На обломках

Соловьев Мо Хара
Российским пионерам
в области Реликтового излучения
Посвящается…




«Империя рушится вместе со смертью императора…». Человек сидящий в полутемной комнате медленно переворачивал в голове, эту выскочившую неизвестно из какого уголка сознания фразу.
«А была ли она империя? Ведь явного императора не было никогда… так себе… Преемственность поколений…»
Эта мысль вдруг вызвала ассоциацию эстафеты, или проигранного соревнования… Причем не только личном зачете, но и в командном.
«Эстафета… Пожалуй да, вот только теперь ее и передать некому»
Мужчина пошевелил ногой остатки разобранных на блоки испытательных стендов валяющихся на полу вперемешку с различными приборами.
«Да пожалуй, и незачем передавать… Упущенного не наверстаешь… Американцы теперь будут впереди… У них и так полная поддержка от государства и свобода действий…»
Нахлынули воспоминания. Марафон длиною в десятилетия был закончен. Причем проиграли не бегуны. Просто в процессе соревнования оказалось, что это никому не нужно. Предательски тихо ушли с трибун все «руководители команды» ничего не сказав еще продолжающим бежать спортменам. А финиш то был уже рядом. Рукой подать…
Действительно — как все началось, так и закончилось…
Первый автор теории, русский ученый названный в беспокойном 1934 году «невозвращенцем» умер в США в 1968 году. Восстановлен в звании члена-корреспондента АН СССР посмертно аж в 1990-м.
В-пятидесятых аспирант Пулковской обсерватории обнаружил космический фон, имеющий температуру и независящий от направления на небе.
Следом американские радиофизики в 1965-м поймали необъяснимый сигнал с неизменной от направлений интенсивностью. Итогом стала Нобелевка через 13 лет.
На старт исследований непосредственно в космосе две «империи» вышли параллельно. Необходимость такой программы обуславливалась слабостью сигнала и помехами в земной атмосфере.
Наклонившись, мужчина взял в руки демонтированный прибор.
Параметрический усилитель… именно в его лаборатории и был создан этот образец, настолько устойчивый в работе.
Завспоминал: — «Какая команда была… азарт в работе… Идеи… Принцип неземной обсерватории расположенной на спутнике… Использование Вечного холода Космоса, как естественного и бесплатного холодильника… Гениально…»
Вот только все время мешались тогда под ногами службисты от КГБ. Везде нос свой совали… напоминали о необходимости обогнать Американцев.
«Куда интересно вы все пропали, когда империи не стало? В каком углу, Вы теперь? Чем занимаетесь и на что нацелены? Где все громкие слова и популизм… Конъюктура рынка… А как гордо Вы нам сообщали о режиме секретности при получении первых результатов. Какие очередные Ваши бумаги и инструкции мы подписывали всем коллективом лаборатории…»
— Где Вы все теперь? Почему Вас нет рядом сейчас. Когда Вы по настоящему нужны? — Проговорив тираду вслух, мужчина бросил в общую кучу бесполезный теперь прибор, который держал в руках.
— Вот они все секреты и вся жизнь наша! — закричал  он в сердцах… — Пятнадцать лет в никуда! Пятнадцать! Кому мы теперь нужны? Кому?
Ответить ему не мог никто. За окном готовилась ко сну Москва. Неясно шумели автомобили. Граждане столицы занимались каждый своими делами, а жизнь продолжалась…
«Сколько копий сломано… В 60-м году Американский самолет разведчик сбили… Холодная война… Сейчас то известно, что они просто уточняли так называемую дипольную составляющую излучения… А первый прибор запустили все-таки мы… В 83-м… Правильная ставка была на спутник, а не на челнок… Американцы то на этом проиграли в то время, а потом катастрофа «Челленджера» в 1986-м вообще отбросила всю их программу на 89-й год. И с орбитой мы все правильно рассчитали — эллиптическая, с апогеем около семисот тысяч километров. Аппарат улетал за Луну исключая ее влияние и влияние Земли. Ничего не мешало наблюдениям! Ничего! Фантастика!»
Американский запуск в1989 был, конечно, хорош и результаты на более выверенных приборах тоже впечатляли. Большая часть пераметров добытых русским спутником была подтверждена! И все это время коллектив не дремал. Готовили то самое оборудование для второго запуска, что сейчас лежит демонтированное под ногами.
Страна уже полным ходом поворачивала на капиталистические рельсы, а в лаборатории, будто время остановилось. Вот только признаки надвигающейся действительности были не из приятных. Финансирование уменьшалось.
Масла подливали «новые русские», в частности бывший куратор из КГБ составлявший в свое время секретные писульки.
Теперь он торговал вместе с Питерской командой редкоземельными металлами выезжая по старым каналам за рубеж и вовсю использовал налаженные за период СССР связи. Про необходимость обгонять американцев он уже не говорил, а только вел переговоры с ведущим программистом об уходе в их структуру…
«Вот так… с высот идеологии, да под лавку конторщика…» — перефразировал мысленно классика мужчина. Грустно улыбнулся. Посмотрел на часы. Перевалило уже за полночь. История длинною почти в полвека заканчивалась. По крайней мере, для Российской стороны.
Завтра остатки оборудования для второго спутника будут погружены и вывезены на свалку. На обочину окончательно выброшен коллектив специалистов, который к нарезанию финансового пирога уже опоздал. Как никак 1996-й год.
Помещение лаборатории через несколько дней займет фирма торгующая парфюмерией. Нас очередной раз победили…
Сначала в 1993 году американцы опубликовали серию статей где, сравнивая данные, подвергли серьезному сомнению российскую сторону. Потом в течение двух лет они планомерно убрали всю информацию о русском спутнике даже из исторических обзоров. Будто и не были они никогда… первыми…
Логически цепочка завершилась в 1995-м.
Тогда судьба опять свела с бывшим куратором от КГБ. Он выходил из кабинета, за дверями которого прозвучал приговор:
— Финансирование прекращено…
Поздоровавшись "куратор" в глаза, не смотрел.
После того и ощутила себя вся команда покинутыми и преданными. Пятнадцать лет было потрачено впустую…
Хотя нет.
Пионерами все-таки были они…
Вот только тесновато стало на земле…
Не напасешься премий имени убийцы миллионов людей - Нобеля…
Почему и такие игры закулисные…
И продажа идей как пирожков с лотка…

Справка:

В 2006 году, Нобелевская премия по физике будет присуждена двум американским ученым за “открытие планковской формы спектра космического фонового излучения и анизотропии космического фонового излучения — (Реликтовое излучение)”.


Михаил Соловьев
г. Иркутск 2009 г.
   месяц июль