В комсомол под взглядом Сталина

Олег Гонозов
Дотошному коллекционеру старые советские открытки могут рассказать гораздо больше, чем их изображения. И дело тут вовсе не в каком-то особом, пристальном взгляде увлеченного человека, а в том, что каждая почтовая карточка хранит идеологический отпечаток своего времени. А идеология в годы советской власти, мягко сказать, как беспринципная девушка имела весьма переменчивый характер. И надо отдать ей должное, умела быстро подстраиваться под требования правящей партийной верхушки.

Сегодняшний интерес филокартистов к социалистическому реализму весьма не случаен. Многие почтовые карточки 40-50-х годов прошлого века с репродукциями работ советских художников, так или иначе, увековечили  вождя всех народов Иосифа Виссарионовича Сталина. Так, к примеру, на репродукции художника Вячеслава Мариупольского «Вожатая», запечатлевшей комсомолку, читающую доклад, портрет генералиссимуса Сталина висит позади девушки. Портрет вождя мы видим в руках пионера-новосела на полотне Александра Лактионова «В новую квартиру». В работе Анатолия Волкова «Первое сентября» с нарядной школьницей, завязывающей перед зеркалом пионерский галстук, Сталин снова по-доброму смотрит на нас с висящего на стене портрета.
Не смог избежать сталинского влияния и украинский художник, выпускник Киевского художественного института Сергей Алексеевич Григорьев (1910 — 1988).  Работая над темами из жизни и быта советской молодежи («Праздник молодежи», «На собрании», «Юные натуралисты»), в 1949 году Сергей Григорьев написал картину «Прием в комсомол», где в качестве интерьера изобразил бюст Сталина.
Надо отдать должное, полотно написано весьма выразительно: у каждого из персонажей свое лицо, свой характер, особенно у главной героини, покорно стоящей в школьной форме, руки назад, словно на суде. Можно себе представить, о чем во время  вступления в комсомол ее так увлеченно допрашивают старшие товарищи: «А расскажите-ка нам, голубушка, что самое важное в Уставе ВЛКСМ?», «Читали ли вы, девушка, Манифест Коммунистической партии?» «А знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях»?»
Не случайно за свои картины «Вратарь» и «Прием в комсомол» Сергей Григорьев в 1950 году был удостоен Государственной премии СССР. Свою вторую Государственную премию художник получил в 1951 году за картину «Обсуждение двойки».
Как известно, иллюстрированные почтовые карточки в СССР были средством культурного и идейно-политического воспитания трудящихся. И в июне 1952 года издательство «Советский художник» полумиллионным тиражом выпустило открытку с репродукцией работы Сергея Григорьева «Прием в комсомол».
В марте 1953 года Сталина не стало. А в феврале 1956 года грянул ХХ съезд КПСС, развенчавший культ личности Сталина, затем XXII, на котором было принято предложение о выносе тела Сталина из мавзолея. Вождя всех народов и его ближайшее окружение обвинили в создании административно-командной системы, произволе и массовых политических репрессиях, имевших тяжелые последствия для советского народа. В 1961 году тело Сталина перезахоронили рядом с мавзолеем, а по всей стране прокатилась волна демонтажа установленных ему памятников. В музеях и выставочных залах повсеместно убирались в запасники полотна, на которых, так или иначе, присутствовал сталинский след.
Сергею Григорьеву пришлось срочно корректировать свое известное полотно «Прием в комсомол» в духе времени. Возможно, на это мало бы кто обратил внимание, если бы в 1962 году издательство «Советский художник» ни выпустило в свет 62-тысячным тиражом почтовую карточку  репродукции работы «Прием в комсомол», с которой исчез бюст Сталина.
За свои полотна, отличающиеся высоким профессиональным исполнением и глубиной психологической характеристики, в 1958 году Сергей Алексеевич Григорьев стал действительным членом Академии Художеств СССР, а в 1974 году получил звание народного художника СССР. Но факт остается фактом, благодаря сохранившимся старым советским открыткам, вышедшим в интервале одного десятилетия, мы имеем два варианта самой известной его работы «Прием в комсомол».
Третий вариант мне попался в электронном виде. Кто-то из пользователей  Интернет, видимо, решил в очередной раз «осовременить» полотно известного живописца и с помощью фотошопа  наполнить его новым содержанием, в духе порно-сайтов (см. фото).