его понёс над хрясем ожерелье разорвалось и жемчуг рассыпался по всей хрясине необъятной Одины. Проснулся Оир и загоревал, застонал. Тогда ящерица услышала этот стон и быстро передвигаясь среди растений собрала ожерелье. Принесла она ожерелье Оиру и Оир подарил его Шаре. Обрадовалась Шара, а когда узнала эту историю, велела собрать всех духов и на этом празднике.  Она решила отдать своё ожерелье ящерицам как истинным хранителям мира. Когда же каждая из ящериц, населяющих Одину, получила по жемчужине она превратилась в человека и стала Варом.
 Так возникло племя Варов. Вары считали, что они лучшие из племени Оди, а худшие стали Каярами.  Каяры думали также, но наоборот.
Кстати, у Каяров была своя версия происхождения племени и связано это было уже со змеёй и потому они называют себя Каярами и поклоняются змее. Однако, диалект Каяров оказался почти не доступен для понимания и перевода.  Поэтому история сия осталась неизвестной.
 
На самом деле всё было не так.
Давным-давно случился великий потоп. Небо затянули тучи, и непрерывно шёл дождь. Всё заполонила влага. Немногие уцелели во время наводнения, а те кому это удалось двигались на своих лодьях в неизвестном направлении в непроглядной мгле из дождя и тумана лишь криками узнавая, что рядом ещё есть им подобные. Так длилось целую вечность.
И вот в один день небо прояснилось и люди увидели солнце, хотя продолжал идти дождь. Люди так давно не видели солнечного света, что он показался им ослепительным, а капли дождя ; маленькими осколками солнца. Люди называли солнце ; большой огонь. И тогда они закричали: «Смотрите, чудо ; Огненный дождь!» Потом они увидели радугу и были так очарованы, что двигались долго в этом направлении стремясь дойти то того места, где она соприкасается с поверхностью воды. Это был знак. Двигаясь так, они обрели свою землю, обрели свои острова.
Когда они причалили к берегу их оставалось не так много и они очень ослабли. Они выгрузили снаряжение, стариков и детей повыше на холм, а сами кто постарше, кто был в состоянии идти,  охотиться или оказывать посильную помощь, ушли разведать место и добыть пищу. Они ушли и больше не возвращались и не вернуться никогда так захотели духи этих островов. Маленькие дети и старики остались одни и многие из них вскоре тоже отправились к духам, но лишь дети от слабости погрузились в странный глубокий и долгий сон, который длился неизвестное время, и когда они пробудились синее небо отражалось в их глазах и высокое чистое небо стало их единственным и единым сознанием.
Они не умели говорить и не ведали вещей. Они не умели ходить, а лишь ползали с любопытством исследуя друг друга, ощупывая и обнюхивая, пробуя на вкус...

Тогда они впервые спустились к воде, она показалась им холодной, но радостной и они назвали это ; быр. Очень долго они жили в лоне быра, они научились ловить рыбу и плавать от одного острова к другому. У каждого из них был свой маленький собственный островок, на котором они играли, но всегда возвращались вечером в тутун, потому что там вместе, им было теплее. 

Позже один из них, а потом и остальные вспомнили, что был с ними некто называющий их О-ди ; дети огненного дождя. Он твердил всё время это, и он возник в их сознании в образе могучего дракона. Дети понимали, что это был дух ; посланник неба, и они могли говорить с ним называя его Воо.

Когда дети подросли, появились первые баи, а тутун стал местом общего сбора для обсуждения охоты и общих дел племени. Там же они рассказывали друг другу о своей отваге в играх и на охоте. Но так как они не умели говорить они изъяснялись звуками и жестами очень хорошо. Из произносимых звуков у них возникли имена.
Воо подарил им огонь и научил готовить пищу на костре, которую в изобилии им посылала мать Шара. Они молились своим великим духам, танцуя в священном круге, и они любили делать это.  Духи матери земли Ка и Ня даровали им краски и научили магическим символам. Каждый из Оди имел свои собственные символы, которые помогали ему на охоте, давали силу, выносливость и быстроту, а также защищали от злых духов. Также были символы племени Оди. Оди научились проникать в тайное значение символов символы  же при этом проникали в Оди и становились их сутью.

Они были хорошими охотниками: быстрыми как ящерицы, изворотливыми будто змеи, сильными как тигры. Они могли часами сидеть в засаде не дыша и прислушиваться к Шаре ладонями рук, двигаться бесшумно и стремительно. Им были подвластны стихии воздуха, воды и земли. Они верили в силы природы, верили в то, что в явлениях природы, в её ликах заключена великая тайна, приобщившись к которой можно стать такими же могущественными и совершенными.

Как Оди победили страхи.

Это была первая война Оди.
Оди росли не ведая страха, но однажды, они услышали голос Воо. И Воо сказал, что есть демоны и эти демоны их страхи, которых они не ведают, но которые к ним рано или поздно придут. Он показал место, где живут демоны, и велел установить на этом месте большой хрясь. И тут Оди впервые почувствовали приближение страха, хрясь этот внушал ужас, но и притягивал к себе. И Оди увидели страшные образы, которые и были их страхами. Каждый страх ; демон. Тогда Оди жались в ужасе друг к другу и протягивали руки к Оиру, чтобы тот защитил их. Оир услышал их мольбы и послал к ним, Воо. Тогда Воо, велел каждому из мужчин Оди сделать копьё и нанести на него знаки, ставшие священными. Но это должно было быть не простое копьё, а лишь копьё сделанное из хрясей, живущих за непроходимым болотом. И тогда юноши, преодолевая страх, двинулись в путь. Вун шел впереди, за ним двигался Ле, потом все другие. А путь лежал по длинному хрясю и надо было не свалиться в трясину. Но хрясь раскачивался и Вун куякнулся, а за ним и Ле. Другие же, усвоив этот опыт, были более осторожны и никто уже не куякнулся. Когда Оди шли по ваковской хрясине им повсюду чудились Ваки, но они ловко метали свои бумы и те впивались в сухие тела хрясей: Бум-вак,; кричал Ле, Бум-вак ; отзывался Вун, а за ними и другие. Вырезали они себе ровные, острые копья и вернулись в тутун целые и невредимые. Там они подбросили хрясей Оиру и тот запылал ярче и стали они освящать свои копья в танцах Оира. И тогда явился к ним Воо и молвил: «Дети мои вам предстоит непростая битва». Сегодня демоны окружили ваше племя и это демоны ужаса и страха. Они злые и хитрые эти демоны, они никогда не выйдут в открытый бой, они станут прятаться от вас и лишь только вы ослабеете тут же появятся, чтобы вас бум-куяк. Потому, как только наступит ночь, идите по баям как будто ничего не ведаете, и тогда, они придут к вам. Они будут здесь.
Наступила тёмная ночь.
Оди разошлись по баям и уснули. Им снились страшные сны, потому что демоны были уже рядом. Вдруг, кто-то из Оди услышал страшное шипенье и он возопил: "Демоны!"
Выбежали Оди из баев и увидели, как мечется вокруг священного столба, вокруг баев и тутуна чудище-демон и старается сожрать столб, а вместе с ним и души Оди. Оди-мужчины схватили освящённые копья и кинулись на демона, потому как только такие копья ему были страшны. Но коварный демон исчез. Бросились Оди по лагерю, в поисках демона, нашли его и вонзили в него семь копий.
Тогда наступила тишина, но тишина была тревожной. Оди застыли и ждали знака от своих покровителей духов Оира и Шары, от Добыра, но безмолвье их окружало.
И тогда заговорил Воо.
; Духи безмолвствуют ; сказал Воо  ; А это значит, что всё только начинается.
Семь дней и семь ночей Оди жили в смертельном страхе и в каждую из ночей какой-то из демонов из тех, что понаглее, нет, нет да и прокрадывался к баям Оди.
Оди чувствовали, что эта война может длиться вечно, длиться до тех пор, пока демоны не выйдут на открытый бой и что тогда уж либо они Оди ; бум-куяк, либо Оди демонов то же самое. И Оди поняли, что нужно ещё получше затаиться, уснуть покрепче, чтобы демоны подошли без опаски поближе, подкрались к их священному столбу, чтобы сожрать их души. Лучшим из вариантов было разойтись по баям и уснуть, потому как, подумают демоны, что Оди во сне беспомощны и уж точно обнаглеют и придут. И когда Оди уснули многие демоны подобрались со всех сторон и стали пробираться к столбу. Они крались тихо, незаметно как рыси... Но, приблизившись к баям и священному кругу в котором возвышались символы Оди, Шары и Оира не выдержали зашипели и стали драться между собой за близкую добычу. Пробудились тогда воины и выбежали из своих баев. Мужчины-воины схватили священные копья, а женщины-воины стали смотреть во все глаза и кричать: "Демоны, хватай демонов!" (ну, это, что б пуще страхов нагнать). Демоны метались между баями словно вихри, но копья Оди были быстрее и священный столб Оди остался снова невредим.
Когда же битва утихла, Оди опять встали и громко воззвали ; Оир!(Типа, ну теперь то мы всех замочили?)
Наступила тишина. Не слышно было даже дыхания уставших от битвы воинов. И вдруг воздух прорезала молния, вонзившись прямо в священный символ Отца, ударил гром такой силы, что дрогнула мать Шара. Вспыхнул огонь по кругу, и возликовали Оди. Так они пели и танцевали до утра, празднуя победу и уснули лишь когда солнце поднялось над землёй ; счастливое племя Оди ; победившее страхи.

Раскол.

Однажды, вернувшись с удачной охоты Оди праздновали. Как обычно воспевали в своих танцах своих духов Роха, Бодруна, Оира, Шару, Добыра и... Ибайку. После праздника наступило время отдыха и развлечений.
 Некоторые Оди поплыли к своим островам, чтобы там предаваться созерцанию и покою. Но покой был нарушен громкими возгласами возмущения... Приблизившись к своим островам Оди обнаружили, что в них торчат стрелы, но не никакие не чужие, а стрелы племени Оди. Тогда воскликнули Ёна и Ле (у них было больше всех стрел), закричали и другие прибывшие к островам. Растерянность и паника была на лицах детей огненного дождя. Они смотрели друг на друга, со смешанным чувством обиды, гнева, возмущения, какой-то смутной тоски и тревоги. Они чувствовали, что что-то случилось, так не должно быть. И тогда они по своей старой традиции обратились к духам.
Тогда духи сказали им: "Ищите ответа у Шары".
Тогда Оди увидели, что Чаша Матери Шары дала трещину. Это означало, что мать больна и матери нужны новые символы, такие которые бы могли исцелить её, а значит вернуть племени былое счастливое единство.  Тогда каждый из Оди стал показывать свои символы и говорить, что его символы самые лучшие и лишь они могут быть полезны. Долго они спорили, но так и не смогли решить. Потому как для каждого его символы были значимы и святы, а принять чужие никто не хотел.  И разошлись по баям.
На следующий день каждый вновь принялся за демонстрацию своих  раскрасок и своих символов, но Шаре нужны были такие символы, которые бы приняло всё племя.
Так началось время упадка и морального разложения. Раздоры начались не только промеж баев, но и внутри оных. И те Оди которые раньше жили в мире и согласии теперь никак не могли договориться. Каждый был за себя и аажил где-нибудь в чаще питаясь ягодой и редкой добычей. Начались беспорядки. Тогда слабые стали искать покровительства у сильных и те, кто были сильными стали биться между собой, зачастую круша всё вокруг в яростной перебранке. После чего, затаив друг на друга обиду расходились в разные стороны и долго дулись там утешаемые отдельными сочувствующими гражданами. Так они расходились всё дальше и дальше и всё реже бранились, а больше утаивали в себе коварных планов мести за нанесённые оскорбления. Самым обидным из которых был клич обращённый к противоположной стороне который содержал в себе устойчивое сочетание звучащее как ВАКИ КУЯКИ или КУЯКИ ВАКИ.
Наконец, племя совершенно разошлось на два насупившихся лагеря. Одна часть ушла на Запад и стала называться Каярами, а другая часть на Восток, чтобы стать навеки племенем Варов. И даже те, кто раньше баил в одном бае теперь стали в разных частях Одины и хмуро глядели друг на друга из засады.
И не было уж былой радости. Опустел Тутун,  опустела Чаша Матери Шары,  никто не танцевал в священном круге, празднуя удачную охоту. И духи отвернулись от Оди.
И вот однажды к Оди явился хмурый Воо.
Он сказал тогда: «Призывает вас отец Оир, чтобы вы собрались в Тутуне для решения вопроса жизни или смерти»
Собрались тогда в тутуне вожди племён, шаманы и многие великие воины…
И сказал Воо: «Отец Оир дарует вам священных оленей. Они уже здесь. В этой хрясевой хрясине. Два оленя Оир даровал Варам и два оленя Каярам. Какое племя изловит чужих оленей и сбережёт своих, символы того племени и встанут на чашу матери потому как их выберет сама Шара, защитив тех или иных оленей».
Тогда великие воины Варов: Буй, Ер, а также вождь племени варов Кош да и многие другие бросились в саму хрясину, а многие, впервые за долгие годы стали молиться Шаре, прижав ладони к земле и внимая шёпоту шамана Еа и тихому ритму его магического барабана. Они просили шару спрятать своих оленей, скрыть под слоем мха, чтобы противные Каяры не обнаружили их следов. Три дня и три ночи Вары непрерывно молились, что делали в это время Каяры ; история умалчивает, и вернулись их Воины Варов с тремя оленями Шары. Два из них были оленями варов и один ; трофейный. О! Как была велика радость Варов и радовались больше те, кто оставался среди баев и молился, потому что духи услышали их молитвы и спрятали оленей, а также подарили возможность воинам высмотреть и изловить Каярского оленя, хоть и другой олень каяров скрылся незамеченным. Воины же, во главе с вождём, считали, что это их победа и духи здесь ни при чём.
Оленя Каяров ждал священный ритуал, предначертанный духами, ритуал призванный укрепить Варов на их пути к победе. Однако,  те кто изловил Каярского оленя решили иначе. Когда к ним явился Каярский вождь ; хитрый и мудрый Яй он уговорил воинов обменять оленя на говорящую воду.
; Что вам этот олень? ; говорил он. ; К чему вам этот ритуал?! Что вам духи. Вы сами равны богам если сумели сделать такое. Берите говорящую воду и празднуйте победу, вы заслужили этот праздник, а нам отдайте нашего оленя, тем более, что у вас их три, а у нас один.
Сей нелепый довод окончательно убедил Варов в том, что им ни к чему Каярский олень (они забыли, что на самом деле это олень Шары и тем более они забыли, что они все и Каяры и Вары ; её дети).
Племя Варов праздновало победу, но те, кто в это трудное время искренне поверил в высшие силы и всем сердцем возлюбил Шару и Оира испытывали смутное, тягостное чувство. А что духи? Духи молча смотрели и ждали, что будет дальше.
Тогда Оди услышали голос Воо.
; Это испытание показало, что Каяры ваковые охотники, а Вары ; никчёмные воины, потому что не умеют побеждать, а лишь способны искусно аажить во мхе да болоте. Поэтому знаки и того и другого племени не могут исцелить Шару. Великие духи не довольны. Каждый остался при своих оленях, никто не стал победителем.
Каяров, больно задели слова Воо, но Вары, кроме немногих из племени, не желали слушать, они были убеждены, что победили. Таким образом Каяры стали более сплочённые и явно, что-то затевали, а Вары были разобщены и разбредались всё время по аажскому хрясю как понурые вакские овцы.
И когда Добыр послал им дельфинов для того, чтобы Оди сумели их изловить в воде, подобно тому как они ловили оленей на земле, Каяры приняли эту новость с воодушевлением, а Вары лишь делали вид, что им нравится эта затея. Они хотели оставаться победителями и им не по душе была мысль о том, что удача может от них отвернуться. Однако, Великий дух Добыр жил в их сердцах также как и в сердцах Каяров и они готовы были идти даже на смерть в его водах.
; Пусть мы умрём, ; говорили они, ; если мы этого достойны.
Но когда Вары увидели, что у Каяров шаман не добрый Вун, а злой, загадочный Мрак, который слыл известным колдуном и отшельником не принимающим ничью сторону, Вары обозлились, решив, что это подлость Каяров.
Воо сказал, что кто изловит священных дельфинов которые уже близко… Тому Добыр пошлёт удачную охоту. А которое племя не завладеет дельфином ; станут пребывать в недоедании, потому как Добыр не будет к ним милостив.
Целый день племена готовились к испытанию, они наносили на себя символы ; образы тех водных животных которые могли бы им помочь победить в этом испытании на воде.
И тогда, лучшие воины сели в лодии и ушли прилично от берега, чтобы там изловить священных дельфинов.
Силы были равны, несмотря на то, что Вары были несколько растеряны и напряжены в силу своей ответственности перед ролью победителей. И всё же, великий воин Варов, Ер ; изловчился когда дельфин проходил уж близко, бросился в воду, обхватил его руками. Дельфин поплыл дальше, ну, и Ер с ним…  Воскликнули Вары: «Ер с нами!» и проиграли битву на воде, потому что Каяры сумели изловить двух дельфинов.
Естественно, Добыр тут же повернулся к ним лицом. Каяры в тот день много ныряли и поймали много рыбы. В особенности отличился Каярский шаман. Он нырнул под самую лодию Варов и чуть не опрокинул её своей крепкой головой. Вары выстояли, но с рыбой у них с тех пор пошли перебои. И тогда когда Каяры жарили на костре рыбу и устраивали пиршества, Вары только водили носами на своей стороне, и готовились к новой войне. Войне воздуха, потому как они были не так глупы и понимали, что если были испытания в земле, на воде, то теперь неизбежно это случиться и в воздухе, но как это может быть возможно ; они не знали. Ведь не станут же они летать? Но запахи доносившиеся с противоположного лагеря покоя не давали никому, особенно самым великим воинам с вождём во главе.
Прошло сколько то времени и случилось то, чего и ожидали Вары. Однажды, Воо научил Оди оружию которого они никогда не знали раньше, и которое им в голову никогда не могло бы прийти. Идея была бредовая, но она прижилась. Это ; духовая трубка в которую вкладывалась такая своеобразная пуля со змеиным ядом. Оружие, конечно, было эффективным, но часто било по своим. Яд то и дело попадал в рот и происходило то что называется куяком. Да и потом оно явно было Каярским; те то, поклонялись змее…  Вары же, те лишь хотели не отстать в овладении этим оружием от соперников несмотря на бесконечные куяки. Так, от того, что Воо-зник такой инструмент, появилась необходимость им воспользоваться. Так и началась война. И её символом был воздух.
Скорее всего, это случилось так:

Война воздуха
Вары не слишком были расположены к этой войне, после истории с оленями (когда мнения в племени разделились) и после поражения на воде (когда одни считали, что другая часть племени так и не поняла того, что победа была общей для Варов). Они так и зависли в этом положении, хотя и стремились из него выйти. А тут ещё это дьявольское Каярское оружие которое поражало почему-то по большей части не Каяров, а самих Варов. Многие Вары связывали это также с появлением у Каяров нового шамана, Мрака. Вары слышали как били Каярские барабаны и им было не спокойно.
Каждое из плёмен хотело знать, что происходит там, на другой стороне, поэтому каждую ночь, самые проворные, измазав лица и другие части тела особой краской, обвязавшись мхом, тихо уходили в разведку. Так поступали оба племени. Это была бесшумная война. Звук мог выдать месторасположение разведчика или помешать услышать врага. Поэтому по ночам стояла тишина, в которой лишь изредка слышались разряды духовых трубок. Днём ничего не происходило, но как только наступала ночь, новые воины уходили в разведку и… не возвращались. За ними следовали другие, чтобы всё же узнать, что произошло с предыдущими. Часто воины попадали в плен. Тогда их привязывали к куячному столбу и истязали ужасом до тех пор, пока они не сходили с ума. Потом же безумных отправляли обратно к своим. Это был своеобразный акт диверсии. Особенно свирепствовал в этом плане Мрак. Ему легко удавалось свести с ума даже самого крепкого воина. Постепенно, племена выработали противоядие против этих жутких ритуалов, и воины, попавшие в плен, лишь только ловко прикидывались сумасшедшими, а, вернувшись в своё племя, оставались там вполне нормальными не считая совершаемых ими не впопад выкриков и приступов безудержного смеха.
Много погибло в этой жуткой войне. Причём в темноте было очень трудно узнать полностью экипированного в мох воина – свой это или чужой? И потому, били часто своих, так, на всякий случай. Особенно в этом отличились Вары, потому что они были слишком воинственны и были не очень способны ждать. Каяры же, те выжидали.
Воины Варов, которые находились в засаде на подступах к тотему в ночи изнывали в ожидания врага, но никого не было, вот и стреляли по своим…
Внешне это выглядело как осадная война со стороны Каяров. На самом деле Каяры большим отрядом двигались по обходному пути пробираясь тихо берегом быра, стремясь обойти с той стороны с которой Вары их не ждали, в силу своего же нетерпения. За всё это время они постоянно пытались победить Каяров. Например, они дважды врывались в самое сердце Каярского племени, к тотему змеи, и, дважды оказывались без оружия. Поэтому изгонялись от туда элементарно мелким хрясем, предметами каярского быта всем тем что попадало под руку мирному населению племени – старикам и детям. Воины Ша и Ия даже опрокинули тотем Каяров отбиваясь от мелочи.
А тем временем Каяры медленно ползли вдоль воды прячась в камышах и лозняке. Только Шаман их, Мрак сидел мрачный под своим страшным деревом, шепча заклинания, призывая Блудь. Никто из Варов не мог видеть ни Мрака ни его страшного серого дерева. Выходило так, что Каяры были на одной стороне острова, а Вары воевали на противоположной и в основном сами с собой.
Наконец, терпение Варов окончательно лопнуло и они, собрав очень смертоносный отряд во главе с Великим воином Буем, решили сокрушить Каярское племя. Решимость их была столь велика, что они ни минуты не сомневались в своей победе, тем более, что главного войска Каяров нигде не было видно. Буй тоже решил идти в обход, так, на всякий случай, напевая известную песенку, что мол, нормальные герои всегда идут в обход…
; В обход идти нормально, это так естественно, все идут в обход ; бывало говаривал он. И они двигались в обход также как и Каяры. Но Каяры двигались со стороны быра, а Вары пошли болотом. Каярам помогал Добыр, а Варам…
Да, Мрак всё ещё шептал заклинания под деревом, шипел как змея и содрогался всем телом и великим воином Варов Буем овладела Блудь. Буй долго вёл своё войско в обход и этот путь превратился в вечность. Когда другие Вары двинулись на поиски Буя они уже не могли найти его следов. Кто-то говорил, что слышал стоны из болота, кто-то говорил, что слышал голоса вдали и даже предсмертный крик Буя… но это были лишь догадки. Тогда Вары обратились к духам. Явился Воо и Вары увидели, что Воо тоже обеспокоен происходящим, что он, наверное, впервые не может ничем помочь осиротевшему племени Варов.
А Вары, что сидели в засаде всё ещё ждали Каярского нашествия, сжимали в руках трубки с готовностью стоять до конца и умереть. И тогда двое из них Ле и Кунь услышали плачь и стенания оставшихся Варов. Когда войско Каяров приблизилось, воевать уже было не с кем. Вары, кажется победили сами себя, подумал вождь Яй и опустил своё оружие. Это была победа, но не та победа которую желали Каяры, они победили, но эта война была настолько бессмысленной и беспощадной… Каяры праздновали победу, но радости не было в их сердцах. Им нужна была победа и они её получили даже сверх ожидания, с минимальными потерями. Они ощутили не столько свою мощь, сколько своё одиночество. Они поняли, что они одни на острове. Им помогали не только добрые духи, но и злые духи болота. Всё было на их стороне. Им было даже жаль это яростное, стремительное, пусть немного бестолковое племя Варов.
В племени же Варов было пустынно и тихо. Оставшиеся в живых молча смотрели на догорающий огонь и в лицах их была глубокая неподвижность. Так они сидели до самого рассвета. Когда же взошло солнце, встал Кош и произнёс:
; Вары! Нас осталось мало, но мы – племя. Мы живые и теперь всё зависит от нас, от живых. Мы ослабли, но в нас живёт великий дух Оира и Шары. Пробудитесь! Ты Кунь, Ты Ле, Ты Ия. Теперь всё зависит от Вас. И поднялось племя Варов поднялись все даже те кто, обессилев, валялся. Особо тогда отличилась Ёна. Она громко крикнула А-а! И поднялась в воздух. Все восприняли это как знак Оира. Никто правда не видел как она приземлилась, потому что все сгрудились вокруг вождя и шамана, чтобы совершить ритуал призванный восстановить поверженный дух Варов.
И тогда к ним явился Воо и сказал: «Дети мои, духи любят вас, Отец Оир шлёт вам привет и улыбается вам; Добыр радуется вам, и Шара улыбается вам, Рох с Антиваком здесь с вами и любуется вами, Ибайка здесь и ему хорошо с вами!»
Возликовало племя Варов и запели они, встречая солнце, направляясь к большому быру, чтобы смыть с себя последние следы минувшей войны. А Ёна снова взлетела и, кажется, уже не возвращалась до вечера.


Ваки

После войны воздуха началась спокойная жизнь племён Оди.
Каждое племя занимало свою территорию острова и у каждого племени был свой путь развития.
Каяры были более удачливы в охоте и рыбалке. Дети Каяров были сыты, жёны довольны. Ничто не угрожало их благоденствию. Лишь изредка кто-нибудь громко произносил: «Чу-вааак!»
Племя Варов с той поры стало воинствующим племенем. Дети Варов воспитывались в строгости и ограничениях их воспитывали как воинов, будущих защитников племени. Поражение в войне воздуха определило всю дальнейшую судьбу племени. Вары испытывали на себе большую ответственность перед духами. Они много молились и учились жить так ; как это им завещали духи. Однако причиной тому было не только трагедия войны воздуха и те откровения, которые они получили в историческое утро, но и всё более возрастающее на острове влияние Ваков.
Племя видело Ваков ещё до раскола Оди. Однако те, приходили и уходили как тени. Оди не считали Ваков такими же как они. Ваки для них были чем-то потусторонним. Вака следовала изловить, зажарить и съесть, тогда это был няка-вака, а так ; вак он и есть вака: коварный, вредный, невоспитанный, жадный, злой. Вак не умеет говорить с духами. Вак говорит с Ваком на своём Вакском языке через разные штучки, которые прикладывает к голове. Оди считают, что Ваки подобны муравьям, но таким муравьям, которые заменили себе тело внешней оболочкой, закрывшись таким образом от природы. Ваки не имеют связи ни с чем и ни с кем другим кроме таких же Ваков, они погружены в бесконечный круговертный поток обмена сигнальными знаками. Эти сигналы управляют ими, а они в свою очередь сами постоянно эти сигналы делают и передают куда-то другим, бесконечно отвечая. Однако их ответы воспринимаются другими как вопросы и таким образом всё продолжается. Ваки не владеют символами и потому не могут вырваться из своего бессмысленного рабства.
Они приходили с восточной стороны и Вары были вынуждены защищаться потому как Ваки хотели забрать Варов к себе и сделать из них себе подобных, чтобы заставить их следовать своим Ваковым знакам, а не той воле, которая наполняла сердце Оди от рождения.
Ваков, вероятно, было очень много. Так же много как муравьёв, потому что Оди видели всегда разных Ваков: больших, маленьких, старых, молодых. В силу своей слепоты они вновь и вновь натыкались на племя Варов, не понимая с кем имеют дело.
Чтобы защищаться от Ваков, Воо дал Оди новое оружие ; лёгкие, но смертоносные дубины. Эти дубины изготовлялись из особого, лёгкого хряся на котором были ядовитые шипы. Лёгкий удар такой дубиной был смертелен. Однако Ваки всё равно продолжали появляться на острове.
Тогда к Варам явился Каярский вождь и сказал, что им Каярам не нравится, поведение Варов, которое угрожает благополучию их племени. Мудрый Яй понимал, что Ваки рано или поздно доберутся и до них, и с ними лучше не воевать, а попытаться договориться. Кош же ответил: «Договориться с Ваком ; значит стать Ваком». Ещё Кош сказал, что они смогут защитить себя от бесчисленного числа Ваков, потому что духи им помогут.
Они оба были по своему правы, но правда была у каждого своя, а истина как всегда была где-то посередине.
Тогда вожди решили, что на острове может остаться только одно племя, и останется то племя на чьей стороне правда.
Так началась война за правду и это была война огня.

Война огня
Воо сказал, что племена могут готовиться к великой битве за тотем и племена стали готовиться. В лицах воинов была непоколебимая решительность и вера в победу. Был установлен тот день и час когда начнётся величайшая в истории Оди битва, целью которой было – единственная правда. Шаманы слушали знаки, и они им говорили, что каждый воин должен нести на себе символ, который станет его сутью и который сможет повести его в бой к победе.
Когда пришёл назначенный день, забили барабаны шаманов, и племена начали долгий ритуал подготовки к войне. Много часов воины, потрясая копьями в огненных ритуальных танцах, обращались к духам, чтобы те помогли им быть единым целым, в этом сражении. Когда солнце скрылось в водах большого быра племена продолжали своё обращение к духам и не могли остановиться в своём стремлении к единству. Таким образом, вместо того, чтобы начать боевые действия: вести разведку, аажить в засаде, двигаться в обход, чтобы ударить с тыла, воины продолжали свой священный, стремительный ритуал. Вожди даже стали беспокоиться, хватит ли у племени сил для войны. И никто ни в племени Варов, ни в Каярском лагере не помышлял о стратегии.
И тогда духи услышали зов Оди.
И заговорил Оир.
Зашептала Шара.
Небо затянули такие плотные тучи, что сумерки стали непроглядными.
Оглушительно ударил гром и с неба обрушился водопад. Тогда ещё сильнее забили барабаны Оди, восторженно откликаясь. Воины закричали, что есть сил, приветствуя духов. Молнии сверкали так близко, что могли испепелить, но лишь ослепляли, делая непроглядный мрак ещё значительнее, а высвечиваемые в темноте фигуры воинов ещё величественнее.

Близилась середина ночи.
И тогда к Оди явился Воо.
И Воо сказал:
Духи не желают, чтобы Оди аажили в хрясине, как черви прятались и ползали под мхом.
Духи требуют открытой битвы.
И снова возрадовались Оди. Именно к открытой битве они были готовы теперь когда решался вопрос правды.
Ливень продолжался, и не стихала гроза, когда Вары и Каяры бросились в свою первую атаку.
Они мчались навстречу друг другу держа в одной руке факелы, а в другой смертоносные дубины. И когда две первые волны схлестнулись в яростной атаке поле боя было усыпано погибшими воинами. Тогда их души вознеслись к Оиру и уже оттуда они наблюдали за битвой, которая продолжалась вокруг тотемов обеих племён.
Исход битвы решили минуты.
Вары завладели Каярским тотемом.
Вары ликовали. Ликовали и души погибших Варов которые находились во владениях Оира и там с ними вместе были духи: Воо, Каа и Ня.
Каяры были повержены, но сдаваться не собирались. Они во что бы то ни стало решили вернуть утраченное. Они потеряли тотем, но сохранили племя, ради которого стоило сражаться.
Путь к их победе лежал через тотем ящериц. Захватив тотем они поставили бы Варов в равные условия.
Вары не хотели давать змеям такого шанса. Поэтому, они бросили все силы на защиту тотема. Вокруг тотема стояли насмерть многие великие воины. Среди них Кош и Ле. Оставшиеся в живых бросились в атаку.
Снова племена схлестнулись в яростном сражении. Крики и стоны проносились по полю боя освещаемом яркими вспышками молний. Атака взорвалась и её осколки полетели в разные стороны.
Когда проворные точно змеи воины Каяров стремительно двигались, стараясь пробиться к тотему ящериц, но им это никак не удавалось. Кош и Ле ловко отбивали бесконечные атаки Каяров. Они уже понимали, что не смогут продержаться долго, силы их были на исходе. Там на другой стороне бились их храбрые Вары, стараясь захватить лагерь Каяров. Когда ситуация накалилась до предела, вдруг, небо взорвалось яркими разноцветными огнями. Всё засверкало в отблесках летящих с неба стрел огненного дождя. Небо рвалось на части словно тысяча хрясей ломались под стопой великана.
Оди замерли устремив взгляд вверх. Что это?
Все тут же перестали сражаться и тогда они услышали голос Воо. И Воо сказал:
«Оир дал знак! Вары захватили лагерь Каяров. Вары победили!»
Радостный вопль разнёсся над всей Одиной. Это орали Вары. Они прыгали и кричали словно в них вселился Ибайка. Они обнимались и целовали друг друга в замазанные бойцовской раскраской лица.
; Кто!? Кто поджёг пороховой склад Каяров?! ; вопрошали они друг друга…  Как это могло получиться. Ведь пробиться к этому заколдованному Мраком месту было выше человеческих возможностей! ; Кто?! Кто же пробился?!
И тогда кто-то заметил: «А… Ер знает кто!»
«Еееееееееееееееееееееееееерррррррррр!» ; разнеслось над всей Одинской хрясиной. Это снова орали восторженные Вары. «Ер с нами!» ; орали они.
К тому времени гроза стихла. Небо прояснилось так, что стали различимы даже отдельно стоящие хряси и тут из-за холма показалась коренастая фигура Ера.
Он шёл небрежно держа на плече своё оружье и улыбался слегка склонив на бок голову… Ер был очень скромный воин, но только ему было под силу добыть огонь великого Оира.

Вары ликовали. Они победили, но дух Каяров был столь крепким, что они не захотели принимать правду Варов даже после их столь оглушительной победы.
Тогда вождь Каяров – Мудрый Яй, молвил: Да, Вары одержали великую победу, но наш дух не сломлен, мы будем сражаться до последнего.
Было ли это мудрым решением? Духи безмолствовали. Тогда снова заговорил Воо. И Воо сказал: «Это будет последняя битва Оди. Что ж это ваша воля, это ваш путь, вы великие воины и Оир гордится вами». Сказал он это грустно, хотя в глазах его светилась улыбка.
Мало осталось живых в племени Варов. И тогда все воины, а среди них и вождь племени Варов – Кош, и тот же Ле, и тот же Буй с Ером взяв в руки оружие встали как один приготовившись к последней битве и решимость была в их лицах.
Сам Воо спустился с небес на землю, прошёлся вдоль рядов, залюбовался и расцеловал каждого в обе щеки…
; Я люблю вас ребята – сказал он и… захихикал…
Но никто уже не обращал на него внимания. Все были поглощены предстоящей битвой. В этот раз никто ни у Каяров ни у Варов уже не оставался в обороне. В атаку шли все оставшиеся в живых.
И вот, будто по единому сигналу среди притихшей хрясины, племена рванулись в последний, решающий бой.
Многие погибли сразу столкнувшись с противником жёстко, лоб в лоб. Среди таких погибших были старые опытные воины. Они решили ; Да будет так! – и сшиблись с Каярами не щадя живота своего. Недолго продолжалась эта битва. Вскоре остались лишь немногие, а потом ещё более немногие и ещё…
Наконец, посреди поле боя остались двое…
Последний воин Варов, последний из Варов утомлённый битвой, но готовый к сражению, стоял держа наготове своё оружие. Имя его навсегда сохранилось в истории Оди… Имя этого последнего из племени Варов – Ша.
Ша ; будто точка в длинной истории племён Оди. Ша – словно приговор, словно памятник всем погибшим Варам.
В пяти шагах от Ша стоял израненный вождь племени Каяров – могучий Яй. Никто не решался напасть первым. Оба понимали, что всё кончено, но каждый из них продолжал стремиться к победе, к той победе которую они не так давно воспевали в ритуальных танцах, обращаясь к Отцу Оиру и Матери Шаре. Никто не хотел уступать и в том момент когда Ша двинулась на обессилившего от ран Яя, тот собравшись с силами, неожиданно ловко метнул свою дубину и попал в незащищённую грудь последнего Вара. Ша была сражена этим ударом.
Яй, оставшись один, поднял глаза к небу и закричал из последних сил: «О-оир!». Но небеса безмолствовали. Вокруг стояла мёртвая тишина. Сел тогда Яй и закрыл голову руками (Ай-яй-яй-яй-яй-яй ; загоревал он). В этой битве победу одержали Каяры, но небеса не ликовали, не было небесного огня с громом который Оир даровал Варам, не было того ликования… Стояла тишина.
Яй сидел, погрузившись в себя. Давали знать о себе раны и он погружался всё глубже… И вдруг, ему будто послышались голоса… Они звучали то тише, то громче, то ближе, то дальше… И он узнал эти голоса… Вары были здесь, погибшие Вары и Каяры были здесь же, рядом. Они уже больше не воевали, они обсуждали что-то, смеялись, вспоминали прошедшее сражение…
Яй открыл глаза и не поверил тому, что увидел. Поверженные смертельным оружием воины поднимались с земли, озирались будто после долгого сна, ощупывали друг друга. Каярские воины лежали тесно соприкоснувшись телами с воинами Варов как в те далёкие времена, когда они на заре Одинской истории согревали друг дружку в Тутуне.
Оди поднимались с земли целые и невредимые, а когда очнулись все, к ним пришёл Воо…
И…
Во сказал: «Дети мои, война закончена!» Отныне и навек вы единое племя Оди. Духи довольны вами. Мать Шара снова с вами и дарует вам жизнь. Радуйтесь же, как вы умеете это делать! Вы обрели единство и в этом ваша общая победа! Радуйтесь Оди! Вы снова ; единое племя!»
Великая радость наполнила сердца Оди. И каждый из них вспомнил все свои прошлые жизни. Каждый вспомнил тот день, когда он был впервые рождён под чистым небом Одины. Вспомнил то как Воо называл их – дети огненного дождя. Как они познавали окружающий их мир. Как строили первые баи. Они вспомнили свои острова! И тогда забили барабаны и трубка мира пошла по кругу и говорящий быр заговорил.
Над необъятной Одиной разгорался новый день и Оди праздновали свою победу. Они ликовали, они воспевали имена племени Оди, они воспевали имена духов племени Оди. Три дня и три ночи без умолку били шаманские барабаны и их стремительные, восторженные ритмы возносились в небо, и были слышны далеко за пределами Одины. Духи спустились в священный круг и танцевали вместе с Оди на этом великом празднике.

Оди обрели символы, которые так долго искали. Это была долгая история. Они нанесли эти символы на свои тела также как делали это ещё до всех войн все Оди и символы вошли в них и стали их сутью, освящённые огнём.
Потом они написали свою историю вокруг священного столба, как раз там, где ещё вчера совершались ритуалы, благодаря чему эти хроники и были переписаны на Вакский язык.
В один прекрасный день Оди увидели, как шаман Мрак и шаман Варов Еа совершают ритуал вокруг Куячного столба страха. Место это было заброшено, и к нему давно никто не приближался. Что-то там происходило. Постепенно всё племя собралось вокруг этого действия и с любопытством наблюдало за происходящим. Когда же Мрак поднёс свой пылающий факел к столбу. О, чудо! Столб вспыхнул и запылал в огне…  Тогда все Оди радостно закричали. Они поняли, что всему плохому в жизни их племени пришёл конец. Тогда Мрак ударил своей могучей ногой в позорный столб и тот свалился и рассыпался снопом искр. Больше Оди его не видели.

Мир и покой пришли в племя. Вот только Ваки… Их становилось всё больше вокруг. Они то и дело появлялись то здесь то там, промышляя воровством и другими безобразиями. Они угрожали Оди. Пытались их напугать Омоном из Твери, и другими заклятиями. Оди в ответ смеялись им в лицо, но что-то печальное и невозвратное было в их смехе. Они смеялись потому, что знали – все странники в этом мире, все пришли когда-то сюда и также уйдут. Смеялись потому что знали будущее. Знали, что и они скоро уйдут по большой воде к новой жизни, новым берегам навстречу своей свободе.


Оди Ле

Солнце клонилось к закату, когда Ле пробирался к своему острову покинутому много времени назад. Острову, который был его наследием от того самого первого Оди Ле, который когда-то здесь на этой земле впервые родился. Ле помнил все свои существования, начиная с самого первого. В этих жизнях была история племени Оди – история побед и поражений, история долгого пути поиска тех символов, которые смогли помочь воссоединить чашу Матери Шары там, в мире духов, чтобы здесь среди людей Оди стали единым племенем. Племенем единым от рождения.
Издали остров казался совершенно заброшенным. Он зарос дикими зарослями кустарника, его скалистый выступ покрылся мхом. Слишком давно никто не посещал это место с тех пор, как началось противостояние племён. Ле увидел те самые стрелы, которые ещё тогда вонзились в самую середину острова и которые тогда заронили след обиды в сердце его предка.
Ле усмехнулся, и, как обычно глубоко задумался…
Три стрелы… он прижал их к груди, где билось его взволнованное сердце. Когда-то тот другой Ле сгоряча выпустил три стрелы в направлении островов Оди, и он знал ещё тогда, что одна из стрел попала в его собственный остров. Тогда Чаша Матери Шары дала трещину, в племени Оди наступил раскол, и возникли племена Варов и Каяров, которые разными дорогами, но двигались к единой цели…  Ле помнил всё это, до мельчайших подробностей. Он знал, что этот раскол возник не столько в племени, сколько в душе каждого из Оди, но теперь всё было по-другому…
Перед самой войной Ле получил от племени символ, и это был образ пчелы. Ле бросался в атаку стремительно как пчела, поражая противника насмерть, при этом, не пытаясь спасти свою собственную жизнь. Пчела была призвана помочь Ле собирать, строить и защищать построенные соты, в большей степени, нежели воевать. И в этом был тайный смысл символа.
Ле даже не удивился, когда увидел, что на его острове поселились пчёлы. Они оживлённо работали, наполняя свои бесчисленные соты мёдом… и… наполняя заброшенный, пустынный остров жизнью, которая теперь, вот здесь казалась превыше всего сущего ; известного и неизведанного.
 Ле снова улыбнулся. На душе стало тепло и спокойно. Стараясь не спугнуть пчёл он тихо удалился.
; Всё хорошо – шептал он тихо – теперь всё будет хорошо…