Все пути ведут в Москву

Мария Филиппова-Коренева
Москва – столица не только России, но и столица моих путешествий. Прежде чем поехать куда-либо, сначала мы заезжали обязательно в Москву.
Когда в 2002 году мы на поезде подъезжали к Москве, меня охватывало вполне объяснимое волнение. Столица всё-таки! Я смотрела в окно поезда и видела Москву от её пригородов до самого перрона вокзала, и это первое впечатление до сих пор сохранилось в моей памяти.
Всего в столице я была три раза: летом 2002, 2003 и 2008 года. И все это время Москва представала предо мной в совершенно разных образах. В первый раз, оно и понятно почему, этот город показался мне огромным, недосягаемым, но … скучным! Это очень странно, но я скучала. Моя мама и её подруги хотели показать мне музеи, величайшие творения архитектуры, живописи. Меня водили в Кремль, Оружейную палату, Третьяковскую галерею…. А мне так хотелось простого «детского» счастья – пойти в парк аттракционов. Хотя и туда меня водили, причём в первый же день, и в зоопарк тоже. Теперь сама не понимаю, почему я была такая глупенькая….
Но уже спустя год я немного поумнела и сама хотела пройтись по различным музеям и выставкам, но в парк хотела так же. Если честно, особых грандиозных впечатлений от второго посещения Москвы я сейчас и не припомню. Вероятно, это оттого, что были мы там не долго, да и «бюджет» нашего путешествия был весьма ограничен – сильно не разгуляешься….
Последнее третье моё посещение столицы оказалось самым запоминающимся. Летом 2008 года Москва показалась мне действительно настоящим центром России. Я на этот раз сама уговаривала маму на посещение историко-культурных достопримечательностей: Кремль, Оружейная палата, Алмазный фонд, Исторический музей, Красная площадь, Третьяковская галерея, Бородинская панорама, усадьбы Коломенское и Царицыно, Арбат, всё это и многое другое мы посетили за десять дней. Москва, казавшаяся мне до этого неприветливой, открылась для меня в новом свете. На все экскурсии мы с мамой ходили в компании с моей десятилетней кузиной, которая за год до этого переехала в Подмосковье с родителями и младшим братом из Архары (того самого посёлка городского типа, о котором я рассказывала в предыдущей главе). Она за этот год не успела нигде побывать и с большим удовольствием ходила на экскурсии с нами.
Так вот, «открывая» Москву для Насти, я открыла её для самой себя. Я чувствовала, что начинаю любить этот город. Особенно интересные впечатления были у меня, когда я находилась на Красной площади. Я ощущала себя в центре России, хотя это было действительно так. Именно на Красной площади меня охватывал небывалый патриотический настрой!
После небольших перерывов, когда мы уезжали в другие города, мы снова возвращались в Москву, ведь, как я уже сказала, сюда ведут все дороги наших с мамой путешествий. И мне очень жаль было уезжать из этого города. Я надеюсь, что приеду ещё в столицу, чтобы набраться новых впечатлений и увидеть как можно больше исторических мест.
Закончу эту важную страницу моих странствий своими же строками из стихотворения, которые я написала 4 августа 2008 года, уезжая из Москвы.
«Закончились отпуска дни,
Погасли столицы огни.
И снова в вагоне одни
Мы едем домой….»