3ч. Подкарпатская Русь в эпоху перемен

Мирон Веклюк
 
               
Невзирая на значительные успехи на фронте (только в одном Брусиловском прорыве с апреля по июль 1916 года австро-венгерская армия потеряла до полутора миллиона  человек), патриотический подъём народа в России резко снизился. Всё больше симпатий завоевывала революционная пропаганда большевиков. Великая империя, на которую возлагала надежды Подкарпатская Русь, постепенно вползала в экономический кризис, разруху и хаос. Власть имущие упражнялись политическими склоками, дрязгами и откровенной демагогией. Крайняя нужда простого народа, неслыханная дискредитация власти в глазах общества определили дальнейший исторический ход событий не только в Российской империи, но и в Подкарпатской Руси. Война, оторвав от привычных дел огромную часть рабочих и крестьян, постепенно сделала их вооруженным резервом надвигающейся революции. Попытки российского правительства подавить революцию или хотя бы приостановить её расползание на армию и фронт, заканчивались неудачами. Неудачи стали преследовать и саму армию.       
Русская армия  из Карпат ушла, а подкарпатских русинов ждали безнаказанные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря Терезин и Таллергоф – предвестники Освенцима и Бухенвальда. Около 60 тысяч русинов приняли там мученическую смерть. Для приблизительно семисоттысячного народа эти потери соизмеримы с потерями Советского Союза во Второй Мировой войне. За непродолжительный срок уничтожено почти 10 процентов населения – это горе в каждом доме, это трагедия, имеющая демографические последствия.
Мне в детстве довелось разговаривать со свидетелем тех давних событий, уже пожилым человеком – Дмитрием Вишованом. (Его сын  Павел Вишован стал генералом, служил в Генеральном штабе министерства обороны СССР).
 Складывалось жуткое представление о том времени. Казалось, австро–венгерские жандармы избивали весь народ. Избиение людей палками, больше похожими на колья, длилось не один день. Все, кто помогал русским или был замечен с ними в каких–либо связях, не избежали этой участи. По Карпатороссии шел стон.… Казалось, стонали сами горы. Так русинов возвращали в лоно Австро–Венгерской империи.
Вскоре сама Австро–Венгрия приказала долго жить, а Подкарпатская Русь вновь пожелала воссоединиться с Россией. К тому времени в России произошла Октябрьская революция, и революционерам было не до Карпатороссии. Подкарпатская Русь приютила до 15 тысяч  белоэмигрантов. Русины не понимали разницы между «белыми» и «красными». Они просто любили русских. С лихвой, хлебнув горя от разных европейских «культурологов» и «просветителей», русины стояли исключительно на русских национальных позициях, интернационализм большевиков был для них как минимум непонятен. Русины искренне надеялись, что скоро все образуется, и  русские перестанут причинять друг другу зло, преследовать друг друга. Все это откладывало воссоединение двух народов на неопределенный срок. Но русины многого не знали. В 1925 году руководство СССР «аннулировало» в Коминтерне русинов как народ. Возможно, за симпатии и помощь русским эмигрантам. Мы еще вернемся к этому вопросу и исследуем более подробно это странное решение коммунистического «императора» Всея Советского Союза.
Согласно международному договору, подписанному Великой Антантой, Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословакии на правах автономного субъекта Федерации. К сожалению, Чехословакия нарушила этот договор и разделила  Подкарпатскую Русь на две части, и одну ее часть с 250–тысячным населением присоединила к Словакии.
Чехословацкое правительство продолжило украинизацию Карпатской Руси, надеясь таким образом отсрочить предоставление ей автономии и ослабить национально–культурные силы карпатороссов. Для этого они специально выписывали в Карпатороссию галицийских «самостийщиков» и предоставляли им широкие права по украинизации региона за счет средств Чехословацкого правительства. Наряду с этим в школах и учреждениях был запрещен русский язык.
Странно, но эта вероломная идея, родившаяся в угоду конфессиальной и политической конъюнктуре – прямо скажем, не гуманными путем изменить целому народу вероисповедание, язык, национальность принадлежит Его Святейшеству Папе Римскому Льву XIII!
Поразительно, но спустя много времени, эта доктрина пришлась по душе украинским националистам, подкарпатским коммунистам и далее: атеистам–интернационалистам, советским идеологам и прочим безбожникам. Они оказались достойными преемниками Его Святейшества и успешно потрудились и преуспели на его ниве.
В 1938 году, не без попустительства Чехословацкого правительства, в угоду нацистской Германии украинские экстремисты сумели захватить власть в Подкарпатской Руси и тут же переименовали ее в Карпатскую Украину… Первыми, кому они доложили о своем успехе, были руководители нацистской Германии. Это – исторический факт.
В марте 1939 года Венгрия оккупировала созданное «украинцами» государственное образование – Карпатская Украина, позволив авторам этой авантюры эмигрировать через Румынию в занятую немцами Австрию, а потом в Прагу.
Не хочется неуважительно отзываться об авторе Карпатской Украины. Его судьба сложилась трагически, равно как и судьба государственного образования, к которому он руку приложил. Но мне очень хотелось бы узнать, что носил в душе, на сердце человек и его сподвижники вот так запросто, поменявшие, словно калоши, ход истории и само тысячелетнее название республики.
Автор Карпатской Украины стал героем современной Украины, но героем своей Родины ему, увы, никогда не стать. Да и это еще большой вопрос – захотел бы он стать «героем» новой Украины, узнав, что его республика по–прежнему аннулирована?
А теперь вновь вернемся к Папе и к Ватикану. Невозможно объять то горе, страдания, сосчитать загубленные жизни, поломанные людские судьбы и прочие напасти, которые принесла эта абсолютно антигуманная доктрина, разработанная в Вене,  и святая–святых Ватикана. Уже давно «почили в бозе» ее авторы, сама доктрина стала былью, а «святое» дело Папы живет и процветает. Его берут на вооружение все новые и новые поколения «освободителей», «благодетелей». И уже несть числа бедам, которые принесло это воистину более чем сомнительное с точки зрения богоугоудности, римско–католическое «мероприятие» добросердечному, христолюбивому народу. «Слава Иисусу Христу» – для многих жителей Закарпатья и поныне является повседневным приветствием.
Несмотря на жесткую двадцатилетнюю политику насильственной «украинизации» карпато-россов силами чешского правительства, Римско–Католической Церковью, карпатскими коммунистами, социал–демократами, результаты к 1938 году оказались ничтожными. Из восьми депутатов и сенаторов, представлявших русинский народ в Чехословацком парламенте, семеро были русофилы–русины, и только один – украинец. А на Пряшевской Руси, как назвали часть Подкарпатской Руси, переданную Словакии, украинцы даже не решились выдвинуть своих кандидатов.
На референдуме 1938 года 76 процентов опрошенных – это в многонациональном регионе! – высказались за русский язык как официальный и язык преподавания.
Интересы карпатороссов отстаивала созданная еще в 1919 году Русская Народная Рада, а также Аграрная партия, активным членом которой был и мой дед Иван Даныш,  в прошлом австро–венгерский офицер.
Если солдатские братания между окопами воюющих армий Первой мировой войны, показанные нам в фильмах советской эпохи, соответствуют действительности. Уверен, что и мой дед способствовал этому.
В 1938 году все патриотические силы объединились в Русский Блок. Чехословацкое правительство, хотя и с большим опозданием, но пошло на уступки, и в мае того же года была провозглашена Автономия Подкарпатской Руси.
Свершилось! Сбылась многовековая мечта русинского народа.
А цивилизованную Европу уже ждал новый рукотворный кошмар. И Подкарпатской Руси была в нем отведена своя трагическая роль.

Март  2006