Николай Сорокин Мы все из Вишневого сада

Анна Петросян
Во время гастролей в Сочи Ростовского академического театра драмы им. Максима Горького удалось пообщаться с его художественным руководителем. Народный артист России Николай Евгеньевич Сорокин рассказал много любопытного о том, чем живет современный храм Мельпомены
- В ваш город с гастролями мы приезжали в последний раз сравнительно недавно – в феврале 2009 года. Все прошло довольно удачно. И вот мы снова в Сочи. Привезли пять постановок, которых еще у вас не показывали. Самая масштабная из них – трагикомедия по пьесе Горина «Шут Балакирев». Думаю, эта постановка войдет в десятку долгожителей Ростовского театра драмы. Среди привезенных спектаклей – премьера, которую в Ростове мы еще не показывали. Это комедия С. Лобозерова «Миллион в авоське».
По правде сказать, гастроли летом в Сочи – для нас большая радость, так как в Ростове сейчас жара. Были до вас в Воронеже, там попрохладнее, и театр сразу ожил. А у вас можно и работать, и отдыхать.
В Сочи мы привезли в основном комедии. Репертуар же театра довольно разнообразен. В Ростове с большим успехом сейчас идут спектакли «Белая гвардия», «Горе от ума», «Ревизор». Репетируем «Вишневый сад», болгарский режиссер ставит «Ромео и Джульетту». Театр живет насыщенной творческой жизнью. Это предваряя вопросы о кризисе. Просто нужно работать, постоянно. И тогда никакой кризис не страшен. А люди в театр ходить не перестанут. Все мы стремимся создавать для них атмосферу праздника. Я не люблю чернушных пьес. И поэтому в последнее время редко предоставляю сцену нашего театра для антреприз. Кто знает, что привезут. Двери открыты только для полномасштабных гастролей различных театров. Сколько гостям нужно дней, на столько и предоставляю театр. Стараюсь идти навстречу, гастроли гостей у нас проходят на льготных условиях.
Возвращаясь к теме антреприз. Театральное искусство ведь не терпит скороспелости, все изъяны тут же становятся очевидными. А вот если спектакль сцеплен, если проложены рельсы актерских переживаний, такая постановка будет жить долго. В таких работах всегда есть своя неповторимая атмосфера, которая ощутима и значима.
- Вы высоко цените роль театра в жизни людей, это показательно. Но что дает современный театр современному зрителю?
- Главное – помнить: театр – это праздник. Не мной это придумано.  Так сказал еще Аристотель. Хотя наша жизнь, безусловно, - не сплошной праздник и смех. Вы поймете это, посмотрев привезенные спектакли.
Говорил, говорю и буду говорить: только тот город может называться городом, в котором есть свой театр. Театр – своего рода институт нравственности: он объединяет актеров, художников, скульпторов, музыкантов, композиторов, то есть людей мыслящих, неординарных.
Даже если у вас нет своей труппы, чем бы был Сочи без Зимнего театра? Помню, какое сильное эмоциональное воздействие на меня произвел спектакль «Квартет» с Кириллом Лавровым и Олегом Басилашвили, который я впервые увидел на сцене Зимнего театра.
Ехали мы на гастроли в Сочи без страха, не было такого – «пройдем - не пройдем». Дело в том, что деньги у нас остались про запас. В апреле-мае мы ставили «Ревизора». И он прошел шесть раз при полнейших аншлагах. Приятно, что в год юбилея Гоголя люди с таким интересом пошли смотреть постановку по его произведению.
Люди идут в театр за светлым, добрым. Еще 2000 лет назад было сказано о смысле театра – развлекая, поучай. Вот это мы и пытаемся делать.  Когда у вас в руках пульт от телевизора, вы вольны переключить на другой канал, если вам стало скучно. В театре же так не переключишь. Вот наша задача в том и заключается, чтобы с начала и до конца захватить внимание зрителя. Одно удручает: молодежь нынешняя в большинстве своем читает мало классики. Они не знают сюжетов даже самых известных произведений. И как приятно смотреть на молодых зрителей, когда мы играем «Горе от ума». Они все впитывают с большим любопытством. Сопереживают героям.
- Что скажете о Зимнем театре с точки зрения удобства-неудобства расположения сцены, акустики, освещения, вообще о театре в целом?
- Большое удовольствие играть в вашем театре: сейчас он один из лучших в России. Во многих ведь ремонт еще и не начинался.
Кстати, очень порадовали и приятно удивили рецензии на наши спектакли, которые мы привозили в Сочи зимой. В Ростове нет театральных критиков, к сожалению, и мы не всегда можем четко понять, как принял ту или иную работу зритель, что нового открыли для себя люди. Наши авторы пишут о своих актерах-любимцах, и только. А вот подробного анализа постановок не бывает.
Пусть вас не пугает то, что «Шут Балакирев» идет почти три часа. Спектакль смотрится на одном дыхании, потом сами скажете. Может быть, когда-нибудь привезем к вам нашу самую масштабную постановку – «Дело Карамазовых» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».
- Есть волнение перед началом гастролей на курорте? В Сочи ведь зритель искушенный.
- Но ведь такое волнение естественно для актеров, независимо от города. Жители Волгограда, Ростова, Сочи – похожего южного темперамента, и мы друг друга хорошо понимаем. Вот в Воронеже уже немного другой зритель, более сдержанный. 
- Вы смотрите телевизор?
- Редко. В основном новости. Телевидение сейчас безобразное. Кроме канала «Дискавери» и информационных выпусков и то не везде смотреть нечего. Это же дебилизация страны. Все в основном сосредоточено на развлечении зрителя. Но развлечение это низкопробное, кроме шуток ниже пояса, там ничего нет. Недавно в Ростове выступал Роман Карцев. Вспоминали Аркадия Райкина. Какой это был чудесный человек, какой артист! Какой тонкий юмор. После такого я не могу смотреть то, что показывают сейчас.
Грустно, что дети сейчас хотят быть похожими на героизированных бандитов из сериалов, а не на тех, кто борется с бандитами.
Дурить-то можно сколько угодно, да только душа человеческая хочет глубокого, серьезного.
- Говорят, последний год был очень непростым для многих театров. Что интересного происходило в жизни Ростовского театра драмы?
- Если вспоминать события последнего года, то одним из самых ярких моментов было ответное турне Ростовского театра драмы в Болгарию в мае.  Это было очень ответственно. Событие приурочено к празднованию 45-летия дружбы Плевена и Ростова. Мы показывали спектакль по произведению Чехова «Невидимые миру слезы», болгарскую пьесу и «Семейный портрет».
Сейчас идет большая подготовка к чеховскому юбилею. А через три года у нашего театра – юбилей. К нему мы начинаем готовиться уже сейчас. Театру исполняется 150 лет. Ростовский академический театра драмы имени Максима Горького входит в Гильдию старейших театров России (театры, которым более ста лет). Всего их двенадцать. Думаем над программой: какие будем ставить спектакли, что из старого восстанавливать. Обратимся к лучшим постановкам театра за последние 150 лет. Театр начался с «Ревизора», его мы уже поставили. Когда-то в Ростовском театре шел легендарный спектакль «Маскарад». Неоднократно на сцене был «Вишневый сад».
У меня часто спрашивают, как выживает театр в сложные времена. Понимаете, мы ведь государственное учреждение, на автономную систему пока не переходили. Это значит, что получаем дотации, которые идут на зарплаты, так же это и постановочные средства. Но их дают далеко не на все спектакли. За последний год мы выпустили три спектакля, на которые не было дано ни рубля. Тратили то, что театр заработал сам. Все ведь взаимосвязано: одни спектакли принесли доход, начинаем на эти деньги готовить новые постановки. Вот сейчас активно готовим «Ромео и Джульетту»: шьются костюмы, изготавливаются декорации. В двадцатых числах сентября приедет из Болгарии режиссер работать над постановкой дальше. На собственные деньги взяли в лизинг фуру. Которая привезла в Сочи декорации. Губернатор выделил нам автобус, на нем мы и приехали к вам. В сентябре поедем на театральный фестиваль в Одессу, повезем «Ревизора», потом в Новочеркасск.
Если получится, привезем к вам осенью Чехова на фестиваль. Ведь мы все из «Вишневого сада», - люди, у которых нет счетов в заграничных банках, яхт и прочего. Хотя, безусловно, многие мечтают иметь квартиру, например, и здесь, и в Париже.
В нашем театре три сцены: большая, малая и экспериментальная. Большая рассчитана на тысячу зрителей, малая на 350, а экспериментальная на 80. И на каждой идут спектакли. Я не хвалюсь ах, как у нас все хорошо. В любой работе есть и трудности, и проблемы. Это нормально. Не помню, кто это сказал, может, Джеферсон, но эти слова мне очень импонируют: «Люди верят в удачу. Я тоже верю в удачу. Но я становлюсь все более удачлив от того, что больше работаю». Наш театр выпускает 8-9 премьер на трех сценах в год.