Полынь. Что растёт у крылечка

Иван Рогожин
  ПОЛЫНЬ.

Запах полыни мне нравиться с детства. Бабушка наша полынь принесла: "Накось, внучок мой, ложи по соседству; славные сны прилетят до утра…".
Полынь бабушка Ефросинья рекомендовала класть под постель от блох и клопов. Ветки полыни - артемизии (Была такая греческая богиня охоты - Artemisia. Артемида.) издают резкий запах, который отпугивает не только насекомых, но и животных. Но мой отец, Михайло Тимофеевич, бывало, обязательно, в сено прикашивал и полынь. Полынь - горька и молоко тоже. Но! Для уничтожения паразитов и болезней лучшего средства на подворье нет.
Там, где лежит полынь - допустим в шалаше или палатке - нет комаров и мух. Этим пользуются пастухи и туристы. Не зря в селах и до сих пор пользуются полынными вениками. А в сенях делают, вешала под те же - веники.
Густой отвар жёлтой льнянки в молоке - хорошее средство, отравляющие мух.
Для уничтожения колорадского жука применяют так же настой полыни с золой: к 150-200 граммам измельчённой свежей полыни добавляют стакан древесной золы, всё заливают кипятком, настаивают 2-3 дня, процеживают и опрыскивают этим раствором посадки.
Отварами и настоями полыни в смеси с другими растениями уничтожают множество вредителей полей и огородов.
Не смотря на поговорку: "Горька, как полынь", её используют как лекарственное растение при сыпи, золотухе и для улучшения пищеварения (вермут, полынная водка).
Здесь, к слову пришлось, расскажу случай из моего давнего послевоенного детства. Мама купила и принесла из магазина комовой сахар с "нагрузкой". Тогда это практиковалось, и решила устроить в субботу нам маленький праздник чаепития после бани. Не буду долго распространяться, какое ликование было у нас маленьких ребятишек, и с каким нетерпением мы ожидали сокровенного дня, а затем и торжественного часа. Скажу то, что сахар тогда мы видели, может, раза два или три в году. Мы и вкус его забывали. И если его привозили в магазин, то очередь устанавливали за сутки до привоза. Мама не всегда успевала её занять. А тут я немного подрос и добросовестно простоял в очереди до её прихода с утренней дойки. Это где-то до четырёх часов утра. Короче сахар нам достался, и у нас нашлись на него даже деньги.
- Заварю-ка я вам детки, нового, неизвестного чайку. Ну-ка, Володька, прочти, как он называется.
Я тогда перед школой учился читать по крупным заголовкам газеты, что где-то, для меня специально, выпросил отец у курящих мужиков. А тут новый заголовок на аккуратной зелёненькой коробочке. Конечно, мне захотелось блеснуть наукой.
- А-ш-ш-а-а-рит, - прочитал я по буквам, и весело подпрыгивая от нового незнакомого слова, закричал.- Мама - ашарит! Чай называется: "Ашарит"!
 Бабка Фрося недоуменно покосилась на меня, на восхищённого моей образованностью младшенького брата - Анатолия,  и обратилась к матери:
- Анютка, чегой-то он говорит? Где взяла? Один перевод денег, последние отдала? Век прожила, а про такой чай и, не слыхивала…. Продудыркала денежки на новомодное. Они там, в нагрузку дают то, что люди не берут и дороже товара.- И сурово поджала сухие сморщенные губы.
- Окстись, мама, - отвечала наша хозяйка.- В нагрузку давали и ладно бы чего - а то чай зелёный. Продавщица сказывала: "Заваривайте, бабоньки, без сумлева, понемногу для аппетита". Тут никакого вреда не видим, что один разок не попробовать. Я вам четверть пачки заварила.
Мама на отличку, как самому главному участнику покупки, налила мне первому стакан и, накрошив мелких кусочков сахарку, бросила в воду с "добавкой". Приказав долго размешивать, чтоб весь сахар растворился, и налив другим, вышла со своим стаканом за занавеску в чулан. Я долго пристально со старанием размешивал сахар до полного растворения. И уже поднёс чашку ко рту, когда из чулана показалась взволнованная мама. Лицо её выражало ужас, глаза округлились, слезились и плакали, губы дрожали:
- Не пейте! Ашарит!! - только и произнесла она.
В следующий момент, от неожиданности и с испуга от возгласа я уже глотнул полстакана дефицитнейшего, ценнейшего напитка. Меня не только ошпарило от чая, но и перехватило дух от невыносимой горечи настоя. Я вылетел из-за стола и устремился на улицу выплескивать продукт. Один маленький Толенька улыбался - у него кусочек сахара остался целым зажатый в кулачок. Да бабушка ворча, "а что я говорила - пахнет полынью", разбавляла напиток кипятком.
- Пейте, пейте детки полынок,- приговаривала она.- Не пугай, Анюта, деток эта травка пользительна. Она всякую нечисть из желудка выгонит. Сон придаст. Малокровие вылечит и печёнке поможет. А снаружи как хороша. Ты, дочка, помойка в бане деток полынным веником - ни язв, ни ранок не будет. Все ушибы и ссадины исчезнут.
 Хорошо и изжогу изгоняет, и газы прогоняет из желудка. Хоть и горька, а и от ревматизма помощница. Наша она, самая деревенская травка и потому у крыльца и вдоль дорог, тропочек растёт. Ходить далеко не надо.

В лечебных целях применяют шесть видов полыни. Первая - полынь австрийская. Наш - полынок иль полынь майская, ещё её называют мелкой полынью.
Следующая - полынь метельчатая (куровник, божье дерево, бечевник). В Куйбышевской области, где я раньше жил (теперь - Самарская), её называют - чилигой. И за ней специально ездили в степи заготавливать на продажу. По советским временам она стоила дорого: от трёх до пяти рублей - веник. За одну поездку люди зарабатывали на автомашину. Водный настой травы применяют при нарушении менструального цикла и при глистах. Наружно в виде припарок при ушибах и вывихах.
Затем идёт - полынь морская (полынь приморская) - белая полынь. Применяют при туберкулёзе, одышке и усиления деятельности кишечно-желудочного тракта. Она лечит и те же болезни, что я перечислял выше.
Особенно хочется отметить полезные свойства полыни обыкновенной - чернобыльника. Кроме всех тех свойств, что присущи всем полыням, чернобыль применяют для лечения нервной системы, при родах. Настой травы  и корней подавляет судороги, различные колики. Устраняет спазмы желудка и кишечника. Отвар корней в белом вине, остуженный и подслащенный мёдом принимают при туберкулёзе лёгких и других заболеваниях дыхательных органов.
Моя мама и бабушка при мочении яблок в бочку с ними обязательно добавляли чернобыль (или чернобыльник, как они называли). И в течение зимы обязательно на ночь заставляли, нас детей, не только есть яблоки, но и выпивать по стакану рассола.
Полынь цитварную (туркестанское семя, цитварное семя, дармине) - применяют при изготовлении различных лекарственных препаратов.
Все полыни при внутреннем употреблении требуют осторожности, т.к. они -   ядовиты.
ХХХ