Французские зарисовки 3

Ирэна Левина
(продолжение)

На следующее утро, опять же компанией, но уже меньшей, на этот раз - в пять человек (нет, это вовсе не советская привычка - скорее американская солидарность за рубежом), мы отправились на экскурсию по Парижу. Позабыв законы гостеприимства, Париж встречал нас отчуждённо и неприветливо. Было холодно и пасмурно. Собирался дождь.

Поскольку никто из нас ещё не завтракал, то экскурсия началась с кафе "Нотр Дам", находившегося слева от входа в собор Парижской Богоматери. Кафе было оформлено элементами стиля самого собора. Мягкoе, тёплых тонов освещение (назло дождю на улице) вносило в интерьер помещения свою лепту - лёгкую умиротворённость, спокойствие и ощущение хорошей погоды, при этом ничуть не снижая аппетит. Стены дополняли барельефы на библейские темы и из жизни французов прошлых веков. Я это поняла после посещения Нотр Дама. Небольшое, но вмещающее в себя довольно много посетителей, потому что столики располагались близко друг к другу, кафе было теплым и уютным.

Тихая музыка за заднем плане, снующие туда-сюда официанты в униформе, негромкий гул, стоящий в воздухе от разговоров на разных языках, каждый из которых можно было при желании уловить "краем" уха, разные запахи еды, аромат кофе... - всё подкупающе располагало нас к приятному завтраку. Сидя у окна, завтракая французским омлетом с картошкой и запивая кофе "Американо" (привычка - вторая натура) в широкой невысокой чашке, я наблюдала через стекло за проходящими мимо парижанами и иностранными туристами. Начинался дождь. Его редкие и крупные капли падали на землю тяжело и уверенно. Но это не мешало всем желающим попасть в Норт Дам, открыв свои зонтики и выстроившись в линию, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы зайти внутрь.

Обычная туристическая настойчивость, похожая на упрямство, что вполне объяснимо. Раз ты - турист, а тем более, ненадолго, то действовать нужно в соответствии с заранее разработанным планом - непоколебимым и не подвергающимся никаким изменениям и никакому влиянию - ни настроения, ни погодных условий... План экскурсии по городу оставался неизменным, но в надежде на то, что дождь прекратится, мы завтракали не торопясь, разговаривая и поглядывая за окно. Дождь не переставал, тянуть время не было смысла. Расплатившись, мы пошли навстречу историческому Парижу.

Нотр Дам поразил меня своим средневековым величием и строгостью. Глядя на него, трудно было поверить, что эти старые по возрасту, но достаточно сохранившиеся внешне для взгляда со стороны, серые стены кафедрального собора начались строиться во времена Луи VII и простояли здесь с тех пор, будучи капитально реставрированными и не раз переделанными. Камень для них тщательно подбирали и собирали в одно единое готическое целое на протяжении двух сотен лет. До сих пор поражающий своей красотой и уникальностью, некоторой холодностью, лёгкой мрачностью, неприступностью, но и надёжностью, собор считается не только одним из самых известных, но и неповторимо прекрасных, сохранившихся до сегодняшних дней соборов. Глядя на него, мне не верилось, что несколько веков назад здесь, на этой площади, происходили события, описанные Виктором Гюго в его "Соборе Парижской Богоматери".

Никак не укладывалось в голове, что кого-то когда-то жгли на костре на этой же площади, что здесь выступали бродячие артисты и цыгане, что здесь торопливо пересекали площадь с закупленными продуктами и спешащие домой хозяйки среднего сословия и слуги хозяев более высокого... B надежде прикарманить то, что на их взгляд плохо лежало, бегали беспризорники и... летали голуби. Не верилось... Ассоциирующиеся с прочитанным и увиденным на экранах телевизора о тех временах, в мыслях менялись декорации на площади... но всё равно не верилось. И глядя на всё окружающее, я понимала, что до сегодняшнего дня здесь остались неизменными только две вещи - сам Норт Дам и голуби-бродяжки. Они удивительно удачно дополняли друг друга...

Для начала пофотографировавшись, мы уже минут через десять стояли в длинной очереди на площади перед собором. Здесь собирались голуби, слетающиеся сюда со всех сторон города, но казалось, что со всей Франции - так много их здесь было. На ветках невысоких кустов справа и слева от площади, расположились воробьи. Их было не меньше, чем голубей. В силу их окраски, я сначала приняла их за коротко постриженные, оголённые ветки кустарника, но позже, присмотревшись, поняла, что ошиблась. Все кусты вокруг собора напоминали густо увешанные серо-коричневыми украшениями маленькие рождественские ёлки. Рядом восьмилетний мальчуган кормил голубя из рук, взвизгивая от удовольствия, время от времени сжимая губы и морщась от боязни, что тот его клюнет.

У входа в собор висело объявление о запрещении использования фото-аппаратуры со вспышкой, но в соборе повсюду только и был виден вспыхивающий свет то здесь, то там - всем хотелось запечатлить кусочек истории и непоколебимую красоту на память. Я зажгла свечи за своих близких, надеясь, что в таком соборе это поможет сбыться задуманному. Постояла перед свечами... помолчала... задумалась... и пошла дальше по собору.

Туристов было много. Ожидаемое мною должное ощущение нахождения в таком знаменитом и значительном соборе было нарушено большим количеством людей и шумом. Я решила вернуться сюда еще раз - одна, чтобы неторопливо и без помех обойти его заново... Завтра... может, послезавтра. Так хотелось, чтобы это было в тишине и чтобы никого рядом не было... чтобы можно было почувствовать и ощутить паутинки невидимой глазом внутренней связи с собором... его близость, его присутствие... и не просто, как что-то временное и мимолётное, а основательное и внушительное... Но, к сожалению, это было невозможно... И мне пришлось довольствоваться тем, что было... и делить его со множеством других приходящих сюда посмотреть людей...

Я сдержала слово, данное самой себе, вернувшись в Нотр Дам на следущий день. На этот раз туристов было не так много, как до этого, чему я была очень рада. Мне даже не пришлось стоять в очереди... Я вернулась, потому что мне этого очень хотелось... И шла я сюда, как на тайное свидание - внутри всё прыгало от радости и предвкушения встречи - как на свидание с человеком, которого (как мне казалось) я знала очень давно.. с человеком, которым я восхищалась и которому удивлялась, но никогда не видела, не считая вчерашней встречи, казавшейся какой-то полуофициальной и слегка отдалённой. Наверное поэтому я чувствовала, что не была с ним достаточно искреннa и открытa... Как будто кто-то наблюдал за мной со стороны, не давая мне сблизиться с собором.

И вот теперь у меня появился шанс познакомиться с ним поближе, лучше узнать и, поскольку мы с ним скоро должны были расстаться, то запомнить его именно таким, каким он был, впуская его в своё сердце... Так было лучше для меня... В одиночку - всегда лучше. Ни к чему не обязывает и ты планируешь свой день так, как тебе хочется или как удобно.

Таким образом, стоя рядом с зажжёнными свечами или рассматривая очередную скульптуру и витражное окно, я могла помолчать сама с собой и задержаться в том уголке собора, в котором хотелось мне самой, не спеша ходить внутри собора, не беспокоясь о чьей-то реакции на мои эмоции и не думая о том, что задерживаю тех, с кем пришла сюда... Наконец-то, мы остались почти наедине - я и он, не считая посторонних глаз, конечно...

Снаружи стены базилики обильно украшены скульптурами. Замысел большинства из них - изобразить историю христианства. Значительная коллекция скульптур храма включает также двадцать восемь статуй галереи Королей Франции. На верхней площадке собора у подножия башен установлены статуи химер. Эти страшные средневековые существа наводят страх и производят жуткое впечатление.

Своды собора настолько высоки, что кажется, будто они уходят ввысь в бесконечность. Довольно тёмный внутри, Нотр Дам, в хорошую погоду при наличии солнца, позволяет солнечным лучам проникать внутрь через мозаику разноцветных оконных стёкл. Витражи храма - на редкость красочные и привлекательные. Каждый из них имеет сюжет - фрагменты жития святых, сцены из земной жизни Христа и Девы Марии, изображения библейских царей и апостолов...

Собранные из разных по форме и размеру цветных стёклышек, витражи Норт Дама - один лучше другого, красочнее, ярче, живописнее... Сколько таланта, терпения и времени требовалось от мастеров своего дела для того, чтобы создать хотя бы один из них! Сколько желания, усилий, умения и любви нужно было для того, чтобы реставрируя, сохранить эти витражи в первоначальном виде...

Собор Парижской Богоматери - еще и последнее пристанище Тернового Венца Христа, находящегося здесь уже на протяжении двух столетий... До посещения храма я об этом и не знала... Необыкновенный, удивительный собор! Мы были с ним наедине... и я об этом ничуть не жалею.

Уходя, на прощанье я провела рукой по одной из его дверeй. Двери в такой собор нужно было запомнить...

(продолжение следует)


Часть 1 здесь - http://proza.ru/2009/07/16/917
Часть 2 здесь - http://proza.ru/2009/07/19/281
Часть 4 здесь - http://proza.ru/2009/10/26/144
Часть 5 здесь - http://proza.ru/2010/03/05/421