Война

Звездин Владимир
                ВОЙНА
            1941г. Из жизни в этом году, я помню тревожную, шумную со слезами эвакуацию, погрузку в товарные вагоны. Грузились семьи военнослужащих. Место погрузки было возле элеватора. Напротив авиагородка, за шассе Рязань – Москва,

        И все.  Как уехали? Стерлось из памяти. Так я думал. А на самом деле. Наша семья не грузилась. Я там находился по собственной инициативе. И только моя популярность, спасла меня и вернула родителям. Все в городке знали, кто я такой и на какие фокусы и поступки способен, не удивились отсутствием родителей,  доставили меня, обратно в городок.

          Помню страшную зиму 1941года. В уральском городке Карталы. Как, буквально падая, с маленьким на руках, мать волокла меня за руку, на встречу метели, ни свет, ни заря. «Темень глаз выколи».  Через пустынный парк в садик, а Валерку дальше в ясли. Таких метелей и морозов, прожив уже на свете, пять лет, я не видел, даже не слышал, хотя уже умел читать. Чем прославился в садике, как плут. Читая в книжке у воспитательницы, ответы на загадки, поражая ее своей сообразительностью, и очень долго морочил ей голову. Лета как будто не было совсем, оно промелькнуло не оставив в моей памяти ничего, кроме яркого случая который, через шестьдесят лет, помог мне без труда найти барак на ул. Орджоникидзе 9. Где в коммунальной квартире, в комнате на втором этаже, ютились мама, годовалый Валерка и я. Случай банальный. С дружком забрались в школьный огород, за морковкой. Перекусываем тут же под забором, с наружной стороны, и вдруг чуть ли не наголову нам, перелезает очень большая тетя. Гналась она за нами, до самого дома, хорошо, что в те времена, удобства были во дворе. Что нас и спасло. Закрылись мы там, на крючок, но выдали нас сердобольные соседи, сообщив ей, что мы за фрукты. Досталось нам крепко. Лупили нас, как Сидоровых коз. А когда по зову ностальгии, через 61 год приехал в Карталы, нашел школу, правда вместо огорода, там был стадион, но я представил морковку, свесившуюся через забор ногу, ужас тех дней, рванул бегом и прибежал прямо к бараку. Туалета во дворе нет, дом благоустроен, газификация, отопление. Но, что этот ряд бараков, до этих пор существует, я был поражен.
         
              Зима 1942 мне показалась еще крепче. Возможно оттого, что повзрослел на целый год. Уже понимал, что такое голод, все ребята в садике усилено рисовали танки, самолеты, корабли. Всем хотелось, как-то помочь, ну если не фронту, то хотя бы маме. Иногда в садике, я не доедал свой хлеб и приносил кусочек маме, но она как-то умудрялась нам его скармливать. Однажды вечером шел от знакомых, дали они мне замечательную книжку «Три поросенка». Вечер  чудесный, тихий, морозный, с яркими звездами. Тянуло видно на размышление, по этому и встал я около колодца поразмышлять, долго стоял. Колодец был знатный, красивый резной навес, а ручка была блестящая как из серебра, прямо светилась в темноте.  Подошла с ведром тетя, - что милок, лизнуть хочешь?
- Да говорю. А ты по слюни пальчик и тут с краю, ручку потрогай. До сих пор я благодарен, этой умной и доброй женщине.

           Вот о чем мне хочется написать. О доброте в те страшные, тяжелые годы. Однажды мама стирает белье в корыте, я стою рядом,  покачиваясь в такт, рассказываю новое стихотворение. «Здравствуй папа, ты опять мне снился, только в этот раз не на войне».  Вдруг потемнело в глазах, и очнулся я в кровати. Вокруг соседки суетятся, кашей меня кормят, такие милые. Жили мы очень плохо, если бы не садик да ясли, не знаю, чем бы это все кончилось. Наша печь была вся обгрызана, мы с братишкой с большим удовольствием, ели отколупанную глину, когда не было близко мамы. Но  не буду скрывать грех, не устоял и несколько раз использовал их доброту. Кухня хоть и была общей, но мы ей не пользовались, не было нужды. Услышав запахи, чего-то вкусного, использовал, нажитый опыт, прямо в коридоре падал в обморок. И хоть они и подозревали, о моем плутовстве, но все равно мне, что-то доставалось. А заодно подкармливали и Валерку. Однажды, играя ножницами, я выстриг себе на затылке волосы. На вопрос мамы, что это такое? Сказал, не знаю. Так ведь затаскали, в больницу, признав у меня стригущий лишай. И когда мне это все надоело, хоть и признался, не верили, до тех пор, пока волосы не отросли.

             Про то, как научили дурака читать. Да конечно в таком возрасте читает ребенок это уже «Вундеркинд» Особенно это умиляло разных бабушек, где мы стояли на квартире. Очень любил им читать, она сидит, вяжет, а я ей читаю. Читал все подряд, брал из библиотеки, у знакомых. Многое не понимая и без всякой системы. Никогда не читал предисловий, об авторе, муторные и длинные описания природы и т.д. Что собственно и сыграло со мной злую шутку, вроде ах, какой умный, а спроси, кто это написал? что он написал еще? Почему? Это я пропускал, считал это мелочью и если, рассказывая своим друзьям по вечерам, романы вперемешку с анекдотами, слыл у них умным и остроумным. Одним словом. Был молодец, среди овец, а против молодца сам овца. Эта пословица подтвердилась при поступлении в школу, Первый класс я осилил, даже при тех условиях, что посещал я школу в неделю раз, а то и реже. Летом встретил одноклассника, зайди, говорит в школу, забери табель, тебя перевели. Правда, во втором классе фокус не удался. Пришлось начинать снова.

         Ну, об этом чуть позже, я отвлекся. Зима 1942г запомнилось еще одним эпизодом. Так случилось, с мамой произошел несчастный случай, она работала на железной дороге, уронила на ногу какую то, большую железяку. Ногу маме замотали в гипс и привезли ее домой.
Но дом у нас в это время был уже не в бараке, на втором этаже. А в поселке железнодорожников в частном секторе. Вот тут то, мы и запели Лазаря. Спасли и украсили нашу жизнь Тимуровцы. Вдруг ввалилась к нам утром веселая, и шумная компания мальчишек и девочек. Мама лежа, подсказывает, ребята, меня с Валеркой обули, одели и с криками, смехом, потащили на улицу. А там целый поезд из связанных санок этот первый, лихой выезд, запомнился мне на всю жизнь. А девчушки остались хлопотать по хозяйству. Честно скажу. Написав этот случай, и не мог прочитать его спокойно, прошибла слеза, видно всколыхнулись чувства, На самом деле, война голод, горя у каждой семьи, а тут веселая ватага ребят, таких радостных и беззаботных. Для общего представления картины надо представить. Ранее утро шесть часов. Темно, глаз коли. Фонарей в помине нет. Мороз с ветром и конечно с метелью, а им ведь самим еще в школу надо. А вечером нас всех головастиков, развести обратно. Ко всему у каждого из них своя жизнь свои, горести и печали. В настоящее время звучит не правдоподобно, это все проделывают ребята, совершенно бесплатно. Ну, как тут можно спокойно писать об этом. Эти возникающие чувства, которые вновь переживаешь, при воспоминаниях подробностей, по неволи вызовут слезы восторга, за людей того поколения.
   Фото нашего барака 2006год. Жив курилка.