Сколько расти ценам на лекарства?

Дмитрий Борисович Тихонов
       На прошедшем на днях заседании кабинета Министров РФ речь шла о принятии постановления об ужесточении контроля за ценами на лекарства http://www.nr2.ru/242859.html

Вопрос о контроле за ценами стоит уже давно, однако решению этого вопроса препятствуют не компании, производящие или продающие медикаменты, а заинтересованные лица, распределяющие бюджетные средства. Вопрос о ценообразовании в фармацевтических фирмах не относится к выполнению или невыполнению лицензионных условий, поэтому завышение цен на товары не может явиться причиной отзыва лицензии у компании. Может быть только штраф. Если действовать по закону. К тому же, очень часто, контролирующие органы не имеют адекватной квалификации и достаточной подготовки для работы с лекарствами.

…«глава правительства выразил уверенность, что не существует объективных оснований для взвинчивания цен на лекарства, которые, по его мнению, демонстрируют лишь «стремление фармацевтических компаний и многочисленных посредников этой отрасли извлекать сверхприбыли».

Хотел бы привести схематично пример того, как зачастую готовится и происходит закуп медикаментов (да и не только медикаментов) для больниц.

       Некая больница объявляет запрос котировочных заявок на требуемые ей для лечения больных лекарства (своеобразная форма конкурса, при которой фирмы-участники направляют свои предложения Заказчику,  определённым образом оформленные, на заявленный вид товара. Каждая заявка должна содержать предложение на товар с необходимыми свойствами, из которых комиссией выбирается предложение с наименьшей ценой). Такой запрос, по закону, делается в открытом источнике, например, - на специальном сайте в Интернет, поэтому формально участников конкурса может быть сколько угодно. Согласование на участие в конкурсе происходит путём принятия или непринятия заявки Комиссией Заказчика.

       Заказчику медикаментов – больнице (ответственное лицо за расходование бюджетных средств, как правило, - это главный врач), благодаря сговору с Производителем или Поставщиком, нередко известно уже заранее, от кого лечебное учреждение должно получить лекарства. Цена при этом содержит составляющие интересов всех принимающих финансовые решения людей. Неважно, кто какие предложения сделает, но «своя» фирма будет предупреждена о том, какая цена до неё предложена самая низкая. Заявки фиксируются комиссией Заказчика, но, если все участники котировочной комиссии «в курсе», кто должен выиграть, в протокол вносятся участники по времени подачи, а предложенная цена может быть указана другая, в момент технического оформления протокола рассмотрения котировочных заявок позже. В связи с тем, что на рассмотрение заявок законом установлен достаточно длительный период времени, можно легко произвести документальную подмену заявки, фактически заменив её той, которая сделана по сговору с Заказчиком. В неё уже внесена скорректированная цена, которая и окажется самой предпочтительной. Время подачи будет реальным, а вот цена – наиболее низкой, хотя бы на копейку ниже той, которая послужила отправной точкой.

       Таким образом, можно всегда учесть интересы распорядителей бюджетных средств. Причём, если цена «победителя» слишком низкая, чтобы было одновременно не в убыток поставить товар и удовлетворить аппетиты чиновника, по договорённости можно скорректировать реальные затраты Поставщика, при приёме товара у Заказчика: 1) можно принять меньше товара, а расписаться в накладной за необходимое количество, 2) проще произвести замену более дорогого товара (всего или только его части), прошедшего по документу, на похожий и более дешёвый. То и другое возможно, когда создана организованная группа, включающая не только руководителей того или иного уровня, но и материально ответственных лиц лечебно - профилактического учреждения. Хотя, безусловно, есть честные люди, даже среди руководителей.

       Печально, что широко распространена практика, при которой люди, уличённые в сговоре или в превышении должностных полномочий, остаются на своих местах, либо, в худшем случае, переводятся на другое место работы.

       Фармацевтическая компания, честно занимающаяся бизнесом, ведущая свободный закуп медикаментов и поставку их по итогам конкурсов, в случае победы с наиболее низкой ценой, в своих предложениях на лекарства, ориентируется на предложения рынка и минимальную рентабельность своей деятельности.

       Когда же существует определённое количество чиновников, требующих удовлетворения своих финансовых потребностей, в разных регионах страны различающихся друг от друга, вот тогда и может происходить явление, при котором одни и те же медикаменты различаются по цене друг от друга в разы. Тут вопрос именно не в числе посредников, а в количестве и величине откатов.


       В связи с этим могут происходить очень интересные диалоги. Например (Участник диалога – представитель добросовестного участника рынка - (М), а представитель интересов одновременно и Заказчика, и Поставщика, который «должен» осуществить поставку товара - (К):

К - Алло! Здравствуйте! Это фирма «М»?
М - Да, здравствуйте!
К - Вы подали котировочную заявку в такую-то больницу города «N»!
М - Да, подали, ждём, завтра утром будет рассмотрение. Надеемся на удачу!
К – Удачи вы не дождётесь. Поймите, эта котировка объявлена не для вас! Отзовите её, не мешайте.
М - Странно, мы узнали о ней из открытых источников, имеем право участвовать. Да и не понятно, как отзовёшь заявку? Она подписана, доставлена и официально принята Заказчиком.
К - Но вы никогда её не выиграете!
М - Почему? Может быть, наша цена будет самой низкой?
К – Этого не случится. Вы ведь вы не договаривались с больницей, чтобы они заказали именно эти медикаменты. На каком основании заявились? Вы не знаете, что на этом рынке все конкурсы всегда прописаны? Самой низкой будет цена у того, у кого надо!
М - Нет, я этого не знаю, работаю на этом рынке несколько лет. Иногда выигрываю, иногда проигрываю, но всегда на общих основаниях. Разве это незаконно?
К - Ваша цена никогда не будет самой низкой в этой больнице. Лучше отзовите заявку. Не злите тех, кто выделяет деньги. Потом будут выделять меньше из-за вас. Своими действиями вы нам портите весь рынок.
М - А зачем её отзывать? Ну, проиграем, и – ладно, зато больница сэкономит бюджетные средства. Или закупит ещё что-нибудь нужное для людей. Разве плохо? А Заказчик хотя бы узнает реальную цену товара, не будет переплачивать.
К - Вы проиграете и ничего не получите, в любом случае, но при этом не дадите заработать людям. Вам от осознания этого будет лучше?
М - Нет, нам лучше не будет, но, быть может, в будущем работать станет легче.
К - А это вряд ли…  Но вот относиться к вам «уважаемые» люди будут хуже.

       Если участники разговора сумели бы договориться, или начали бы договариваться заранее, то, возможно, цена для больницы на те же медикаменты осталась бы более высокой, а в ней были бы учтены интересы не только Заказчика, но и всех заинтересованных Поставщиков (реальных и потенциальных).

       К сожалению, это не единственная схема для закупа у больниц, из тех, которые существуют сегодня на рынке. Несовершенство нашей законодательной системы даёт лазейки для нерационального расходования бюджетных средств.

       Существует проблема, когда больнице требуется (или, скорее всего, хочется) закупить товар вполне определённого производителя (несмотря на то, что есть аналоги, синонимы, эквиваленты). В этом случае существует незаконно «узаконенная» система эксклюзивных прав на поставку определённых товаров через эксклюзивные фирмы-посредники. Надзорные органы при этом стыдливо закрывают глаза на подобное ограничение конкуренции. Этому способствуют многочисленные «дыры» в Законодательстве. Заказчик может просто указать Производителю «счастливого» Поставщика. Именно поэтому наши чиновники, как правило, очень «успешные» бизнесмены.

       Честный участник рынка просто не сможет получить предложение от производителя, если цепочка поставки уже выстроена и все цены оговорены заинтересованными лицами. В случае, когда нет интересов чиновников, лечебно-профилактическое учреждение может получить действительно очень низкие цены.

       Можно представить себе следующий диалог, в котором «М» - представитель фирмы, стремящейся поставить товар по реальной цене, без накруток для откатов, «П» - представитель Производителя, упоминаемый «З» - представитель Заказчика.

«М»: звонит «П» - Здравствуйте, я бы хотел у вас купить такой-то товар!
«П» - Да, конечно, только наш товар мы продаём через систему дистрибуторов. Скажите, а для кого вы хотите его приобрести у нас?
«М» - А это имеет значение? Подскажите фирмы, где он есть, мы обратимся туда.
«П» - Для начала подскажите, для кого. Мы же должны разместить заказ на производстве, чтобы его произвести, нам надо знать регион, куда он будет поставлен, так как цены у нас разные для разных покупателей.
«М» - Хорошо, я скажу, мы хотим сделать поставку для «З»
«П» - Вы знаете, предложение для «З» дано другому поставщику. Извините.
«М» - Ну, хорошо, дайте и мне предложение, пожалуйста
«П» - Нет, не можем, потому что руководитель «З» попросил отдать предложение фирме «У», именно они будут поставлять наш товар в этом регионе. Если мы не выполним требование руководителя «З», наш товар он перестанет брать, уйдёт к конкурентам, а мы не хотим терять реализацию. Можете обратиться сами к «У».
«М» - Да, хорошо, но ведь вы понимаете, что фирма «У» мне не даст предложение, с которым я мог бы выиграть в конкурсе у неё же. В лучшем случае мне экономически будет неинтересно работать.
«П» - Понятно, но у нас такая региональная политика, и мы не можем работать иначе.
«М» - Хорошо, а обратиться к вашему представителю в другой регион мы не можем?
«П» - Конечно, можете, но они всё равно придут к нам, потому что мы мониторим  весь рынок и все конкурсы, и вы всё равно попадёте в фирму «У» за предложением.
«М» - Спасибо, я вас понял. До свидания.

       Пока у нас будет финансироваться система сложившегося Здравоохранения, со множеством белых пятен, без должного контроля, а не оплачиваться грамотно отстроенная и нормально функционирующая эффективная медицинская помощь реальным людям, нуждающимся в её получении, цены будут продолжать расти, средств будет уходить всё больше, а толку будет всё меньше. И при этом будет постоянное сокращение тех, кому трудно будет позаботиться о своём собственном здоровье.

       Будьте здоровы!