Огненный протопоп Аввакум в Мезени

Анатолий Обросков
Автор этих строк: прямой потомок протопопа Аввакума по отцовской линии.

В 1658 г. отношения Царя и Патриарха стали конфликтными, и в 1661 г. Царь разрешил Аввакуму вернуться в Москву, возможно, надеясь привлечь его на свою сторону как уже знаменитого противника Никона. Возвращение через всю Сибирь затянулось до 1694 г. В Москве Аввакуму сулили должность справщика на Печатном дворе и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради «сладости века сего и телесныя радости». Он спорил с царским духовником Лукьяном Кирилловым, видными царедворцами и архиереями – «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф.П. Морозовой, ее сестры княгини Е.П. Урусовой и многих других московских "старолюбцев". Через год за эту деятельность, а также вследствие челобитной, поданной Царю, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет.
Первое время они еще имели возможность достаточно свободно общаться между собой, а также поддерживать связи с внешним миром. Лишенные литературы, необходимой для работы, Аввакум и его собратья тем не менее продолжали в своих писаниях разоблачать "никонианские" нововведения. В посланной тогда же челобитной на имя Царя Аввакум писал, что их напрасно отлучили от Церкви и назвали еретиками, ибо в таком случае подобной же участи заслуживают и все бывшие ранее русские иерархи и Государи, державшиеся старых обрядов. По его мнению, главная ответственность за все решения Церкви лежит на самом Царе.Вследствие этих писаний в 1670 г. началась новая волна репрессий в отношении приверженцев старых обрядов. В марте на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. Сыновей Аввакума Ивана и Прокопия также приговорили к повешению, но они "повинились" и были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. Ухудшение положения пустозерских узников произошло по причине распространения их писаний.
//www.rusidea.org/?a=25042705

Аввакум Петров, Аввакум Петрович Кондратьев (общепринятое произношение — Авваку;м); 1620 или 1621, Григорово — 1 (14) апреля 1682 года, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Поволожского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Сочинения протопопа Аввакума (1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в истории русской литературы. Главное произведение Аввакума - "Житие" - написано в период 1672-1673 г.г. в пустозерской тюрьме.
http://old-russian.chat.ru/12avvak.htm
Можно с уверенностью сказать, что самым замечательным и самым известным русским писателем XVII в. был Аввакум - главный идеолог русского старообрядчества.

http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn14.htm

Знаменитые защитники древлеправославного благочестия - протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний - были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. Они были подвергнуты (кроме Аввакума) еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей.По настоянию нового патриарха Иоакима пустозерских страдальцев живых сожгли в срубе. Казнь последовала в Великую пятницу, в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 года. Безстрашно взошли они на костер. Толпа людей, сняв шапки, молча окружила место казни. Огонь запылал. Священномученик Аввакум обратился к народу с прощальным словом. Подняв высоко руку, сложенную в двуперстие, он провозгласил: «Будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете». Когда огонь угас, народ бросился собирать святые останки, чтобы разнести мощи мучеников по всей русской земле. http://www.rpsc.ru/index.php?id=68