Про моих любимых птичек

Любовь Розенфельд
               

      Балкон в моей квартире огорожен бетонной стенкой, она облицована  небольшой голубой плиточкой, похожей на мозаику, сверху балкон опоясывает довольно широкий карниз. Я кормлю там воробушков, я их хорошо знаю, и они меня почти не боятся. Одну часто прилетающую воробьиху я назвала Чикой. Ну, понятно почему, она так громко чикает, видимо, зовёт друзей поесть на моём карнизе. Когда в кормушке ничего нет, она просто вопит от нетерпения. А иногда там бывают скандалы и почти драки, кого-то воробьи оттесняют к самому краю карниза. Не пускают к кормушке.
      – Ну, Чика! Не волнуйся, – говорю я, – сейчас несу, несу, несу.
Я спешу с хлебными кусочками на балкон, а сын спрашивает:
     – Откуда ты знаешь, что это она, а не он?
     – Ну, вот ещё – вопрос, так вопрос. У птиц и у рыб мальчик всегда нарядней девочки. Воробей яркий с тёмным слюнявчиком на  грудке, а воробьиха – попроще, почти серенькая. И у рыбок в аквариуме, ты же видел: самцы красивые, у них длинные или извивающиеся хвосты, а у меченосцев хвост торчит шпагой или мечом, потому и меченосцами названы. А ведь у самок нет меча! Понял? Рыбки или птички-самочки всегда скромнее. Просто мальчики стараются понравиться девочкам.
     – Понял. А почему у людей – наоборот? Девочки и тётеньки красятся, мажутся, наряжаются, а мальчики и мужчины – какими родятся, такими и остаются?
      – А это уже происходит по другой причине. Бывает, что девочек или женщин больше, чем мальчиков или мужчин, вот женщины и стараются обратить на себя внимание, выглядеть красивее, чем на самом деле. Потом это стало традицией и нормой. Часто это плохо заканчивается. В природе – честнее. Короче, смотря, кто кого выбирает…
      Иногда на мой балкон прилетают не только воробьи. Как-то под вечер я заметила возню на карнизе. Было довольно холодно для наших широт. Как я люблю говорить: «Мы же почти в Африке живём!»
      Выхожу на балкон – вот так сюрприз – красивый небольшой попугай, зеленоватый, синеватый, где-то и белые пёрышки видны, а грудка ярко-оранжевая. Сидит, бедный, нахохлился. Холодно. Ветер дует с моря. Видела, как он поклевал из Чикиной кормушки хлебных крошек. Потом устроился в листьях, спать собрался, опустил клюв на грудку и стал почти шариком. Что делать? Побежала я к приятельнице, у неё осталась клетка от предыдущих жильцов – попугаев. Я ей описала своего квартиранта, а она говорит, что это Неразлучник, ему положено жить с подругой, он сам не сможет жить, только вдвоём с самочкой. Ладно, если смогу уговорить его сесть в клеточку, то завтра отнесёшь его в зоомагазин.
     – Ой, я себе его хочу, но нужно ему пару покупать, а у меня нет денег сейчас…
     – Поставила я клетку на карниз, но Кеша, как я почему-то назвала Неразлучника, туда даже не смотрел. Спать пора… Написала я записку сыну, что вот так и так, попугай на балконе замерзает, а клетку я принесла. Ночью мы открыли балконную дверь, Кеша влетел в комнату. С трудом сын его поймал и  усадил в клетку. Утром я отнесла Кешу к приятельнице, хозяйке клетки. Сын ворчал, он  вдруг тоже захотел оставить Кешу дома.
       Закончилось тем, что подруге дали за Кешу в магазине двух волнистых попугайчиков, они там теперь разговаривают. «Миша дурак», «Спать хочу» и что-то ещё говорят.
      А ещё со стороны улицы есть у меня не подоконник, а скорее – заоконник. Как-то туда прилетели три птицы, я была в комнате, и успела хорошо их рассмотреть. Окно было закрыто, все три птицы явно вытянулись, чтобы заглянуть внутрь комнаты. У них интересные глазки, чёрный глазок красиво косо обведен золотистой каймой.  Для устрашения хищников? Вот, мол, какие у меня большие золотые глаза? Ох, не знаю. Только эти птицы прекрасно поют, я не раз видела их на улице. Они любят ходить по травке, что-то выискивать, а поют прекрасно. Сидят обычно на верхушке столба или дерева и заливаются. Воистину – золотое горлышко!
       А недавно я пришла домой, когда уже темнело. На карнизе увидела птицу, думала, что голубь. Раскрыла балкон и взмахнула рукой в сторону птицы: «Ну, чего тебе?» Нет, это не голубь! Птица намного крупнее, белая, а хвост чёрный, она повернула голову в мою сторону, но и не думала улетать или пугаться. Смотрю, клюв-то у неё крючком! Опять оставила записку сыну.  «Там у нас на балконе большая птица, ты её не пугай и не прогоняй!» Вышла, когда сын явился: «А где птица?» «Улетела». «С чего бы это вдруг? Ночь ведь…»
     Утром смотрю, хлебные крошки лежат. «Ага, – думаю, – значит, ты попытался её кормить и испугал!». Спросила потом, как было дело.
     – Ну, хотел покормить, она меня не боялась, она смотрела на меня. Кажется, она раньше людей не видела. Пересела в твои цветы, а потом снялась и улетела… Сосед по моему описанию решил, что прилетал ко мне сокол. А мне кажется, что для сокола птица толстовата.
      Недавно видела  за окном в доме у подруги маленькую птичку колибри. Маленькая, серая с белым птичка, довольно скромная. Прилетала затем, чтобы отрывать клювиком, тонким, длинным  и загнутым кусочки целлофанового кулька. Дважды прилетала, оторвёт кусочек побольше и улетает. Может быть, ей для гнёздышка нужно, чтобы не промокало, когда дождь? Хотя, дождей скоро совсем не будет, всё лето будет сухо. Но знает ли об этом она?  А раньше мне приходилось видеть в кустах тонко поющих колибри почти чёрного цвета с зелёным металлическим отливом. Они совсем малюсенькие и голосистые.
     А теперь придётся извиняться, потому что эти птички в наших широтах вовсе не колибри, хотя очень похожи на них, это – нектарница. Теперь я это точно разузнала… А семейство с колибри одно, родственники, короче.
       Уже вовсю разгуливают трясогузки, бегом, бегом от дерева к дереву, взлетают нечасто, тонко и звонко вскрикивают. Прилетели удоды, копаются под деревьями сикоморами, ищут своих любимых насекомых, подпускают довольно близко, но если их что-то беспокоит, раскрывают, как веер, свой ирокез. Красивые, пёстренькие. Оказывается, они из семейства дятлов. Клюв у них «дятловский», длинный и твёрдый.
       Что касается голубей, тут есть и обычные, домашние голуби, и дикие, очень красивые с розовато-лиловым оттенком, бывают даже с полосатой лиловой грудкой. Они меньше домашних. Гулят хорошо. Если там, где я раньше жила, какой-то из голубей любил выкрикивать: «КукушкУ», «КукушкУ» с ударением на последнем «у», то здесь грамотный голубь частенько кричит правильно: «Кукушку, Кукушку». Далась им эта кукушка!
     А ещё тут спокойно разгуливают белые птицы, похожие на маленьких цапелек, у них длинная шейка, похожая на прописную русскую букву «г», длинные ноги, они очень красиво выглядят, когда гордо вышагивают по изумрудно-зелёной траве газона, не обращая никакого внимания на множество машин, которые проносятся мимо. Но, как оказалось, они очень любят сопровождать стадо овец. Очевидно, в густой шерсти овец находится для них пожива, а овцы в свою очередь довольны, что птицы  избавляют их от насекомых. Так идёт большое стадо овец через кусты, заросли кактусов, лиан, идут и бекают – большие овцы басом, а маленькие, как звоночки, бегают блеют, скачут, а вместе с ними белые птицы. Говорят, это – ибисы, но я не уверена. Птицы часто садятся на спину овцам, едут верхом. И перелетают с одной спины на другую…
      А недавно я видела в Киеве возле лужицы очень красивую птицу, чёрную, но с переливающимися зелёным золотом крыльями, там, на крылышках  были зелёно-золотые кружочки, какие-то радужки. Я довольно долго смотрела на птицу и думала, как же её зовут. А потом в иллюстрированном справочнике  увидела её портрет и тут же вспомнила свою знакомую из весенней лужицы. Да, это же  скворушка при ближайшем рассмотрении  оказался таким красивым!