Путевые заметки. Русский экстрим

Елена Полянская
               

Трасса "Дон М-4"  Москва-Ростов радует хорошим покрытием и четкой разметкой, но не на всем протяжении. Очень много милых и отзывчивых гибддейцев с волшебными палочками. Водители встречных машин предупреждают об их скрытном местоположении, и смешно наблюдать, как, несущиеся со скоростью 160 км в час и больше, асы выстраиваются гуськом и ползут 40 км /час. Но зоркий глаз инспектора-невидимки  находит нарушителей даже среди ползущих.
Муж ведет машину, я за штурмана. Читаю карту и ухохатываюсь. Сколько смешных названий! Населенные пункты Хреново и Хренищи, Бяково и Истленьево, Ржаво, Кончинка, Хавки.  Интересно, в Бякове живут бяковцы и бяковки или бяковичи и бяковичанки? А уж про хренищевцев я даже боюсь думать.
Буквы WC со стрелочкой и цифрой означают, что через 400 или 500 метров Вас ожидает экстремальное развлечение. Туалет ОТКРЫТОГО ТИПА, выстроенный из красного кирпича,  сконструирован так, что находящиеся в нем граждане хорошо видны проезжающим на автомобиле по трассе.
Но гуманные зодчие расположили по ходу движения мужское отделение этого необходимого всем заведения, а женское остается вне поля зрения.Не знаю, оценили ли это представители мужского населения, посещающие эти WC. Мотели – от клоповников, до вполне приличных, но дорогих и, в основном, во вкусе братков начала 90-х. Репродукции классических произведений,  веселые картинки с персонажами мультфильмов на стенах и золоченые ручки соседствуют с эмалированными поддонами кабин, предательски поскрипывающими под принимающими душ путешественниками. Некоторые гипсокартонные панели в ванной пробиты то ли гвоздем, то ли штопором, судя по всему, разгулявшимися не в меру отдыхающими. Дверь в ванную выше пола в комнате на 20 сантиметров и, забывая об этом, вываливаешься в комнату с испуганным возгласом, но ноги и другие части тела не сломаны, и слава Богу!
Табличка «У нас не курят!» явно игнорируется  проживающими, потому что все номера страшно прокурены и запах табачной кислятины шибает в нос, как только попадаешь в сей придорожный рай. 
Пробки на дороге, в основном, из-за ремонта покрытия или расширения полотна. На подступах к Ельцу пробка гигантская, а на обочине стоят местные мальчишки с табличками «объезд». Не рискуем прибегнуть к их услугам и следуем за фурой, которая стоит вместе со всеми в толпе, но потом сворачивает  на проселочную дорогу. Приверженцы экстремального вождения должны непременно проехать по этим колдобинам. Ралли «Париж-Даккар» – детская забава по сравнению с русским дорожным экстримом.  Объезд выводит нас на дорогу за Ефремовым, впечатлений масса. Мостик, на вид для кур и уток, выдерживает  наш автомобильчик и даже идущие вслед за нами грузовики. Муж шутит, что видимо дорога сильно пострадала во время бомбежек в период ВОВ, и с тех пор ее никто не ремонтировал. Красота пейзажей немного компенсирует урон, причиненный здоровью пассажиров  и техническому состоянию машины.  Утешением служит и обед в придорожном кафе.
Опрометчиво заказываем борщ и солянку, не посмотрев на количество граммов в порции, приносят  объемистые тазики. Сообщаю официантке, что в первый раз ем супчик-сборную солянку с  грибами, ветчиной, сосисками, говядиной, мясом курицы, и еще какого-то неопознанного животного, без маслин, огурцов и лимона. На что она дает исчерпывающий ответ: «Так солянка же!»
В целом путешествие понравилось, на поезде такого не испытаешь.