5ч. Украинизация Подкарпатской Руси. 1945 год

Мирон Веклюк
Последствия второй мировой войны потрясли даже видавших виды людей. Неслыханное число погибших соизмеримо с количеством жителей двух средних европейских государств. Самая густонаселенная часть света – Европа – лежала в руинах. На этих руинах по плану Джорджа Маршалла взошла новая сверхдержава – США. Из собственных руин поднимался СССР.
Вторая Мировая война вселила в людей страх, который жив и поныне. Страх перед сильным тоталитарным государством, перед однополярным миром. И пока жив этот страх, возможно, нам удастся избежать крупных войн и потрясений.
Вторая Мировая разбила вековые мечты русинского народа на обретение Родины – Подкарпатской Руси. После освобождения советскими войсками Карпатороссии от венгеро-немецкой оккупации был возобновлен статус республики «Подкарпатская Русь» в составе Чехословацкой Федерации. Украинцы не проявили активности, а, наоборот, - произошло резкое усиление русофильства. Многие русины стали записываться в Чехословацкий корпус и уходили на фронт бороться с фашизмом.
В ноябре 1944 года Собрание народных комитетов Подкарпатской Руси обратилось с просьбой к руководству Советского Союза о присоединении республики к РСФСР на правах автономии. На следующий день 18 ноября Православный съезд Подкарпатской Руси обратился в Москву с новым предложением: включить в состав СССР Карпато-Русскую ССР как 16 республику. К сожалению – это наиболее логичное и с точки зрения политической целесообразности решение карпатороссов, скорее всего, даже не рассматривалось. Победила позиция Хрущева – Мехлиса. И большую часть Подкарпатской Руси в конце концов присоединили к Украине в качестве области без Пряшевской Руси, без города Сигета, оккупированного еще в 1918 году румынами, без земель от города Чопа до города Дебрецена. Без железной дороги от Великого Бычкова до села Деловое, тем самым навсегда прервав нормальное железнодорожное сообщение восточного и западного районов Закарпатья. Для Подкарпатской Руси это был невообразимый демографический, политический, государственный и экономический регресс. Так могли поступить только политики, не понимающие цену ни людям, ни земле, на которой эти люди жили. Вероятно, Хрущев не знал (или не желал знать!), что Карпатская Русь в течение тысячи лет отстаивала свою независимость, а с 1919 года имела собственный гимн, герб, а впоследствии – и русинский государственный язык, автономию и органы государственной власти.
Судьба вновь не дала русинскому народу обзавестись собственным государством. И если раньше мешали непрекращающиеся оккупации, то теперь, подозреваю: нигилизм и малограмотность политика, отвечающего за эти процессы. Таким образом, Крым является не единственным территориальным презентом Хрущева Украине. В 1946 году Украине подарили Подкарпатскую Русь. Так усилиями политика-волюнтариста и Москвы был решен вопрос о территориальной принадлежности Подкарпатской Руси. А заодно и ликвидировано русинское движение.
Русинский вопрос, несколько столетий стоявший ребром на Подкарпатской Руси, снова оказался нерешенным. Русинский народ вновь вынужден не забывать о своих корнях и Родине, разделенной вдоль и поперек на самых иррациональных основаниях.
В СССР русины были насильственно украинизированы, в документах в обязательном порядке в графе «национальность» ставилось «украинец». Теперь в Карпатороссии появились советские лагеря, где заключенные должны были «перековываться» в украинцев. Невозможно в это поверить, но было украинизировано 500 русинских школ, в ГУЛАГ отправлено 187 тысяч русинов. Святый Боже – за что? Для народа, не насчитывающего и одного миллиона человек, это потери (в процентном выражении) более, чем в два раза превышающие потери СССР во второй мировой войне. Народ, у которого на протяжении сотен лет национально-политическим кредо была идея национально-культурного единения с русским народом, оказался в полном замешательстве. Православная нация, на протяжении многих веков настроенная абсолютно прорусски и не давшая во второй мировой войне ни одного пронацистского военного формирования, а, наоборот, молодежь которой всеми правдами и неправдами старалась добраться до России (в Карпатороссии аббревиатуру «СССР» не употребляли), чтобы бороться с захватчиками, заслуживала другой участи.
В истории нет подобного примера, когда государство затаптывает в другом народе проявление своих национальных признаков. Представить невозможно, чтобы китайцы или индусы, хотя их миллиарды, обнаружив в соседнем народе схожесть в языке, вере, культуре, обычаях, насильственно ассимилировали его в другой народ. В СССР тысячи карпатороссов за слово «русин» угодили в лагеря.
И еще один показательный пример советской национальной политики: в Советском Союзе было создано большое количество всевозможных автономных округов, республик, областей, зачастую – простите!—  из пальца высосанных. Порой даже если народность насчитывала всего лишь несколько тысяч человек, ей предоставляли гигантские территории и создавали органы государственной власти. Мы знаем, как в Уссурийской тайге создавалась Еврейская автономная область, где до того не проживал ни один представитель титульной национальности автономии. А Украине передавалась республика Подкарпатская Русь, имеющая тысячелетнюю историю, органы государственной власти и без малого миллион граждан безо всяких прав не только на административную, но даже на национально-культурную автономию и собственную историю. Боюсь быть неправильно понятым и посему подчеркну, что не имею ничего против созданной Еврейской АО. Но справедливости ради хочу заметить, что было бы исторически более справедливым не создавать новое Еврейское административное образование, а восстановить древние, имевшие место быть между Волгой и Доном, а также в Крыму.
Святейшие из Рима начали украинизацию Подкарпатской Руси, а безбожники из Москвы, не иначе как при попущении Божьем, закончили дело Рима. Воистину пути Твои неисповедимы, Господи!
В ноябре 1944 года главы делегации карпатороссов архимандрит Алексий Кабалюк и профессор Петр Линтур заявили руководству СССР о том, что «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной в пределах Советской России».
Алексей Геровский из Нью-Йорка посылает в Москву Сталину письмо. В нем он просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите ее. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, который русские ученые считают колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет».
А теперь – не простит. Много позже Олег Александрович  Грабарь, редактор сборника «Путями истории», по этому поводу написал: «Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев… Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что напомнит ему, произошло это в присутствии Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Дедовича и других представителей Советской власти, достаточно образованных, чтобы понять, чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости».
Почему Грабарь не указал фамилию Хрущева? Возможно, счел его недостаточно образованным; и таким образом, сам того не желая, снял с него моральную ответственность за содеянное.
А вот что подметила Великая Княжна Мария Павловна, посетившая Подкарпатскую Русь в 1937 году: «В среде карпатороссов я чувствовала себя – точно в России. Тот же обряд, и та же сердечность приема. Кругом те же сочувственные русские лица… Живут просто…»
У известного русского писателя Ивана Лукаша есть такие строки: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозовой синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор и на вершинах – полонинах, как синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится, снится веками народу в синих Карпатах сон о золотой Руси».
А вот цитата из произведения другого русского писателя, Анатолия Ладинского: «Есть в названии города Ужгорода что-то древнее, что-то от бревенчатых городов, от православных городищ, от благородных и печальных интонаций «Слова о полку Игореве». И такая же река, через которую волы переходят вброд, течет по камешкам, шелководная и журчащая, стекающая с кудрявых Карпатских гор. Река, которую нельзя себе представить без зелено-красной синей вышивки на девичьей славянской рубахе, без лесной тишины, без кукушки… О Русская Земля!»
Архимандрит Алексий Кабалюк в своем знаменитом обращении к Сталину произнес слова, заслуживающие стать крылатыми: «Наша русскость не моложе Карпат… Сам народ именует себя «карпаторусс...».
Но никакие доводы по какой-то странной непонятной причине не смогли убедить ни Сталина, ни его приближенных в том, что русинский народ имеет право если не на самоопределение, то хотя бы на существование!
А что говорят по этому поводу наши современники? Может быть, что-то изменилось? Времени ведь многое подвластно.
Вот как ответил на один из вопросов историк, шеф-редактор карпаторусской газеты «Карпатский Евромист» Валерий Разгулов в интервью, данном пресс-секретарю Института стран СНГ (Москва) Кириллу Фролову:
- Для большинства обывателей Закарпатье ассоциируется с Западной Украиной, ее жители – с бандеровцами. Правильно ли это?
- Ни в коем случае! – ответил Валерий Разгулов. - Между удивительной страной – Подкарпатской Русью или Карпатороссией и Галичиной нет ничего общего. К сожалению, тотальное невежество наших современников в этом принципиальном вопросе может привести к катастрофическим последствиям для православного русского мира и славянства. Подкарпатские русины (карпатороссы) много столетий в условиях непрекращающихся попыток лишить их религиозного и национального самосознания шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими, и создали великую культуру, которая до сих пор, к великому сожалении, остается «terra inkognita». Между тем, русский человек, любой славянин, которому имена Андреллы, Духновича, Добрянского, Раковского, Митрака, Кимеха, Фенцика, Сабова ничего не значат, не может считаться культурным и образованным человеком; православный христианин, не знающий жития схимандрита Алексия (Кабалюка), должен просто каяться в грехе. Словом, невежество в карпаторусском вопросе – это подлинный позор для русского народа.
Подкарпатская Русь – это древнейшая русинская земля, где проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

                * * *