Онофрий

Мирон Веклюк
День выдался ясным и морозным. Белый снег, накрывший поля и огороды ослепительной пуховой периной, очаровывал и будто звал – окунись! Редкие прохожие в праздничных одеждах изредка показывались на улице в Вышнем Вильховатом. Только что отзвенели колядками рождественские праздники. Но взрослые не торопились расставаться с праздничным настроением и по–прежнему предавались святочному веселью. А ребятня целыми днями была предоставлена сама себе и от души наслаждалась свободой. Излюбленным развлечением наших ребятишек было катание с горы по проселочной дороге, в народе прозванной «Возарня». Летом во время дождей по этой дороге скатывались с горы потоки дождевой воды, вымывая грунт и с каждым разом углубляя ее. Зимой вода становилась льдом, и «Возарня» превращалась в настоящую санную трассу, становясь самым популярным местом у здешних мальчишек. Но был и минус: в самом конце импровизированная трасса упиралась в автомобильный тракт, и пацанам во избежание беды приходилось заранее останавливаться. Мальчишки нашли выход. С пригорка Берег улица  просматривалась почти на километр, и они, заметив приближающуюся машину, подавали спускавшимся условный сигнал. Если сигнала не было, детвора на полной скорости пересекала дорогу и с шумом, визгом и хохотом врезалась в высокий мягкий сугроб на обочине.
Более сорока лет тому  в такой же зимний день по «Возарне» катались совсем маленькие дети. Три пацана и один постарше, мой одноклассник девятилетний Коля по прозвищу Оленчин – мальчик капризный, склонный к острым ощущениям. Накатавшись вволю, изрядно проголодавшись, ребята решили разойтись по домам. Онофрий жил внизу, возле самой дороги, и напоследок спускался один. Он попросил приятелей посмотреть, не будет ли на тракте машин, плюхнулся животом на санки и помчался вниз. На дороге появился пассажирский «ПАЗик». Но старший, Коля, решил подшутить и велел всем молчать. Ребята послушались. Метрах в пятидесяти от пересечения «Возарни» с автодорогой Онофрий, ни о чем не подозревая, но предвкушая скорую встречу с сугробом, вдруг весело закричал:
– Прощай, Родина! – в то время в моде у мальчишек были патриотические военные фильмы.
И слова оказались пророческими. Через несколько секунд вместо сугроба он увидел последнее в своей коротенькой жизни – просвет между передними и задними колесами автобуса. Автобус, проехав юзом по укатанной дороге несколько десятков метров, остановился. Наступила гробовая тишина. Для маленького Онофрия – навсегда.

Фото из интернета.