Не шутите при прохождении погранконтроля!

Виктор Ершов
       Директор нашего  института Дмитрий Юрьевич Ковалевский, с которым я  в качестве эксперта вылетал в составе весьма представительной делегации в Германию, был удивительно вежливый и интеллигентный человек. Понимаю, что глупо так говорить, но чересчур вежливый!  Входя в любое помещение, в котором находился хотя бы один человек, он  “вешал”  на лицо настоящую голливудскую улыбку и почтенно раскланивался .Всем незнакомым секретаршам целовал ручки, а для знакомых обязательно припасал либо букетик цветов, либо шоколадку.Вежливость, конечно, не порок, а скорее недостаток воспитания нынешнего поколения, но, когда  вежливость  бьет через край и на каждом шагу, то для нынешнего бесбашенного общества она смотрится консервативно и очень приторно.Ну так и тянет подшутить. По доброму.Без издевки.

И вот в Шереметьево-2 в очереди на пограничный паспортный контроль мы стоим в самом хвосте нашей делегации. До вылета самолета было еще около  часа, настроение отличное – через  три-четыре часа нас ждет Берлин! Кто-то обсуждает деловые вопросы, а мы с ним балагурим, вспоминая забавные случай наших прошлых путешествий. А таких было очень много за десяток лет нашей совместной работы и аналогичной этой поездок..

Наконец мы  перед окошком погранконтроля. Не по возрасту строгий сержант, который нам, разгоряченным прибаутками, кажется машиной для штампования документов, берет паспорт моего коллеги. Чересчур серьезный сверлящий взгляд его откуда-то снизу   из-за стекла на какой-то миг делает нас серьезными. Долгий и пристальный из-за стекла снизу. Безмолвный. И какая-то неловкая пауза. И тут наш Дмитрий Юрьевич просто расплывается в своей обаятельной улыбке, которая всегда неотразимо действовала на женский пол. Но сержант не отводит от него немигающего  ока.
-Снимите, пожалуйста, шляпу.
 Мой интеллигент делает свою улыбку еще более обаятельно-широкой, снимает в поклоне шляпу. Глядя со стороны, я образно представил , что это он демонстрирует для контроля не фейс, а макушку своей головы. Меня внутренне улыбнуло  от такой мысли, и, подготовленная уже строгость настроя, окончательно покинула меня. А Дмитрий Юрьевич, опять же, с обворожительной  улыбкой и полной готовностью выполнить любое указание строгого пограничника  вопрошает:
-Может быть мне нужно очки снять?
-Не требуется. Вы на  фото в очках, - отчеканил механический голос служивого.
Еще веселее стало мне от такого усердия и суровой не по годам серьезности молодого пограничника.. И тут я перебрал. Пошутил, но видно перебрал с юмором. Я сказал, подтрунивая конечно же не над серьезным сержантом, который был “при исполнении”,а над своим добродушным коллегой, который в своем усердной вежливости, казалось, и наизнанку мог вывернуться.
-Дмитрий Юрьевич! А Вы ему еще хобот покажите!-сказал я, да видно очень громогласно и весело.

Здесь следует отступить от основной канвы событий и дать некоторые пояснения. В то время был в ходу анекдот про Хазанова из “Калинарного техникума”. Приходит он на экзамен для поступления в театральное училище. Комиссия спрашивает:
-Вы можете в кого- нибудь перевоплотиться и кого-нибудь нам показать?
Хазанов скромно (представьте его скромного и застенчивого):
-А можно я Вам слона покажу?
-Пожалуйста, будьте добры.
Хазанов встает в позу, потом выворачивает один карман, расправляя его во всю длину. Потом таким же образом второй и говорит скромным голоском выпускника "калинарного техникума":
-Это у слона уши!
Комиссия безмолвствует и еще слона еще явно не видит.(Или, как говорят, ссылаясь на Станиславского - "Не верю!")
 Хазанов это прекрасно понимает и, опять же, смущенно спрашивает, уже расстегивая ширинку:
-А что, Вам и хобот нужно показывать?

Такой вот ходил анекдот. И кто бы мог подумать, что серьезный сержант, оторванный от беспечной гражданской жизни и замурованный в своей стеклянной будке, тоже его знает. Итак, я произнес:
-Дмитрий Юрьевич! А Вы ему еще хобот покажите!

Серьезный взгляд пограничника не дрогнул, турникет открылся, а  Д.Ю. только сокрушенно успел махнуть в мой адрес: "Шутник! Что с тобой поделаешь, горбатого, мол, могила исправит".Таким многозначительным был его жест!

И вот в руках сержанта уже мой документ. Не видно, но чувствуется, что он его листает. Механически долго смотрит на меня, потом опускает взор "долу", потом опять сверлит меня. Я уже стою весь серьезный. Неожиданно он откладываем мой паспорт  и через амбразуру мне:
-Попрошу Вас отойти в сторону!
И берет паспорт следующего.Я даже не врубился – как это в сторону, когда я уже ххотел через турникет проходить?. Но потом сообразил, что  меня не пропускают...Через границу меня не пропускают.Прощай командировка, прощай Берлин. Ё-моё, не говоря крепче!
Бедный Дмитрий Юрьевич! Как он переживал, наблюдая всю эту сцену, и, прекрасно понимая, что это мне за “хобот”.
-Ну, что, дошутился! Вечно ты со своими прибаутками.
А в это время уже объявили посадку на наш рейс, вся делегация ждала только меня.
Видя мое метание и нервное напряжение, прекрасно понимая мое положение, серьезный пограничник подливает масла :
-Ждите поспокойнее! С Вами будут разбираться.
И, похоже, давит на какую-то кнопку.
В таком состоянии продержал он меня перед турникетом минут десять. Уже повторно объявили посадку на наш рейс. Наша делегация уже ушла, только бедняга Д.Ю.. ожидает меня по ту строну границы.

Наконец в будке сержанта появился лейтенант, который долго переговаривался с ним, периодически бросая взгляды в мою сторону. Не думаю, что он слушал пересказ моего анекдота.
И как раз в это самое время вдоль стоек движется пограничный подполковник. Я узнаю в нем своего однокурсника по Московскому пограничному училищу, с которым я проучился полтора года. Он успешно окончил училище и уже полтора десятка лет служит в Шереметьево. Узнал и он меня.
-Привет! Пройдешь контроль - поговорим, если у тебя есть время.
-Так меня твои коллеги не пропускают!
        -?
Он вошел в будку и буквально несколько минут выслушивал объяснения сержанта. Потом вышел лейтенант с моим загранпаспортом,а сержант сердито открыл мне турникет.
Тут уже лейтенант начал извиняющимся тоном оправдываться передо мною:
-Вы понимаете, этот контролер у нас новичок. Он еще всего боится. Ему показалось, что на Вашем паспорте на фото смещена печать – имеется разрыв. Это вполне естественно, ведь фотография немного выступает.Извините и желаем Вам счастливого пути!
Мой подполковник  только ухмыльнулся – видишь какие у нас проблемы возникают?
Не стал уж я им объяснять, что  не в неопытности контролера дело, а в анекдоте. А парень, видно, попал самолюбивый.

Через три часа мы уже Шёнефельде. Немецкий пограничник листанул быстренько мой аусвайс, так же быстренько тюкнул по нему своим молотком с печатью:
-Bitte!  И открыл турникет.
-Danke sehr! -я ему в ответ, и -Auf baldiges wiedersehen! "Мол, до скорого свидания. Командировка то всего на 5 дней."
-Что ты ему сказал, -вновь забеспокоился  Д.Ю.., -  опять какие-нибудь шуточки.Здесь это тебе так просто не сойдет.Мы не у себя дома!
-Конечно, как же шуточек! Я ему сказал – Привет с Лубянки!
Ну что можно было на это ответить, только опять рукой махнуть.

Пять дней пролетели быстро. Днем заседания, вечером - успеть по магазинам пробежать: ведь командировочные и свои родные обменные 100р. нужно было потратить
Мы снова в Шёнефельде. Немец привычно и быстро стучит молотко-печатью по моему айсвайсу.

“Наш полет прошел успешно. Мы приземлились в аэропорту Шереметьево-2” - объявила аэрофлотовская дива. Хороша была! Недаром, когда мы размещались в креслах, один из нашей делегации спросил меня:
- Ты где предпочитаешь сидеть: у окна, чтобы на землю смотреть, или с краю – стюардессам ножки разглядывать? Где я сел не помню, но мы уже в Шереметьево.

Такой милый взору ряд будок паспортного контроля с привычными большими змейками очередей к каждой. Я уже заранее дал себе зарок, в таких местах обойтись без шуток.
И снова мой паспорт пред зорким взглядом пограничного контролера. Стандартный, на первый взгляд вопрос:
-С каким рейсом Вы прилетели?
-SU из Берлина!
На лице пограничника недоумение:
-А как Вы туда попали?
“Глупый вопрос,”- думаю, -”теперь видно пограничник попался шутник!”
-Как попал? Самолетом, разумеется!
-Когда Вы вылетали?
Называю дату.
И вдруг погранец говорит мне:
-Дело в том, что по вашему документу Вы все это время находились в СССР и в Германию  последние полгода не вылетали!
-?
-Да! У Вас отсутствует штамп о пересечении границы СССР в указываемое Вами время..

Предотлетная шутка, кажется, начинает иметь последствия.. Я уж не знаю, то ли это была месть того сурового сержанта, то ли они так пересуетились тогда, что забыли проштамповать мне пересечение границы.
Особых проблем восстановления истины не было – подняли списки того рейса, изучили документацию, очередной раз извинились...И тут обрисовалась одна новая маленькая и чисто техническая проблема – как штемпелем сегодняшнего дня проштамповать день отлета. Умудрились штампануть так, что собственно день отбытия оказался смазанным. Таким вот путем и впустили меня в СССР.
Вот к чему может привести безобидная шутка в неположенном месте.