Великое в малом

Дмитрий Кульпин
Вам когда нибудь приходилось, сажать семена? Некоторые из них настолько малы и не заметны, что приходится прикрывать рукой, чтобы нечаяно не сдуть, а первые ростки, насколько они нежны и беззащитны. Меня всегда поражал тот факт, когда идёшь по городу, закованному толщей бетона и асфальта и видешь, как сквозь асфальт пробиваются эти нежные побеги. Поражает, откуда столько силы, у этих немощных созданий, но когда уверовал понял какую прекрасную проповедь Господь говорит, через это явление. Самое немощное у Бога, сильнее всех человеческих достижений.
    Иисус часто использовал подобные явления, чтобы изобразить невообразимое, сказать о несказанном, чтобы объяснить то, что необъяснимо человеческими словами, о Царствии Божьем. Он обликал эти явления в притчи и предлагал своим слушателям. С рыбаками, Он говорил о рыбе, с сеятелем о зерне, с законником о законе. Вот и сегодня Он предлагает притчу о горчичном зерне:

"...И сказал: чему уподобим Царство Божье? или какою притчею изобразим его? Оно как зерно горчичное, которое когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяное всходит и становится боьше всех злаков..." Мк 4.30-32

   Если мудрецы века сего, старались облечь своё учение неким ореолом таинственности, скрыть явное за загадкой, шарадой; чтобы предать священный вид своей мысли, то Иисус старался открыть, тайное сделать явным. Его примеры взяты из жизни и доступны всем. Однако не все принимали, ведь чтобы понять нужно не только слушать, но и слышать.
    Иисус начал учить при море, сидя в лодке. Учение Он начинает притчей о сеятеле, затем призывает: "Кто имеет уши слышать, да слышит". Уши имели многие, а вот способность слышать, оказалась не у всех. Остались ученики и окружающие их, очевидно это те чьих сердец коснулись слова Иисуса и пытливый ум стремился узнать тайны Царствия то есть потенциальные ученики. Именно этой аудитории и говорил Иисус притчу о горчичном зерне. Однако Он не истолковал её, как притчу о сеятеле. Значит она была понятна, возможно ключ к толкованию Он уже дал, говоря о сеятеле, к тому же все 3 притчи объединяет одно, речь идёт о закономерности роста семени. Где семя есть СЛОВО. Господь неоднократно обращает наше внимание, на способность слышать. Иными словами Он хочет чтобы их сердца, как и наши сегодня, стали доброй почвой, чтоб сеемое зерно, дало плод. Теперь, о чём же сама притча?
    Ставя во множественном числе, чему уподобИМ, изобразИМ, Господь как бы приглашает к совместному рассуждению. Теперь представьте, какую реакцию должно было вызвать следующее заявление: "...оно как зерно горчичное..." Возможно они ожидали, что нибудь возвышенное, оно как Храм, Иерусалим или Синай, но не как не зерно. Надо заметить, что семена чёрной горчицы настолько малы, что 760 семян весят всего один грамм. В быту и культуре иудеев, семя горчицы, из за своей малости, вошло в поговорку:" Мал как горчичное зерно". Если речь шла о малом нарушении обрядового закона, говорили: "Это осквернение не больше горчичного зерна." Сам Иисус, пользовался этим сравнением, говоря о том, сколько необходимо веры, чтобы передвигать горы. В сознании иудеев был укоренён, тот факт, что это семя самое маленькое и ничтожное и относились с иронией.
    Что же общего, у этого семени, с Царством Бога? Иисус в своих речах неоднократно поражал слушателей, не совместимостью вещей, верблюда и игольное ушко, самарянина назвал ближним. Этими сравнениями Он хочет сказать, чтобы мы перестали глядеть на духовные вещи, сквозь старую идеологию. Он даёт понять слушателям, что Царство Бога, прямо таки противоположно, царствам этого мира. Самое малое и не значимое в мире, оказывается славным и великим у Бога.
    Так и сам Иисус, плотников сын, был подобен этому зерну, наряду с начальниками иудейскими, как может Он изменить мир, своим словом? Что значит росток, с толщей асфальта; щепотка соли с кастрюлей воды, лучик света во тьме. Что значит бедный назарянин, с мощью римской армии, мудростью Греции, чудесами на которые надеялись иудеи.
Именно этим росткам предстояло превзойти и одно и другое и третье. Юродству проповеди, немощному в глазах мира, предстояло перевернуть мир. Вся хитрость только в том, что семя падшее в землю, должно умереть. Вот здесь и происходит чудо, на которое указывает Иисус в продолжении притчи: " а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков"
    Напоминая малость зерна, Он указал на то, какой внутренний потенциал сокрыт в нём, какая сила. Мне кажется, именно этот контраст, должен был восхитить людей того времени.
   Горчица - растение однолетнее, оно растёт быстро. В условиях Палестины, за несколько недель, оно достигает в высоту 3-4 метров, что под тень свою привлекает птиц.
    Путь Сына Человеческого, от вифлеемских яслей, до горы вознесения, подобен пути горчичного зерна. Путь от малого к великому, от уничижения к славе.
   Эта притча могла послужить утешением для учеников, сколько благословения ждёт семя брошенное на добрую почву. То же будет и с их проповедью, хотя они были всех бес сильнее, уничижённее, но так как сила сокрытая в них была велика, проповедь евангелия распространилась по всей вселенной. Апостолы не обладали, изысканной грамотностью, блестящим красноречием. Евангелие подобно горчичному зерну, в сравнении с мудростью философских книг. Он проповедует Бога, притом умирающего и соблазн креста, но тем ни менее, укоренившись в сердце оно производит возрождение. Царство Божие на земле, или Церковь Христова, будучи маленькой, как горчичное зерно, вмещавшее в себе лишь горстку галилейских рыбаков, вместило в себя множество народов, как ветви дерева укрывают стаи птиц.
    Это семя, даёт нам прекрасный урок, запечатлённый как в природе, так и в жизни множества святых, проверевших в своей жизни силу другого семени - ЕВАНГЕЛИЯ
   Наши слова сегодня, которыми мы благовествуем мир, имеют ту же силу, поскольку Тот, кто молился в Гефсиманском саду за своих учеников, молился и за тех кто уверует по слову их. Тот кто в нас, больше того кто в мире. Лучше весь мир иметь себе врагом, чем потерять
Иисуса. Не будем стыдиться немощи нашей, Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить мудрое. Если перестанем уповать на природные силы и доверимся силе, возродившей нас к жизни вечной, то чудо горчичного зерна, станет для нас нормой.

  Однажды Франциска Азсийского спросили:" Как вы достигли такой святости?", на что он ответил: " Бог искал человека, самого недостойного и потерянного, Он нашёл меня, что бы не смог сказать, что сам достиг этого".

   Будем ценить малое, что дано нам, ибо в нём сила. Иисус не пренебрегал малыми вещами и выделял большую ценность, чаше с водой, одному таланту, двум лептам вдовы и малой вере, с горчичное зерно.