Непростой путь абитуриента-2009

Ева Пепельная
Наверное, я уже класса с восьмого знала, куда подамся после школы. В престижный Харьковский национальный, на факультет филологии, кафедру журналистики. В то время, как другие дети ещё даже не начинали об этом думать, я чётко определила свой путь в жизни.
Я всю жизнь была одарённым ребёнком. В начальной школе я была отличницей, ну а потом «скатилась» только из-за того, что школьные предметы меня не особо интересовали, и мне было лень забивать себе ими голову. Родители часто из-за этого беспокоились, но я знала, что когда я буду изучать то, что мне действительно интересно, тогда и буду проявлять себя. На полную катушку.
Я мечтала о том, что вот поступлю в Университет, получу образование, и стану либо журналистом, либо писателем…

Закончился одиннадцатый класс. Пришло время ЗНО – ночного кошмара почти всех выпускников. Я переживала, но оказалось – напрасно. Все тесты я сдала хорошо: украинский язык – 193 балла, история Украины – 185.5 баллов, английский язык – 187 баллов. Английский мне посоветовала писать мама. Для подстраховки.
Выпускников убеждали в том, что тестирование – единственно верная и честная система для поступления в вуз. И что она призвана победить коррупцию и несправедливость в сфере высшего образования…
Поэтому я была уверена в том, что моя мечта уже сбылась. Осталось только дождаться, когда можно будет отнести свой сертификат в университет, где его, конечно же, с радостью примут. Пройти творческий конкурс, написать достойное сочинение. И гордо назвать себя студенткой ХНУ, факультета филологии, кафедры журналистики. Естественно, с бюджетной формой обучения.
Июнь-месяц прошёл в эйфории. Мы отгуляли выпускной и уверенным шагом двинулись во взрослую жизнь. На входе в которую нас ждали вполне взрослые неприятности.

Я подала документы на три факультета: философский, филологический, иностранных языков. И спокойно гуляла, наслаждалась летом.
Незаметно пролетело время.
Я пришла на «консультацію з творчого конкурсу». В огромной аудитории собралось человек триста, не меньше. Это были желающие учиться на журналистов за счёт государства. И среди них я, уверенная в своих способностях. Ведь на подкурсах нас, группу из двадцати человек, каждый четверг, на протяжении почти двух месяцев обучали основам журналистики. А самое главное – учили писать такое сочинение, которое станет нашим  проездным билетом в университет.
Именно по этой причине все те советы, что нам давали на консультации, я слушала вполуха. Эта самоуверенность меня и погубила. Или не она? Или всё это вообще от меня не зависело?

Я написала хорошее сочинение. Если бы его прочитала преподаватель с подкурсов, она осталась бы довольна.
Но… я пришла в приёмную комиссию узнать результат, постояла в очереди таких же жаждущих, и была неприятно удивлена. 135 баллов из 200 возможных. В состоянии полнейшего шока я поднялась на второй этаж и отнесла оригиналы документов на «философию», куда, кстати, я уже прошла на бюджет. Получается, что из трёх возможных мест, меня «приняли» только в одно. Да и то, после того, как два человека забрали документы, найдя себе местечко получше, и я передвинулась по списку вверх.
Мама чуть ли не за шкирку потащила меня обратно в приёмную комиссию филологического, чтобы подать на апелляцию. Потому что я была в том состоянии, когда уже не хочется что-либо доказывать. Надоела эта нервотрёпка. Надоела за эти два дня, когда нам всё обещали вывесить результаты конкурса.
«Поважні екзаменатори», глядя на меня добрыми и умными глазами, спокойно объяснили, что, дескать, литературных примеров я не привела и тему раскрыла поверхностно. Когда я попыталась было вякнуть что-то про подкурсы, мне объяснили, что на подкурсах нас обучали основам журналистики, учили писать сочинения-миниатюры, которые никакого отношения к творческому конкурсу не имеют. И это при том, что курс занятий, которые я посещала, называется именно «творчий конкурс».
Переспорить было невозможно. Они твёрдо стояли на своём.
Позже я узнала, что приведение литературных цитат тоже не всегда даёт необходимый плюс. Как и их отстутствие – категорический минус.
Не было смысла писать апелляцию. Пришлось покинуть кабинет. Да и не было желания: я и так уже почти студентка университета, хоть и не факультета журналистики.
Кстати, в процессе изучения страниц сайта vstup.info и общения с моими одноклассниками и одногодками я поняла, что мне ещё очень повезло. Многие ребята, имеющие хорошие сертификаты и даже медали, проходили только на контракт.

Но теперь перейдём от частного к общему. Почему же так сложно нам, неглупым детям, которые сдали тестирование (гарант успешного поступления) на высокие баллы, поступить в высшее учебное заведение на бюджет? Неужели государству не нужны квалифицированные специалисты, которые обеспечат стране светлое будущее?
Вы, конечно же, слышали, сколько в этом году льготников. И все они почему-то идут в самые престижные вузы. Инвалиды, дети шахтёров, дети чернобыльцев. Я согласна с тем, что государство должно помогать людям, которым жизнь не улыбается. Но чтобы настолько…
На журналистике с этим проще. Откровенно безграмотные там срезаются на творческом конкурсе, и не важно, какие у них льготы. Хотя там, насколько я уже поняла, действуют свои законы. Субъективность оценивания сочинений даёт простор для различных хитростей. Но оставим это, потому что нет у меня желания копаться в чужом грязном белье. И тем более выяснять, насколько оно грязное.

У меня создаётся такое впечатление, что правительство набирает для себя контингент инвалидов с низким уровнем интеллекта. Вот вам живой пример: некая девушка с 280 баллами за два предмета проходит на политологию. Тринадцатая в списке бюджетников. Не верите? Да вы зайдите на тот же vstup.info, пробегитесь глазами по спискам абитуриентов.
А теперь подумайте. Какой же из неё будет политолог, когда у неё за одно тестирование, в среднем 140 баллов?! Есть у меня знакомые, которые посдавали тесты с примерно таким же результатом. Не блещут они интеллектом, скажу вам честно…
И таких на каждом факультете, как минимум, двое-трое.
На международных отношениях, на политологии, на психологии…

Если государство так стремится помогать льготному контингенту, так пусть делает для них то, что действительно нужно. Вы видели, какие ужасные тротуары возле нашего харьковского интерната для слепых детей? Посмотрите, да только аккуратно – не поломайте ноги.
«Говорящий светофор» у нас в городе всего один.
И таких примеров сотни. Об этом много говорят, но почему-то дальше разговоров дело не идёт. А зря.
Я считаю, что условия поступления должны быть равными для всех. Пусть льготникам дадут право первоочерёдного поступления, но не более того.
К тому же, чрезмерные уступки для них дают новую лазейку для желающих проскользнуть в двери вуза, не имея достаточно знаний для того, чтобы сделать это законно. В нашей стране всё продаётся и всё покупается. И справка о том, что человек принадлежит к льготному контингенту – не исключение.

Вот такая у нас непростая судьба. О нет, я не жалуюсь. Мне-то посчастливилось попасть на одно из последних бюджетных мест философского факультета ХНУ. И не важно, что хотелось не туда. Поверьте, это большая удача.
Я всё равно добьюсь своей цели.
Но вот для многих потеря шанса может оказаться тяжёлым испытанием.

Ну почему у нас всё перевёрнуто с ног на голову?