Зеркала и другие

Елена Спиглазова
ЗЕРКАЛА

Мне надоело видеть зеркала
В причудливом зигзаге лабиринта
Пол, потолок, крутой овал стола
Его с дороги тоже уберите

За зеркалом откроется проход
А может быть, обрыв, ведущий в бездну
Падение, а может быть, полет.
Заранее бывает неизвестно

Запретны остановки. Делай шаг
В тоннель, что за ближайшим поворотом
И в зеркале с насмешкой, не спеша
Себя увидишь полным идиотом.

Покажется, что в жизни смысла нет
Бездарна цель, смешны мои задачи
Но мне не нужен ласковый совет
Вперед! Все еще может быть иначе

И вверх, и вниз – сплошные зеркала
В них моя жизнь. Вот там я без сомненья
За гладкою поверхностью стекла
Любил, так веря в это отраженье

Я предавал друзей в тех зеркалах
Ну и меня, конечно предавали
И позднее раскаянье в словах
Уходит в бесконечность вертикали.

Да, лабиринт коварен как змея,
Но выбор есть. Без всяких кривотолков
Бью зеркало. Ведь это тоже я
Распавшийся на множество осколков
1999

ИГРА

Когда не хватает дня
То есть еще вечера
Но все это для меня
Не более чем игра

От лампы ложится тень
Мы те же, что и вчера
Вести разговор не лень
Который – тоже игра

Ты думаешь так, как я
Не время нам умирать
Была бы игра твоя
Тогда хорошо играть

На клетки расчерчен мир
И стол, и проем окна
Из древних жестоких игр
Дошла и до нас одна

Фигуры стоят в строю
Картина весьма остра
Не может для нас вничью
Заканчиваться игра.

А шанс на победу мал
На жизнь и того скромней
И каждый не выбирал
Ту роль, что считал своей.
1988

***
А мне надоело слышать
Про внутреннее и внешнее
Карл Юнг о таком не пишет
Он пишет про что-то нездешнее
А все потому что под крышей
Живет восковой человечек
Он слушает, но не слышит
И с ним говорить, как с Вечностью

И я понимаю Фрейда
Достали ведь истерички
Придумать им в виде бреда
Мечту о чем-то фаллическом
Ну нету у Фрейда замка
На фоне морского берега
Теснее сжимают рамки
И вот, впереди – Америка

А в мрачной, холодной России,
Народ был и так всем доволен
Про Фрейда и не спросили бы,
А уж про Юнга тем более…
    2003                ***

Пустыня
Раскаленный песок и бесцветное небо
Контур угольных теней в слепящем свету
Я на этой земле никогда еще не был
И не знаю подобную ей пустоту.

Здесь, должно быть, пустыня, расплавленный кремний
И слепящего солнца пылающий шар
Силуэт пирамид. Геометрия древних
И пространство, как странный и проклятый дар.

Расстоянию мера сама бесконечность
Есть свобода и выбор, но нету пути.
Направления нет. Вместо времени -- Вечность.
Центр мира. Мне некуда больше идти.

Боевые верблюды, а может, машины
Но друг с другом сошлись и стоят в тишине.
Я не знаю эпохи, не знаю причины,
Я не знаю, кто выживет в этой войне.

Тени ждут. Совершенство их линий так строго
Контур сзади, и черный узор впереди.
Вот картина под взглядом Вселенной и Бога,
Не решивших, кого же здесь можно спасти
1992