Илья фон Муромец

Алексей Котов 2
(размышлизмы а ля Майкл Задорнофф)

Сейчас модно искать и находить отличия русской культуры от невыразительной среднеевропейской. Но, может быть, разница действительно существует, просто ее следует искать дальше и глубже? Например, чем отличается Илья Муромец от своего немецкого коллеги и современника Зигфрида?
1) Что сразу бросается в глаза, Илья Муромец никогда не купался в крови убитого им дракона. Грех православному поганиться. Попробуйте представить строки былины, где Илюшенька плескается в, мягко говоря, не совсем чистой луже возле тела поверженного врага… Да такое и в страшном сне не приснится не то что историку, но даже безмозглому тинэйджеру с интеллектом жвачки!
2) О материальном. В отличии от Зигфрида, Илья Муромец никогда не находил груду золота. Врагов, было дело, шастая по чисту полюшку, искал и находил, но вот к золоту у былинного богатыря отношение высокомерно-презрительное.
3) О происхождении. Зигфрид, само собой разумеется, сын короля. Правда, до поры и времени он не знал об этом. Его воспитал кузнец, который нашел лукошко с младенцем в реке. А вот русский Илья — сын крестьянина. И ни былина, ни история не стесняется его происхождения. Короче говоря, Илья  «академиев»-университетов не кончал, но вы нигде и никогда не найдете упоминания о том, что русскому богатырю в каком-то деле ума  или воспитания не хватило. В общем, что природа дала, то даже при желании не уменьшишь.
4) Профессия. Уже ясно, что с детства  Зигфрид хорошо усвоил уроки кузнечного дела. Казалось бы это не плохо, но… Если взять любой, даже довольно беглый учебник истории, вдруг выясняется, что кузнечное дело в те далекие времена считалось самым что ни на есть колдовским занятием. Кузнецы вызывали духов, читали заклятия и т.д. Это, может быть, и не так страшно, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, но судьба малого дитяти возле колдуна как-то поневоле вызывает опасения. А что Илья?.. Ну, тот тридцать три года на печке сидел. Казалось бы, ну и что за профессию он там себе высидел? Но удивительно!.. Как только Илья получает от «калик-прехожих» силушку богатырскую, он не только знает, кем он будет, но и тут же становится богатырем!..
5) Уже в качестве заметки к предыдущему пункту. Зигфрид родился богатырем, Илье — дали силушку. Могли бы больше дать, но, судя по всему, уже тогда действовал договор о стратегическом ограничении силушки богатырской.
6) Отношения с женщинами. Зигфрида трудно упрекнуть в том, что он влюбился в полусумасшедшую красотку-викинга. Как говорится, сердцу не прикажешь… Хотя, там что, в Бургундии, нормальных девах не было?! Что же касается Ильи, то его упрекнуть не в чем. Только один раз былина упоминает о том, что —  нет, не Илья! — а Алеша Попович увел у своего друга жену. За это былина не только «ставит Алешу на вид», но и, судя по всему, едва ли не лишает богатырского партбилета.
7) Конец эпоса. Загфрид умер от удара в спину  со стороны завистников и заговорщиков, Илья — от удара копьем в грудь в битве при реке Калка, после которой «не было больше на Руси богатырей».
8) Завершая сравнение, хочется сказать, что, увы, Илья Муромец не был лишен недостатков. Если немецкий эпос описывает похождения Зигфрида до, во время и после богатырского пира — ну там, разговоры, интриги и т.д., то о том, что бывало с Илюшенькой ПОСЛЕ княжеских пиров, былины умалчивают. Ну, мол, выпили люди, ну и что?.. Так что ни в одной строчке русского эпоса вы не найдете «… а после пира уложили Ильшеньку да поперек добра коня».